Типы речи
В русском языке
различают 3 типа речи:
- повествование
- описание
- рассуждение
Вспомним определение текста
ткань, связь, соединение.
объединенных в целое одной темой.
по смыслу и грамматически.
выражения мысли.
- Текст – от лат. textum , что значит
- Текст - это группа предложений,
- Предложения связаны между собой
- Текст создается для
Что произошло?
Какой предмет?
Почему?
Что это за тип речи?
Что произошло?
Последовательные действия
Чаще всего используются глаголы.
Повествование – это «мультик», бегущая картинка, поэтому в повествовании важны глаголы, которые должны отвечать на вопросы что сделал? что сделали? Глаголу помогает наречие. Эти части речи – опорные в повествовании.
Композиция повествования:
Для всех повествовательных текстов общим является: завязка (начало события) – ( развитие события) –кульминация – развязка ( конец события).
Повествованное может вестись как от третьего лица ( авторское повествованное), так и от первого.
Что это за тип речи?
Какой предмет?
- Используются прилагательные и существительные
Маленький, желтенький цыпленок.
Описание -это словесная картина.В описании даются признаки, качества, свойства предмета (Какой он?). Это можно отразить в одном рисунке.
ЦЕЛЬ описания состоит в том, чтобы читатель
(слушатель) увидел предмет описания, представил
его в своём сознании.
Композиция описания:
Общее представление о предмете.
Отдельные признаки предмета.
Авторская оценка, вывод, заключение .
Что это за тип речи?
В этом типе текста выявляются причины событий, их связь. В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис.
Почему?
Чаще всего в рассуждении используются наречия.
Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать .
Гигантская акула известна также под названием слоновая акула. Эта рыба уступает по размерам только своей дальней родственнице - китовой акуле. Гигантские акулы достигают в длину 14, а иногда и 20 метров. Вес их измеряется тоннами. Гигантская акула плавает, широко разинув пасть, и отличается крайней медлительностью.
Одно фото
Отвечает на вопрос КАКОЙ?
Описание
В море много рыб и животных. Акул называют морскими разбойниками. Они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. Не случайно акул считают опасными рыбами.
Нельзя сфотографировать
Отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?
РАССУЖДЕНИЕ
Что такое рассуждение?
1 – Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.
2 – Высказывание, обсуждение .
Что такое тезис?
Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать.
Что такое доказательства?
Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.
Что такое вывод?
Вывод – это то, что следует из сказанного выше.
В море много рыб и животных.
Вступление
Акул называют морскими разбойниками.
ПОЧЕМУ?
Что нужно доказать?
ПОТОМУ ЧТО
Они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей.
Доказательства
ТАКИМ ОБРАЗОМ , не случайно акул считают опасными рыбами.
Вывод
План.
1.Вступление
(может быть или не быть, текст может начинаться тезисом)
2. Тезис (мысль, которую нужно доказать).
3. Доказательства (доводы, примеры):
а)_________________________,
б)_________________________,
в)_________________________.
4. Вывод (доказанная мысль).
1. Прочитайте текст. Кто, по-вашему, прав: Коля или его одноклассники? Свое мнение обоснуйте.
На доске было написано предложение: Все любовались бегом юного спортсмена.
Разбирая слово бегом как часть речи, Коля назвал его глаголом.
— Неправильно,— сказали ребята.
— Почему? — не соглашался Коля.— Ведь спортсмен—бежал! А бежать — глагол! Обозначает действие.
Бег — имя существительное.
- Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что ?
- Во-вторых, слово бег относится к одному из трёх родов, а именно — к мужскому : этот бег, быстрый бег, красивый бег и т. д.
Бег — имя существительное.
- В-третьих, слово бег склоняется , т. е. изменяется по падежам: бег (им. п. ед. ч.), бега (р. п. ед. ч.), бегу (д. п.ед. ч.) и т.д.
- В-четвёртых, в предложении слово бег чаще всего бывает подлежащим и дополнением. Например: Красив бег этого спортсмена! (Здесь бег — подлежащее.) Все любовались бегом юного спортсмена. Задаём вопрос: любовались чем? (Здесь бегом — дополнение.)
Бег — имя существительное.
- Итак, мы доказали, что слово бег — имя существительное , потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.
------------------------------------------------------
Вступление
Бег — имя существительное .(ТЕЗИС)
Что нужно доказать?
Во-первых, оно обозначает предмет…можно задать вопрос что ?
Во-вторых, слово бег относится к одному из трёх родов, а именно — к мужскому .
В-третьих, слово бег склоняется.
В-четвёртых, в предложении слово бег чаще всего бывает подлежащим и дополнением.
Доказатель-ства
Итак, мы доказали , что слово бег — имя существительное , потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.
Вывод
Прочитайте предложения и слова, при помощи которых обычно связываются части рассуждения.
1. Докажем это.
2. Это можно доказать так (следующим образом).
3. Во-первых, во-вторых, в-третьих…
4. Обобщим всё сказанное.
5. Таким образом, ... .
6. Это объясняется следующим.
7. Следовательно, ... .
Запишите слова, с которых можно начать первую часть - тезис?
Я считаю.., по моему мнению, по-моему, мне кажется, на мой взгляд, он утверждает…
Какие слова используются для связи тезиса и доказательств?
Докажем это., это объясняется следующим:..,
во-первых, во-вторых, в-третьих…, одна из причин, другая причина, …
Какие слова связывают доказательства и вывод?
Обобщим все сказанное.., следовательно.., таким образом…, итак, я пришел к выводу,… мы убедились в том…
Запомните, данные слова называются вводными словами и выделяются знаками препинания.
ВСПОМНИМ!!!
1) т езис (то, что доказывается или объясняется);
2) д оказательства (или аргументы, доводы, обоснования, объяснения);
3) в ывод.
Составьте текст-рассуждение.
ТЕЗИС:
Я-ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК.
Домашнее задание. Напишите мини-сочинение-рассуждение. 1 «Телефон-это имя существительное». 2 «Телефон-это добро или зло?».
- Определите основную мысль (тезис).
- Подберите доказательства.
- Сформулируйте вывод .