5
Ток-шоу «Выбор профессии. МОГУ или НАДО».
ВЕД. Добрый день. Мы рады приветствовать в нашей школе учащихся 9,10,11 классов, родителей наших учащихся, педагогический состав школы и представителей учебных заведений города.
ВЕД. Итак, мы начинаем наше ток-шоу «Выбор профессии. МОГУ или НАДО». Сегодня 30 января и не успеешь оглянуться, как нужно определять свой жизненный путь, а кем же быть? Куда пойти учиться, чтобы быть полезным обществу.
ВЕД. Сейчас я бы хотела спросить у наших учащихся:
(вопрос учащимся) - кто пришел сегодня побольше узнать о профессиях? (аплодируют или поднимают руку);
- кто пришел выбрать свою профессию?
ВЕД. А помогут нам разобраться в выборе профессии и ответить на все волнующие нас вопросы: (представляем гостей) ________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВЕД. И, конечно же, у нас сегодня те, без совета которых не обошелся ни один человек на земле – это родители.
Каждый человек в своей жизни рано или поздно сталкивается с проблемой выбора, и решить ее оказывается очень нелегко.
ВЕД. А может нелегко только лишь потому, что мы не совсем понимаем смысл профессии. Поэтому поводу предлагаю посмотреть видеоролик «Дети рассказывают про профессии».
ВЕД. Ролик вызвал улыбку или даже смех. Да на современном рынке труда очень много известных профессий, но название у многих изменено. Сколько же профессий в современном мире и какие востребованы на сегодняшний день нам расскажет (из центра занят.) __________________________________________________________________
ВЕД. Вы, наверное, встречали таких людей, которые не хотят идти на работу, хотя они далеко не все лодыри и бездельники, многие честно выполняют свои профессиональные обязанности, но для них понедельник - самый тяжелый день. Кое-кто радуется даже болезни (можно побыть дома) или мечтает со вздохом: «Эх, скорей бы на пенсию!».
- Почему это происходит?
Я бы хотела задать этот вопрос вам уважаемые родители. Вы уже нашли свое призвание в жизни, как вообще вы пришли к этому выбору?
предполагаемые вопросы:
- В чем причина такого отношения к работе?
- Чем объяснить, почему же так много людей ошибается в выборе профессии?
- Как у вас в семье пришли к выбору будущей профессии? (вопрос ученику, а потом этот же вопрос родителям)
- Что же все-таки стоит на первом месте МОГУ или НАДО?
- С чего же непосредственно начинается сам выбор?
- Какие же обстоятельства влияют на выбор будущей профессии современной молодежью?
- Считаете ли вы необходимым учитывать интерес самого ребенка при выборе его будущего?
- Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускнику?
- Сколько времени надо работать, чтобы сформировался интерес?
- Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии?
ВЕД. Предлагаю обсудить одну из причины типичных ошибок при выборе профессии.
Два товарища – Миша и Андрей – после окончания школы решили поступать на физика-математический факультет университета. Миша давно мечтал стать физиком, а Андрей еще не нашел себя и решил поступать вместе с другом. Конкурс они оба не выдержали. Андрей легко пережил эту неудачу, и решил поступать в другой ВУЗ, а Миша переживал ее как большую трагедию, замкнулся в себе, по отношению к окружающим стал раздражительным и дерзким, обвиняя их в своей неудаче.
ВЕД. А сможет объяснить нам, почему всё так наш школьный педагог-психолог Ольга Ивановна.
ВЕД. Одной из объективных причин неправильного выбора профессии является:
1) Слабая информированность. Представления о профессиях часто бывает неполным, искаженным.
2) Предубежденность в отношении престижности профессии. Часто реальная социальная значимость профессии не соответствует ее весомости обществе. Какие ВУЗы, факультеты престижны? Экономический, юридический, медицинский?
Что получиться, если из 10-ти выпускников средней школы один будет инженером, а остальные художниками, девять кинутся в режиссеры, и только один пойдет в политехнический? Конечно, жизнь внесет поправки в эти нереальные планы, но, может быть, разумнее избежать ошибок?
Понятие престижности неустойчивое, ненадежное. Оно, как явление моды – приходит и уходит. Так что оглядка на престижность профессии отнюдь не самый верный принцип выбора. Главное в другом, что для тебя является самым важным в будущем, что ты считаешь совершенно необходимым: размеренную, спокойную работу или, например, постоянные командировки, экспедиции, полевой быт, независимость, самостоятельность в работе, творчество или выполнение четко определенных обязанностей.
3) Незнание себя, своего здоровья, способностей. Допустим, у человека близорукость, и ему необходимо постоянное ношение очков, то он не сможет освоить целый ряд профессий, которые предъявляют повышенные требования к зрению (монтаж, сборка радиотехнического и электронного оборудования, чертежные и граверные работы, наборщик, печатник, корректор, ювелир, огранщик, монтажник, каменщик, кровельщик, работа на высоте, в запыленных цехах.
4) Некоторые ребята часто автоматически переносят свой интерес к предмету на будущую профессию.
Люблю химию - стану химиком. Любить решать задачи и быть учителем математики – разные вещи.
5) Так лее рискованно личностные симпатии к человеку переносить на профессию. «Буду, как дядя шофером».
6) И совсем недопустимо подавать документы в учебное заведение за компанию с друзьями, одноклассниками. Расплата за такую ошибку - это недовольство, разочарование собой, профессией. И, конечно же, сделав выбор, необходимо четко определить пути получения профессии.
ВЕД. Конфуций сказал: «Выбери себе работу по душе и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни». Как понять какая работа тебе по душе, как найти ее? Как выбрать такую профессию, чтоб душа к ней лежала, довольно трудно: и та хороша, и эта, и еще другие. А какую выбрать? Вдруг ошибешься? Какие вообще есть профессии в нашем городе, каких специалистов выпускают наши учебные заведения города, мы сейчас узнаем.
ВЕД. Слово предоставляется ______________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
После выступления представителей итоговое слово психолога.
ВЕД. Ребята, кто из вас, здесь присутствующих, сам сделал выбор своей профессии? (ответ) Как к этому пришел?
- Кто обсуждал выбор с родителями?
- Кому из вас родители выбрали профессию, мол, так НАДО?
ВЕД. (вопросы родителям) У вас в семье как происходил (или происходит) выбор профессии?
- Имеет ли место мнение вашего ребенка или все-таки – «эта работа тебе даст больше денег»?
(далее вопросы по ситуации)
ВЕД. Если мы обратимся к древу возможностей, то увидим, сколько путей жизненного самоопределения. Но где твой путь? Единственный и верный? Почему так трудно осуществить выбор? Молодому человеку не хватает знаний о профессиях, о требованиях, которые та или иная профессия предъявляет человеку. Не хватает знаний о себе, как о субъекте будущей профессиональной деятельности, умений оценивать свои склонности и способности и соотносить их с теми требованиями, которые профессии предъявляют к личности работающего. Мы надеемся, что сегодняшняя наша встреча поможет ликвидировать некоторые пробелы в этой области.
ВЕД. Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте. Я желаю вам выбрать свой путь, найти свое место в жизни.
1. Как называются профессии твоих родителей?
2. Какие учебные заведения они заканчивали?
3.Кем собираются стать твои друзья?
4. Есть ли у тебя дело, которым ты занимаешься с интересом, желанием?
5.Занимаешься ли ты углубленно каким-либо учебным предметом?
6.Можешь ли ты перечислить учебные заведения, имеющиеся в вашем городе?
7.Читаешь ли ты книги о профессиях?
8.Беседовал ли с кем-нибудь о профессиях?
9.Помогаешь ли ты родителям в их работе?
10.Бывал ли ты на встречах с представителями каких-либо профессий?
11.Обсуждался ли в вашей семье вопрос о том, как выбирать профессию?
12.Говорили ли в вашей семье о том, какими путями можно получать профессию?
13.Знаешь ли ты, чем различаются понятия «сфера деятельности» и «вид деятельности»?
14.Обращался ли ты в центр профориентации или к школьному психологу по поводу выбора профессии?
15.Занимался ли ты дополнительно – с репетитором или самостоятельно, чтобы лучше освоить какой-либо школьный предмет?
16.Думал ли ты о применении своих способностей, талантов в профессиональной деятельности?
17.Готов ли ты сделать профессиональный выбор?
18.Выполнял ли ты тест на выявление своих способностей к какой-либо профессии?
19.Занимался ли ты в УПК по специальности, близкой к той, о которой мечтаешь?
20.Знаешь ли ты, какие профессии пользуются большим спросом на рынке труда?
21.Как ты думаешь, человеку с профессиональным образованием легче найти работу, чем выпускнику общеобразовательной школы?
22.Знаешь ли ты, чего будешь добиваться в своей будущей профессиональной деятельности?
23.Умеешь ли ты искать информацию о профессиях и о состоянии рынка труда?
24.Работал ли ты когда-либо в свободное время?
25.Советовался ли ты с учителями по вопросу профессионального выбора?
26.Считаешь ли ты, что профессионализм приходит к специалисту с годами?
27.Обращался ли ты в службу занятости, чтобы узнать, какие профессии сейчас нужны, а какие – нет?
28.Занимаешься ли ты в кружке, секции, спортивной или музыкальной школе?
29.Зависит ли материальное благополучие от уровня образования и профессионального мастерства?