СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы речи.Рассуждение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Типы речи.Рассуждение.»

Типы речи

Типы речи

В русском языке различают 3 типа речи: повествование описание рассуждение

В русском языке

различают 3 типа речи:

  • повествование
  • описание
  • рассуждение
Вспомним определение текста ткань, связь, соединение. объединенных в целое одной темой.  по смыслу и грамматически.  выражения мысли. Текст – от лат. textum , что значит Текст - это группа предложений, Предложения связаны между собой Текст создается для

Вспомним определение текста

ткань, связь, соединение.

объединенных в целое одной темой.

по смыслу и грамматически.

выражения мысли.

  • Текст – от лат. textum , что значит
  • Текст - это группа предложений,
  • Предложения связаны между собой
  • Текст создается для
Что произошло? Какой предмет? Почему?

Что произошло?

Какой предмет?

Почему?

Что это за тип речи? Что произошло? ПОВЕСТВОВАНИЕ Последовательные действия Чаще всего используются глаголы.

Что это за тип речи?

Что произошло?

  • ПОВЕСТВОВАНИЕ

Последовательные действия

Чаще всего используются глаголы.

Повествование – это «мультик», бегущая картинка, поэтому в повествовании важны глаголы, которые должны отвечать на вопросы что сделал? что сделали? Глаголу помогает наречие. Эти части речи – опорные в повествовании. Композиция повествования: Для всех повествовательных текстов общим является: завязка (начало события) – ( развитие события) –кульминация – развязка ( конец события). Повествованное может вестись как от третьего лица ( авторское повествованное), так и от первого.

Повествование – это «мультик», бегущая картинка, поэтому в повествовании важны глаголы, которые должны отвечать на вопросы что сделал? что сделали? Глаголу помогает наречие. Эти части речи – опорные в повествовании.

Композиция повествования:

Для всех повествовательных текстов общим является: завязка (начало события) – ( развитие события) –кульминация – развязка ( конец события).

Повествованное может вестись как от третьего лица ( авторское повествованное), так и от первого.

Что это за тип речи? Какой предмет? ОПИСАНИЕ Используются прилагательные и существительные Маленький, желтенький цыпленок.

Что это за тип речи?

Какой предмет?

  • ОПИСАНИЕ
  • Используются прилагательные и существительные

Маленький, желтенький цыпленок.

Описание -это словесная картина.В описании даются признаки, качества, свойства предмета (Какой он?). Это можно отразить в одном рисунке. ЦЕЛЬ описания состоит в том, чтобы читатель (слушатель) увидел предмет описания, представил его в своём сознании. Композиция описания: Общее представление о предмете. Отдельные признаки предмета. Авторская оценка, вывод, заключение .

Описание -это словесная картина.В описании даются признаки, качества, свойства предмета (Какой он?). Это можно отразить в одном рисунке.

ЦЕЛЬ описания состоит в том, чтобы читатель

(слушатель) увидел предмет описания, представил

его в своём сознании.

Композиция описания:

Общее представление о предмете.

Отдельные признаки предмета.

Авторская оценка, вывод, заключение .

Что это за тип речи? В этом типе текста выявляются причины событий, их связь. В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис. Почему? РАССУЖДЕНИЕ Чаще всего в рассуждении используются наречия. Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать .

Что это за тип речи?

В этом типе текста выявляются причины событий, их связь. В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис.

Почему?

  • РАССУЖДЕНИЕ

Чаще всего в рассуждении используются наречия.

Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать .

 Гигантская акула известна также под названием слоновая акула. Эта рыба уступает по размерам только своей дальней родственнице - китовой акуле. Гигантские акулы достигают в длину 14, а иногда и 20 метров. Вес их измеряется тоннами. Гигантская акула плавает, широко разинув пасть, и отличается крайней медлительностью.

Гигантская акула известна также под названием слоновая акула. Эта рыба уступает по размерам только своей дальней родственнице - китовой акуле. Гигантские акулы достигают в длину 14, а иногда и 20 метров. Вес их измеряется тоннами. Гигантская акула плавает, широко разинув пасть, и отличается крайней медлительностью.

Одно фото Отвечает на вопрос КАКОЙ?  Описание

Одно фото

Отвечает на вопрос КАКОЙ?

Описание

 В море много рыб и животных. Акул называют морскими разбойниками. Они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. Не случайно акул считают опасными рыбами. Нельзя сфотографировать Отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?  РАССУЖДЕНИЕ

В море много рыб и животных. Акул называют морскими разбойниками. Они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. Не случайно акул считают опасными рыбами.

Нельзя сфотографировать

Отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?

РАССУЖДЕНИЕ

Что такое рассуждение?  1 – Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме. 2 – Высказывание, обсуждение . Что такое тезис? Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать. Что такое доказательства? Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса. Что такое вывод? Вывод – это то, что следует из сказанного выше.

Что такое рассуждение?

1 – Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.

2 – Высказывание, обсуждение .

Что такое тезис?

Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать.

Что такое доказательства?

Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.

Что такое вывод?

Вывод – это то, что следует из сказанного выше.

В море много рыб и животных. Вступление Акул называют морскими разбойниками. ПОЧЕМУ? Что нужно доказать? ПОТОМУ ЧТО  Они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. Доказательства ТАКИМ ОБРАЗОМ , не случайно акул считают опасными рыбами. Вывод

В море много рыб и животных.

Вступление

Акул называют морскими разбойниками.

ПОЧЕМУ?

Что нужно доказать?

ПОТОМУ ЧТО

Они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей.

Доказательства

ТАКИМ ОБРАЗОМ , не случайно акул считают опасными рыбами.

Вывод

План. 1.Вступление (может быть или не быть, текст может начинаться тезисом) 2. Тезис (мысль, которую нужно доказать). 3. Доказательства (доводы, примеры): а)_________________________, б)_________________________, в)_________________________. 4. Вывод (доказанная мысль).

План.

1.Вступление

(может быть или не быть, текст может начинаться тезисом)

2. Тезис (мысль, которую нужно доказать).

3. Доказательства (доводы, примеры):

а)_________________________,

б)_________________________,

в)_________________________.

4. Вывод (доказанная мысль).

1. Прочитайте текст. Кто, по-вашему, прав: Коля или его одноклассники?   Свое мнение обоснуйте.   На доске было написано предложение: Все любовались бегом юного спортсмена.  Разбирая слово бегом как часть речи, Коля назвал его глаголом.  —  Неправильно,— сказали ребята.  —  Почему? — не соглашался Коля.— Ведь  спортсмен—бежал!   А  бежать   — глагол! Обозначает действие.  

1. Прочитайте текст. Кто, по-вашему, прав: Коля или его одноклассники?   Свое мнение обоснуйте.

На доске было написано предложение: Все любовались бегом юного спортсмена.

Разбирая слово бегом как часть речи, Коля назвал его глаголом.

—  Неправильно,— сказали ребята.

—  Почему? — не соглашался Коля.— Ведь  спортсмен—бежал!   А  бежать   — глагол! Обозначает действие.

 

 Бег — имя существительное.   Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что ? Во-вторых, слово бег относится к одному   из   трёх   родов,   а   именно — к мужскому : этот бег, быстрый бег, красивый бег и т. д.

Бегимя существительное.

  • Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что ?
  • Во-вторых, слово бег относится к одному   из   трёх   родов,   а   именно — к мужскому : этот бег, быстрый бег, красивый бег и т. д.
 Бег — имя существительное.   В-третьих, слово бег склоняется , т. е. изменяется по падежам: бег (им. п. ед. ч.), бега (р. п. ед. ч.), бегу (д. п.ед. ч.) и т.д. В-четвёртых, в предложении слово бег чаще всего бывает подлежащим и дополнением. Например: Красив бег этого спортсмена! (Здесь бег — подлежащее.) Все любовались бегом юного спортсмена. Задаём вопрос: любовались чем? (Здесь бегом — дополнение.)

Бегимя существительное.

  • В-третьих, слово бег склоняется , т. е. изменяется по падежам: бег (им. п. ед. ч.), бега (р. п. ед. ч.), бегу (д. п.ед. ч.) и т.д.
  • В-четвёртых, в предложении слово бег чаще всего бывает подлежащим и дополнением. Например: Красив бег этого спортсмена! (Здесь бег — подлежащее.) Все любовались бегом юного спортсмена. Задаём вопрос: любовались чем? (Здесь бегом — дополнение.)
 Бег — имя существительное.   Итак, мы доказали, что слово бег — имя существительное , потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.

Бегимя существительное.

  • Итак, мы доказали, что слово бегимя существительное , потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.
------------------------------------------------------ Вступление Бег — имя существительное .(ТЕЗИС) Что нужно доказать? Во-первых, оно обозначает предмет…можно задать вопрос что ? Во-вторых, слово бег относится к одному   из   трёх   родов,   а   именно — к мужскому . В-третьих, слово бег склоняется. В-четвёртых, в предложении слово бег чаще всего бывает подлежащим и дополнением.  Доказатель-ства Итак, мы доказали , что слово бег — имя существительное , потому что оно обладает всеми признаками данной части речи. Вывод

------------------------------------------------------

Вступление

Бегимя существительное .(ТЕЗИС)

Что нужно доказать?

Во-первых, оно обозначает предмет…можно задать вопрос что ?

Во-вторых, слово бег относится к одному   из   трёх   родов,   а   именно — к мужскому .

В-третьих, слово бег склоняется.

В-четвёртых, в предложении слово бег чаще всего бывает подлежащим и дополнением.

Доказатель-ства

Итак, мы доказали , что слово бегимя существительное , потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.

Вывод

 Прочитайте предложения и слова, при помощи которых обычно связываются части рассуждения.   1.  Докажем это. 2.   Это можно доказать так (следующим образом). 3.   Во-первых, во-вторых, в-третьих… 4.   Обобщим всё сказанное. 5.   Таким образом, ... . 6.  Это объясняется следующим. 7.   Следовательно, ... .

Прочитайте предложения и слова, при помощи которых обычно связываются части рассуждения.

1.  Докажем это.

2.   Это можно доказать так (следующим образом).

3.   Во-первых, во-вторых, в-третьих…

4.   Обобщим всё сказанное.

5.   Таким образом, ... .

6.  Это объясняется следующим.

7.   Следовательно, ... .

Запишите слова, с которых можно начать первую часть - тезис? Я считаю.., по моему мнению, по-моему, мне кажется, на мой взгляд, он утверждает… Какие слова используются для связи тезиса и доказательств? Докажем это., это объясняется следующим:..,  во-первых, во-вторых, в-третьих…, одна из причин, другая причина,  … Какие слова связывают доказательства и вывод? Обобщим все сказанное.., следовательно.., таким образом…, итак, я пришел к выводу,… мы убедились в том… Запомните, данные слова называются вводными словами и выделяются знаками препинания.

Запишите слова, с которых можно начать первую часть - тезис?

Я считаю.., по моему мнению, по-моему, мне кажется, на мой взгляд, он утверждает…

Какие слова используются для связи тезиса и доказательств?

Докажем это., это объясняется следующим:..,

во-первых, во-вторых, в-третьих…, одна из причин, другая причина,

Какие слова связывают доказательства и вывод?

Обобщим все сказанное.., следовательно.., таким образом…, итак, я пришел к выводу,… мы убедились в том…

Запомните, данные слова называются вводными словами и выделяются знаками препинания.

ВСПОМНИМ!!! 1)  т езис    (то, что доказывается или объясняется); 2)  д оказательства (или  аргументы,  доводы,  обоснования, объяснения); 3) в ывод.

ВСПОМНИМ!!!

1)  т езис    (то, что доказывается или объясняется);

2)  д оказательства (или  аргументы,  доводы,  обоснования, объяснения);

3) в ывод.

Составьте текст-рассуждение. ТЕЗИС:  Я-ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК.

Составьте текст-рассуждение.

ТЕЗИС:

Я-ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК.

Домашнее задание.  Напишите мини-сочинение-рассуждение.  1 «Телефон-это имя существительное».  2 «Телефон-это добро или зло?». Определите основную мысль (тезис). Подберите доказательства. Сформулируйте вывод .

Домашнее задание. Напишите мини-сочинение-рассуждение. 1 «Телефон-это имя существительное». 2 «Телефон-это добро или зло?».

  • Определите основную мысль (тезис).
  • Подберите доказательства.
  • Сформулируйте вывод .