СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трансляция опыта: "Значение комплексного подхода в коррекции нарушений эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы по коррекции эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития в 2019-2020 гг.

Просмотр содержимого документа
«Трансляция опыта: "Значение комплексного подхода в коррекции нарушений эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития"»

Значение комплексного подхода в коррекции нарушений эмоциональной лексики у старших дошкольником с общим недоразвитием речи III уровня    докладчик: Дарья Борисовна Евдокимова  Научный рук.: канд. психол. наук, доцент Е.В. Жулина Нижний Новгород 2020 год

Значение комплексного подхода в коррекции нарушений эмоциональной лексики у старших дошкольником с общим недоразвитием речи III уровня

докладчик: Дарья Борисовна Евдокимова Научный рук.: канд. психол. наук, доцент Е.В. Жулина

Нижний Новгород

2020 год

Цель, объект, предмет исследования Цель исследования Теоретически и экспериментально изучить нарушения эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, разработать и провести программу логопедической коррекции выявленных нарушений посредством применения комплексного подхода. Объект исследования Эмоциональная лексика старших дошкольников. Предмет исследования Значение комплексного подхода в коррекции нарушений эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Цель, объект, предмет исследования

Цель исследования

Теоретически и экспериментально изучить нарушения эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, разработать и провести программу логопедической коррекции выявленных нарушений посредством применения комплексного подхода.

Объект исследования

Эмоциональная лексика старших дошкольников.

Предмет исследования

Значение комплексного подхода в коррекции нарушений эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Гипотеза исследования Гипотеза исследования: применение комплексного подхода в логопедической коррекции нарушений эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, будет являться эффективным и позволит расширить, уточнить, обогатить и активизировать эмоциональную лексику.

Гипотеза исследования

Гипотеза исследования: применение комплексного подхода в логопедической коррекции нарушений эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, будет являться эффективным и позволит расширить, уточнить, обогатить и активизировать эмоциональную лексику.

Задачи исследования Провести теоретический анализ проблемы изучения эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Подобрать, обосновать и провести диагностическое обследование нарушений эмоциональной лексики проанализировать полученные данные. Разработать и провести логопедическую программу и выявить ее эффективность.

Задачи исследования

Провести теоретический анализ проблемы изучения эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Подобрать, обосновать и провести диагностическое обследование нарушений эмоциональной лексики проанализировать полученные данные.

Разработать и провести логопедическую программу и выявить ее эффективность.

Выводы теоретического обзора:   Теоретический анализ литературы помог выделить следующие нарушения эмоциональной лексики: Резкое расхождение объема пассивного и активного словаря Отмечается бедная, однообразная речь, изобилующая атрибутивной лексикой Характерны трудности в использовании предикативного словаря и лексем, говорящих о чувствах и эмоциях

Выводы теоретического обзора:

Теоретический анализ литературы помог выделить следующие нарушения эмоциональной лексики:

  • Резкое расхождение объема пассивного и активного словаря
  • Отмечается бедная, однообразная речь, изобилующая атрибутивной лексикой
  • Характерны трудности в использовании предикативного словаря и лексем, говорящих о чувствах и эмоциях
Цели и задачи констатирующего эксперимента   Цель констатирующего эксперимента : Изучить недостатки эмоциональной лексики  у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и нормой развития  Задачи исследования: 1. Подобрать и обосновать выбранный дидактический материал для проведения констатирующего эксперимента. 2. Апробировать методики на 2-х группах – экспериментальной и контрольной. 3. Проанализировать полученные результаты обследования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием.

Цели и задачи констатирующего эксперимента

Цель констатирующего эксперимента : Изучить недостатки эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и нормой развития

Задачи исследования:

1. Подобрать и обосновать выбранный дидактический материал для проведения констатирующего эксперимента.

2. Апробировать методики на 2-х группах – экспериментальной и контрольной.

3. Проанализировать полученные результаты обследования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием.

База, участники и методика исследования    Экспериментальное исследование осуществлялось на базе МБДОУ «Детский сад №365». Всего в исследование приняло участие 40 старших дошкольников в возрасте 5-6 лет: - 20 с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) – экспериментальная группа; - 20 детей с нормальным речевым развитием – контрольная группа.

База, участники и методика исследования

Экспериментальное исследование осуществлялось на базе МБДОУ «Детский сад №365».

Всего в исследование приняло участие 40 старших дошкольников в возрасте 5-6 лет:

- 20 с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) – экспериментальная группа;

- 20 детей с нормальным речевым развитием – контрольная группа.

База, участники и методика исследования    Диагностические методики и книги: В.М. Минаева «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры» Л.Н. Белопольской «Азбука настроений: Эмоционально-коммуникативная игра» Обследование Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой «Изучение способности к эмпатии».

База, участники и методика исследования

Диагностические методики и книги:

  • В.М. Минаева «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры»
  • Л.Н. Белопольской «Азбука настроений: Эмоционально-коммуникативная игра»
  • Обследование Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой «Изучение способности к эмпатии».
База, участники и методика исследования     Диагностика проводилась по двум направлениям 1 направление 2 направление Экспрессивная сторона речи Импрессивная сторона речи Изучение особенностей развития эмоциональной лексики и сформированности интонационной стороны речи Анализ распознавания и понимания детьми эмоциональных состояний

База, участники и методика исследования

Диагностика проводилась по двум направлениям

1 направление

2 направление

Экспрессивная сторона речи

Импрессивная сторона речи

Изучение особенностей развития эмоциональной лексики и сформированности интонационной стороны речи

Анализ распознавания и понимания детьми эмоциональных состояний

Анализ полученных данных    Выявлены: - Низкие показатели пассивного и активного словаря эмоций; - Лексические замены; - Неправильная дифференциация эмоций. Рис. 1 Изучение номинативного словаря эмоциональной лексики на уровне пассивного и активного словарного запаса

Анализ полученных данных

Выявлены:

- Низкие показатели пассивного и активного словаря эмоций;

- Лексические замены;

- Неправильная дифференциация эмоций.

Рис. 1 Изучение номинативного словаря эмоциональной лексики на уровне пассивного и активного словарного запаса

Анализ полученных данных    Выявлены: - Сложности выбора интонации; - Не соблюдены темп, сила, тембр. Рис. 2 Использование интонационной стороны речи дошкольников при передаче эмоциональных состояний

Анализ полученных данных

Выявлены:

- Сложности выбора интонации;

- Не соблюдены темп, сила, тембр.

Рис. 2 Использование интонационной стороны речи дошкольников при передаче эмоциональных состояний

Этап формирующего эксперимента    Цель формирующего эксперимента: разработать и провести программу по коррекции нарушений эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня посредством комплексного подхода.  Задачи: 1. Разработать логопедическую программу занятий по коррекции нарушений эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня на основе комплексного подхода. 2. Провести программу по коррекции нарушений эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР на базе образовательного учреждения.

Этап формирующего эксперимента

Цель формирующего эксперимента: разработать и провести программу по коррекции нарушений эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня посредством комплексного подхода.

Задачи:

1. Разработать логопедическую программу занятий по коррекции нарушений эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня на основе комплексного подхода.

2. Провести программу по коррекции нарушений эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР на базе образовательного учреждения.

Коррекция нарушений эмоциональной лексики   Сроки: 6 месяцев с 3 октября по 22 декабря 2019 года и с 13 января по 23 марта 2020 года. Форма работы: подгрупповая Программа строилась с учетом методических рекомендаций Л.А. Никифоровой I блок.  Обучение эмоциональным состояниям II блок. Развитие эмоциональной лексики III блок. Обобщение знаний, умений и навыков об эмоциях и чувствах

Коррекция нарушений эмоциональной лексики

Сроки: 6 месяцев

с 3 октября по 22 декабря 2019 года и с 13 января по 23 марта 2020 года.

Форма работы: подгрупповая

Программа строилась с учетом методических рекомендаций Л.А. Никифоровой

I блок. Обучение эмоциональным состояниям

II блок. Развитие эмоциональной лексики

III блок. Обобщение знаний, умений и навыков об эмоциях и чувствах

Коррекция нарушений эмоциональной лексики I блок.  Было проведено 30 занятий .  Логопед Психолог Цель: коррекция нарушений эмоциональной лексики. Цель: подключение эмоциональных состояний. Задачи - Расширение эмоциональной лексики - Формирование положительных отношений внутри группы - Уточнение эмоциональной лексики - Изучение и уточнение эмоциональных состояний

Коррекция нарушений эмоциональной лексики

I блок. Было проведено 30 занятий .

Логопед

Психолог

Цель: коррекция нарушений эмоциональной лексики.

Цель: подключение эмоциональных состояний.

Задачи

- Расширение эмоциональной лексики

- Формирование положительных отношений внутри группы

- Уточнение эмоциональной лексики

- Изучение и уточнение эмоциональных состояний

Коррекция нарушений эмоциональной лексики II блок.  Было проведено 12 занятий. Логопед Психолог Цель: развитие и активизация эмоциональной лексики. Цель: обучение восприятия эмоциональных состояний. Задачи - Формирование чувств самим говорящим и эмпатии - Развитие интонационной стороны речи - Развитие невербальных средств общения - Формирование слов-оценок - Формирование эмоциональной лексики путем морфологических преобразований

Коррекция нарушений эмоциональной лексики

II блок. Было проведено 12 занятий.

Логопед

Психолог

Цель: развитие и активизация эмоциональной лексики.

Цель: обучение восприятия эмоциональных состояний.

Задачи

- Формирование чувств самим говорящим и эмпатии

- Развитие интонационной стороны речи

- Развитие невербальных средств общения

- Формирование слов-оценок

- Формирование эмоциональной лексики путем морфологических преобразований

Коррекция нарушений эмоциональной лексики   III блок.  Было проведено 1 групповое занятие. Логопед Психолог Цель: закрепление навыков употребления эмоциональной лексики. Цель: обобщение знаний об эмоциональном лексиконе. Задачи - Уточнение знаний об эмоциональных состояниях - Закрепление лексико-грамматических форм слов, относящихся к эмоциональной лексике - Совершенствование умений использовать данную лексику в самостоятельном связном высказывании

Коррекция нарушений эмоциональной лексики

III блок. Было проведено 1 групповое занятие.

Логопед

Психолог

Цель: закрепление навыков употребления эмоциональной лексики.

Цель: обобщение знаний об эмоциональном лексиконе.

Задачи

- Уточнение знаний об эмоциональных состояниях

- Закрепление лексико-грамматических форм слов, относящихся к эмоциональной лексике

- Совершенствование умений использовать данную лексику в самостоятельном связном высказывании

Результаты контрольного эксперимента    Качественный анализ выявил: - Увеличение словарного запаса; - Использование синонимов при назывании экспрессии. Рис. 3 Изучение номинативного словаря эмоциональной лексики на уровне пассивного и активного словарного запаса

Результаты контрольного эксперимента

Качественный анализ выявил:

- Увеличение словарного запаса;

- Использование синонимов при назывании экспрессии.

Рис. 3 Изучение номинативного словаря эмоциональной лексики на уровне пассивного и активного словарного запаса

Результаты контрольного эксперимента    Рис. 4 Использование интонационной стороны речи дошкольников при передаче эмоциональных состояний

Результаты контрольного эксперимента

Рис. 4 Использование интонационной стороны речи дошкольников при передаче эмоциональных состояний

Итоги исследования Цель исследования достигнута , задачи   последовательно решены  Гипотеза о том, что, применение комплексного подхода в логопедической коррекции нарушений эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, будет являться эффективным и позволит расширить, уточнить, обогатить и активизировать эмоциональную лексику, нашла свое подтверждение.

Итоги исследования

Цель исследования достигнута , задачи   последовательно решены

Гипотеза о том, что, применение комплексного подхода в логопедической коррекции нарушений эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, будет являться эффективным и позволит расширить, уточнить, обогатить и активизировать эмоциональную лексику, нашла свое подтверждение.

Апробация 1. Евдокимова Д.Б., Жулина Е.В. ЗНАЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. В сборнике: Субъектно-деятельностный подход в специальном и инклюзивном образовании сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора психологических наук, профессора Ульяны Васильевны Ульенковой. 2019. С. 80-85. 2. Евдокимова Д.Б., Жулина Е.В. Комплексный подход в обследовании и коррекции эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. 2020.

Апробация

1. Евдокимова Д.Б., Жулина Е.В. ЗНАЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. В сборнике: Субъектно-деятельностный подход в специальном и инклюзивном образовании сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора психологических наук, профессора Ульяны Васильевны Ульенковой. 2019. С. 80-85.

2. Евдокимова Д.Б., Жулина Е.В. Комплексный подход в обследовании и коррекции эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. 2020.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Значение комплексного подхода в коррекции нарушений эмоциональной лексики у старших дошкольником с общим недоразвитием речи III уровня    докладчик: Дарья Борисовна Евдокимова  Научный рук.: канд. психол. наук, доцент Е.В. Жулина Нижний Новгород 2020 год

Значение комплексного подхода в коррекции нарушений эмоциональной лексики у старших дошкольником с общим недоразвитием речи III уровня

докладчик: Дарья Борисовна Евдокимова Научный рук.: канд. психол. наук, доцент Е.В. Жулина

Нижний Новгород

2020 год