Тетрадь
участника
«Всемирный формат школьных дебатов»
Введение
В России программа «Дебаты» действует с 1994 года. В неё вовлечены школьники и студенты. Ежегодно проходят чемпионаты, на которых обсуждаются наиболее острые проблемы современной жизни.
Игра «Дебаты» проходит по различным форматам, которые отличаются друг от друга регламентом выступлений, ролями спикеров. В Великом Новгороде школьники играют по формату Карла Поппера - это школьный формат игры. Сейчас в Санкт-Петербурге все чемпионаты проходят по Всемирному формату. Студены играют в парламентский формат, политические Дебаты.
Цели программы «Дебаты»:
способствовать становлению гражданского общества,
способствовать развитию навыков жизнедеятельности в демократическом обществе: критического мышления, толерантности и уважительного отношения к различным взглядам, партнерского общения и умения работать в команде, способности концентрироваться на сути проблем и отстаивать идеи.
Дебаты можно использовать как форму урока, как элемент урока для актуализации знаний, обобщения и систематизации, закрепления учебного материала.
Дебаты могут использоваться в научно-исследовательской деятельности учащихся.
Обучающие, развивающие, воспитательные, коммуникативные аспекты дебатов позволяют использовать дебаты как форму организации внеучебной деятельности, как форму воспитательной работы.
Дебаты – это не новое содержание, дебаты – это технология: как построить речь, как выступить, как разыскать информацию.
Небольшой экскурс для тех, кто ещё не знаком с программой «Дебаты»
Программа «Дебаты» — это яркая, зрелищная интеллектуальная игра; перспектива для активных молодых людей — будущих лидеров общества.. «Дебаты» готовят к ответственному принятию решений, самостоятельности и способствуют формированию других навыков, необходимых в цивилизованном демократическом обществе. Но «Дебаты» — это не только игра, а и социально-образовательное явление. «Дебаты» представляют большой интерес, потому что в данной технологии конкретные образовательные задачи решаются в игровой и тренинговой форме, где существует подчас незримый баланс между формой (игрой) и содержанием.
Что получают участники:
учатся ведению всесторонней исследовательской работы, системному видению взаимосвязей изучаемых событий и явлений;
формируют умения и навыки работы с различными источниками, справочными материалами, периодикой и т.д.;
развивают устную речь;
учатся критически мыслить, формулировать, излагать и аргументировать собственную точку зрения;
учатся слышать и слушать не только свое, но и другое мнение;
учатся работать в команде ради достижения общей цели;
учатся корректно общаться;
учатся добиваться цели, формируют личность и лидерские качества.
…Вообще «Дебаты» - это весело! Новые знакомства и весело проведенное время.
Что получают организаторы:
Личное удовлетворение, связанное с тем, что мы вас тренируем, обучаем, готовим к играм и учим побеждать.
Самые частые вопросы, которые появляются в начале пути
Что такое «Дебаты»?
В игре участвуют две команды из трех человек спикеров. Они обсуждают заданный тезис, при этом одна команда утверждает его, а другая отрицает. Вся игра происходит в соответствии с регламентом, который определяет время выступления каждого и его роль.
Что такое поддержки к аргументам?
Важными качествами правильного выступления является его убедительность, обоснованность, доказательность. Для хорошей поддержки аргументов нужны те же качества. Итак, для доказательства аргумента нужны продуманные, хорошо обоснованные рассуждения, основанные на фактах, примерах, цитатах, которые помогут убедить судей. Речь по любому из аргументов должна иметь следующую структуру: заявление – объяснение – обоснование – заключение. Как раз объяснение и обоснование и играют роль поддержки аргумента.
Как построить речь?
Выбираем тему, пишем к ней аргументы. Самое главное помнить:
все выдвигаемые идеи должны быть записаны, обсуждены;
идеи должны исходить от учеников, а не предлагаться учителем;
чем больше идей, тем лучше;
выбирая аргументы, не фокусироваться на одном ученике, а давать возможность высказываться всем.
Выбираем 3-5 главных аргументов.
Ставим вопрос: с какой целью мы хотим это доказать? Надо объединить все аргументы под одну цель, называемую критерием. Критерий, который мы выбираем, служит опорным моментом в завершении аргумента, речи.
Теперь определяем все слова, входящие в тему, исходя из наших аргументов. Сначала смотрим без словарей, чтобы подходило по сути, а затем выбираем из словаря подходящее определение. Если сначала дать четкие определения из словаря, то можно потерять часть аргументов.
Готовим вступление, как что-либо яркое, заинтересовывающее зрителя, какие-либо факты, данные, показывающие необходимость обсуждения данной темы. Готовим заключение для речи. Это чаще всего цитаты или факты, ярко подтверждающие правильность позиции.
Как проходит судейство?
Судья во время игры заполняет протокол, правильно, аккуратно и обоснованно. Оценка выступления происходит по критериям: соответствие теме, убедительность, доказательность, правильность построения речи, регламент, красота произношения речи, корректность, логичность и другие.
Что дают «Дебаты»?
«Дебаты» развивают интеллект, логику, помогают правильно строить речь, учат разыскивать нужную информацию, общаться с людьми, дают навыки публичных выступлений, дарят вам множество новых знакомых. «Дебаты» учат коммуникабельности, позволяют школьникам наравне со взрослыми отстаивать свое мнение, кроме того, позволяют успешно отвечать на уроках и экзаменах.
Что может быть в речи неправильного?
При рассуждениях могут возникнуть ошибки, на которые обязательно надо обратить внимание:
Хождение по кругу (Я хочу получить эту работу, потому что я хочу здесь работать).
Статистикой можно манипулировать, зачастую данные не обоснованы и поэтому мало что доказывают.
Перепутаны причина и следствие (школьный автобус заставляет звенеть школьный звонок, так как когда приезжает автобус звенит звонок).
Неудачные обобщения.
Выводы делаются на основании причин, не ведущим к ним.
Так, потому что у всех так.
Предвзятость или стереотипы по отношению к определенным людям, постам, институтам переносятся на весь класс объектов.
Три принципа дебатов Принцип первый: дебаты учат многому.
Дебаты организованы таким образом, чтобы помочь вам получить знания и умения, необходимые для вашего преуспевания в современном демократическом обществе. Изначально они были задуманы как вид деятельности, обогащающий ваше образование и одновременно доставляющий вам удовольствие. Согласно этому принципу, первое предназначение дебатов обучение. Другими словами, обучение имеет большее значение, чем победа. Если вы участвуете в дебатах только для того, чтобы выиграть, то вы поставили себе неправильную цель.
Почему обучение важнее, чем победа? Во-первых, желание учиться и совершенствоваться не позволит вам использовать недозволенные приемы. А если вы не будете пытаться использовать недозволенные приемы, вы проявите свой характер и приобретете уважение окружающих.
Во-вторых, когда участники дебатов ставят перед собой цель выиграть, они часто выходят за рамки правил соревнования. Много времени уходит на то, чтобы навести порядок. Если единственная цель - победа, это может отвлечь время и силы от самой игры и помешать ей.
Принцип второй: обязательство честности.
Если вы приняли первый принцип, то второй принцип честность вам будет легко принять. Если обучение и совершенствование умений важнее, чем победа, то будет меньше мотивов для подтасовки аргументов.
Честность стержень дебатов. Дебаты возникли из-за врожденного человеческого любопытства. Мы всегда хотим знать правду. Нужны ли нам политические реформы? Будем ли мы путешествовать в другие галактики? Есть ли жизнь на других планетах? Эти вопросы касаются прошлого, настоящего и будущего, но все они имеют отношение к поискам истины.
Ваша задача, как участника дебатов быть честным в своих аргументах, в использовании свидетельств и в ваших ответах в период перекрестных вопросов. Иногда “быть честным” значит, признать то, что у вас недостаточно материала для обоснования своей позиции. Иногда это означает ответ "Я не знаю" на вопрос, затрагивающий самое сердце вашей позиции. Иногда это означает признание, что ваши логические построения ошибочны. Эти признания пойдут вам на пользу, поскольку впоследствии вы, благодаря своей честности, больше узнаете и лучше разовьете свои способности. Вас будут уважать и судья, и ваш оппонент. В конце концов, вы поможете другим, которые тоже ищут истину.
Принцип третий: уважение.
Дебаты не касаются личности участников, нельзя унижать человека за то, что он с вами не согласен. Дебаты касаются идей и их столкновения, а также того, какие идеи полезны человечеству. А в столкновении идей единственным приемлемым оружием могут быть только обоснованные аргументы. Другими словами, вы должны "нападать" на аргументы, рассуждения и свидетельства, но не на оппонента.
Роли спикеров во Всемирном формате школьных дебатов
(World Schools Debate Format) Спикер | Время выступления | Обязанности |
Утверждение №1 (Отрицание №1) Формат Карла Поппера: У1(О1) | 8 минут | Утверждение: 100% речи – новый материал - кейс; Отрицание: 80% речи – новый материал (конструктивный кейс отрицания), 20% речи – опровержение кейса оппонентов Интерпретация темы дебатов «Разделение аргументов» - какие аргументы вводит первый, какие – второй спикер Основная/большая часть кейса своей команды Ответы на информационные запросы оппонентов по ходу выступления ДЛЯ СТОРОНЫ ОТРИЦАНИЯ: выдвижение контраргументов (большего количества) |
Утверждение №2 (Отрицание №2) Формат Карла Поппера: такой речи нет | 8 минут | 25-50% (соотношение ситуативно, зависит от дебатируемой стороны) - новые аргументы (1/3 часть кейса), 50-75% – опровержение предыдущей речи оппонента Начать с резюме: о чем спорим и что я буду делать? Опровержение аргументов оппонентов (до 40% от времени УТВ, до 50% времени - ОТР), не забывая о командной линии Вводит новые аргументы (до 60% времени УТВ и до 50% от времени ОТР) Ответы на информационные запросы оппонентов по ходу выступления |
Утверждение №3 (Отрицание №3) Формат Карла Поппера: У2(О2) | 8 минут | 0% нового материала – новых аргументов нет (НО: может использовать новые примеры и поддержки для уже приведённых аргументов кейса!) Ответы на аргументы оппонентов (60-75% времени), Восстанавливает исходный кейс своей команды, не забывая о командной линии (25-40% времени) Ответы на информационные запросы оппонентов по ходу выступления |
Утверждение № 1(2) (Отрицание № 1(2)) Формат Карла Поппера: У3(О3) | 4 минуты | 0% нового материала. Невозможно введение новых аргументов, примеров, фактов! Анализ прошедшей игры, выделяет основные области столкновений, стараясь показать лучшие стороны игры своей команды Не отвечает на информационные запросы оппонентов, вопросы в этой речи не задаются! Речи У и О «меняются местами»: сначала выступает спикер отрицания, завершает игру спикер утверждения. |
Структура кейса (case structure) первого спикера стороны утверждения:
Приветствие (introduction) – поздороваться, представиться, представить команду.
Тема (motion, resolution) – объявить тему для дебатов.
Актуальность (actuality) – показать, почему эта тема важна для обсуждения.
Определения (definitions) – определить ключевые понятия темы, тем самым сузив ее до конкретной области.
Критерий (командная задача) (criterion/teamline) – основная идея (цель, ценность, задача), которую команда стремится доказать судьям, защищая/опровергая данную тему.
«Разделение труда» спикеров (division of labor/case-split) – кратко назвать все аргументы команды, сказать, какой спикер что из этих аргументов представит.
Аргументы (arguments) – см. ниже.
Заключение (conclusion) – объяснить, какую задачу Вы выполнили в ходе своего выступления, что Вам удалось показать.
Структура одного аргумента (до 250 слов в статистике программы Microsoft Word):
1. Заявление (claim + label) – краткое название аргумента, отражающее его суть; «ярлычок» или «заглавие», под которым данный аргумент будет фигурировать в игре (до 20 слов).
2. Объяснение (warrant, reasoning, explanation) – раскрытие Вашего заявления, пояснение, почему это важно, как это подтверждает тему (до 140 слов).
3. Доказательство (data, examples, illustration) – примеры, статистика, факты, показывающие верность Вашего суждения (до 60 слов).
4. Вывод (conclusion, tie-back) – показать, КАК Ваш аргумент связан с темой и критерием и как он их достигает (до 30 слов).
Правила, касающиеся информационных запросов (POINTS OF INFORMATION):
1) Информационные запросы могут быть:
уточняющими (если что-то непонятно в кейсе оппонентов);
атакующими (атака на аргументы оппонентов);
проясняющими (например, прояснение текущей ситуации по обсуждаемому вопросу
логическими (выявляющие связь поддержек (фактов, статистики, иных доказательств) с аргументами
2) Спикер должен принять 2-3 информационных запроса за речь, не больше и не меньше. Правило каждого спикера: «Два задать, два принять».
3) Запросы не должны задаваться во время первой и последней «защищенной» минуты выступления первых, вторых и третьих спикеров, а также во время всей четвертой речи.
4) Недопустима обструкция, то есть частые повторные запросы (с интервалом менее 15-20 секунд), задаваемые явно с целью сбить оппонента с мысли и тем самым прервать ход его выступления.
5) Выступающий спикер является «хозяином времени»: он может принять, отклонить запрос или заставить задающего подождать несколько секунд.
Специфика формата:
Нет таймаутов.
Вопросы (здесь – информационные запросы) задаются во время речей. Причем информационный запрос отличается именно тем, что не всегда звучит в форме вопроса. Однако дать какой-то ответ на такую ремарку выступающий спикер все равно должен.
Кейс (аргументы) разделяется между первыми двумя спикерами.
Четвертую речь в команде (сравнительный анализ позиций сторон, «заключительное слово») произносит либо первый, либо второй спикер.
Последние речи «меняются местами»: сначала выступает спикер отрицания («БЛОК ОТРИЦАНИЯ»), завершает игру спикер утверждения.
Краткое руководство по судейству
Всемирного формата школьных дебатов
(World Schools Debate Format)
1. Критерии судейства – ТРИ «С»
Содержание | 40 | 20 |
Стиль | 40 | 20 |
Стратегия | 20 | 10 |
Итого | 100 | 50 |
Общая сумма баллов команде не выставляется.
Содержание (максимум 40 баллов в основной речи и 20 баллов в «последнем слове»)
Содержание – это качество использованных аргументов, их проработанность, неординарность, доказанность. Также, глубина анализа и освоения темы спикером.
Содержание также включает оценку за качество опровержения или оппонирования.
Судьи не должны оценивать это под влиянием своих убеждений или своих профессиональных знаний.
Стиль (максимум 40 баллов в основной речи и 20 баллов в «последнем слове»)
Стратегия (максимум 20 баллов в основной речи и 10 баллов в «последнем слове»)
1. Структура и построение речи по времени
наличие вступления, основной части и заключения, т.е. определенной структуры
соблюдение логики рассуждения
время речи (превышение или сокращение речи более чем на 1 минуту должно отрицательно отразиться в баллах спикера)
расстановка приоритетов в речи – в начале – важные темы, не столь значительное - конец речи.
2. Понимание проблемы – понимание спикером, какие вопросы были основными в ходе дебатов. Потеря времени – разбирать незначительные вопросы, а главные пункты оставлять без внимания.
2. Аргументация
Утверждающая сторона должна выдвинуть ясный кейс и логически его доказать, а не предлагать Вам вместо аргументов массу примеров.
Выдвинуть командную задачу, которая должна проходить по речам всех трех спикеров так, чтобы каждый внес свой вклад в доказательство кейса, и команда не должна противоречить сама себе при этом. Все спикеры должны поддерживать один общий кейс, а не несколько разных.
Отрицание должно атаковать сам кейс, а не частные примеры. Часто атака на обобщенный аргумент разрушает сразу несколько примеров.
Спикер во время заключительной речи не должен заниматься обсуждением мелких аргументов и незначительных примеров. Спикер должен выделить два-три основных вопроса, и продемонстрировать, почему они были выиграны в прошедшей дискуссии.
3. Кейс
Разделение аргументов в кейсе должно быть таким, чтобы данные аргументы были независимыми друг от друга, то есть каждый из них должен быть доказан самостоятельно.
Отрицание не обязано выдвигать контрплан/альтернативную модель, но обязано выдвинуть свои конструктивные аргументы в опровержении темы в целом - «кейс отрицания».
Соответствие дебатеров заявленным ролям должно соблюдаться четко. Это не жесткое правило, но отклонения от него может отразиться как в оценке содержания, так и стратегии
4. Информационные запросы
Судье необходимо иметь отдельный лист для записи количества заданных вопросов и количества принятых. Основные параметры для оценки:
Главное, что судьи оценивают – это речь спикера, а не вопросы/ответы.
Общая оценка может возрасти на несколько баллов, если спикер предложил превосходные информационные запросы.
Оценка может и уменьшиться на несколько баллов, если спикер:
I. Совсем не предлагал запросы (или предложил один) во время всего раунда
II. Предложил слабые запросы во время всего раунда.
III. Не принял ни одного запроса во время своей конструктивной речи.
Неправильно думать, что если ответ на запрос был хорош, то сам запрос был слабый. Не судите о ценности запроса по ответу на него.
5. Стандарты оценивания (баллы спикеров)
а. Основные (конструктивные) речи (максимум 80 баллов из 100).
Стандарт | Сумма (100) | Стиль (40) | Содержание (40) | Стратегия (20) |
Потрясающе! (лучше не бывает) | 80 | 32 | 32 | 16 |
Великолепно! | 76-79 | 31 | 31 | 15-16 |
Отличное выступление | 74-75 | 30 | 30 | 15 |
Очень хорошее выступление | 71-73 | 29 | 29 | 14-15 |
Хорошее, среднее выступление | 70 | 28 | 28 | 14 |
Удовлетворительно (ниже среднего) | 67-69 | 27 | 27 | 13-14 |
Слабо | 65-66 | 26 | 26 | 13 |
Плохое выступление | 61-64 | 25 | 25 | 12-13 |
Очень плохо (хуже не бывает) | 60 | 24 | 24 | 12 |
б. «Заключительная речь» (максимум 40 баллов из 50).
Стандарт | Сумма (50) | Стиль (20) | Содержание (20) | Стратегия (10) |
Потрясающе! (лучше не бывает) | 40 | 16 | 16 | 8 |
От «очень хорошо» до «отлично» | 36-39 | 15 | 15 | 7-8 |
Хорошо, средне | 35 | 14 | 14 | 7 |
От удовлетворительно до плохо | 31-34 | 13 | 13 | 6-7 |
Очень плохо (хуже не бывает) | 30 | 12 | 12 | 6 |
Подробнее о формате на русском языке:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Всемирный_формат_школьных_дебатов
УЧЕБНИК по формату на английском языке:
http://www.learndebating.com/download.htm
 | Судейский протокол по Всемирному формату школьных дебатов |
Название команды утверждения: |
Название команды отрицания: |
Дата: | Время: | Раунд: |
Тема: |
Судья: |
КОМАНДА УТВЕРЖДЕНИЯ
Имя и фамилия спикера | Стиль /24-32 | Содержание /24-32 | Стратегия /12-16 | +/- Инф.зап. | Сумма /60-80 |
1. | | | | | |
2. | | | | | |
3. | | | | | |
Имя, фамилия последнего спикера | Стиль /12-16 | Содержание /12-16 | Стратегия /6-8 | | Сумма /30-40 |
| | | | | |
Основные комментарии по команде: |
КОМАНДА ОТРИЦАНИЯ
Имя и фамилия спикера | Стиль /24-32 | Содержание /24-32 | Стратегия /12-16 | +/- Инф.зап. | Сумма/60-80 |
1. | | | | | |
2. | | | | | |
3. | | | | | |
Имя, фамилия последнего спикера | Стиль /12-16 | Содержание /12-16 | Стратегия /6-8 | | Сумма/30-40 |
| | | | | |
Основные комментарии по команде: |
Стиль: адекватное использование языка, интонации, иллюстрирование аргументов убедительность
Содержание: логически последовательные связанные аргументы, наличие их доказательств и поддержек, опровержение аргументов оппонентов, понимание основной идеи, заложенной в теме
Стратегия: структура речи спикера и кейса всей команды, время выступление, адекватное распределение времени на важные и незначительные аргументы, обращение к важным проблемам в дебатах
Победила команда стороны: | Название: |
Подпись судьи (разборчиво): |