СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТП 211 Родной язык 27.11.20

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ТП 211 Родной язык 27.11.20»




Группа ТП 211 Родной язык

Профессия

ОУД

Преподаватель:

Ионова Анна Григорьевна

E-mail: [email protected]

ВКонтакте: https://vk.com/id516054484

Дата выдачи задания

Срок выполнения

27.11.2020

29.11.20






Тема: Употребление имён прилагательных в речи.


- Итак, запишите тему урока: «Употребление имен прилагательных в речи».

- что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает?

/Имя прилагательное обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы какой? -ая? -ое? -ие? Чей? -ья? -ье? -ьи? Который? -ая? -ое? -ые?/

- Представьте себе, что в нашей речи нет прилагательных. Как изменился бы наш язык?

/Наша речь без прилагательных не будет точной, меткой, а будет бедной, неэмоциональной, неяркой/

- Я думаю, что текст поможет в этом убедиться.

Творческая работа по тексту И. Соколова-Микитова «Русский лес».


2. Перепишите текст и вставьте вместо многоточий имена прилагательные.


Русский лес
Хорош русский лес зимою. В … день выйдешь в лес на лыжах. Лежат под деревьями … и … сугробы. Над …тропинками согнулись под тяжестью инея стволы … деревьев. Сорвется такая … шапка с вершины … ели, рассыплется … пылью…

Спят … сосны. … тени их … стволов лежат на … сугробах.

/

4. Сравним ваши тексты с авторским.

5. Прочтем авторский вариант.

6. Проверьте свою орфографическую грамотность, ошибки исправьте карандашом.

- Обратите внимание на написание некоторых видов орфограмм.

/Написание окончаний глаголов «выйдешь», «рассыплется»/


Самопроверка.

Русский лес
Хорош русский лес зимою. В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах. Лежат под деревьями глубокие и чистые сугробы. Над лесными тропинками согнулись под тяжестью инея стволы молодых деревьев. Сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью…

Спят высокие сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых сугробах.


- Не правда ли, красивая картина представилась нам?


- Сделайте вывод о роли прилагательных в данном тексте.

/Имена прилагательные придают описанию зимнего леса не только точность и меткость, но образность, яркость, выразительность, передают настроение писателя./


Анализ стихотворения И.А. Бунина «Листопад».

- Употребления имен прилагательных придает речи яркость, образность описания. Не случайно, в художественном изображении природы почти каждое четвёртое слово - это прилагательное.

- Послушаем стихотворение И.Бунина «Листопад» и понаблюдаем за ролью прилагательных в этом стихотворении.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной,
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют,
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Задание:

- Запишите слова, с помощью которых передается цвет. Только ли прилагательные используются?

/глаголы?/
- Как вы думаете, что хотел показать автор, используя в тексте столько прилагательных?

/Красочно нарисовать картину осени/.

Задание: Работа со словарём.

- Определите лексическое значение слова пестрый. Подберите синоним. Поработаем со словарем.

С. И. Ожегова

/Пёстрый – ……………….

Задание:

- Выпишите три любых словосочетания “прил.+ сущ в тетрадях

/Например, терем расписной; лес золотой; светлою поляной./



1) - В художественных текстах часто используются антонимы-прилагательные, которые делают нашу речь более выразительной. Вспомните, что такое антонимы……….

Задание: подобрать антонимы

  • Веселый - грустный,печальный,тоскливый,угрюмый,мрачный,хмурый…..

  • Богатый -

  • Новый -

  • Горячий -

  • Близкий -

  • Безобразный -

  • Высокий -

  • Грубый -

  • Красивый -

  • Молодой -

  • Мягкий -

  • Нежный -

Какой вывод сделает внимательный исследователь о роли антонимов-прилагательных в речи?

/Антонимы-прилагательные обогащают нашу речь, делают ее более выразительной/


- Выполните морфемный разбор слов: прекрасный, маленький, низкорослый и укажите способ образования данных слов.


А что такое синонимы? Какую роль они играют в нашей речи?

/Синонимы –

Задание:подобрать синонимы


1 Красный-

2 Синий--

3 Желтый

4 Зеленый

5. Фиолетовый

6. Коричневый –кофейный,шоколадный..



- Как синоним-прилагательное обогащает нашу речь? В каком значении употребляются некоторые из них?

/В переносном/

- В переносном и ассоциативном, например, слово «кофейный» или «шоколадный».


Задание- Составьте и запишите с любой парой слов-синонимов словосочетания, .

/Например, багровый закат - красная повязка; сиреневый туман - фиолетовая кофта / Задание. Перепишите. Объясните написание Н и НН в именах прилагательных.


Руч…ой, стекля..ый, бето…ый, кожа…ый, искусстве…ый, лебеди..ый, искус…ый, ваго…ый, со…ый, тума…ый, серебря..ый, кури...ый, лу…ый, безветре..ый, стари…ый, опас…ый, урага…ый, телефо…ый, оловя…ый, торфя…ой, клюкве…ый.




Итоги урока.

- Что мы узнали о прилагательных?

/Мы сегодня наблюдали, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи и пришли к выводу о том, что прилагательные делают нашу речь, яркой, эмоциональной, образной, слова-антонимы и слова-синонимы устраняют повтор, обогащают язык, делая его более выразительным/.