СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типичные нарушения в официально-деловом стиле

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация разработана для занятия  по дисциплине общеобразовательного блока с учетом профессиональной направленности ОП СПО БД.01 Русский язык + ОП.05 Основы документоведения и делопроизводства в социальной работе

Просмотр содержимого документа
«Типичные нарушения в официально-деловом стиле»

Практическое занятие Специальность 39.02.01 Социальная работа БД.01 Русский язык ОП.05 Основы документоведения и делопроизводства в социальной работе Тема: Типичные нарушения в официально-деловой коммуникации

Практическое занятие

Специальность 39.02.01 Социальная работа

БД.01 Русский язык

ОП.05 Основы документоведения и делопроизводства в социальной работе

Тема: Типичные нарушения в официально-деловой коммуникации

План занятия Постановка целей и задач занятия, вхождение в тему и создание условий для осознанной отработки материала при выполнении практических заданий. 2. Выполнение практических заданий разного уровня сложности, направленных на совершенствование коммуникативных навыков в сфере официально-делового стиля. 3. Выполнение практических заданий разного уровня сложности, направленных на формирование профессиональных навыков в оформлении деловых писем. 4. Подведение итогов, выдача и разъяснение домашнего задания.

План занятия

  • Постановка целей и задач занятия, вхождение в тему и создание условий для осознанной отработки материала при выполнении практических заданий.

2. Выполнение практических заданий разного уровня сложности, направленных на совершенствование коммуникативных навыков в сфере официально-делового стиля.

3. Выполнение практических заданий разного уровня сложности, направленных на формирование профессиональных навыков в оформлении деловых писем.

4. Подведение итогов, выдача и разъяснение домашнего задания.

Цель Образовательная:   дать развернутую характеристику официально-делового стиля в устном и письменном проявлении; ознакомить обучающихся с его разновидностями и жанрами; отработать навыки обучающихся грамотно составлять различные деловые бумаги, графически правильно оформлять любой деловой текст. Развивающая: развивать творческое мышление, умение анализа и синтеза, позитивную мотивацию к выбранной профессии. Воспитательная: развивать коммуникативные навыки, умение создавать творческую атмосферу, решать нестандартные задачи, включаться в совместную деятельность, найти себя в коллективе.
  • Цель
  • Образовательная:   дать развернутую характеристику официально-делового стиля в устном и письменном проявлении; ознакомить обучающихся с его разновидностями и жанрами; отработать навыки обучающихся грамотно составлять различные деловые бумаги, графически правильно оформлять любой деловой текст.
  • Развивающая: развивать творческое мышление, умение анализа и синтеза, позитивную мотивацию к выбранной профессии.
  • Воспитательная: развивать коммуникативные навыки, умение создавать творческую атмосферу, решать нестандартные задачи, включаться в совместную деятельность, найти себя в коллективе.

Официально-деловой стиль

Официально-документальный подстиль

язык дипломатии

язык законов

Обиходно-деловой подстиль

международный договор,

нота (дипломат. обращение государства к государству),

коммюнике (официальное сообщение),

меморандум (дипломат. документ с детальным изложением взглядов правительства на какой-нибудь вопрос)

внутренняя деловая служебная переписка

закон,

устав,

гражданский акт,

официальное сообщение

внешняя

деловая переписка

организационно-правовая (уставы, положения, должностные инструкции),

плановая (планы, графики),

распорядительная (постановление, приказ, распоряжение, указание),

информационно-справочная (заявление, протокол, докладная, служебная и объяснительная записка),

справочно-аналитическая (акты, справки, сводки, заключения, отзывы),

отчетная (отчёты),

финансовая ,

договорная (трудовой договор или соглашение) документация

деловая корреспонденция (экономические, правовые, финансовые и др. формы деятельности предприятия);

коммерческая корреспонденция (письма-запросы, предложения (оферта), письма-претензии, контракты);

рекламная корреспонденция (письма-презентации, информационно-реклам-ные письма, письма-рекомендации, резюме)

Документ – материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования. Мировой опыт официальной переписки показывает, что при всех особенностях и специфике национальных школ делового письма к деловой корреспонденции неизменно предъявляются требования : Точность выражения мысли, исключающая возможность каких бы то ни было инотолкований и неясностей. Логичность и структурированность изложения. Стандартизация и унификация языковых и текстовых средств.  Это обусловливает такие признаки стиля , как строгая тональность, стандартность средств выражения. В целом официально-деловому стилю присущи стилистическая однородность и строгость, объективность и отчасти безличность изложения

Документ – материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования.

Мировой опыт официальной переписки показывает, что при всех особенностях и специфике национальных школ делового письма к деловой корреспонденции неизменно предъявляются требования :

  • Точность выражения мысли, исключающая возможность каких бы то ни было инотолкований и неясностей.
  • Логичность и структурированность изложения.
  • Стандартизация и унификация языковых и текстовых средств.
  • Это обусловливает такие признаки стиля , как строгая тональность, стандартность средств выражения. В целом официально-деловому стилю присущи стилистическая однородность и строгость, объективность и отчасти безличность изложения
Виды языковых нарушений в текстах официально-делового стиля нарушения в системе литературных норм, связанные с общим низким уровнем владения речевой культурой участника деловой коммуникации; нарушения в системе литературных норм, связанные с незнанием языковых особенностей письменной речи.

Виды языковых нарушений в текстах официально-делового стиля

  • нарушения в системе литературных норм, связанные с общим низким уровнем владения речевой культурой участника деловой коммуникации;
  • нарушения в системе литературных норм, связанные с незнанием языковых особенностей письменной речи.

Речевая избыточность – плеоназм (смысловой повтор)

Неправильно

Правильно

  • Срок проведения данного мероприятия ограничивается апрелем месяцем.
  • Срок проведения данного мероприятия ограничивается апрелем .

2. Законный представитель имеет право вносить благотворительные пожертвования на приобретение оборудования и ремонтные работы.

2. Законный представитель имеет право вносить пожертвования на приобретение оборудования и ремонтные работы.

3. Металлургический комбинат объявляет конкурс на замещение свободных вакансий.

3. Металлургический комбинат объявляет конкурс на замещение вакансий.

4. Результатом встречи двух президентов стало определение перспектив на будущее .

4. Результатом встречи двух президентов стало определение перспектив.

5. Необходимо представить отчет за истекший период времени .

5. Необходимо представить отчет за истекший период.

6. В докладе будет рассмотрен и проанализирован практический опыт компании в разработке и формировании электронного документооборота.

6. В докладе будет рассмотрен и проанализирован опыт компании в разработке и формировании электронного документооборота.

7. В течение месяца необходимо представить исковое заявление в суд .

7. В течение месяца необходимо представить иск.

Смешение паронимов – слов, близких по звучанию, но разных по значению Неправильно Правильно 1. Необходимо нотариальное заверение подписи. Необходима нотариальная заверка подписи / Необходимо нотариально заверить подписи. 2. Необходимо предоставить документы , подтверждающие право на первоочередное устройство в образовательное учреждение. 2. Необходимо представить документы , подтверждающие право на первоочередное устройство в образовательное учреждение. Использование профессионального жаргона стилистически сниженный вариант дээска литературный вариант платежка дополнительное соглашение платежное поручение накидка неучтенка торговая наценка гарантийка неучтенный товар крыжить гарантийные обязательства производителя обрабатывать данные

Смешение паронимов – слов, близких по звучанию, но разных по значению

Неправильно

Правильно

1. Необходимо нотариальное заверение подписи.

  • Необходима нотариальная заверка подписи / Необходимо нотариально заверить подписи.

2. Необходимо предоставить документы , подтверждающие право на первоочередное устройство в образовательное учреждение.

2. Необходимо представить документы , подтверждающие право на первоочередное устройство в образовательное учреждение.

Использование профессионального жаргона

стилистически сниженный вариант

дээска

литературный вариант

платежка

дополнительное соглашение

платежное поручение

накидка

неучтенка

торговая наценка

гарантийка

неучтенный товар

крыжить

гарантийные обязательства производителя

обрабатывать данные

Ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов

Неправильно

Правильно

Проработавшие учителя 25 лет в школе имеют право на льготную пенсию.

Учителя, проработавшие 25 лет в школе, имеют право на льготную пенсию.

Учителя, проработавшие 25 лет в школе и которые показали высокие результаты в профессиональной деятельности, имеют право на льготную пенсию.

Учителя, проработавшие 25 лет в школе и имеющие высокие результаты в профессиональной деятельности, имеют право на льготную пенсию.

Проводя проверку подразделений организации, экспертами были выявлены серьезные нарушения

Во время проверки подразделений были выявлены серьезные нарушения

Ссылаясь на наш договор, в доставке товара было отказано

Ссылаясь на наш договор, поставщики отказали нам в доставке товара

Сформулировав все важные пункты договора, сторонами были подписаны все необходимые документы

Сформулировав все важные пункты договора, стороны подписали необходимые документы

Находясь в состоянии досудебного урегулирования спора, истцу стало известно, что Ответчик меняет свое фактическое местонахождение

Находясь в состоянии досудебного урегулирования спора, истец узнает, что Ответчик меняет свое фактическое местонахождение

Тип синтаксической ошибки Пример Использование в качестве однородных членов слов различных частей речи (смешение форм именного и глагольного перечисления) Законный представитель имеет право оказывать ГДОУ посильную помощь в реализации задач: оздоровление,  экологическое воспитание, укрепление  материально-технической базы, участвовать в благоустройстве детского сада .  Постановка при разноуправляющих предикатах – глаголах и именах общей управляемой группы а) Данный приказ касается заведующих и начальников отделов ( заведующие чем? начальники чего? ); б) Необходимо срочно собраться всем управляющим и директорам заводов ( управляющие чем? директора чего? ).  Предложите свой вариант редактирования.

Тип синтаксической ошибки

Пример

Использование в качестве однородных членов слов различных частей речи (смешение форм именного и глагольного перечисления)

Законный представитель имеет право оказывать ГДОУ посильную помощь в реализации задач: оздоровление, экологическое воспитание, укрепление материально-технической базы, участвовать в благоустройстве детского сада .

Постановка при разноуправляющих предикатах – глаголах и именах общей управляемой группы

а) Данный приказ касается заведующих и начальников отделов ( заведующие чем? начальники чего? );

б) Необходимо срочно собраться всем управляющим и директорам заводов ( управляющие чем? директора чего? ).

Предложите свой вариант редактирования.

Избыточное использование отглагольных существительных Рассмотрение  претензии Петрова В. С. о несоблюдении компанией-производителем своих договорных обязательств будет возможно после выяснения причин нарушений и представления соответствующих документов; Выявление случаев сбоев и нарушений в работе системы способствовало снижению затрат времени и улучшению общих экономических показателей . Хранение продукции, осуществляемое с нарушением установленных требований, приводит к резкому снижению ее качества и сокращению сроков ее реализации ; По причине существования протечек кровли и невозможности проведения ремонтных работ с последующим проживанием в квартире по вине строительной компании мною не будет производиться оплата коммунальных услуг; Исполнитель вправе отказать заказчику в возврате уплаченной суммы в случае уведомления Исполнителя Заказчиком о невозможности прибытия и посещения занятий позже, чем за пять рабочих дней до даты начала оказания услуги. Какие контексты, с Вашей точки зрения, можно отнести        к ошибочным

Избыточное использование отглагольных существительных

  • Рассмотрение претензии Петрова В. С. о несоблюдении компанией-производителем своих договорных обязательств будет возможно после выяснения причин нарушений и представления соответствующих документов;
  • Выявление случаев сбоев и нарушений в работе системы способствовало снижению затрат времени и улучшению общих экономических показателей .
  • Хранение продукции, осуществляемое с нарушением установленных требований, приводит к резкому снижению ее качества и сокращению сроков ее реализации ;
  • По причине существования протечек кровли и невозможности проведения ремонтных работ с последующим проживанием в квартире по вине строительной компании мною не будет производиться оплата коммунальных услуг;
  • Исполнитель вправе отказать заказчику в возврате уплаченной суммы в случае уведомления Исполнителя Заказчиком о невозможности прибытия и посещения занятий позже, чем за пять рабочих дней до даты начала оказания услуги.

Какие контексты, с Вашей точки зрения, можно отнести

к ошибочным

Особенности русской школы делового письма

Особенности западной и американской школы делового письма

Заключение как особая этикетная формула вежливости, завершающая официальное послание, еще не стало общепринятым и обязательным для всех типов деловой корреспонденции в отечественной практике деловой переписки. Этикетные фразы С уважением…, С наилучшими пожеланиями. .., С пожеланиями успехов… чаще всего встречаются в нерегламентированных письмах, письмах, адресованных конкретному официальному или частному лицу.

Столь же обязательным элементом письма является заключение (формула вежливости), к оформлению которого предъявляются следующие требования: заключение должно начинаться с заглавной буквы и не должно содержать никаких сокращений; оно не должно присоединяться к последнему предложению текста или следовать за шаблонными предложениями, например:

Надеюсь на скорый ответ,

Искренне Ваш подпись

Буду рад скорой встрече,

С уважением подпись

Целесообразно ли завершать ответ на письмо-претензию, в котором вы отказываетесь выполнить просьбу потребителя, словами

«С пожеланиями успехов,

предприниматель Иванов И.И.»

Шаблон информационного письма получателю социальных услуг   Государственное казенное учреждение «Центр социальной защиты населения по городу Камышину» ИНН 1234567890/КПП 121001001 ОГРН 2323454567001 АДРЕС 456789, Россия, Волгоградская область, г. Камышин, ул. 6 мкр., д. 1     Исх. № _____ от _______________ Гражданину ________________________  123456, Россия, Волгоградская обл., ул. Булочная, д. 5    Уважаемый _________________!    ГКУ «Центр социальной защиты населения по городу Камышину» сообщает Вам, что ________________________.   Согласно Федеральному закону «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ, Вам могут быть оказаны следующие виды социальной помощи и поддержки:     Директор Кондраева Е.Ю.     Исп. Федорова Ф.Ф. 8 (123) 456789

Шаблон информационного письма получателю социальных услуг

  Государственное казенное учреждение «Центр социальной защиты населения по городу Камышину»

ИНН 1234567890/КПП 121001001 ОГРН 2323454567001

АДРЕС 456789, Россия, Волгоградская область, г. Камышин, ул. 6 мкр., д. 1

 

  Исх. № _____ от _______________ Гражданину

________________________

123456, Россия, Волгоградская обл., ул. Булочная, д. 5

  

Уважаемый _________________!

  

ГКУ «Центр социальной защиты населения по городу Камышину» сообщает Вам, что ________________________.

 

Согласно Федеральному закону «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ, Вам могут быть оказаны следующие виды социальной помощи и поддержки:

 

  Директор Кондраева Е.Ю.

 

  Исп. Федорова Ф.Ф. 8 (123) 456789

Список рекомендуемой литературы

  • Иванова, А. Ю.   Русский язык в деловой документации: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Ю. Иванова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 144 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16978-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:  https://www.urait.ru/bcode/532137  
  • Шувалова, Н.Н. Основы делопроизводства. Язык служебного документа: учебник и практикум для вузов / Н. Н. Шувалова, А. Ю. Иванова; под общей редакцией Н. Н. Шуваловой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 384 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15217-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:  https://urait.ru/bcode/511417  (дата обращения: 17.10.2023).

Дополнительная литература:

  • Бортников, В. И.   Русский язык и культура речи. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. И. Бортников, Ю. Б. Пикулева. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 95 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07648-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:  https://www.urait.ru/bcode/494113  (дата обращения: 16.10.2023).
  • Деловой русский язык : учебное пособие. рек. Рек. УМО РАЕ / Т. В. Латкина.-2-е изд.. - Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2012.-152c.
  • Теппер, Р. Как овладеть искусством делового письма. 250 писем и записок в помощь менеджеру / Р. Теппер. – М., 1997. – 284 с.