Тема: «Типовые детали и их соединения»
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с понятием «деталь», основными видами типовых деталей машин, подвижные и неподвижные, разъемные и неразъёмные соединения;
Развивающая: привить навыки четкого и правильного выражения своих мыслей, уметь анализировать, выделять главное, сравнивать; способствовать запоминанию основной терминологии;
Воспитательная: способствовать воспитанию бережного отношения к оборудованию, эстетических качеств личности.
Ход урока.
Приветствие.
Проверка явки учащихся.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Доведение до учащихся плана урока.
1.Что такое технологический процесс?( это часть производственного процесса, направленная на превращение сырья (заготовки) в готовую продукцию).2.Что называется операцией?( это законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и определенным инструментом. Значит, чтобы изготовить изделие (деталь), необходимо разработать на нее технологический процесс.).3.Что такое технологическая карта?( это документ, в котором указана последовательность выполнения операции, дано графическое изображение технологической операции, перечислены инструменты и приспособления, необходимые для выполнения данной операции.).
3. Изложение нового материала(15 мин.).
Многие из вас знают, что элементарной единицей (от лат. elementarius — первоначальный, простейший, основной) технического устройства является деталь. Что же такое деталь?
Деталь – это изделие, изготовленное из однородного материала без применения сборочных операций.
Обратимся к примеру. Разбирая компьютер, мастер решил заменить винчестер — жёсткий диск, устройство для постоянного хранения информации.
Можно ли назвать его деталью компьютера? Нет, так как жёсткий диск сам состоит из множества деталей и тоже может быть разобран. Вот только собрать его после полной разборки, может быть, не удастся. Всё дело в том, что его собирали на предприятии-изготовителе в единое целое и он больше не может подвергаться разборно-сборочным операциям. Используя техническую терминологию, жёсткий диск — сборочная единица (сборочный узел).
Многие современные технические устройства состоят как из деталей, так и из сборочных единиц. Чем же сборочная единица отличается от детали?
Сборочная единица (сборочный узел) в отличие от детали — изделие, состоящее из двух или нескольких элементов, которые подлежат соединению между собой на предприятии-изготовителе. Это и шарикоподшипники, и объективы фотоаппарата, и цепи велосипеда.
Конструктор, решивший создать новую машину, большую часть деталей разрабатывает специально для создаваемой конструкции. Но винты, гайки, шестерни, валы, пружины в разработке, как правило, не нуждаются. Конструктор должен хорошо их знать и грамотно использовать в своём творчестве. Необходимые сведения о них можно найти в технических справочниках.
Типовые детали машин – детали, которые встречаются во многих машинах и являются деталями общего назначения.
Типовые детали машин по своему назначению делятся на:
Крепежные (болты, шайбы, гайки, винты, шурупы, гвозди);
Передающие или преобразующие движения (валы, шкивы, зубчатые колеса, ходовые винты);
Детали для поддержания других элементов конструкций (оси, подшипники скольжения и качения, корпусные детали);
Любая машина имеет одну общую деталь, различающуюся по форме, — корпус (каркас, остов, рама, станина, кузов).
Корпусные детали — специальные детали машин, которые объединяют все остальные части ТУ. Примерами могут служить рама велосипеда, корпус ручной дрели, остов повозки, кузов автомобиля, станина станка и др. От формы и габаритов ТУ зависит размер корпуса. Такие детали всегда имеют специальные отверстия для установки типовых деталей-опор: подшипников и осей.
Детали органов управления (руль велосипеда, руль автомобиля, рукоятка управления станка, педаль).
Для выполнения своих функций детали машин соответствующим образом соединяются между собой, образуя подвижное или неподвижное соединение.
Благодаря подвижному соединению одна деталь может передать движение другой или изменить своё положение. Если в ТУ нет такого соединения, то это не механизм.
К примерам подвижного соединения можно отнести соединение двух зубчатых колёс в ручной дрели звёздочку и цепь в велосипеде.
Если в механизме все детали соединены друг с другом только подвижно, то он тоже не сможет работать, так как деталям нужно на что-то опираться, чтобы передавать движение. Поэтому в механизмах одна часть деталей соединяется подвижно, а другая неподвижно.
Неподвижные соединения могут быть:
1) разъёмными, которые допускают удобную разборку без разрушения соединяемых деталей;
2) неразъёмными, которые можно разобрать при полном или частичном разрушении деталей (сварной, фальцевой шов, заклёпочный, клеевой и др.).
4.Закрепление нового материала. (7 мин.)
Чем отличается деталь от сборочной единицы?
Приведите примеры типовых деталей машин.
По каким группам классифицируют детали машин?
Почему корпусные детали не относятся к типовым деталям? К какой группе их относят?
*Конструктивно вал и ось выглядят одинаково. Определите их различие.
Как соединяются детали машин в механизмах?
Приведите примеры соединений деталей в различных ТУ
Деталь,
сборочная единица,
типовые детали машины,
специальные детали машины,
подвижные и неподвижные соединения (разъёмные и неразъёмные).
5. Вводный инструктаж (5 мин.)
1. Получите у учителя технологическую карту на изготовление изделия.
2. Ознакомьтесь с названием изделия, его графическим изображением и видом используемого материала.
3. Изучите последовательность выполнения технологических операций.
4. Определите необходимые инструменты и приспособления для выполнения каждой технологической операции.
6. Практическая работа (45 мин.)
Изготовление упора для пиления. Получение технологической карты и чертежа на изделие.
7. Организационный момент (6 мин.)
Уборка рабочих мест. Сообщение отметок работы учащихся. Разбор допущенных учащимися ошибок.