б) развивать умение учащихся наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы; способствовать расширению кругозора (метапредметный результат);
в) развивать мотивацию изучения физики, используя интересные сведения; развивать умение работать в паре и группой (личностный результат).
Деятельность учителя, применяемые технологии | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. Организационный этап. |
«Здравствуйте, ребята! По вашим лицам вижу, что настроение у вас хорошее. Давайте поработаем на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть, стало еще лучше. | Отвечают на приветствие учителя. | Коммуникативные: умение слушать учителя. Регулятивные: умение настраиваться на занятие, планировать индивидуальную образовательную траекторию. |
2. Мотивация учебной деятельности, постановка цели урока |
Создание проблемной ситуации: Слайд 1 Рассказывает историю, задает проблемные вопросы. Это явление и будет темой нашего урока. | Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения. | Коммуниативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; слушать окружающих. Регулятивные: планировать свою индивидуальную образовательную траекторию; |
3. Актуализация знаний |
Мы отправляемся в путешествие в мир Трения. (создание игровой ситуации) Слайд 2 Что-то в этом мире вам хорошо знакомо, а о чем-то вы услышите впервые. Работать мы будем в группах. Каждая группа получает маршрутный лист нашего путешествия. Но вначале нужно проверить все ли готовы к путешествию. Итак, первый этап называется «Проверь себя» А теперь проведем самопроверку. Слайд 3, 4 | Делятся на группы Выполняют работу по восстановлению текста. Проводят самопроверку | Личностные УУД : - формировать основы научного мировоззрения; Регулятивные УУД: - находить и формулировать проблемы в индивидуальной и групповой учебной деятельности; - находить способы решения проблемы и предвидеть конечный результат; Познавательные УУД: - уметь анализировать, сравнивать, обобщать изученные понятия; - трансформировать информацию из одного вида в другой ; Предметные УУД: - формировать понятия о силе трения, о видах трения |
4. Применение знаний в новой ситуации |
Давайте вспомним, что мы знаем о силе трения? (Игра «Незавершенность») Слушает ответы учащихся, следит за правильностью формулировок. Задает вопрос: «А как по вашему мнению зависит сила трения от смазки?» Постановка проблемного эксперимента: Дает экспериментальные задания группам Выслушивает отчеты групп, проверяет правильность. Слайд 5 | Читают текст, выделяют существенную информацию, дополняют ответы других групп. Выдвигают гипотезы. Отвечают на вопрос учителя Наблюдают за ходом эксперимента. Выполняют практические задания группой, отчитываются о результатах, делают выводы | Личностные УУД : - формировать основы научного мировоззрения; Регулятивные УУД: - находить и формулировать проблемы в индивидуальной и групповой учебной деятельности; - планировать индивидуальную и групповую деятельность по разрешению проблемы; Познавательные УУД: -применять полученные знания и умения для решения широкого спектра практических задач в повседневной жизни. Коммуникативные УУД: - работать в коллективе; - слушать окружающих; - с достаточной точностью выражать свои мысли; - аргументировано отстаивать свою точку зрения, оперируя фактами; - критично относиться к собственному мнению, признавать свои ошибки и корректировать их. Предметные УУД: - уметь различать теоретический способ познания природы от экспериментального; - проектировать и проводить наблюдения и эксперименты. |
5. Первичная проверка понимания |
Следит за движением групп по маршрутам, при необходимости оказывает помощь Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы. Слайды 6-10 Обращает внимание обучающихся на таблицу коэффициентов трения, дает задание группам выполнить экспериментальные задания, сделать выводы Слайды 11-15 | Выполняют задания в маршрутном листе, оценивают ответы соперников Отвечают на вопросы, распределяют работу в группе, Обсуждают эксперимент, делают выводы | Личностные УУД : - развивать творческие и интеллектуальные способности ребёнка. Познавательные УУД: - анализировать, сравнивать, обобщать изученные понятия; - выделять главное, - строить логичное рассуждение; - устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные УУД: - работать в коллективе; - слушать окружающих; - с достаточной точностью выражать свои мысли; |
6. Первичное закрепление |
Инициирует обсуждение вопроса о вреде и пользе трения. Дает задание группам привести аргументы в защиту своей точки зрения. Слайд 16 Дает группам качественные задачи Слайд 17 Почему медицинские иглы полируют до зеркального блеска? Почему трудно держать в руках живую рыбу? Какой вид трения удерживает ящик при перемещении его на наклонном транспортёре? Зачем зимой задние колёса некоторых автомобилей перевязывают цепями? Дайте физическое обоснование пословице: “Пошло дело как по маслу”. | Высказывают свою точку зрения, выслушивают мнение товарищей, оценивают их ответы. Делают выводы. Обсуждают командой возможные варианты, исправляют ошибки | Коммуниативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; слушать окружающих. - аргументировано отстаивать свою точку зрения, оперируя фактами; - критично относиться к собственному мнению, признавать свои ошибки и корректировать их. Регулятивные: планировать свою индивидуальную образовательную траекторию; |
7. Домашнее задание |
А как вы думаете, ребята, как выглядел бы мир без трения? Пофантазируйте и напишите дома физическую сказку «Как я жил без силы трения» | Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради. | Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; слушать окружающих. Регулятивные: планировать свою индивидуальную образовательную траекторию; |
9. Рефлексия |
Предлагаю оценить работу каждого участника группы. Прошу оценить свои знания по теме. Просигнализируйте "Мордашками | Оценивают свою успешность и успешность каждого члена группы. Сигнализируют о своём настроении "мордашкой"; высказывают своё мнение о уроке. | Регулятивные УУД: - оценивать степень успешности как индивидуальной деятельности так и деятельность каждого члена коллектива; - понимать причины успеха или неуспеха; в случае неуспеха находить способы выхода из ситуации; - оценивать своё психофизическое состояние. Коммуникативные УУД: - работать в коллективе; - с достаточной точностью выражать свои мысли; - аргументировано отстаивать свою точку зрения, оперируя фактами; - критично относиться к собственному мнению, признавать свои ошибки и корректировать их. |
8. Итог урока |
Формулирует вопросы, слушает ответы обучающихся: О какой силе мы говорили сегодня на уроке? Так вредно трение или полезно? Благодарит группы за хорошую работу. | Отвечают на вопросы: «Мы познакомились сегодня на уроке с силой трения. Трение есть и с ним надо считаться» | Познавательные УУД: -применять полученные знания и умения для решения широкого спектра практических задач в повседневной жизни. Предметные УУД: - уметь различать виды трения; - знать, как влияет трение на жизнь человека в быту, в природе, в технике. |