Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках физики.
Выступает:
учитель физики
Сальманова Гульфия Файзерахмановна
Личностные универсальные учебные действия
Самопознание
Причастность к научному эксперименту
Самоопределение
Цели урока физики, должны быть ориентированы прежде всего на развитие личности ученика, личного и ценностного отношения к окружающим, к физике, к себе.
Задание «Исключи лишнее»
Материал: карточка с заданием.
Найти лишний термин и вычеркнуть его.
1) Сила, ньютон, время, масса.
2) Масса, километр, килограмм, дециметр.
3) Плотность, движение, время, скорость.
4) Миллиметр, динамометр, часы, спидометр.
5) Термометр, весы, насос, динамометр, мензурка.
Закрепление по теме «Механические колебания и волны» путем сравнения графика колебаний и графика волны.
1. В чем сходство и отличие двух графиков?
2. Какие физические величины можно найти из графика колебаний?
3. Какие физические величины можно найти из графика волны?
Регулятивные универсальные учебные действия
Целеполагание
Планирова
ние
Контроль
Коррек
ция
Оценка
Волевая саморегуляция
Задание «Найди ошибки»
В обоих случаях совершается механическая работа. (рисунок)
Физическая величина «энергия», так же как и «мощность», измеряется в «джоулях».
Сила тяжести, действующая на поднимающийся воздушный шарик, совершает положительную работу.
Сердце человека за одно сокращение совершает приблизительно 1 Дж работы, что соответствует работе, совершенной при поднятии груза массой 10 кг на высоту 1м.
Я думаю - я работаю .
Я иду - я тоже работаю
Задание «Найди ошибки» Карточка-задание
Незнайка допустил ошибки при выполнении
следующих вычислений:
1 м=100см 1м3=1000 см3 4 см3 =4000 м3
Найдите и исправьте все ошибки, которые допустил Незнайка.
Пример качественной задачи
Зачем к корпусу автомашины, перевозящей горючие смеси, прикрепляют цепь, которая волочится по земле?
Ответ: При перевозке жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать искр и пожара, прикрепляют цепь, которая отводит заряды в землю . Установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, умение грамотно и осознанно строить высказывания.
Задание « Проведи домашний опыт и объясни наблюдаемое явление»
1) Проверьте, измениться ли температура воды и как, если в ней растворить соль. Объяснить явление.
Приборы и материалы: стакан с водой, соль, термометр.
2) Оберните толстый гвоздь полоской бумаги в один слой. Подержите над пламенем свечи до момента возгорания, засеките время. Объясните, почему бумага загорелась не сразу.
Приборы и материалы: толстый гвоздь, бумага, свеча.
Познавательные универсальные учебные действия
Потребность в изучении физики формируется у учащихся в процессе реального усвоения ими теоретических и экспериментальных знаний.
Поиск информации в учебнике
Наблюдение
Аргументация
Вывод
Постановка учебной цели
Моделирование
Пример экспериментальной задачи
Рассчитайте плотность мыла, зная его массу.
Этапы решения :
-Вспомнить определение плотности вещества и формулу для ее определения.
-Понять, значения каких величин известны в задаче, а какие нужно узнать.
-Как можно найти неизвестные величины?
Ученики предлагают план: Измерить грани мыла, вычислить по формулам объем , плотность.
-Оценить результат, сравнив его с табличным значением.
Задание «Ситуативная задача»
Тема «Простые механизмы»
Вопрос: Покажите, как расположить палку, на которой весит груз, на плече так, чтобы сила давления на плечо была наименьшей? Почему вы считаете, что груз должен располагаться именно в этой точке?
Тема «Механическая работа»
Вычислить механическую работу, которая совершается при равномерном движении с первого на второй этаж здания. Все необходимые данные должны получить самостоятельно, результат записать в тетрадь.
Коммуникативные универсальные учебные действия это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, владение определенными нормами общения, поведения. умение выражать свои мысли. Результатами деятельности по формированию коммуникативных учебных действий являются: у мение детей учитывать позиции других людей; умение слушать, вступать в диалог, спрашивать; умение участвовать в коллективном обсуждении .
Задание «Составление кроссвордов»
1) Составить кроссворд из 6-7 терминов, изученных в данной главе.
2) Кроссворд-наоборот.
Физические фокусы
Можно использовать физические фокусы и занимательные опыты. Они просты, связаны с учебным материалом, требуют самого доступного оборудования, их разгадка имеет физический смысл. Зачастую ученики пытаются повторить их в домашних условиях самостоятельно, что тоже важно. При изучении вращательного движения в качестве домашнего задания можно предложить такой фокус :
Поднимите лежащий на столе пластмассовый шарик стеклянной банкой (нельзя подкатывать шарик к краю стола, брать его в руки, пользоваться посторонними предметами, наклонять стол).
Секрет фокуса. Нужно накрыть шарик банкой, круговыми движениями заставить его кататься по стенкам банки и затем быстро повернуть банку дном вниз-шарик окажется в банке. Фокусы, вызывают оживлённые дискуссии, пробуждают мысль, так как стимулируют к поиску объяснения увиденного, к использованию своих знаний.