«Тренинг как средство копинг-профилактики наркомании обучающихся 7-9 классов»
По определению Всемирной организации здравоохранения, «наркомания является состоянием периодической или хронической интоксикации, вредной для человека и общества, вызванной употреблением наркотика (естественного или синтетического происхождения)».
Актуальность темы заключается в том, что число наркозависимой молодежи с каждым годом растет. Работа по информированности подростков о вреде наркотиков не приносит желаемых результатов. С каждой новой антирекламой наркотиков у детей все больше проявляется интерес к «запретному». Из этого следует, что необходимо в подсознании ребенка сформировать тактику здорового жизненного стиля.
Над проблемами употребления психоактивных веществ работают такие авторы и ученые, как Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, Ф.А. Килхольц, Н.С. Видерман, Е.Г. Шубникова, Е.Б. Клубова, В.А. Ананьев, А.Ю. Егоров, Д.В. Колесов и др. Они приходят к выводу о том, что употребление психоактивных веществ тесно связно с жизненными стрессовыми событиями.
Так, Н.А. Сирота установила, что к формированию зависимости от наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ у подростков ведет недостаточное развитие у них личностных и средовых ресурсов, использование неэффективных копинг-стратегий.
Исходя из актуальности вышеизложенных положений, была определена тема настоящей статьи «Тренинг как средство копинг- профилактики наркомании учащихся 7-9-х классов».
Цель работы - анализ эффективности тренинга как средства первичной копинг- профилактики наркомании среди школьников 8-х классов.
Объект статьи – изучение опыта копинг - профилактики наркомании учащихся 8-х классов посредством тренинга как средства копинг- профилактики наркомании учащихся 8-х классов. Для чего было проведено исследование, гипотеза которого состоит в следующем: копинг-профилактика наркомании у подростков будет наиболее эффективна, если в данную работу включать социально-психологический тренинг.
Существующие хорошо отработанные подходы к проведению профилактического воздействия основаны на классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения, в рамках которой профилактика подразделяется на первичную, вторичную, третичную.
Первичная профилактика направлена на предупреждение начала употребления психоактивных веществ лицами, ранее их не употреблявшими.
Вторичная профилактика направлена на группы людей, у которых сложились дезадаптивные формы поведения.
Третичная профилактика - это профилактика рецедивов, направленная на уменьшение риска возобновления употребления наркотиков.
Первичная копинг-профилактика - это система действий, направленная на формирование позитивных стрессоустойчивых форм поведения с одновременным изменением уже сформированных дезадаптивных, нарушенных форм поведения
Работа по копинг - профилактике наркомании обучающихся 8-х классов посредством тренинга проводилась в одной из обычных школ города Н. Всего в исследовании приняли участие 48 подростков в возрасте 15 лет. Испытуемые являлись обучающимися 8-х классов.
Для решения поставленных задач было организованно экспериментальное исследование, включающее в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Для отслеживания динамики развития формирующего эксперимента испытуемые были разделены на 2 группы, экспериментальную и контрольную.
Исследователями были использованы две методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный Т.Л. Крюковой вариант методики Н.Эндлера и Д. Паркера) и «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел).
По результатам Методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях», представленной на рис.1. Ответы детей в контрольной и экспериментальной группах не существенно отличаются друг от друга. Следует отметить, что лишь 1/5 часть в контрольной и экспериментальной группе имеют наиболее благоприятную адаптивную модель поведения. (Адаптивная модель поведения наиболее благоприятная для человека, характеризуется использованием соответствующих возрасту копинг-стратегий решения проблем, поиску социальной поддержки, готовность к активному противостоянию негативным факторам среды и осознание направленности копинг-поведения на источник стресса. Псевдоадаптивная модель поведения предполагает наличие позитивного и негативного вариантов копинг-поведения. Модель дисфункционального дезадаптивного копинг-поведения характеризуется преобладанием копинг-стратегий избегания над стратегиями разрешения проблем и поиска социальной поддержки)
Для исследования девиантного поведения у подростков использовался метод психодиагностики. Для этого была использована методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел).
По результатам опроса в экспериментальной группе было выявлены низкие показатели испытуемых по шкале склонности к преодолению ном и правил, что свидетельствует о склонности следовать общепринятым нормам поведения.
По результатам изучения степени склонности к отклоняющемуся поведению в контрольной группе было выяснено, что все подростки обладают средней степенью склонности к отклоняющемуся поведению.
В основу формирующего этапа эксперимента лег тренинг копинг- профилактики наркомании. Цель формирующего этапа исследования - формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих употреблению наркотиков.
Задачи программы
Формирование позитивных стрессоустойчивых форм поведения;
Обучение подростков социальным навыкам и умениям преодоления стресса;
Обучение подростков вопросам, касающимся здорового образа жизни;
Развитие поведенческих стратегий человека;
Развитие ресурсов личности.
На первых занятиях тренинг вызвал у детей заинтересованность и эксцентричность, так как ранее с ними не проводили подобные занятия, однако это вызывало сложность в организации тренинга. Дети с трудом высказывали свои чувства при одноклассниках, некоторые элементы тренинга вызывали смех или отказ выполнять задания.
Тренинги проводились в течение 2 месяцев почти каждую неделю. В таблице можем наблюдать изменения обратной связи обучающихся.
№ п/п | Дата | Тема | Цель | Анализ мероприятия |
1. | 02.03.23 | Представление программы, знакомство. | Установление контакта с учениками; создание доверительной атмосферы; достижение взаимопонимания в целях работы программы. | На первых этапах тренинга подростки чувствовали себя неуверенно и скованно, к концу тренинга ребята стали раскованнее, начали давать обратную связь; был вызван большой интерес к тренингу; школьники отметили, что раньше с ними не проводили подобные мероприятия. |
2. | 16.03.23 | Понятие трудной жизненной ситуации и стресса. | Знакомство с понятиями «трудная жизненная ситуация» и «стресс». | Появилось доверительное отношение к ведущему; в классе выделилось 3 человека, они старались обратить на себя внимание. Вели себя крайне вызывающе, смеялись над чужими высказываниями, им были напомнены правила работы в тренинге в ходе личной беседы. |
3. | 23.03.23 | Способы снятия стрессового напряжения. | Снятие психоэмоционального напряжения и самостоятельное освоение приемов саморегуляции. | Ребятам понравилась данная тематика тренинга, в ходе медитации ребята выразили желание ее повторного проведения. |
4. | 30.03.23 | Стратегии ослабления стресса. | Рассмотрение стратегий, помогающих справиться со стрессом. | В ходе групповых упражнений, на фоне копинг-профилактики начинают работать второстепенные задачи тренинга, как отметила классный руководитель ребята стали более терпимо относиться друг к другу, стала проявляться сплоченность в коллективе. |
5. | 06.04.23 | Стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций | Ознакомить участников программы с поведенческими стратегиями преодоления стресса, развитие навыков адекватного выбора поведенческой стратегии. | Ребята делились своими приемами преодоления стресса, многие из них снимают напряжение прослушиванием любимой музыки, просмотром интересного фильма, прогулкой с друзьями и занятием спортом. |
6. | 13.04.23 | Совладающее поведение. | Ознакомление с процессом оценки последствий стрессовой ситуации, развитие навыков самопомощи в трудной жизненной ситуации. | На игровых упражнениях тренинга ребята получили большую эмоциональную разрядку, было выражено много положительных отзывов по разминке «Бег сороконожек». |
7. | 20.04.23 | Тренинг разрешения проблем и принятия решения. | Ознакомление с процессом первичной, вторичной оценки стрессовой ситуации. | Ребята дали глубокий анализ притче «Все в твоих руках». В ходе совместной работы были составлены шаги личного плана разрешения проблем. |
8. | 27.04.23 | Создание мотивации на формирование здорового жизненного стиля. | Мотивация на формирование здорового жизненного стиля без употребления психоактивных веществ. | В данной теме тренинга ребята один на один столкнулись со своими проблемами трудностями и личными негативными качествами в совместном поиске было найдено решение проблем. |
9. | 07.05.23 | Формирование навыков заботы о себе и защиты своего Я. Умение говорить «Нет!». | Формирование навыков противостояния групповому давлению и насилию, осознание права и необходимости защищать себя. | Ребята активно отстаивали свои интересы и с легкостью применяли теоретические знания на практике. |
10. | 14.05.23 | Формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их. | Формирование навыков изменения себя. | Данный тренинг вызвал у подростков большой интерес, так как почти у всех ребят сформированы цели на будущее, и они стремятся к их осуществлению. В группе был проведен глубокий анализ мнимых и истинных личных желаний, а так же намечен план по их осуществлению. |
11. | 18.05.23 | Понятие зависимости. | Дать объективную информацию о формировании зависимости от психоактивных веществ, в том числе от наркотиков, формирование собственного отношения к проблеме. | Отношение к наркотикам, алкоголю и табаку у ребят было демонстративно негативным, в ходе упражнений было отмечено, что общение с зависимым человеком у ребят вызывает отвращение. |
12. | 21.05.23 | Понятие морали и нравственности, смысла жизни и личностных ценностей. Постановка ближайших жизненных целей. | Формирование активной жизненной позиции, умения планировать будущую жизнь и добиваться успеха. Формирование и развитие навыков изменения себя. | На данной теме тренинга были подведены итоги проделанной работы, ребята выразили благодарность и отметили, что данные тренинги повлияли на их мировоззрение, отношение к себе и к окружающим. |
Постепенно, взаимодействуя со сверстниками во время тренингов, подростки стали осознанно воспринимать полученную информацию, давали обратную связь и все более свободно выражали свои чувства, не стесняясь друг друга. Дети научились оценивать жизненные ситуации и свои возможности, их контролировать, поменяли свои взгляды (начали позитивно оценивать ситуацию), научились правильно общаться, понимать, сопереживать принимать и оказывать социальную поддержку. В группе, которой проводилась работа, наладилась эмоциональная и доверительная атмосфера.
Цель контрольного этапа эксперимента - определить динамику уровня психоэмоционального состояния у подростков из экспериментальной группы.
Ответы детей на последних этапах работы посредством тренинга указывают на то, что показатели адаптивной и псевдоадаптивной модели поведения в экспериментальной группе заметно улучшились, тогда как в контрольной группе изменились меньше. Результаты диагностики, полученные на итоговом этапе эксперимента, свидетельствуют о значительном улучшении психоэмоционального состояния у подростков экспериментальной группы.
По результатам повторного анализа изучения степени склонности к отклоняющемуся поведению в экспериментальной группе на итоговом этапе были характерные позитивные изменения в ответах детей по всем шкалам.
Количественный анализ полученных данных дает основания полагать, что использование социально-психологических тренингов в социально-педагогической работе по первичной профилактике наркомании на формирующем этапе эксперимента явилось эффективным. По результатам проведенного эксперимента можно сделать вывод о том, что гипотеза исследования подтвердилась: копинг-профилактика наркомании у подростков будет наиболее эффективна, если в процесс работы включить тренинги.
Следует также отметить, что проведение социально-психологических тренингов способствовало также улучшению взаимоотношений со сверстниками. На первых этапах тренингов работы некоторые подростки были замкнуты, другие инфантильны. Из-за этого возникали трудности в общении, дети игнорировали ведущего, боялись, что их недооценивают и отвергают. В совместной деятельности подростки могли не согласовать свои действия, пытались продемонстрировать свое преимущество, не хотели учитывать интересы других. Постепенно, взаимодействуя со сверстниками во время тренинга, подростки научились выполнять коллективные задания, договариваться друг с другом, помогать, быть более заботливыми и внимательными по отношению к другим подросткам. Так же наблюдалась поддержка и взаимопомощь со стороны сверстников.
Подводя итог, можно сказать, что использование тренингов в работе по профилактике наркомании среди 15-летних подростков 8 классов вполне обосновано. Существует большая вероятность эффективности данного вида работы и среди обучающихся 7 и 9 классов, так как они представляют собой близкие возрастные группы.