Во многих регионах России уже сложился определённый опыт обучения нескольким иностранным языкам.
В системе школьного образования должна всемерно обеспечиваться и поддерживаться возможность получения многоязычного образования. Это формирует у учащихся представления о современном поликультурном и многоязычном мире, об общечеловеческих и национальных ценностях, культурном наследии родной и зарубежных стран, а также расширяет возможности межличностного и межкультурного общения российских граждан в современном европейском и мировом пространстве.
Просмотр содержимого документа
«Тьютерское сопровождение учащихся старшей школы (из опыта работы учителя немецкого языка, Овчинниковой И.А. с одаренными детьми).»
Самый обычный – это всегда необычный, одаренный ребенок.
(В. С. Юркевич)
Из педагогического опыта
учителя немецкого языка МОУ Гимназии №12
И. А. Овчинниковой
- Учителями немецкого языка ведется активная упорная работа по сохранению в учебных планах предмета немецкий язык, изыскиваются все средства и стимулы повышения мотивации к изучению немецкого языка, в числе которых:
- разнообразные формы ведения плодотворной внеклассной деятельности по предмету;
- тьюторское сопровождение одаренных обучающихся;
- предметно-кружковая работа.
- Грамотно организованный учебно-воспитательный процесс является важным условием успешного и, несомненно, ценного для школьников изучения немецкого языка как второго иностранного на базе английского как первого иностранного языка.
- Одаренность – это своеобразное сочетание способностей, активное взаимодействие которых с окружающим миром, обучением и воспитанием приводит к высоким достижениям.
- Переход к методам развития способностей личности и стимулирования ее потребности в самообучении.
- Сам ребенок становится не только целью работы, но и ее полноправным участником и субъектом своего развития.
- Наставник (тьютор) помогает своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста.
- Интерес и стремление к изучению иностранного языка – важная тенденция, отражающая реальную востребованность иностранных языков в современном мире.
- Учителю немецкого языка нужно потрудиться в большей степени над формированием и развитием у ребенка положительной мотивации к изучению его предмета, так как немецкий язык все более и более приобретает статус второго иностранного языка.
- В связи с необходимостью практического решения вопроса оптимизации и популяризации изучения немецкого языка как второго иностранного языка у учащихся старших классов обозначенная проблема тьюторского сопровождения обучающихся представляется особенно актуальной.
- Остановимся на целях, задачах, методах и этапах организации тьюторского сопровождения обучающихся.
- Актуализация определенного комплекса полученных учеником знаний и приобретенных им умений и навыков, исходя из его запросов и потребностей самореализации.
- Постановка цели должна исходить из запросов, интересов и потребностей обучаемых.
- Постановка социально-значимых целей на старшем этапе тесно связана с планами жизненного самоопределения обучаемых.
- Помочь обучающимся решить реальную практическую проблему.
- Поддерживать и мотивировать самостоятельную образовательную деятельность обучающихся.
- Развивать их творческий и исследовательский потенциал.
- Консультировать, наблюдать за ходом обучения и оказывать помощь.
- Развивать инициативу и самостоятельность в освоении теоретических положений и приобретении практических навыков.
- Проявлять заинтересованность в обсуждении обозначенной проблемы и в организации совместной деятельности по ее решению.
- Демонстрировать:
- умение работать с литературой; способность и стремление к достижению личных целей и созданию авторского продукта; умение оценивать результаты, делать выводы и заниматься аналитической деятельностью.
- умение работать с литературой; способность и стремление к достижению личных целей и созданию авторского продукта; умение оценивать результаты, делать выводы и заниматься аналитической деятельностью.
- умение работать с литературой;
- способность и стремление к достижению личных целей и созданию авторского продукта;
- умение оценивать результаты, делать выводы и заниматься аналитической деятельностью.
- Важным инструментом реализации вышеобозначенных задач становятся разнообразные технологии тьюторского сопровождения образовательной деятельности.
- Использование современных технологий тьюторского сопровождения способствует личностно-ориентированному обучению и воспитанию средствами иностранного языка.
- Остановимся на характеристике, образовательных возможностях и результатах работы с использованием такой технологии в тьюторстве как метод кейс-стади.
- Это интерактивный метод обучения, метод анализа конкретных ситуаций, относят к современным информационно-коммуникативным технологиям.
- Кейс-метод как одна из разновидностей тьюторского сопровождения учащихся выступает как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать.
- Метод направлен на развитие общего интеллектуального, творческого и коммуникативного потенциала обучающегося и преподавателя.
- Учащиеся в реальной ситуации применяют усвоенный ранее определенный комплекс знаний при решении какой-либо практической проблемы.
- Опыт показывает, что технология кейс-стади помогает изучить жизненную ситуацию средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве, включить учеников в реальную языковую коммуникацию, смоделировать процесс вхождения в иноязычную культуру.
- Метод кейсов дает возможность:
- создать действующую модель успешного овладения иностранным языком в творческих ситуациях на уроке или во внеурочное время; включить учеников в исследовательскую деятельность по предмету; организовать процесс достижения результата исследовательской деятельности при подготовке учебно-исследовательских работ или учебных проектов; реализовать личностный потенциал ученика.
- создать действующую модель успешного овладения иностранным языком в творческих ситуациях на уроке или во внеурочное время;
- включить учеников в исследовательскую деятельность по предмету;
- организовать процесс достижения результата исследовательской деятельности при подготовке учебно-исследовательских работ или учебных проектов;
- реализовать личностный потенциал ученика.
- Его эффективные практическая, обучающая и научно-исследовательская составляющие.
- Активное творческое сотрудничество и взаимодействие учителя со своими учениками.
- Ощущение учеником успеха и радости от продвижения вперед, от своей пользы для окружающих, от обретения способности к оптимально-значимой для него деятельности и, в конечном итоге, от познания жизни через создание собственного интеллектуального продукта.
- Учебные – это результаты, связанные с освоением знаний и навыков.
- Образовательные – это результаты, образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения.
Учебные
Образовательные
Освоение новой информации
Создание авторского продукта
Освоение метода сбора данных
Образование и достижение личных целей
Освоение методов анализа
Обучение аналитической деятельности, алгоритмизации и моделированию ситуации
Умение работать с текстом
Формирование основ научно-исследовательской деятельности
Соотнесение теоретических и практических знаний
Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем
- Одним из приоритетных направлений тьюторской работы становятся проектные методики.
- Метод проектов дает возможность включить учащихся в реальное общение на иностранном языке.
- В ходе работы над проектами у ребят формируются поисковые умения, коммуникативные умения, презентационные, информационные.
Тьютор помогает:
- Грамотно организовать проектную деятельность;
- Стимулировать и направлять мыслительный процесс;
- Сохранить в работе важное условие плюрализма решений.
- Этап погружения в совместную деятельность.
- Этап организации совместной деятельности.
- Этап итоговой презентации выполненной работы .
- Этап анализа и рефлексии совместной деятельности.
Основная задача этого этапа:
формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения, выявление вариантов работы над ситуацией и выбор модели или «скелета» кейса.
- Основная задача этого этапа: организация деятельности по решению проблемы.
- Деятельность организуется в малых группах или индивидуально по составлению подробного плана работы.
- На этом этапе идет грамотное построение, или выбор модели ситуации (кейса): идет поиск информации, создание описания, подготовка окончательного текста, решение вопросов техники презентации и эффективности использования технических средств.
- Выполнение данной работы заставляет учащихся думать, анализировать, активизировать внимание и память, тренировать виды иноязычной речевой деятельности.
- Совершенствуется навык работы на компьютере при оформлении собранного материала и монтировании компьютерной презентации.
- Основная задача этого этапа: проявить образовательные и учебные результаты работы с проблемной ситуацией (кейсом).
- На этом этапе под контролем учителя (тьютора) подводятся итоги, работа окончательно структурируется и оформляется как итог научного аналитического исследования.
- Здесь учитель выполняет очень важную тьюторскую функцию:
- учитель обучает ученика правильно держаться перед слушателями, преодолевать скованность и страх перед аудиторией, объемом работы, постоянной нехваткой времени, боязнь лексико-грамматических ошибок; ученик учится отвечать на вопросы, реагировать на критические замечания, умело и грамотно представить свою тему выступления и план, сказать общие фразы для начала и завершения речи, соблюдать регламент выступления, суметь войти в контакт с аудиторией.
- учитель обучает ученика правильно держаться перед слушателями, преодолевать скованность и страх перед аудиторией, объемом работы, постоянной нехваткой времени, боязнь лексико-грамматических ошибок;
- ученик учится отвечать на вопросы, реагировать на критические замечания, умело и грамотно представить свою тему выступления и план, сказать общие фразы для начала и завершения речи, соблюдать регламент выступления, суметь войти в контакт с аудиторией.
Основная задача этого этапа:
- обобщение выступления (обсуждение успехов и недочетов), а также подготовка методических рекомендаций на будущее.
Тьютор помогает ученику:
- сделать правильные выводы для дальнейшей исследовательской работы, сформировать свою мировоззренческую позицию на основе владения системой знаний о человеке, исторической памяти человечества, внимательно отнестись к ко всему окружающему.
Профессионально и психологически грамотно организованная работа тьютора помогает в индивидуализации обучения одаренных детей, в выработке наиболее эффективной стратегии индивидуального роста, стимулирует их мыслительный процесс, развивает творческие способности и задатки, реализует важное условие самоорганизации, самоопределения детей, содействует в дальнейшем их успешности, способствует достижению главной педагогической цели – воспитание образованного, порядочного и здорового человека, готового самостоятельно выбирать свой жизненный путь, ставить перед собой цели и творчески трудиться для их достижения.