Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми |
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» |
Доклад
На тему: Третий час физической культуры
как способ вовлечения подрастающего поколения в систематическое занятие двигательной активностью.
Исполнитель: студент(ка)
Чанцева Светлана Алексеевна
441грппа
Подпись__________________
Преподаватель:
Вахнина Надежда Николаевна
Подпись_________________
Сыктывкар, 2020
Содержание
Введение 2
Физическое воспитание 3
Введение третьего часа 4
Заключение 7
Введение
На современном этапе развития российского общества состояние здоровья учащихся общеобразовательных школ оценивается как неудовлетворительное. Это выражается в низкой физической и двигательной подготовленности, низкой работоспособности, высоким уровнем заболеваемости.
"Физкультурное" образование в школе, подчиняясь в своем развитии решению задач физической подготовки, накопило к сегодняшнему дню множество научных и практических проблем, для их частичного решения необходимо введение третьего часа физической культуры. Современный школьник систематически недополучает необходимый (оптимальный) объем моторики, так как два урока физической культуры не могут компенсировать дефицит физических нагрузок, а другие формы физического воспитания учащихся (физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, занятия в спортивных секциях и т.п.) ими мало используются, или низка их эффективность. В настоящее время в общеобразовательной школе физическая культура входит в базовый компонент образования. Это позволяет закладывать фундамент физического и духовного здоровья растущего человека, на базе которого становится возможным действительное разностороннее развитие личности.
Физическое воспитание.
Целью физического воспитания в школе является приобщение учеников к ценностям физической культуры, активное содействие формированию всесторонне развитой личности.
Система физкультурно-оздоровительной работы в школе должна обеспечивать дифференцированное применение средств и форм физического воспитания в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья, физической подготовленности детей и подростков. Систематичность этой работы, постепенное увеличение нагрузок и комплексное использование разнообразных форм и средств физического воспитания – залог успешного сбережения и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Основные направления развития физической культуры:
Оздоровительное направление– ориентируется на целенаправленное укрепление здоровья обучающихся, углубленное развитие физических качеств и способностей, оптимизацию работоспособности и предупреждение заболеваемости.
на ступени начального общего образования – формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
Общеразвивающее направление – ориентируется на расширенное и углубленное освоение обучающимися отдельных тем и разделов действующих примерных программ начального, основного и среднего (полного) образования: на ступени начального общего образования - общеразвивающие упражнения, подвижные игры, упражнения ритмической гимнастики, эстафеты, спортивные игры по упрощенным правилам.
Введение третьего часа.
Введение третьего урока физической культуры в систему физического воспитания учащихся средней (полной) общеобразовательной школы позволит:
- снизить негативные последствия учебной нагрузки;
- укрепить здоровье учащихся;
- увеличить уровень двигательной активности;
- обучить школьников основам знаний по методике самостоятельных занятий оздоровительными физическими упражнениями;
- повысить уровень сформированности качеств личности школьников, что будет способствовать успешности их адаптации в обществе.
При проведении обязательных уроков физической культуры в объёме не менее трех часов в неделю на всех ступенях общего образования следует учитывать следующие условия:
- оснащенность и состояние учебно-спортивной базы (спортивные залы, пришкольные площадки, зоны рекреаций, спортивный инвентарь и оборудование);
- пропускную способность спортивного зала;
- спортивные традиции и специализацию учителя физической культуры, наличие квалифицированных педагогических кадров.
При проектировании проведения обязательных уроков физической культуры в объёме не менее трёх часов в неделю на всех ступенях общего образования целесообразно использовать авторские учебные программы.
Содержание данных программ по физической культуре включает две основные части: базовую и вариативную (дифференцированную).
Освоение базовых основ физической культуры обязательно для каждого ученика. Вариативная (дифференцированная) часть программ по физической культуре обусловлена необходимостью учёта индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей территории, на которой находится общеобразовательное учреждение.
Материал вариативной части школьного компонента отбирается учителем, определяется самой школой, может быть направлен на углубленное изучение одного или нескольких видов спорта.
При организации проведения обязательных уроков физической культуры в объёме не менее трёх часов в неделю на всех ступенях общего образования возможны следующие формы организации и планирования уроков физической культуры, которые обеспечивают достаточно успешное освоение учащимися основ содержания программ:
- первая форма предполагает планирование четырёх уроков физической культуры в неделю: в 1-й и 4-й четвертях учебного года, т. е. когда появляются условия для проведения занятий на спортивных пришкольных площадках или лесопарковых зонах, во 2-й и 4-й четвертях планируется проведение двух уроков в неделю;
- вторая форма планирования предполагает включение в расписание одного академического урока (45 мин.) и одного сдвоенного (90 мин.), который ставится в расписание последним;
- третья форма планирования является традиционной и предполагает включение всех трёх уроков в сетку расписания.
Рекомендуются также и другие варианты использования 3-го урока физической культуры с учетом его содержания и направленности на разных ступенях образования.
Например, в одном из вариантов рекомендуется проводить 3-й урок в форме «спортивного часа». Особенностью данного урока является то, что его содержание основывается на одном из базовых видов спорта и по своей направленности он ориентирован на повышение общей физической работоспособности и физической подготовленности школьников. Нежелательно, чтобы обычные уроки физической культуры и «спортивный час» приходились на один и тот же день недели. Содержание «спортивного часа» разрабатывается по типу спортивной тренировки с учетом использования содержания учебной программы по физической культуре по одному из ее разделов. В другом варианте планирования предусматривается проведение двух обычных уроков физической культуры в соответствии с программой, а третий урок - с преимущественной реабилитацонно-оздоровительной направленностью.
Задачами этого урока являются:
снижение негативных последствий учебной перегрузки;
увеличение уровня двигательной активности;
обучение основам знаний и умений по методике самостоятельного проведения занятий физическими упражнениями.
Прежде всего – это формирование навыков занятий оздоровительной физической культурой и овладение навыками целесообразного использования средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к учебе, а также индивидуальной деятельности по интересам.
Заключение.
Сейчас в школе при введении третьего часа наблюдения учителей показали, что добавление третьего часа физической культуры благотворно влияет на развитие школьников. У них улучшается функциональное состояние организма, учащиеся лучше переносят нагрузку, быстрее восстанавливаются после длительной нагрузки. У них отмечается улучшение работы всех систем организма. Повышается качество знаний и двигательная подготовленность.