СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типовые детали и их соединения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Типовые детали и их соединения»

Тема: «Типовые детали и их соединения»

Тип урока: комбинированный.


Цели урока:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с понятием «деталь», основными видами типовых деталей машин, подвижные и неподвижные, разъемные и неразъёмные соединения;

Развивающая: привить навыки четкого и правильного выражения своих мыслей, уметь анализировать, выделять главное, сравнивать; способствовать запоминанию основной терминологии;

Воспитательная: способствовать воспитанию бережного отношения к оборудованию, эстетических качеств личности.


Ход урока.


    1. Организационный момент (5 мин.)

  • Приветствие.

  • Проверка явки учащихся.

  • Проверка готовности учащихся к уроку.

  • Доведение до учащихся плана урока.

    1. Повторение пройденного материала (7 мин.)

1.Что такое технологический процесс?( это часть производственного про­цесса, направленная на превращение сырья (заготовки) в готовую продукцию).2.Что называется операцией?( это законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и определенным инстру­ментом. Значит, чтобы изготовить изделие (деталь), необходимо разработать на нее технологический процесс.).3.Что такое технологическая карта?( это документ, в котором указана последовательность выполнения операции, дано графическое изображение технологической операции, перечислены инструменты и приспособления, необходимые для выполнения данной операции.).

3. Изложение нового материала(15 мин.).

Многие из вас знают, что элементарной единицей (от лат. elementarius — первоначальный, простей­ший, основной) технического устройства является де­таль. Что же такое деталь?

Деталь – это изделие, изготовленное из однородного материала без применения сборочных операций.

Обратимся к примеру. Разбирая компьютер, мас­тер решил заменить винчестер — жёсткий диск, уст­ройство для постоянного хранения информации.

Можно ли назвать его деталью компьютера? Нет, так как жёсткий диск сам состоит из множества дета­лей и тоже может быть разобран. Вот только собрать его после полной разборки, может быть, не удастся. Всё дело в том, что его собирали на предприятии-изго­товителе в единое целое и он больше не может под­вергаться разборно-сборочным операциям. Используя техниче­скую терминологию, жёсткий диск — сборочная единица (сбо­рочный узел).

Многие современные техни­ческие устройства состоят как из деталей, так и из сборочных единиц. Чем же сборочная еди­ница отличается от детали?

Сборочная единица (сборочный узел) в отличие от детали — изделие, состоящее из двух или нескольких элементов, которые подлежат соединению между со­бой на предприятии-изготовителе. Это и шарикопод­шипники, и объективы фотоаппарата, и цепи вело­сипеда.

Конструктор, решивший создать новую машину, большую часть деталей разрабатывает специально для создаваемой конструкции. Но винты, гайки, шестер­ни, валы, пружины в разработке, как правило, не нуждаются. Конструктор должен хорошо их знать и грамотно использовать в своём творчестве. Необхо­димые сведения о них можно найти в технических справочниках.

Типовые детали машин – детали, которые встречаются во многих машинах и являются деталями общего назначения.

Типовые детали машин по своему назначению делятся на:

  1. Крепежные (болты, шайбы, гайки, винты, шурупы, гвозди);

  2. Передающие или преобразующие движения (валы, шкивы, зубчатые колеса, ходовые винты);

  3. Детали для поддержания других элементов конструкций (оси, подшипники скольжения и качения, корпусные детали);

Любая машина имеет одну общую деталь, разли­чающуюся по форме, — корпус (каркас, остов, рама, станина, кузов).

Корпусные детали — специальные детали машин, которые объединяют все остальные части ТУ. Приме­рами могут служить рама велосипеда, корпус ручной дрели, остов повозки, кузов автомобиля, станина станка и др. От формы и габаритов ТУ зависит размер корпуса. Такие детали всегда имеют специальные от­верстия для установки типовых деталей-опор: под­шипников и осей.

  1. Детали органов управления (руль велосипеда, руль автомобиля, рукоятка управления станка, педаль).


Для выполнения своих функций детали машин со­ответствующим образом соединяются между собой, образуя подвижное или неподвижное соединение.

Благодаря подвижному соединению одна деталь может передать движение другой или изменить своё положение. Если в ТУ нет такого соединения, то это не механизм.

К примерам подвижного соединения можно отнести соединение двух зубчатых колёс в ручной дрели звёздочку и цепь в велосипеде.

Если в механизме все детали соединены друг с другом только подвижно, то он тоже не сможет работать, так как деталям нужно на что-то опираться, чтобы передавать движение. Поэтому в механизмах одна часть деталей соединяется подвижно, а другая непо­движно.

Неподвижные соединения могут быть:

1) разъёмными, которые допускают удобную разборку без разрушения соединяемых деталей;


2) неразъёмными, которые можно разобрать при полном или частичном разрушении деталей (сварной, фальцевой шов, заклёпочный, клее­вой и др.).



4.Закрепление нового материала. (7 мин.)

    • Чем отличается деталь от сборочной единицы?

    • Приведите примеры типовых деталей машин.

    • По каким группам классифицируют детали машин?

    • Почему корпусные детали не относятся к типовым деталям? К какой группе их относят?

    • *Конструктивно вал и ось выглядят одинаково. Опре­делите их различие.

    • Как соединяются детали машин в механизмах?

    • Приведите примеры соединений деталей в различ­ных ТУ

  • Деталь,

  • сборочная единица,

  • типовые детали машины,

  • специаль­ные детали машины,

  • подвижные и неподвижные соединения (разъёмные и неразъёмные).

5. Вводный инструктаж (5 мин.)

1. Получите у учителя технологическую карту на изготовление изделия.

2. Ознакомьтесь с названием изделия, его графическим изображением и видом используемого материала.

3. Изучите последовательность выполнения технологических операций.

4. Определите необходимые инструменты и приспособления для выполнения каждой технологической операции.

6. Практическая работа (45 мин.)

Изготовление упора для пиления. Получение технологической карты и чертежа на изделие.

7. Организационный момент (6 мин.)

Уборка рабочих мест. Сообщение отметок работы учащихся. Разбор допущенных учащимися ошибок.