Учитель начальных классов Пукова Г. В.
МОУ
«Шацкая средняя школа»
Тип урока: ОНЗ.
Учебник: «Русский язык», авт. М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко.
Тема: «Что надо уметь, чтобы писать грамотно?»
Основные цели:
1) Систематизировать все полученные ранее знания о правописании, закрепить
способы решения орфографических задач.;
2) формирование умения писать без ошибок.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.
Демонстрационный материал:
1) девиз урока (на интерактивной доске):
Тот, кто хочет много знать, Должен ... все постигать.
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, часть 2, авторы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко, рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык» ч.2, автоматизированное рабочее место учителя, презентация, планшеты, эталон « Способ решения орфографической задачи». Эталоны:
Эталон
Поставить глагол в 3 л. множественного числа.
Выделить окончание.
По окончанию определить спряжение.
Раздаточный материал:
1) Лист с заданием для этапа 5.
Значение слова | Строение слова | Орфографический словарь | Этимология | Часть речи | Правило |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Ход урока: 1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
определение содержательных рамок урока;
актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1: На доске открыт девиз урока (Д-1): (Слайд 2)
Тот, кто хочет много знать, Должен ... все постигать.
Прочитайте слова, написанные на доске.
Какое слово пропущено? (Сам) (Слайд 2, анимация 1)
Как понимаете эти слова? (Ученик открывает новые знания сам)
Как мы это делаем? (Мы сначала выясняем, что мы не знаем, а затем сами
открываем новое.) (Слайд 2, анимация 2)
О чем мы говорили на прошлом уроке? (О словах)
Сегодня мы откроем новый секрет о них.
С чего начнем открытие? (С повторения)
Пожелайте друг другу удачи и в путь!
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
актуализировать способности к определению способа решения
орфографической задачи;
актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение,
аналогия;
мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению
и обоснованию;
4) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
5) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать
индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его
обосновании. -
Организация учебной деятельности на этапе 2:
1) На доске в столбик записано предложение: На сосновой верхушке дятелотбивает барабанную трель. (Слайд 3)
- Обозначьте и объясните все орфограммы. (Безударный гласный в корне слова,
в окончание имени прилагательного, существительного, глагола, парный по
звонкости- глухости в разных частях слова
-Как решить орфографическую задачу в корне слова? (Эталон) -Как решить орфографическую задачу в окончание имени существительного? -Как решить орфографическую задачу в окончание глаголов? (Эталон)
-Как решить орфографическую задачу в окончание имени существительного?
(Эталон)
Что же мы повторили? ( Как решать орфографические задачи в словах в
разных частях слова)
Зачем нам это?
Это поможет нам в открытии нового знания.
2) Задание для пробного действия. - Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)
- Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем)
- Определите способы решения орфографических задач в словах: рассказ,
силач, хоккей, снегирь, мяч, гараж и запишите на планшетах.
Учитель открывает на доске задание для пробного действия: (Слайд 4). рассказ, силач, хоккей, снегирь, мяч, гараж.
Что нового в этом задании? (Мы никогда не определяли способы решения
орфографических задач.)
Попробуйте выполнить это задание.
Учащиеся выполняют задание на индивидуальных планшетках
Итак, у кого нет ответа?
Учащиеся поднимают руки.
Что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли определить способы
решения орфографических задач)
У кого есть ответ? Обоснуйте.
Что показало ваше пробное действие? (Мы не можем обосновать
правильность результата.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Какое задание выполняли? (Мы должны были определить способы решения
орфографических з*адач)
Почему же возникло затруднение? (Мы не знаем способа определения
решения орфографических задач)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Какую цель поставите перед собой на уроке?
Что вам поможет в открытии нового способа? (Наши знания о о нахождение
орфограмм.)
Тема урока: «Что надо уметь, чтобы грамотно писать?»
Чтобы вы смогли сами открыть новое правило, я предлагаю вам работать по
плану.
План на доске. (Слайд 5, анимация 1-5)
Найти орфограмму.
Определить её тип.
Наметить способ решения задачи в зависимости от типа
орфограммы.
Определить последовательность «шагов» решения задачи.
Записать слово в соответствии с решением орфографической
задачи.
Сделать вывод: «Что надо уметь, чтобы грамотно писать?»
\- ^
Уточнить, что 1, 2, 3, 4. 5 шаги вы будете выполнять в группе, а 6 шаг -выполним вместе.
Ответственный от каждой группы получает лист с заданием
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
реализовать построенный проект в соответствии с планом;
зафиксировать способ решения орфографических задач;
организовать фиксацию преодоления затруднения;
организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5: Лист с заданием на А4
Значение слова | Строение слова | Орфографический словарь | Этимология | Часть речи | Правило |
| . | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Учащиеся работают в группах. Учитель организует представление результатов. Одна из групп отвечает, остальные дополняют при необходимости. Вывод формируется коллективно.
Чтобы писать грамотно, нужно знать значение слова, его строение, уметь пользоваться орфографическим словарём, уметь определять части речи, знать и уметь применять правило.
Молодцы! А как узнать, что нам может помочь? (Учебник)
Учитель на доске подводит итоги сказанному и получается эталон: (Слайд 7, анимация 1-6)
Значение слова.
Строение слова.
3.Орфографический словарь.
4. Этимология.
5.Часть речи.
6. Правило.
Что получили? (Эталон)
А как по нему будем работать? (Слайд 7, анимация 7 - 10 )
Найти орфограмму.
Объяснить значение.
3.Определить тип орфограммы.
4.Выполнить последовательность « шагов» решения задачи.
5. Записать слово в соответствии с решением орфографической задачи.
рассказ - рас - приставка, сказ - корень (строение слова);
хоккей — слово с непроверяемым написанием (умение пользоваться
орфографическим словарем);
снегирь - снег; орфограмма «безударный гласный в корне слова» (умение
пользоваться этимологическим словарем);
мяч - пишется без мягкого знака, так как это имя существительное 2
склонения (умение определять части речи);
гараж - гаражи; орфограмма «парный согласный в корне слова» (умение
применять правило).
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи способ решения орфографических задач.
Организация учебного процесса на этапе 6:
• Что теперь необходимо сделать? (Научиться пользоваться новым алгоритмом.)
- Как будем работать? (Все вместе)
Добряк, пересказ, библиотека, синица, беречь, зуб, в городе,
Выполним задание. (По одному у доски, а остальные в тетрадях ) (Слайд 8)
Проверьте работу в парах по образцу на доске.( Слайд 8, анимация 1)
Грязнуля, цифры, береза, заклеим, скользкий, напишешь,
У каких пар возникли затруднения?
В каких словах?
Почему возникли затруднения?
У каких пар не было затруднения?
- Молодцы!
Физминутка.
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
проверить сформированность умения применять способ определения способа
решения орфографических задач.
А как убедиться в том, что вы хорошо поняли, как определять способ
решения орфографических задач и не допускаете ошибок? (Нужно выполнить
самостоятельную работу)
Запишите оставшиеся слова самостоятельно.
Библиотека, вокзал, пассажир , велосипед, беречь, на площади, ночь, напишешь, далеко, зуб, грустный, мягкий, уполз. , светлячок, очищать, вьюга, подъезд,
На работу отводится 3-4 минут. Проверка организуется по эталону для самопроверки
(Слайд 8, анимация 2)
Сравните свою запись с эталоном.
У кого есть ошибки? В каких словах?
%
Если ошиблись, исправьте ошибки зеленой ручкой.
Кто исправил свою ошибку?
Дети поднимают руки.
Молодцы! Вы очень внимательны! Поставьте внизу «?», чтобы не допустить
подобной ошибки в следующий раз.
— У кого верно выполнены все задания?
Дети поднимают руки;
- Сделайте вывод. (Мы хорошо научились пользоваться новым алгоритмом.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
тренировать умение определять способ решения орфографических задач. Организация учебного процесса на этапе 8: Выполнение упражнения №602
Отмечают все орфограммы. Исправляют ошибки, ниже на строке дают объяснения
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Какую цель мы ставили пред собой на данном уроке? (Узнать способ определения решения орфографических задач )
Нам удалось достичь цель? (Да.)
Докажите. (Мы открыли новый алгоритм)
Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите.
- Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
Учащиеся оценивают себя.
Домашнее задание:
^ №612 стр.115