СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тьютерское сопровождение учащихся старшей школы (из опыта работы учителя немецкого языка, Овчинниковой И.А. с одаренными детьми).

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во многих регионах России уже сложился определённый опыт обучения нескольким иностранным языкам.

В системе школьного образования должна всемерно обеспечиваться и поддерживаться возможность получения многоязычного образования. Это формирует у учащихся представления о современном поликультурном и многоязычном мире, об общечеловеческих и национальных ценностях, культурном наследии родной и зарубежных стран, а также расширяет возможности межличностного и межкультурного общения российских граждан в современном европейском и мировом пространстве.

Просмотр содержимого документа
«Тьютерское сопровождение учащихся старшей школы (из опыта работы учителя немецкого языка, Овчинниковой И.А. с одаренными детьми).»

 Самый обычный – это всегда необычный, одаренный ребенок.  (В. С. Юркевич) Из педагогического опыта учителя немецкого языка МОУ Гимназии №12 И. А. Овчинниковой

Самый обычный – это всегда необычный, одаренный ребенок.

(В. С. Юркевич)

Из педагогического опыта

учителя немецкого языка МОУ Гимназии №12

И. А. Овчинниковой

Учителями немецкого языка ведется активная упорная работа по сохранению в учебных планах предмета немецкий язык, изыскиваются все средства и стимулы повышения мотивации к изучению немецкого языка, в числе которых:  разнообразные формы ведения плодотворной внеклассной деятельности по предмету;  тьюторское сопровождение одаренных обучающихся;  предметно-кружковая работа.   Грамотно организованный учебно-воспитательный процесс является важным условием успешного и, несомненно, ценного для школьников изучения немецкого языка как второго иностранного на базе английского как первого иностранного языка.  
  • Учителями немецкого языка ведется активная упорная работа по сохранению в учебных планах предмета немецкий язык, изыскиваются все средства и стимулы повышения мотивации к изучению немецкого языка, в числе которых:
  • разнообразные формы ведения плодотворной внеклассной деятельности по предмету;
  • тьюторское сопровождение одаренных обучающихся;
  • предметно-кружковая работа.

 

  • Грамотно организованный учебно-воспитательный процесс является важным условием успешного и, несомненно, ценного для школьников изучения немецкого языка как второго иностранного на базе английского как первого иностранного языка.

 

Одаренность – это своеобразное сочетание способностей, активное взаимодействие которых с окружающим миром, обучением и воспитанием приводит к высоким достижениям. Переход к методам развития способностей личности и стимулирования ее потребности в самообучении. Сам ребенок становится не только целью работы, но и ее полноправным участником и субъектом своего развития. Наставник (тьютор) помогает своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста.
  • Одаренность – это своеобразное сочетание способностей, активное взаимодействие которых с окружающим миром, обучением и воспитанием приводит к высоким достижениям.
  • Переход к методам развития способностей личности и стимулирования ее потребности в самообучении.
  • Сам ребенок становится не только целью работы, но и ее полноправным участником и субъектом своего развития.
  • Наставник (тьютор) помогает своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста.
Интерес и стремление к изучению иностранного языка – важная тенденция, отражающая реальную востребованность иностранных языков в современном мире. Учителю немецкого языка нужно потрудиться в большей степени над формированием и развитием у ребенка положительной мотивации к изучению его предмета, так как немецкий язык все более и более приобретает статус второго иностранного языка. В связи с необходимостью практического решения вопроса оптимизации и популяризации изучения немецкого языка как второго иностранного языка у учащихся старших классов обозначенная проблема тьюторского сопровождения обучающихся представляется особенно актуальной. Остановимся на целях, задачах, методах и этапах организации тьюторского сопровождения обучающихся.
  • Интерес и стремление к изучению иностранного языка – важная тенденция, отражающая реальную востребованность иностранных языков в современном мире.
  • Учителю немецкого языка нужно потрудиться в большей степени над формированием и развитием у ребенка положительной мотивации к изучению его предмета, так как немецкий язык все более и более приобретает статус второго иностранного языка.
  • В связи с необходимостью практического решения вопроса оптимизации и популяризации изучения немецкого языка как второго иностранного языка у учащихся старших классов обозначенная проблема тьюторского сопровождения обучающихся представляется особенно актуальной.
  • Остановимся на целях, задачах, методах и этапах организации тьюторского сопровождения обучающихся.
Актуализация определенного комплекса полученных учеником знаний и приобретенных им умений и навыков, исходя из его запросов и потребностей самореализации. Постановка цели должна исходить из запросов, интересов и потребностей обучаемых. Постановка социально-значимых целей на старшем этапе тесно связана с планами жизненного самоопределения обучаемых.
  • Актуализация определенного комплекса полученных учеником знаний и приобретенных им умений и навыков, исходя из его запросов и потребностей самореализации.
  • Постановка цели должна исходить из запросов, интересов и потребностей обучаемых.
  • Постановка социально-значимых целей на старшем этапе тесно связана с планами жизненного самоопределения обучаемых.
Помочь обучающимся решить реальную практическую проблему. Поддерживать и мотивировать самостоятельную образовательную деятельность обучающихся. Развивать их творческий и исследовательский потенциал. Консультировать, наблюдать за ходом обучения и оказывать помощь.
  • Помочь обучающимся решить реальную практическую проблему.
  • Поддерживать и мотивировать самостоятельную образовательную деятельность обучающихся.
  • Развивать их творческий и исследовательский потенциал.
  • Консультировать, наблюдать за ходом обучения и оказывать помощь.
Развивать инициативу и самостоятельность в освоении теоретических положений и приобретении практических навыков. Проявлять заинтересованность в обсуждении обозначенной проблемы и в организации совместной деятельности по ее решению. Демонстрировать: умение работать с литературой; способность и стремление к достижению личных целей и созданию авторского продукта; умение оценивать результаты, делать выводы и заниматься  аналитической деятельностью. умение работать с литературой; способность и стремление к достижению личных целей и созданию авторского продукта; умение оценивать результаты, делать выводы и заниматься  аналитической деятельностью. умение работать с литературой; способность и стремление к достижению личных целей и созданию авторского продукта; умение оценивать результаты, делать выводы и заниматься  аналитической деятельностью.
  • Развивать инициативу и самостоятельность в освоении теоретических положений и приобретении практических навыков.
  • Проявлять заинтересованность в обсуждении обозначенной проблемы и в организации совместной деятельности по ее решению.
  • Демонстрировать:
  • умение работать с литературой; способность и стремление к достижению личных целей и созданию авторского продукта; умение оценивать результаты, делать выводы и заниматься аналитической деятельностью.
  • умение работать с литературой; способность и стремление к достижению личных целей и созданию авторского продукта; умение оценивать результаты, делать выводы и заниматься аналитической деятельностью.
  • умение работать с литературой;
  • способность и стремление к достижению личных целей и созданию авторского продукта;
  • умение оценивать результаты, делать выводы и заниматься аналитической деятельностью.
Важным инструментом реализации вышеобозначенных задач становятся разнообразные технологии тьюторского сопровождения образовательной деятельности. Использование современных технологий тьюторского сопровождения способствует личностно-ориентированному обучению и воспитанию средствами иностранного языка. Остановимся на характеристике, образовательных возможностях и результатах работы с использованием такой технологии в тьюторстве как метод кейс-стади.
  • Важным инструментом реализации вышеобозначенных задач становятся разнообразные технологии тьюторского сопровождения образовательной деятельности.
  • Использование современных технологий тьюторского сопровождения способствует личностно-ориентированному обучению и воспитанию средствами иностранного языка.
  • Остановимся на характеристике, образовательных возможностях и результатах работы с использованием такой технологии в тьюторстве как метод кейс-стади.
Это интерактивный метод обучения, метод анализа конкретных ситуаций, относят к современным информационно-коммуникативным технологиям. Кейс-метод как одна из разновидностей тьюторского сопровождения учащихся выступает как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать. Метод направлен на развитие общего интеллектуального, творческого и коммуникативного потенциала обучающегося и преподавателя. Учащиеся в реальной ситуации применяют усвоенный ранее определенный комплекс знаний при решении какой-либо практической проблемы.
  • Это интерактивный метод обучения, метод анализа конкретных ситуаций, относят к современным информационно-коммуникативным технологиям.
  • Кейс-метод как одна из разновидностей тьюторского сопровождения учащихся выступает как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать.
  • Метод направлен на развитие общего интеллектуального, творческого и коммуникативного потенциала обучающегося и преподавателя.
  • Учащиеся в реальной ситуации применяют усвоенный ранее определенный комплекс знаний при решении какой-либо практической проблемы.

Опыт показывает, что технология кейс-стади помогает изучить жизненную ситуацию средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве, включить учеников в реальную языковую коммуникацию, смоделировать процесс вхождения в иноязычную культуру. Метод кейсов дает возможность: создать действующую модель успешного овладения иностранным языком в творческих ситуациях на уроке или во внеурочное время; включить учеников в исследовательскую деятельность по предмету; организовать процесс достижения результата исследовательской деятельности при подготовке учебно-исследовательских работ или учебных проектов; реализовать личностный потенциал ученика. создать действующую модель успешного овладения иностранным языком в творческих ситуациях на уроке или во внеурочное время; включить учеников в исследовательскую деятельность по предмету; организовать процесс достижения результата исследовательской деятельности при подготовке учебно-исследовательских работ или учебных проектов; реализовать личностный потенциал ученика.
  • Опыт показывает, что технология кейс-стади помогает изучить жизненную ситуацию средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве, включить учеников в реальную языковую коммуникацию, смоделировать процесс вхождения в иноязычную культуру.
  • Метод кейсов дает возможность:
  • создать действующую модель успешного овладения иностранным языком в творческих ситуациях на уроке или во внеурочное время; включить учеников в исследовательскую деятельность по предмету; организовать процесс достижения результата исследовательской деятельности при подготовке учебно-исследовательских работ или учебных проектов; реализовать личностный потенциал ученика.
  • создать действующую модель успешного овладения иностранным языком в творческих ситуациях на уроке или во внеурочное время;
  • включить учеников в исследовательскую деятельность по предмету;
  • организовать процесс достижения результата исследовательской деятельности при подготовке учебно-исследовательских работ или учебных проектов;
  • реализовать личностный потенциал ученика.
Его эффективные практическая, обучающая и научно-исследовательская составляющие. Активное творческое сотрудничество и взаимодействие учителя со своими учениками. Ощущение учеником успеха и радости от продвижения вперед, от своей пользы для окружающих, от обретения способности к оптимально-значимой для него деятельности и, в конечном итоге, от познания жизни через создание собственного интеллектуального продукта.
  • Его эффективные практическая, обучающая и научно-исследовательская составляющие.
  • Активное творческое сотрудничество и взаимодействие учителя со своими учениками.
  • Ощущение учеником успеха и радости от продвижения вперед, от своей пользы для окружающих, от обретения способности к оптимально-значимой для него деятельности и, в конечном итоге, от познания жизни через создание собственного интеллектуального продукта.
Учебные – это результаты, связанные с освоением знаний и навыков. Образовательные – это результаты, образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения.
  • Учебные – это результаты, связанные с освоением знаний и навыков.
  • Образовательные – это результаты, образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения.
Учебные Образовательные Освоение новой информации Создание авторского продукта Освоение метода сбора данных Образование и достижение личных целей Освоение методов анализа Обучение аналитической деятельности, алгоритмизации и моделированию ситуации Умение работать с текстом Формирование основ научно-исследовательской деятельности Соотнесение теоретических и практических знаний Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем

Учебные

Образовательные

Освоение новой информации

Создание авторского продукта

Освоение метода сбора данных

Образование и достижение личных целей

Освоение методов анализа

Обучение аналитической деятельности, алгоритмизации и моделированию ситуации

Умение работать с текстом

Формирование основ научно-исследовательской деятельности

Соотнесение теоретических и практических знаний

Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем

Одним из приоритетных направлений тьюторской работы становятся проектные методики. Метод проектов дает возможность включить учащихся в реальное общение на иностранном языке. В ходе работы над проектами у ребят формируются поисковые умения, коммуникативные умения, презентационные, информационные. Тьютор помогает: Грамотно организовать проектную деятельность; Стимулировать и направлять мыслительный процесс; Сохранить в работе важное условие плюрализма решений.
  • Одним из приоритетных направлений тьюторской работы становятся проектные методики.
  • Метод проектов дает возможность включить учащихся в реальное общение на иностранном языке.
  • В ходе работы над проектами у ребят формируются поисковые умения, коммуникативные умения, презентационные, информационные.

Тьютор помогает:

  • Грамотно организовать проектную деятельность;
  • Стимулировать и направлять мыслительный процесс;
  • Сохранить в работе важное условие плюрализма решений.
Этап погружения в совместную деятельность. Этап организации совместной деятельности. Этап итоговой презентации выполненной работы . Этап анализа и рефлексии совместной деятельности.
  • Этап погружения в совместную деятельность.
  • Этап организации совместной деятельности.
  • Этап итоговой презентации выполненной работы .
  • Этап анализа и рефлексии совместной деятельности.

 Основная задача этого этапа: формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения, выявление вариантов работы над ситуацией и выбор модели или «скелета» кейса.

Основная задача этого этапа:

формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения, выявление вариантов работы над ситуацией и выбор модели или «скелета» кейса.

Основная задача этого этапа: организация деятельности по решению проблемы.  Деятельность организуется в малых группах или индивидуально по составлению подробного плана работы. На этом этапе идет грамотное построение, или выбор модели ситуации (кейса): идет поиск информации, создание описания, подготовка окончательного текста, решение вопросов техники презентации и эффективности использования технических средств. Выполнение данной работы заставляет учащихся думать, анализировать, активизировать внимание и память, тренировать виды иноязычной речевой деятельности. Совершенствуется навык работы на компьютере при оформлении собранного материала и монтировании компьютерной презентации.
  • Основная задача этого этапа: организация деятельности по решению проблемы. 
  • Деятельность организуется в малых группах или индивидуально по составлению подробного плана работы.
  • На этом этапе идет грамотное построение, или выбор модели ситуации (кейса): идет поиск информации, создание описания, подготовка окончательного текста, решение вопросов техники презентации и эффективности использования технических средств.
  • Выполнение данной работы заставляет учащихся думать, анализировать, активизировать внимание и память, тренировать виды иноязычной речевой деятельности.
  • Совершенствуется навык работы на компьютере при оформлении собранного материала и монтировании компьютерной презентации.
  • Основная задача этого этапа: проявить образовательные и учебные результаты работы с проблемной ситуацией (кейсом).
  • На этом этапе под контролем учителя (тьютора) подводятся итоги, работа окончательно структурируется и оформляется как итог научного аналитического исследования.
  • Здесь учитель выполняет очень важную тьюторскую функцию:
  • учитель обучает ученика правильно держаться перед слушателями, преодолевать скованность и страх перед аудиторией, объемом работы, постоянной нехваткой времени, боязнь лексико-грамматических ошибок; ученик учится отвечать на вопросы, реагировать на критические замечания, умело и грамотно представить свою тему выступления и план, сказать общие фразы для начала и завершения речи, соблюдать регламент выступления, суметь войти в контакт с аудиторией.
  • учитель обучает ученика правильно держаться перед слушателями, преодолевать скованность и страх перед аудиторией, объемом работы, постоянной нехваткой времени, боязнь лексико-грамматических ошибок;
  • ученик учится отвечать на вопросы, реагировать на критические замечания, умело и грамотно представить свою тему выступления и план, сказать общие фразы для начала и завершения речи, соблюдать регламент выступления, суметь войти в контакт с аудиторией.
Основная задача этого этапа: обобщение выступления (обсуждение успехов и недочетов), а также подготовка методических рекомендаций на будущее. Тьютор помогает ученику: сделать правильные выводы для дальнейшей исследовательской работы, сформировать свою мировоззренческую позицию  на основе владения системой знаний о человеке, исторической памяти человечества,  внимательно отнестись к ко всему окружающему.

Основная задача этого этапа:

  • обобщение выступления (обсуждение успехов и недочетов), а также подготовка методических рекомендаций на будущее.

Тьютор помогает ученику:

  • сделать правильные выводы для дальнейшей исследовательской работы, сформировать свою мировоззренческую позицию на основе владения системой знаний о человеке, исторической памяти человечества, внимательно отнестись к ко всему окружающему.
 Профессионально и психологически грамотно организованная работа тьютора помогает в индивидуализации обучения одаренных детей, в выработке наиболее эффективной стратегии индивидуального роста, стимулирует их мыслительный процесс, развивает творческие способности и задатки, реализует важное условие самоорганизации, самоопределения детей, содействует в дальнейшем их успешности, способствует достижению главной педагогической цели – воспитание образованного, порядочного и здорового человека, готового самостоятельно выбирать свой жизненный путь, ставить перед собой цели и творчески трудиться для их достижения.

Профессионально и психологически грамотно организованная работа тьютора помогает в индивидуализации обучения одаренных детей, в выработке наиболее эффективной стратегии индивидуального роста, стимулирует их мыслительный процесс, развивает творческие способности и задатки, реализует важное условие самоорганизации, самоопределения детей, содействует в дальнейшем их успешности, способствует достижению главной педагогической цели – воспитание образованного, порядочного и здорового человека, готового самостоятельно выбирать свой жизненный путь, ставить перед собой цели и творчески трудиться для их достижения.