СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест по обществознанию в форме ЕГЭ по разделу:"Социология".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест по обществознанию в форме ЕГЭ по разделу:"Социология".

Просмотр содержимого документа
«Тест по обществознанию в форме ЕГЭ по разделу:"Социология".»

ЕГЭ ПО ТЕМЕ: «СОЦИОЛОГИЯ»

А 1. В США 12 % богатейших семей владеют 62 % общего количества промышленных акций. Этот пример проявления:

  1. социальной мобильности

  2. социальной стабильности

  3. социального кризиса

  4. социального неравенства


А 2. Распад империй и образование национальных государств – это проявление:

  1. межнациональной интеграции

  2. национальной дифференциации

  3. социальной интеграции

  4. имущественной дифференциации


А 3. Какой статус относят к предписанному?

  1. водитель

  2. студент

  3. мужчина

  4. депутат


А 4. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Горизонтальной мобильностью называют перемещения индивидов и социальных групп без изменения их социального статуса.

Б. Одним из видов социальной мобильности является миграция.

1. верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны


А 5. Музыкант получил почётное звание «Народный артист России». Другим примером официального признания творчества артиста может служить:

  1. всенародная слава

  2. сооружение памятника

  3. бурные аплодисменты

  4. всеобщее уважение


А 6. Традиционная (патриархальная) семья, в отличие от демократической (партнёрской), характеризуется:

  1. справедливым распределением домашних обязанностей

  2. совместным обсуждением проблем

  3. совместным проживанием как минимум трёх поколений

  4. общим бытом и традициями


А 7. Какой статус относится к предписанному?

  1. женщина

  2. жена

  3. мать

  4. тёща


А 8. Социальная стратификация, основанная на размере дохода, - это:

  1. экономическая стратификация

  2. профессиональная

  3. политическая

  4. демографическая


А 9. За добросовестный многолетний труд гражданин Т. Был награждён орденом. К числу других формальных позитивных санкций относится (-сятся):

  1. вручение грамоты

  2. комплименты

  3. аплодисменты

  4. слава


А 10. Семья любого типа характеризуется:

  1. совместным проживанием минимум трёх поколений

  2. главенствующим положением женщины

  3. влиянием на формирование личности ребёнка

  4. возложением домашних обязанностей на женщину


А 11. Какая общность имеет следующие признаки: единый язык, общую историческую память, традиции, обычаи?

  1. профессиональная

  2. этносоциальная

  3. демографическая

  4. территориальная


А 12. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Все социальные нормы возникают и действуют только в малых группах.

Б. Традиции и обычаи станут социальными нормами при условии, что будут записаны.

1. верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны


А 13. Князь Олег подписал торговый договор с Византией. В этом историческом факте проявилась (-лось) его:

  1. социальная мобильность

  2. социальная роль

  3. социальное происхождение

  4. социальная адаптация


А 14. Социальное неравенство всегда выражается в:

  1. изменении социального статуса человека

  2. разном доступе к социальным благам

  3. многообразии социальных норм

  4. формах конкурентной борьбы


А 15. К числу формальных санкций относится:

  1. всенародная слава

  2. всеобщий почёт

  3. награждение грамотой

  4. доброжелательное расположение


А 16. Семья, в отличие от других социальных групп, характеризуется:

  1. повседневным взаимодействием

  2. кровнородственными отношениями

  3. устойчивыми связями

  4. общими традициями


А 17. По какому признаку выделены общности: род, племя, народность?

  1. демографическому

  2. этническому

  3. территориальному

  4. классовому


А 18. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. Отклоняющееся поведение проявляется в действиях, не соответствующих писаным и неписаным нормам.

Б. Отклоняющееся поведение включает как позитивные, так и негативные отклонения от нормы.

1. верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

А 19. По какому признаку образуются такие социальные общности, как: католики, православные, протестанты?

  1. территориальному

  2. этническому

  3. стратификационному

  4. конфессиональному


А 20. Процесс, в результате которого социальные группы и индивиды занимают разное положение в социальной структуре общества, называют:

  1. социализацией

  2. маргинализацией

  3. миграцией

  4. стратификацией


В 1. Запишите слово, пропущенное в схеме:

…………. нормы

имеют оценочный характер(хорошо-плохо) обеспечиваются силой общественного мнения


В 2. Ниже приведён перечень социальных групп. Все они, за исключением двух, образованы по этнонациональному признаку. Найдите и выпишите термины, «выпадающие» из общего ряда.

1.Русские, 2.белорусы, 3.татары, 4.мусульмане, 5.сельчане, 6.башкиры.




В 3. Установите соответствие между критерием социального статуса и его видом: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из правого:

Критерии статуса

Виды статуса

А. национальность

1. достигаемый

Б. профессия

В. пол

2.предписанный

Г. образование

Д. социальное происхождение


А

Б

В

Г

Д







В 4. Найдите в приведённом ниже списке неформальные негативные санкции:

  1. бойкот

  2. аплодисменты

  3. насмешка

  4. увольнение

  5. комплимент

  6. улыбка

В 5. Прочитайте приведённый ниже текст. Определите, какие положения текста носят

1. фактический характер

2. характер оценочных суждений

3. характер теоретических рассуждений

(А) Для того, чтобы определить, как россияне относятся к богатым, был проведён опрос. (Б) Установлено, что 46 % представителей молодёжи относятся к богатым людям с интересом, уважением и в чём-то даже сочувствуют. (В) 44 % представителей старшего поколения воспринимают «разбогатевших» людей с раздражением. (Г) Богатые – это категория населения, которая обладает достаточным достатком, чтобы обеспечить себе достойную жизнь и могут позволить себе покупать предметы роскоши. (Д) Результаты данного опроса, на наш взгляд, вряд ли отражают мнение всех россиян.

А

Б

В

Г

Д







В 6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Понятие «___________» (А) и ___________ (Б) не совпадают. Первое понятие менялось с течением истории, но в любое время с помощью этого ___________ (В) власть хотела упорядочить половые связи населения. Второе понятие не просто упорядочивает половую жизнь мужчины и женщины, но и выступает как ячейка общества и предполагает наличие уже ___________ (Г) связей членов этой малой социальной группы. Но институт семьи не обязательно совмещается с институтом брака. Сегодня всё большую популярность приобретает не обременённое имущественными правами __________ (Д) – долговременное совместное проживание мужчины и женщины без заключения юридического брака. Однако в любое время, какой бы ни была семья, у неё остаётся главная функция в обществе -___________ (Е) – воспроизводство населения».

1) кровнородственные

2) брак

3) общечеловеческий

4) общественная

5) неравномерность

6) репродуктивная

7) социальный институт

8) сожительство

9) семья

А

Б

В

Г

Д

Е








В 7. Найдите в приведённом ниже списке характеристики традиционной (патриархальной) семьи и обведите цифры, под которыми они указаны:

  1. отец семейства занимает главенствующее положение

  2. главной целью является подготовка детей к самостоятельной жизни

  3. представители нескольких поколений ведут совместное хозяйство

  4. взрослые дети живут отдельно от родителей

  5. отношения между супругами строятся на взаимном уважении

  6. женщина находится в подчинении у мужчины.


В 8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.

  1. Поощрение; 2. Санкция; 3. Наказание; 4. Премирование; 5. Увольнение.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В наши дни во всех странах, особенно в странах Запада, семья переживает качественные изменения в связи с глобальными социальными и экономическими процессами (индустриализацией, урбанизацией).

Для большинства стран Европы, США, России характерна нуклеарная семья (жена, муж и дети) с добавлением одного или двух родителей супругов. Этот вариант семьи, очевидно, возник как попытка справиться с некоторыми типичными для современной городской жизни проблемами. Правда, в сельской местности всё ещё сохраняется большая неразделённая семья, состоящая из нескольких семейных групп. Они обычно расселяются по соседству и принимают участие в общей деятельности (например, обработке земельных участков).

Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, сменяются ролями, при которых множество женщин участвуют в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимают равное, а иногда ведущее участие в семейных решениях.

В настоящее время единство семьи всё меньше зависит от социальных норм и санкций (законов, нравов, обычаев, общественного мнения, традиций, разработанных ритуалов) и всё больше – от межличностных отношений, взаимной привязанности, взаимопонимания. Фактически происходит разделение институтов брака и семьи. Уменьшается число лиц, вступающих в законный брак. Растёт количество «свободных», юридически не оформленных семейных союзов и рождённых в них детей.

В современных обществах происходит снижение ценности семьи с детьми и единства всех семейных поколений. Падает рождаемость, растёт количество разводов, увеличивается частота добрачных половых связей, ранних рождений. Отмечают рост числа отказов от детей и даже случаи их убийств, нарастание эмоционального отчуждения между членами семьи. Растёт предпочтение так называемых альтернативных форм брачной и семейной жизни, включая рост числа одиночек, неполных семей, брачных сожительств.

Е.Л.Рутковская


С 1. Какие, по мнению автора, два типа семьи существуют в современном мире? Как он характеризует их?


С 2. Как изменилось положение женщины в современном мире? Назовите три изменения.


С 3. Автор пишет: «Фактически происходит разделение институтов брака и семьи. Уменьшается число лиц, вступающих в законный брак». Какие виды брака вы знаете? Охарактеризуйте кратко каждый из них.


С 4. В тексте автор говорит об изменении и даже исчезновении ряда функций семьи как социального института и ячейки общества. Используя текст и привлекая знания обществоведческого курса, назовите три функции семьи и проиллюстрируйте каждую из них примером.


С 5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная норма»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных нормах.


С 6. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.


С 7. В стране Х социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавался вопрос: «Кто из членов семьи должен распоряжаться семейным бюджетом?». Результаты опроса представлены в диаграмме (в %).



На основе приведённых данных сделайте вывод о том, какой тип семьи наиболее популярен среди опрошенных граждан страны Х. Свой вывод обоснуйте. Укажите любые два признака семьи данного типа.


С 8. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме: «Социальная мобильность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.