Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Крым
«Прудовский аграрный техникум»
Утверждаю:
Зам. директора по УВР
__________ Скобликов В.В.
Тренинг-семинар
на тему: "Эффективный наставник"
Разработала
Педагог психолог Исмаилова Э.У
с. Пруды 2023г.
Участники: педагог - психолог, обучающиеся.
Цель тренинга: дать участникам инструменты для реализации системы наставничества в техникуме.
Задачи тренинга:
- осознать важность и уникальность системы наставничества;
- ознакомить будущих наставников с методикой обучения наставляемых;
- приобрести навыки наставничества.
Ход тренинга:
Педагог- психолог: Опыт старших и целеустремленность, энергичность новых сотрудников – вот тот тандем, который способен привести к успеху.
Система наставничества доказывает свою эффективность на протяжении десятков лет применения во многих компаниях. Быть наставником для своих менее опытных коллег – такую роль играют сотрудники, зарекомендовавшие себя в качестве первоклассных специалистов. Они передают свой опыт, знания, навыки новичкам, вместе с тем прививая им устоявшиеся в компании корпоративные ценности и традиции. Таким образом адаптация и обучение новичков в компании происходит быстрее и эффективнее, без затрат на внешних специалистов.
Тренинг посвящен двум аспектам:
системе наставничества в организации (стратегия) и конкретным шагам по реализации этой системы (тактика).
Педагог- психолог: Наставничество существовало всегда. В любом коллективе есть сотрудник, который больше других готов поддержать новичка, подсказать ему, подставить плечо. Именно такие сотрудники становятся фактическими наставниками, даже если их на эту должность никто не назначал. Однако в современных условиях, когда численность компании зачастую превышает несколько сотен и даже тысяч человек (не говоря уже о мультинациональных компаниях), когда отдел подбора персонала работает, как хорошо отлаженный механизм швейцарских часов, спонтанного наставничества, инициированного «снизу», недостаточно. Необходимо создавать именно СИСТЕМУ, работающую по определенным правилам. Только в рамках системы возможно, чтобы кандидаты с внешнего рынка, будучи абсолютно разными людьми с непохожим предыдущим опытом, придерживались единых стандартов работы и находились в определенном коридоре лояльности к компании.
Тренинг позволяет восполнить недостающие знания и сложить их в единую логичную цепочку. Особенностью данного тренинга является комбинированный способ обучения: технологические вопросы наставничества (например, характеристика ключевых фигур) рассматриваются в семинарском формате, коммуникативные аспекты (проведение рабочей встречи команды проекта, презентация наставничества линейным управленцам) – в формате интерактивного обучения. Это позволяет охватить широкий спектр вопросов и отработать инструменты на практике.
Педагог- психолог: Кроме того, нам предстоит дать ответ на ряд вопросов:
1. Где и когда? (Организации, «созревшие» для эффективного функционирования системы наставничества. Жизненный цикл и корпоративная культура организации: основные сложности и подводные камни на пути реализации наставничества).
Для кого и зачем? (Категории сотрудников, на кого направлено наставничество. Классическое понимание и современные подходы к наставничеству. Объективная необходимость или дань традициям).
Кто? (Роли наставника, сотрудника, менеджера – точки пересечения и основные различия. Качества и компетенции наставника).
Педагог- психолог: Для начала, давайте определимся с категорией «НАСТАВНИК» и особенностями ее определяющими.
Обратите внимание на задание № 1,
Подберите дефиниции слову «Наставник», таким образом, чтобы они отражали суть, и выражались всего одним словом или словосочетанием (2 мин.):
Педагог- психолог, внимательно выслушав выступления докладчиков, комментирует их и предлагает свой вариант:
Наставник – руководитель
Наставник – опытный коллега
Наставник – коллега из другого колледжа
Наставник – специально обученный эксперт
Наставник – hr\тренинг-менеджер
Наставник – внешний эксперт.
Педагог- психолог:
Помните фильм «Афоня»? Там есть эпизод, когда мастер ЖЭКа Людмила Ивановна приводит на участок молодых ребят-стажеров и закрепляет их для обучения на рабочем месте за более опытными сотрудниками. А что она говорит?
«Наши слесаря научат вас практически тому, что вы изучали теоретически» - говорит она. Это как раз и есть наставничество.
Теперь мы можем сформулировать научное определение:
Наставник – опытный педагогический работник, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики обучения и воспитания, а также опытом работы в определённой области.
Наставничество – разновидность индивидуальной методической работы с педагогическими работниками, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных организациях или не имеющими опыта работы в одном из инновационных направлений педагогической деятельности (дистанционное обучение, ведение электронного журнала и др.).
Педагог- психолог: Что делают «НАСТАВНИКИ»?
внимательно выслушав выступления докладчиков, комментирует их и предлагает свой вариант, учитывающий мнение собравшихся:
- Последовательно вводят в курс дела молодых специалистов, знакомят с техникумом и рабочим местом;
- Передают свой опыт и знания, прививая своим подопечным профессиональное отношение к делу;
- Проявляют искренний интерес к личности молодого специалиста, способствуют раскрытию его потенциала;
- Ставят задачи новичкам «по силам» и контролируют их выполнение поэтапно;
- Дают развивающую обратную связь, помогая осваивать новые навыки;
- Отмечают успехи молодого специалиста, поддерживают и хвалят его
Согласны? Не совсем! Конечно же, нужно и пожурить… в меру!
Педагог- психолог: В каждой фразе мы встречаем сочетание слов – «МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ».
Молодой специалист – начинающий педагогический работник, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе ВУЗа, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений, повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.
Он молод, наивен, неопытен… Он испытывает дискомфорт, ему трудно…
Педагог- психолог:
Многим кажется, что наставником может стать каждый. Однако на самом деле это не так. Им может стать лишь человек, отвечающий определенным критериям.
Обратите внимание на задание № 2,
Каким, на ваш взгляд, критериям должен соответствовать «Наставник» (3 мин.):
Педагог- психолог:
внимательно выслушав выступления докладчиков, комментирует их и предлагает свой вариант
№ | Критерий |
1 | Наличие знаний и опыта работы. Причем уровень знаний наставника должен значительно превосходить должностные компетенции его подопечных. |
2 | Умение передавать знания. Учить и научить – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Вы, наверное, тоже встречались с такими наставниками (учителями), которые хорошо образованы, имеют огромный практический опыт, но передавать все это богатство своим ученикам совсем не умеют. Быть подшефным у таких наставников - сущий ад! Ведь им кажется, что все предельно просто и понятно. Они искренне недоумевают, почему у учеников ничего не получается. Поэтому наставниками в идеале должны становиться только люди, умеющие легко и доступно передавать свои знания и опыт новичкам. |
3 | Влиятельность. Наставник должен быть способен оказывать влияние на всех участников процесса обучения. Для этого ему необходимо пользоваться авторитетом, как у руководства, так и в коллективе. Только тогда он получит кредит доверия от своих партнеров по коммуникации. |
4 | Личное желание. Всем известно, что любое дело спорится, если у исполнителя есть желание этим заниматься. Если наставничество сотрудником воспринимается как дополнительная нагрузка, тяжелое бремя, ничего хорошего из этого не получится |
5 | Ответственность и организованность. Как сказал известный американский режиссер Том Маккарти: «Любое великое дело - вопрос организации. Не гениальности, не вдохновения или полета фантазии, не умения или хитрости, а организации». |
Педагог- психолог:
комментирует предоставленную информацию.
Педагог- психолог: Как известно, молодежь тянется к людям широко и самостоятельно мыслящим, сильным духом. Педагогике хорошо известна воспитательная сила примера. По образному выражению основоположника научной педагогики К.Д.Ушинского, пример − это «плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно». Трудно не согласиться и с мнением, что математическая теорема забудется, а память об ученом, ее открывшем, его жизненном и творческом пути сохранится. Коллективный образ идеального «НАСТАВНИКА» дают сами студенты. Образ его наделяется такими важными личностными чертами, как общительность, интеллигентность, терпимость, аккуратность, бескорыстность, исполнительность, работоспособность, жертвенность, целеустремленность, настойчивость, самокритичность, демократичность, ответственность, образованность, коммуникабельность, оптимизм, чувство юмора, честность, порядочность, доверие и др.
Наставничество как метод обучения персонала осуществляется по модели «Расскажи - покажи- сделай».
Эта модель содержит в себе 3 основных шага:
Шаг 1 - «Расскажи». (Наставник поэтапно объясняет обучаемому задание, основные его моменты и особенности. С помощью вопросов выясняет, насколько наставляемый понимает, что ему требуется делать).
Шаг 2 - «Покажи». (Наставник показывает, что и как нужно делать. Подробно поясняет весь алгоритм выполнения поручения).
Шаг 3 - «Сделай». (Подопечный выполняет задание. Наставник контролирует, выявляет ошибки, попутно поясняя их причины, просит переделать некачественные этапы).