Тренинговое занятие для педагогов по стабилизации психоэмоционального состояния в рамках профилактики тревожности учащихся со слабой мотивацией
Цель: коррекция когнитивной установки педагогов по отношению к учащимся с низкой учебной мотивации.
Задачи: - развитие эмпатии; - активизация и укрепление доверия учителя к самому себе, к собственным желаниям и потребностям, развитие его индивидуальности, расширение самосознания, поиск эффективного индивидуального стиля педагогической деятельности; - обучение способам конструктивного решения конфликтных педагогических ситуаций; - изучение стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений о себе, своем идеальном «Я», отношения к самому себе. Методы: логотерапия, мини-лекция, ролевая игра, дискуссия.
Ход тренинга.
1. Приветствие Вступительное слово ведущего: Здравствуйте, уважаемые участники тренинга. Цель нашего тренинга – изменение установки по отношению к учащимся, которые имеют низкую учебную мотивацию. Разминка. Упражнение «Подарок» Инструкция: Участники тренинга рассаживаются в круг, и психолог предлагает каждому участнику по кругу без слов при помощи жестов, мимики, позы подарить следующему участнику подарок. Тот участник, которому подарили подарок, благодарит и дарит свой подарок следующему участнику. Мини-лекция Причины снижения учебной мотивации лежат чаще всего в особенностях интеллектуального уровня развития. Не менее важной причиной для ее снижения является отношение родителей к школе. Если родители сами испытывали в своем детстве негативное отношение к школе, то они соответствующее отношение привьют к детям. И, третьей, вытекающей причиной, является отношение класса к ребенку. В начальной школе, когда у ребенка возникают трудности с полноценным усвоением образовательной программе, происходит снижение учебной мотивации. Это возраст, когда учебная деятельность является ведущей, поэтому играет важную роль для него. Трудность при усвоении программы приводит к снижению уверенности в себе, к снижению самооценки и повышению тревожности. Наиболее трудным случаем является, когда ребенок приходит в школу мотивационно неготовым с доминирующим игровым мотивом. При сохранном интеллекте это приводит к неуспеваемости и дезадаптации. Что же делать? Как предотвратить школьную тревожность, чтобы сохранить психическое здоровье ребенка? Ответы на эти вопросы мы узнаем в конце тренинга. Упражнение «Мой стиль в профессии» Инструкция: психолог предлагает каждому учителю выразить приветствие группе, представляя, что перед ними не учителя, а школьники. Приветствие может выражаться словами: «Здравствуйте, ребята!» Рекомендуется при этом подкрепить свою фразу жестом, позой, выражением лица. После того, как все участники группы выразили свои приветствия, проводится общее обсуждение, на котором учителя высказывают впечатления как бы с позиции детей. Какое из приветствий было наиболее открытым и доброжелательным, чья фраза выступила эффективным стимулом к активному действию. Необходимо отметить, что проблема эффективного стиля педагогической деятельности является актуальной не только для молодых учителей, начинающих свою работу в школе. Учителя, имеющие солидный стаж трудовой деятельности и оперирующие сформированными навыками и автоматизмами в работе, нуждаются в обновлении и расширении своего арсенала профессиональных средств. Здесь необходимо идти не по пути подавления собственной индивидуальности, а искать возможность наиболее полного и гармоничного раскрытия в профессии своих возможностей и своего “Я”. Упражнение «Учитель» Инструкция: участникам раздаются карточки с понятиями «Дидактогении», «Буллинг», «Толерантность», «Эмпатия», «Альтруизм», «Компромисс», «Рефлексия», «Чем отличается зона ближайшего развития от зоны актуального развития», а также вопросы с вариантами ответов. Затем участники письменно отвечают на вопросы, затем зачитывают ответы. Остальным раздаются верные ответы, они контролируют правильность ответов коллег. Обсуждение чувств, которые испытывали педагоги, отвечая на вопросы. Упражнение «Решение конфликтных ситуаций» Инструкция: педагогам предлагается разделиться на пары, затем они получают карточки с различными пед.ситуациями. После их прочтения, педагогам предлагается разыграть ситуации, так как они поступили бы если перед ними находились дети. Упражнение «Барьеры» Инструкция: педагогам задается вопрос «Что такое психологический барьер и как они считают почему между учителями и детьми возникают психологические барьеры?» Среди личностных барьеров большую группу составляют так называемые барьеры неправильной установки сознания:
Для того, чтобы избавится от психологических барьеров, предлагаю выполнить упражнение «Встреча» Цель упражнения: активизация у учителей детских воспоминаний, развитие эмоционального восприятия, формирование “комплекса детскости”.
Организация группового занятия осуществляется по типу медитативного сеанса. Учителя удобно рассаживаются на своих местах. Они садятся полукругом, а психолог встает перед ними.
После успокаивающих слов: “Расслабьтесь, сядьте свободнее, спокойно подышите несколько минут”, психолог просит группу визуализировать образы и картинки, которые он будет словесно описывать.
Далее он говорит: “Представьте, что в настоящий момент вы находитесь у себя дома, в своем доме или квартире. Вы сидите там, где обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе.
А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь и медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из затемненного подъезда на улицу в светлое пространство летнего солнечного дня. На улице навстречу вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе. Приглядитесь, этот ребенок – вы сами, какой вы были, когда учились в начальной школе. Посмотрите, как эта девочка одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь как можно более подробно рассмотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать от нее ответ.
После этого повернитесь и медленно, не спеша возвращайтесь в свою квартиру”.
Общее обсуждение проводится на основе следующих опорных вопросов: “Опишите образ себя, какой вы были в детстве и который возник сейчас в вашем внутреннем воображении”; “Какой вопрос вы задали и какой ответ получили?”; “Опишите ваши переживания и впечатления”. Рефлексия.