Значение комплексного подхода в коррекции нарушений эмоциональной лексики у старших дошкольником с общим недоразвитием речи III уровня
докладчик: Дарья Борисовна Евдокимова Научный рук.: канд. психол. наук, доцент Е.В. Жулина
Нижний Новгород
2020 год
Цель, объект, предмет исследования
Цель исследования
Теоретически и экспериментально изучить нарушения эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, разработать и провести программу логопедической коррекции выявленных нарушений посредством применения комплексного подхода.
Объект исследования
Эмоциональная лексика старших дошкольников.
Предмет исследования
Значение комплексного подхода в коррекции нарушений эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования
Гипотеза исследования: применение комплексного подхода в логопедической коррекции нарушений эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, будет являться эффективным и позволит расширить, уточнить, обогатить и активизировать эмоциональную лексику.
Задачи исследования
Провести теоретический анализ проблемы изучения эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Подобрать, обосновать и провести диагностическое обследование нарушений эмоциональной лексики проанализировать полученные данные.
Разработать и провести логопедическую программу и выявить ее эффективность.
Выводы теоретического обзора:
Теоретический анализ литературы помог выделить следующие нарушения эмоциональной лексики:
- Резкое расхождение объема пассивного и активного словаря
- Отмечается бедная, однообразная речь, изобилующая атрибутивной лексикой
- Характерны трудности в использовании предикативного словаря и лексем, говорящих о чувствах и эмоциях
Цели и задачи констатирующего эксперимента
Цель констатирующего эксперимента : Изучить недостатки эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и нормой развития
Задачи исследования:
1. Подобрать и обосновать выбранный дидактический материал для проведения констатирующего эксперимента.
2. Апробировать методики на 2-х группах – экспериментальной и контрольной.
3. Проанализировать полученные результаты обследования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием.
База, участники и методика исследования
Экспериментальное исследование осуществлялось на базе МБДОУ «Детский сад №365».
Всего в исследование приняло участие 40 старших дошкольников в возрасте 5-6 лет:
- 20 с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) – экспериментальная группа;
- 20 детей с нормальным речевым развитием – контрольная группа.
База, участники и методика исследования
Диагностические методики и книги:
- В.М. Минаева «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры»
- Л.Н. Белопольской «Азбука настроений: Эмоционально-коммуникативная игра»
- Обследование Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой «Изучение способности к эмпатии».
База, участники и методика исследования
Диагностика проводилась по двум направлениям
1 направление
2 направление
Экспрессивная сторона речи
Импрессивная сторона речи
Изучение особенностей развития эмоциональной лексики и сформированности интонационной стороны речи
Анализ распознавания и понимания детьми эмоциональных состояний
Анализ полученных данных
Выявлены:
- Низкие показатели пассивного и активного словаря эмоций;
- Лексические замены;
- Неправильная дифференциация эмоций.
Рис. 1 Изучение номинативного словаря эмоциональной лексики на уровне пассивного и активного словарного запаса
Анализ полученных данных
Выявлены:
- Сложности выбора интонации;
- Не соблюдены темп, сила, тембр.
Рис. 2 Использование интонационной стороны речи дошкольников при передаче эмоциональных состояний
Этап формирующего эксперимента
Цель формирующего эксперимента: разработать и провести программу по коррекции нарушений эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня посредством комплексного подхода.
Задачи:
1. Разработать логопедическую программу занятий по коррекции нарушений эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня на основе комплексного подхода.
2. Провести программу по коррекции нарушений эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР на базе образовательного учреждения.
Коррекция нарушений эмоциональной лексики
Сроки: 6 месяцев
с 3 октября по 22 декабря 2019 года и с 13 января по 23 марта 2020 года.
Форма работы: подгрупповая
Программа строилась с учетом методических рекомендаций Л.А. Никифоровой
I блок. Обучение эмоциональным состояниям
II блок. Развитие эмоциональной лексики
III блок. Обобщение знаний, умений и навыков об эмоциях и чувствах
Коррекция нарушений эмоциональной лексики
I блок. Было проведено 30 занятий .
Логопед
Психолог
Цель: коррекция нарушений эмоциональной лексики.
Цель: подключение эмоциональных состояний.
Задачи
- Расширение эмоциональной лексики
- Формирование положительных отношений внутри группы
- Уточнение эмоциональной лексики
- Изучение и уточнение эмоциональных состояний
Коррекция нарушений эмоциональной лексики
II блок. Было проведено 12 занятий.
Логопед
Психолог
Цель: развитие и активизация эмоциональной лексики.
Цель: обучение восприятия эмоциональных состояний.
Задачи
- Формирование чувств самим говорящим и эмпатии
- Развитие интонационной стороны речи
- Развитие невербальных средств общения
- Формирование слов-оценок
- Формирование эмоциональной лексики путем морфологических преобразований
Коррекция нарушений эмоциональной лексики
III блок. Было проведено 1 групповое занятие.
Логопед
Психолог
Цель: закрепление навыков употребления эмоциональной лексики.
Цель: обобщение знаний об эмоциональном лексиконе.
Задачи
- Уточнение знаний об эмоциональных состояниях
- Закрепление лексико-грамматических форм слов, относящихся к эмоциональной лексике
- Совершенствование умений использовать данную лексику в самостоятельном связном высказывании
Результаты контрольного эксперимента
Качественный анализ выявил:
- Увеличение словарного запаса;
- Использование синонимов при назывании экспрессии.
Рис. 3 Изучение номинативного словаря эмоциональной лексики на уровне пассивного и активного словарного запаса
Результаты контрольного эксперимента
Рис. 4 Использование интонационной стороны речи дошкольников при передаче эмоциональных состояний
Итоги исследования
Цель исследования достигнута , задачи последовательно решены
Гипотеза о том, что, применение комплексного подхода в логопедической коррекции нарушений эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, будет являться эффективным и позволит расширить, уточнить, обогатить и активизировать эмоциональную лексику, нашла свое подтверждение.
Апробация
1. Евдокимова Д.Б., Жулина Е.В. ЗНАЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. В сборнике: Субъектно-деятельностный подход в специальном и инклюзивном образовании сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора психологических наук, профессора Ульяны Васильевны Ульенковой. 2019. С. 80-85.
2. Евдокимова Д.Б., Жулина Е.В. Комплексный подход в обследовании и коррекции эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. 2020.
Спасибо за внимание!
Значение комплексного подхода в коррекции нарушений эмоциональной лексики у старших дошкольником с общим недоразвитием речи III уровня
докладчик: Дарья Борисовна Евдокимова Научный рук.: канд. психол. наук, доцент Е.В. Жулина
Нижний Новгород
2020 год