Тесты по русскому языку
Тема: Состав слова и словообразование.
1. Укажите слово, соответствующее схеме: ( без соединительной гласной)
а)Новостройка
б)Луноход
с)Кинозал +
д)Водокачка
е)Водолаз
Ответ: Кинозал + (Слитно пишутся сложные существительные с первой частью, иноязычным корнем: авиа-, аэро-, гидро-, зоо-, кино-, теле-, мото-, радио- и др., в которых о , а, е являются частью корня, а не соединительной гласной ).
2. Укажите слово, соответствующее схеме:
а)Подъезд
в)Досуха +
с)Берёзка
д)Медленно
е)Быстро
Ответ: Досуха, так как это слово ( наречие) образовано с помощью приставки до- от слова сухой и суффикса а
3; Слова без окончаний:
а)Окрепнув, медлить, по-дружески, думающий.
в)Окрепнув, медлят, по-дружески, думающий.
с)Окрепнув, медленно, по-дружески, думая. +
д)Окрепнут, медленно, дружеский, думают.
е )Окрепнешь, медленно, друзья, думая.
Ответ: +Окрепнув ( деепричастие), медленно ( наречие), по-дружески( наречие), думая ( деепричастие). Деепричастие и наречие – неизменяемые части речи и не могут иметь окончание.
4. Суффикс - чик- пишется:
а)После согласных к, н, р, м, в
в)После согласных д, т, з, с, ж +
с )После согласных к, ц, п, ф, м
д)После согласных р, м, ш, ч, н
е )После согласных х, ц, щ, ш, ч
Ответ: В существительных, обозначающих людей по роду их занятий или действий после согласных д, т, з, с, ж пишется суффикс - чик-, примечание: в некоторых словах с иноязычными корнями пишется -щик -, например, брильянтщик
5. Укажите существительное с суффиксом – щик
а) Спор ... ик +
в) Перебеж ... к
с) Извоз ик
д) Обход к
е) Рез ... ик
Ответ: В существительных, обозначающих людей по роду их занятий или действий после согласных д, т, з, с, ж пишется суффикс - чик-, примечание: в некоторых словах с иноязычными корнями пишется -щик -, например, брильянтщик. А в остальных случаях пишется суффикс – щик. Ь перед щик пишется только после л , например, пильщик, стекольщик.
6. Укажите слово, соответствующее схеме: ( с соединительной гласной) а)Фотомодель
в )Киноактёр
с )Фотоателье
д)Кинозал
е)Водолаз +
Ответ: существительные с первой частью ( иноязычным корнем) авиа-, аэро-, гидро-, зоо-, кино-, теле-, мото-, радио-, фото- и др., в которых о , а, е являются частью корня, а не соединительной гласной ). Водолаз + лазить в воде - о - соединительная гласная.
7. Суффиксом называется:
а)Главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всех однокоренных слов
в)Значимая часть слова, стоящая перед корнем и образующая новые слова
с )Значимая изменяемая часть слова, служащая для связи слов
д)Значимая часть слова, стоящая после корня и образующая новые слова +
е)Часть слова без окончания
Ответ: Главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всех однокоренных слов - корень. Значимая часть слова, стоящая перед корнем и образующая новые слова – приставка. Значимая изменяемая часть слова, служащая для связи слов – окончание. Значимая часть слова, стоящая после корня и образующая новые слова + Суффикс. Часть слова без окончания – основа.
8. Укажите способ образования наречий вчетвером, во-вторых:
а)Приставочно-суффиксальный +
в )Бессуффиксный
с )Суффиксальный
д)Приставочный
е)Сложение
Ответ: наречия вчетвером, во-вторых образованы приставочно-суффиксальным способом, потому что в - , во- приставки, а –ом и – ых - суффиксы
9. Укажите существительное с суффиксом – ик-
а)Человеч ... к
в)Ореш к
с)Мяч к +
д)Цветоч к
е)Молоточ к
Ответ: Мячи к + - если гласный при склонении слова выпадает, пишется - ек - ; если не выпадает пишется – ик. Орешек, Орешка, Орешку и т.д.
10. Это слово образовано при помощи суффикса:
а) Подыскать
в) Перелёт
с) Преспокойно
д) По-дружески
е) Футболист +
Ответ: Футболист + - Футбол – корень + суффикс - ист
11. Укажите словосочетание, в котором прилагательное пишется с суффиксом -к-
а)Киргиз ... ий писатель
в)Ткац ... ий станок +
с )Офицер ий мундир
д)Кавказ ие горы
е )Комендант ... ий час
Ответ: Ткацкий станок + - ткач – основа на -к, -ч, -ц
12. Укажите слово, образованное по модели: корень-суффикс - суффикс - окончание
а)Первенство +
в )Разлюбить
с)Холодно
д)Застывший
е)Упражнение
Ответ: Первенство + перв(ый) перв – корень + ен – суффикс + ств- суффикс + о - окончание
13. Часть слова без окончания:
а)Суффикс
в )Окончание
с)Корень
д)Приставка
е)Основа +
Ответ: Главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всех однокоренных слов - корень. Значимая часть слова, стоящая перед корнем и образующая новые слова – приставка. Значимая изменяемая часть слова, служащая для связи слов – окончание. Значимая часть слова, стоящая после корня и образующая новые слова суффикс. Часть слова без окончания – основа + .
14. Лексическое значение корня в слове не совпадает с лексическим значением корня остальных слов только в
а)Носик
в )Носильщик +
с)Носовой
д)Переносица.
е)Нос
Ответ: Лексическое значение корня в слове Носильщик + не совпадает с лексическим значением корня остальных слов, так как НОСИЛЬЩИК–а, м. обозначает: Рабочий, занимающийся переноской (или перевозкой на тележке) ручного багажа на вокзалах, пристанях, а также тот, кто носит кого-что–н. на носилках. Железнодорожный н. Санитары-носильщики.
15. Укажите морфологический способ образования слова: языковед
а)Сложение +
в)Приставочно-суффиксальный
с )Приставочный
д)Суффиксальный
е )Бессуффиксный
Ответ: (ЯЗЫКОВЕД, –а, м. Специалист по языкознанию, лингвист. прил. языковедческий, –ая, –ое.) языковед - морфологический способ образования слова - сложение основ с соединительной гласной - о – ведёт язык, т.е. преподаёт, изучает какой-либо язык.
16.Определите, какой из глаголов правильно разобран по составу:
a) заболевает +
в) послышался
с) интересовались
д) заигралась
Ответ: заболевает +, послышался- и интересовались : ал – суффикса не бывает, бывает а и л; заигралась – а - окончание, так как заигралась, заигрались, заигралось, заиграл ся.
17. Укажите морфологический способ образования слова: бессмыслица
а)Сложение
в)Приставочно-суффиксальный +
с )Приставочный
д)Суффиксальный
е )Бессуффиксный
Ответ: морфологический способ образования слова приставочно-суффиксальный +, так как слово образовано от существительного мысль с помощью приставки бес- и суффикса - иц.
( БЕССМЫСЛИЦА, –ы, ж. (разг.). Нечто бессмысленное, нелепость, глупость).
18. Словообразование изучает:
а) Звуки речи
в) Слова как часть речи
с) Свойства слов, изменения слов, соединение слов в словосочетания и предложения д) Состав (строение) слова +
е) Словарный состав языка
19. Общая значимая часть родственных слов, которая является носителем главного лексического значения:
а)Суффикс
в)Основа
с)Корень +
д)Окончание
е )Приставка
20. Укажите морфологический способ образования слова: худший
а)Сложение
в )Приставочный
с )Приставочно-суффиксальный
д)Бессуффиксный
е )Суффиксальный +
Ответ: худший - ш - Суффикс
21. Определить способ формообразования слова: писать - написать
а)При помощи смены окончаний
в)Смена формообразующих суффиксов
с )Изменение места ударения
д)При помощи формообразующих суффиксов
е )При помощи формообразующих приставок +
22. Укажите способ образования видовой пары глаголов:
Писать – написать, делать – сделать, делить - разделить
а)Суффиксальный
в )Приставочно-суффиксальный
с )Приставочный +
д)Применение разных основ
е)Перенос ударения
23 . Укажите неморфологический способ образования слова: зато
а) Бессуффиксный
в )Распадение многозначного слова на омонимы
с )Аббревиация
д) Переход из одной части в другую
е )Слияние сочетания слов в одно слово +
Ответ: Слияние сочетания слов в одно слово + : за – предлог, то – указательная частица.
24. Укажите неморфологический способ образования слова: больной
а) Бессуффиксный
в )Распадение многозначного слова на омонимы
с )Аббревиация
д) Переход из одной части в другую +
е )Слияние сочетания слов в одно слово
Ответ: Больной человек – прилагательное, Больной сидел на кровати – существительное.
25. Укажите способ образования слова: грохот
а) Бессуффиксный +
в )Распадение многозначного слова на омонимы
с )Аббревиация
д) Переход из одной части в другую
е )Слияние сочетания слов в одно слово
Ответ: грохот от глагола грохотать, зов от глагола звать.