Короткова Виктория Анатольевна,
педагог-психолог МБОУ СОШ № 44 г. Хабаровска
Тренинг «Искусство самовыражения»
“Осла можно притащить к реке,
но ни один шайтан не заставит его напиться,
пока он не захочет сам”
Участники: 12 учащихся параллели 5-х классов, которые вошли в группу риска по результатам исследования по тесту Филлипса (окт 2016г).
Цель: Создание условий для поиска своих сильных сторон, тренировка уверенного поведения в стрессовой ситуации публичного выступления, формирование образа человека, уверенного в себе.
Оборудование:
1. Опорные фразы.
2. Музыка для релаксации (звуки природы).
3. Цветные мелки, цветные карандаши.
4. Листы бумаги А 4.
5. Конверты с домашним заданием.
6. Бланки для тестирования.
7. Платки и шарфы для завязывания глаз.
Время проведения: 180 минут.
Возраст: 12-13 лет.
Ход тренинга:
Приветствие участников тренинга. Сообщение о целях планируемой
работы. Экспресс-диагностика Люшер-Дорофеевой «Эмоциональный статус личности».
Развитие уверенности в себе начинается с устранения демона, который называется страх; этот демон сидит у человека на плече и нашёптывает ему: «Ты не сможешь это сделать…»
Психогимнастическая игра «Путаница»
Цель: снятие напряжения в начальной стадии тренинга.
В кругу все берутся за руки, образуя цепочку. Участники начинают двигаться под руками играющих, запутывая цепочку. Ведущий, стоявший до этого спиной, должен распутать цепочку, не расцепляя руки участников.
Упражнение «Баранья голова».
Цель: снятие эмоционального напряжения, сближение участников группы, само презентация.
«У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы — и ведущий тоже — в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.
А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена. Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй — имя предыдущего и свое, третий — имена двух предыдущих и свое и т. д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Записывать имена нельзя — только запоминать. Эта процедура называется “Баранья голова”. Почему? Если вы, называя своих партнеров, забыли чье-то имя, то произносите “баранья голова” — конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли. Дополнительное условие — называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза».
Выработка правил работы в группе.
«Теперь вам будут предложены правила поведения на группе, которые распространяются как на участников группы, так и на ведущего. После каждого пункта прошу проголосовать за принятие (непринятие) данного правила».
ПРАВИЛА ГРУППЫ: Здесь и теперь; Искренность и открытость; Принцип Я; Активность. (Приложение 1)
На обсуждение правил отводится максимум 20 минут. Когда правила приняты, ведущий достает листок с крупной надписью данных правил, которые после этого всегда лежат в середине круга. Дается обещание соблюдать правила. Ведущий произносит слово “обещаю”, участники группы – тоже.
Упражнение «Рисунок по кругу».
Цель: снятие психофизического напряжения, сплочение группы.
Оборудование: бумага А4, цветные карандаши, мелки.
«Возьмите по листу белой бумаги и выберете самый приятный для себя цвет карандаша. Как только услышите сигнал (хлопок в ладоши), начинайте рисовать что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем дальше по кругу до тех пор, пока лист не вернется назад к хозяину».
Обсуждение в кругу:
1. Понравилось ли вам то, что получилось?
2. Поделитесь своими чувствами, настроением.
3. Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?
Упражнение "Разборка имени"
Цель: самопрезентаця, формирование позитивного образа Я.
Оборудование: бумага А4, фломастеры, ручки.
Участникам предлагается записать по буквам своё имя и подобрать начинающиеся на каждую из этих букв слова, характеризующие их. На размышление даётся 4-5 минут. Потом каждый называет своё имя и те характеристики, которые ему удалось придумать.
Вот как, например, может выглядеть имя "Виктория":
В - вежливая
И - интересная
К - красивая
Т - таинственная
О - обаятельная
Р - разная
И - изобретательная
Я - яркая
Обсуждение в кругу:
1. Трудно ли было искать характеристики?
2. Кому хотелось бы добавить другие характеристики, которые вам очень подходят, но их названия не начинаются на буквы, входящие в имя?
Экспресс-диагностика Люшер-Дорофеевой «Эмоциональный статус личности»
Упражнение «А это ты молодец!»
Цель: формирование уверенного поведения в момент стресса.
«Вам необходимо разделиться на две группы и образовать внутренний и внешний круг. Участники внешнего круга должны по сигналу по очереди начать говорить о своих достижениях. Тот, кто слушает (из внутреннего круга) - загибает пальцы и произносит фразу на каждое сказанное достижение партнера: «А это ты молодец! Раз! А это ты молодец! Два!» И так далее. Если вы думаете, о себе только плохо, всё равно мужественно утверждайте о себе только хорошее.
Если кто-нибудь из вас почувствуете смущение или неуверенность при выполнении этого упражнения, скажите про себя: «Я люблю себя, я уникален и неповторим!» Всякий раз, когда вам приходят в голову негативные оценки в свой адрес, вспомните о том, что вам ещё нужно развиваться и развиваться естественно, вы пока еще не можете быть совершенны.
По звонку колокольчика внутренний круг остается на месте, а участники внешнего круга делают шаг и меняют партнеров». Игра продолжается по кругу, далее круги меняются местами.
Обсуждение в кругу:
1. Много ли хорошего вы вспомнили о себе и про себя?
2. Говорите ли вы иногда себе: «Это у меня хорошо получается?»
3. Чему вы научились у своего партнера?
4. Каковы внешние признаки уверенного в себе человека?
• выглядит спокойным
• держится с достоинством
• открытый взгляд
• ровная осанка
• спокойный и уверенный голос.
Упражнение "Абстрактная живопись"
Цель: на этапе создания рисунков развивается креативность участников, на этапе презентации – формируется уверенное поведение в ситуации представления публике результатов своего труда.
Оборудование: бумага А4, цветные карандаши, мелки, фломастеры.
«Взять карандаш или фломастер, закрыть глаза и разрисовать лист таким образом, чтобы на нём не осталось свободного пространства, карандаш побывал во всех углах(1-2 минуты). Потом участников просят открыть глаза, внимательно вглядеться в получившиеся каракули, придумать, на что они похожи, и дорисовать их таким образом, чтобы вышло осмысленное изображение (6-10 минут). Заключительный этап – презентация авторами своих работ перед группой (1 минута на каждого человека).
Анализ:
1. Какие рисунки запомнились, показались наиболее интересными, чем именно?
2. Какие психологические качества требуются, чтобы успешно справиться с таким заданием?
3. Где в жизни пригодятся эти качества?
4. Как презентовал бы себя уверенный в себе человек?
• отстаивал свою позицию мирно;
• откровенно высказывал свое мнение без враждебности и самозащиты;
• отстаивал свои права, не попирая при этом прав других.
Вывод: Уверенное поведение - это прямое, открытое поведение, не преследующее цели причинить вред другим.
Медитация-визуализация «Горная вершина»
Цель: способствовать повышению уверенности в себе, развитие умения видеть и осознавать свои проблемы как бы со стороны. Психотехника позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем.
«Устройтесь удобнее, займите такое положение, которое кажется вам наиболее комфортным. Закройте глаза и до конца упражнения не открывайте их и не шевелитесь.
Ваше тело начинает постепенно расслабляться. Вы чувствуете, как исчезает напряжение в мышцах. С каждым произносимым словом каждый мускул тела все больше наполняется ощущением покоя и приятной вялости. Ваше дыхание ровное, спокойное. Воздух свободно заполняет легкие и легко покидает их. Сердце бьется четко, ритмично. Обратите свой внутренний взор к пальцам правой руки. Кончики пальцев правой руки как будто касаются поверхности теплой воды. Вы чувствуете пульсацию в кончиках пальцев. Возникает ощущение, что рука постепенно погружается в теплую воду. Эта волшебная вода омывает вашу правую кисть, расслабляет ее и подымается вверх по руке... До локтя... Еще выше... Вот уже вся ваша рука погружается в приятную теплоту, расслабляется... По венам и артериям правой руки бежит свежая обновленная кровь, даруя ей отдых и питая новыми силами... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично... А теперь ваш внутренний взор обращается к пальцам левой руки.
Текст, приведенный выше, полностью повторяется для левой руки. В конце обязательно дать установку относительно дыхания и сердца.
Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично...
Обратите луч своего внимания к ногам. Ступни расслабляются. Они чувствует приятное тепло, напоминающее тепло от огня, горящего в камине. Ощущение такое, как будто ваши ноги стоят на каминной решетке. Доброе, ласковое тепло поднимается по ногам вверх, даруя живительное расслабление и отдых мышцам... Напряжение исчезает... И вот уже мышцы ног расслабляются — от кончиков пальцев до бедра... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично...
Есть еще один источник тепла в вашем теле. Он — в районе солнечного сплетения. Словно маленькое солнышко пропитывает своими животворящими лучами ваши внутренние органы и дарит им здоровье, помогает лучше функционировать... Расправляются, расслабляются мышцы живота и груди... По всему телу распространяется приятное расслабляющее тепло, которое создает ощущение покоя и отдыха... Исчезает напряжение в плечах, в шейном отделе, в нижней части затылка... Вы чувствуете, как скопившееся здесь напряжение растворяется и исчезает... Уходит... Если вы лежите, то ваша спина ощущает добрую силу земли через поверхность, на которой вы лежите... Эта сила позволяет вам расслабиться и вливает в ваше расслабленное тело новую, свежую энергию... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично...
Теперь ваш внутренний взор обращается к лицу. Расслабляются мышцы лица... Уходит напряжение из скул... Из челюстей... Губы становятся мягкими и податливыми... Разглаживаются морщинки на лбу... Веки перестают подрагивать... Они просто сомкнуты и неподвижны... Все мышцы лица расслаблены... Легкий, прохладный ветерок омывает ваше лицо... Он приятен и добр — этот воздушный поцелуй... Воздух несет вам свою целебную энергию... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично...
Все ваше тело наслаждается полным покоем... Напряжение спадает, растворяется, уходит... Усталость улетучивается... Вас наполняет сладостное ощущение отдыха, расслабленности, покоя... Покоя, наполняющего вас новыми силами, свежей и чистой энергией...
Вы расслаблены и свободны. Вы можете оказаться там, где вам хочется быть. Там, где вам хорошо. Для кого-то, может быть, это его собственный дом, для кого-то — это уголок двора, где он любил прятаться в детстве. А для кого-то — просто полянка в летнем лесу, где можно валяться в траве и увидеть над собой ослепительную голубизну... Побудьте немного в этом месте. Напитайтесь позитивной энергией этого дорогого для вас места...
— Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы... можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами... Мгновение — и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них... Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами... Далеко внизу — игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки... Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней...
Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им...
Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор... Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените — стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и силой, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов... С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки...
Пауза.
Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его...
Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия...
Сейчас я начну считать от семи до одного. С каждой следующей цифрой вы станете все больше выходить из состояния расслабленности — вплоть до того момента, когда я назову цифру “один” и вы встанете отдохнувшими, бодрыми, полными новых сил и энергии.
С этого момента голос ведущего должен также становиться более бодрым, звучным, эмоциональным. Однако спешить здесь не нужно.
Итак, семь... Вы чувствуете, как к вам возвращается ощущение собственного тела... Вялость и апатия отступают. Вы начинаете возвращаться в свое нормальное состояние. Шесть... Ваши мышцы наполняются силой и энергией... Вы пока неподвижны, но пройдет несколько мгновений, и вы сможете легко встать и начать двигаться... Пять... Сохраняется состояние спокойствия, но оно начинает наполняться ощущением силы и возможности действовать... Расслабленность заменяется собранностью... Четыре. Вы чувствуете, что окончательно пришли в себя и уже готовы к проявлению активности. Бодрость и энергия все больше наполняют вас. Три. Пошевелите ступнями. Вы полностью чувствуете свои ноги и способны легко напрячь мышцы. Пошевелите пальцами рук. Медленно сожмите пальцы в кулак. Два. Не открывая глаз, поворочайте головой. Вы бодры, наполнены силой и энергией. Вы хорошо отдохнули. Вы спокойны и уверены в себе. Один. Открыли глаза. Встали. Не делайте это слишком быстро.
При обсуждении эффектов упражнения, помимо рефлексии состояния, ведущему лучше воздержаться от оценок и интерпретаций, посоветовав участникам самим поразмышлять о символике образов, подаренных им подсознанием.
Экспресс-диагностика Люшер-Дорофеевой «Эмоциональный статус личности»
Обсуждение. Подведение итогов. Домашнее задание, которое необходимо выполнить вместе с родителями «Коллаж из достоинств».
«Уважаемые родители! Сегодня ваш ребёнок принял участие в психологическом тренинге «Искусство самопрезентации». Для закрепления и дальнейшего развития этого умения предлагаем вам создать «Коллаж из достоинств». Каждый из нас, что-то умеет делать лучше других — хотя бы жарить омлет, чистить ботинки или рассказывать анекдоты. А ваш ребёнок? Что может делать лучше всех? Вырежьте из старых газет и журналов подходящие картинки и заголовки, иллюстрирующие достоинства вашего ребёнка, и вместе с ним сделайте из них коллаж».
Получившуюся "картину" принесите 28 декабря в 10 часов в кабинет психолога.
Напутственные пожелания всем присутствующим.
Приложение 1
Правила группы
1. Здесь и теперь
Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.
2. Искренность и открытость Самое главное в группе — не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Как отмечал С. Джурард, раскрытие своего Я другому есть признак сильной и здоровой личности. Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с самим собой настоящим. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.
3. Принцип Я.
Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: “я чувствую...”, “мне кажется...”. Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга — научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть.
4. Активность.
В группе отсутствует возможность пассивно “отсидеться”. Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной.
Большинство упражнений подразумевает включение всех участников. Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право высказаться по завершении упражнения.