СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировочный вариант ОГЭ 2022 (русский язык)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тренировочный вариант ОГЭ 2022 (русский язык)»

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами

2

Синта

ксический анализ. Прочитайте текст.











Синтаксический анализ.

(1)Войска наслаждались заслуженным отдыхом. (2) Пользуясь случаем, наши солдаты и офицеры совершали экскурсии по историческим местам, любовались красотами крымской природы, хотя все здесь напоминало еще о варварстве оккупантов. (3) Гитлеровцы вырубили многие прекрасные насаждения, не пощадив даже всемирно известного Никитского ботанического сада. (4) Знаменитые крымские пляжи были обнесены колючей проволокой. (5) Прибрежные санатории фашисты превратили в доты; в стенах дворцов зияли пулеметные амбразуры и бойницы для артиллерийских орудий.



Прочитайте текст.





Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) Войска наслаждались (Предложение 1)

2) Солдаты совершали (Предложение 2)

3) Вырубили многие (Предложение 3)

4) Крымские обнесены (Предложение 4)

5) Санатории превратили (Предложение 5)

Ответ:__________________________



Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

В освобожденных городах и селах Крыма повсеместно проходили в те дни митинги (1) на которых трудящиеся (2) взволнованно говорили о нашей великой Родине (3) о Коммунистической партии (4) и склонили свои головы перед светлой памятью тех (5) кто отдал жизнь в борьбе с ненавистными иноземными захватчиками.

3

Ответ: ___________________________________



Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «цель жизни», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

4

Ответ: _____________________________________

5



Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) РАСЦЕНИВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

2) ПОДВЕДЕНЫ (итоги) – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.

3) РАССТИЛАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

4) (решил много) ЗАДАЧ – в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

5) (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.

Ответ: ______________________

Прочитайте текст и выполните задания 6–9.





(1)Мы постарались поскорее связаться с кавалеристами. (2)Их командный пункт обнаружили в небольшой рощице. (3)Он представлял собой несколько палаток, замаскированных в тени деревьев, возле которых мотали головами и подстриженными хвостами оседланные кони.

(3)21-я кавдивизия тогда только что прибыла на фронт, кажется, из Средне-Азиатского военного округа. (4)Командовал ею полковник Я.К.Кулиев — смуглый, с иссиня-черными глазами человек, очень подвижный и горячий. (5)Он сразу заговорил о том, что его больше всего тревожило:

— (6)Только бы из этого болота выбраться... (7)На простор!.. (8)А там уже ничего не страшно...

(9)Обсудили план взаимодействия. (10)Поставленная штабом фронта задача была слишком общей. (11)Мы не имели Ясного представления о том, что за противник перед нами, какие силы он сосредоточил вдоль шоссейной дороги.

(12)Произвели рекогносцировку местности, выслали разведку.

(13)Мало-помалу обстановка стала проясняться. (14) На нашем направлении у противника не было сплошного фронта. (15)Укрепить по-настоящему занимаемые позиции он еще не успел, да, видимо, и не собирался делать этого. (16) Его заботы всецело были сосредоточены на быстрейшем продвижении к Рославлю.

(17)Осуществить в таких условиях прорыв было не так уж трудно. (18)Требовалось только сосредоточить огонь артиллерии на заранее определенных рубежах по единому плану.

(19)На всю подготовку к намеченному наступлению ушло полдня. (20)Мы за это время подружились с кавалеристами. (21)Они оказались хорошими товарищами. (22)И не только когда все обстояло благополучно, но и в трудные моменты боя. (23) Я до сих пор с благодарностью вспоминаю лихих бойцов и их командира полковника Я. К. Кулиева, погибшего геройской смертью в дни Сталинградской битвы.

...(24)Перед окончанием нашей совместной подготовительной работы к наступлению на мой командный пункт прибыл командир корпуса. (25)Я знал тов. Магона раньше по совместной службе в Харьковском военном округе. (26)Года три назад он был репрессирован по ложному обвинению в связях с врагами народа и лишь с началом войны снова оказался .в рядах армии. (27)Именно поэтому, несмотря на свою высокую должность, Магон еще не имел тогда генеральского звания. (28)На петлицах его гимнастерки поблескивали скромные ромбики.

(По С. С. Бирюзову*)

Бирюзов Сергей Семёнович (1904 - 1964) - советский военачальник, Маршал Советского Союза (1955), Герой Советского Союза (1958), начальник Генштаба Вооружённых сил СССР (1963—1964). Член ЦК КПСС (1961—1964).

6



Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)21-я кавдивизия на фронт прибыла довольно давно.

2) Требовалось сосредоточить огонь артиллерии на заранее определённых рубежах по единому плану.

3) На всю подготовку ушло больше недели.

4) Автор вспоминает с благодарностью лихих бойцов и их командира полковника Я. К. Кулиева.

5)Автор на момент событий первый раз встретился с товарищем Магоном.

Ответ: _________________________







7

Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является ряд однородных членов.

1) Мало-помалу обстановка стала проясняться.

2) Командовал ею полковник Я. К. Кулиев — смуглый, с иссиня-черными глазами человек, очень подвижный и горячий.

3) Требовалось только сосредоточить огонь артиллерии на заранее определенных рубежах по единому плану

4) Именно поэтому, несмотря на свою высокую должность, Магон еще не имел тогда генеральского звания.

Ответ: _________________

8



Лексический анализ.

Найдите в тексте синонимы к слову ОГОНЬ (предложение 18). Выпишите один из этих синонимов.

Ответ: _____________________

Не забудьте перенести все ответы на задания 2 –8 в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.





Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

Часть 3

9.1



Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Ги де Мопассана: «Война – варварство, когда нападают на мирного соседа, но это священный долг, когда защищают родину».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2



Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «На всю подготовку к намеченному наступлению ушло полдня. Мы за это время подружились с кавалеристами. Они оказались хорошими товарищами. И не только когда все обстояло благополучно, но и в трудные моменты боя.»

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3

Как Вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинениерассуждение на тему «Какого человека можно считать смелым?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.









В январе войска Ленинградского фронта разорвали окончательно кольцо вражеской блокады вокруг великого города Ленина .Второй сокрушительный удар был нанесен врагу в феврале — апреле на Правобережной Украине. Третий удар готовился по фашистским оккупантам в Крыму.

Гитлер придавал огромное политическое значение удержанию Крымского полуострова. Присутствие там сильной группировки фашистских войск оказывало соответствующее влияние на позицию Турции, а также союзников Германии — Румынию и Болгарию. Кроме того, удерживая в своих руках Крым, противник сковывал действия нашего Черноморского флота, который был лишен основной своей базы — Севастополя.Гитлеровцы продолжали лихорадочно укреплять свои позиции и на Перекопском перешейке, и на южном берегу Сиваша, и под Керчью. Кровавых палачей, почти целых два года грабивших и терзавших Крым, ждала неотвратимая расплата.

Воины 4-го Украинского фронта повторили беспримерный подвиг своих отцов, громивших здесь в 1920 году барона Врангеля. Я по-прежнему считал эту армию, с которой прошел нелегкий путь от Сталинграда до реки Миус, «своей», «родной». Но на этот раз меня влекло туда еще и по другой причине. В представлении людей моего поколения само слово «Перекоп» ассоциировалось с понятием наивысшего проявления воинской доблести. Как же я мог не побывать там, когда история вновь поставила нас перед необходимостью штурма Перекопского перешейка!..

Текст для прослушивания

(189 слов)

(По С. С. Бирюзову)

Информация о тексте для сжатого изложения

абзаца

Микротема

1

Три главных удара по фашистским оккупантам.

2

Как бы гитлеровцы не старались укрепить свои позиции, их ждала неотвратимая расплата.

3

Понятие наивысшего проявления воинской доблести.









Часть 2

Номер задания

Правильный ответ

2

1

3

135 любая другая последовательность этих цифр

4

жизненнаяцельцельжизненная

5

1551

6

24 любая другая последовательность этих цифр

7

2

8

выстрел