СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью по третьему варианту Стандарта (D)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе ФГОС для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Просмотр содержимого документа
«Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью по третьему варианту Стандарта (D)»

Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью по третьему варианту Стандарта (D) Учитель-дефектолог МБОУ «СКШИ-VIII вида» Гильмитдинова И.В.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью по третьему варианту Стандарта (D)

Учитель-дефектолог

МБОУ «СКШИ-VIII вида»

Гильмитдинова И.В.

При разработке требований к условиям реализации образовательных программ учитываются: типологические особенности психического и физического развития обучающихся с ТМНР; зоны актуального и ближайшего развития обучающихся; содержание основных элементов образовательного процесса в соответствии с требованиями разрабатываемого стандарта; характер и содержание интеграционных компонентов образовательной среды, отраженных в специальном стандарте; представления о константных и вариативных условиях реализации специального образовательного стандарта.

При разработке требований к условиям реализации образовательных программ учитываются:

  • типологические особенности психического и физического развития обучающихся с ТМНР;
  • зоны актуального и ближайшего развития обучающихся;
  • содержание основных элементов образовательного процесса в соответствии с требованиями разрабатываемого стандарта;
  • характер и содержание интеграционных компонентов образовательной среды, отраженных в специальном стандарте;
  • представления о константных и вариативных условиях реализации специального образовательного стандарта.
Специфические условия определяются на двух уровнях – общем и дифференцированном. Общий уровень отражает особые образовательные потребности, общие для всех категорий обучающихся с ОВЗ, в том числе для обучающихся с умственной отсталостью. Дифференцированный уровень описывает особые образовательные потребности умственно отсталых обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Специфические условия определяются на двух уровнях – общем и дифференцированном. Общий уровень отражает особые образовательные потребности, общие для всех категорий обучающихся с ОВЗ, в том числе для обучающихся с умственной отсталостью. Дифференцированный уровень описывает особые образовательные потребности умственно отсталых обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Создание специфических условий, общих  для всех категорий обучающихся с ОВЗ, должно гарантировать возможность для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития: адекватного выбора формы образования в зависимости от особенностей психофизического развития обучающихся (обучение в специальном классе образовательной организации, индивидуальное обучение, надомная форма получения образования, сочетающаяся с занятиями в школе / центре); изменения формы обучения при необходимости, по желанию родителей и при наличии соответствующей рекомендации ПМПК;  возможности перевода ребенка с ТМНР на другой уровень обучения (третий уровень в соответствии с концепцией СФГОС для обучающихся с ОВЗ) при наличии рекомендации ПМПК и желания родителей; взаимодействие в едином образовательном пространстве общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных организаций в целях продуктивного использования накопленного педагогического опыта обучения обучающихся с ТМНР.

Создание специфических условий, общих для всех категорий обучающихся с ОВЗ, должно гарантировать возможность для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития:

  • адекватного выбора формы образования в зависимости от особенностей психофизического развития обучающихся (обучение в специальном классе образовательной организации, индивидуальное обучение, надомная форма получения образования, сочетающаяся с занятиями в школе / центре);
  • изменения формы обучения при необходимости, по желанию родителей и при наличии соответствующей рекомендации ПМПК;
  • возможности перевода ребенка с ТМНР на другой уровень обучения (третий уровень в соответствии с концепцией СФГОС для обучающихся с ОВЗ) при наличии рекомендации ПМПК и желания родителей;
  • взаимодействие в едином образовательном пространстве общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных организаций в целях продуктивного использования накопленного педагогического опыта обучения обучающихся с ТМНР.
Создание специфических условий для обучающихся с ТМНР должно обеспечивать:   индивидуализацию образовательного процесса в соответствии с особенностями психофизического развития обучающихся; разработку специальной индивидуальной образовательной программы для каждого обучающегося с ТМНР и ее корректировку всеми участниками образовательного процесса (учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель физкультуры или специалист ЛФК, воспитатель, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования, родители и др.); ресурсные возможности обучения в соответствии с содержанием индивидуальной программы; использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям обучающихся с ТМНР; достижение планируемых результатов освоения специальной индивидуальной образовательной программы.

Создание специфических условий для обучающихся с ТМНР должно обеспечивать:

  • индивидуализацию образовательного процесса в соответствии с особенностями психофизического развития обучающихся;
  • разработку специальной индивидуальной образовательной программы для каждого обучающегося с ТМНР и ее корректировку всеми участниками образовательного процесса (учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель физкультуры или специалист ЛФК, воспитатель, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования, родители и др.);
  • ресурсные возможности обучения в соответствии с содержанием индивидуальной программы;
  • использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям обучающихся с ТМНР;
  • достижение планируемых результатов освоения специальной индивидуальной образовательной программы.
Создание специфических условий образования обучающихся с ТМНР должно способствовать : целенаправленному развитию способности обучающихся с ТМНР к невербальной и вербальной коммуникации и взаимодействию со взрослыми и детьми; формированию навыков самообслуживания и других практических умений, способствующих улучшению качества жизни; развитию самостоятельности и большей независимости от близких в повседневной жизни; расширению круга общения, выходу обучающегося за пределы семьи и образовательной организации; раскрытию возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах практической, художественно – эстетической деятельности; развитию представлений об окружающем мире и способности ориентироваться в пространстве и времени; реализации потенциальных возможностей в доступной бытовой и трудовой деятельности.

Создание специфических условий образования обучающихся с ТМНР должно способствовать :

  • целенаправленному развитию способности обучающихся с ТМНР к невербальной и вербальной коммуникации и взаимодействию со взрослыми и детьми;
  • формированию навыков самообслуживания и других практических умений, способствующих улучшению качества жизни;
  • развитию самостоятельности и большей независимости от близких в повседневной жизни;
  • расширению круга общения, выходу обучающегося за пределы семьи и образовательной организации;
  • раскрытию возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах практической, художественно – эстетической деятельности;
  • развитию представлений об окружающем мире и способности ориентироваться в пространстве и времени;
  • реализации потенциальных возможностей в доступной бытовой и трудовой деятельности.
Специфические условия реализации специальной индивидуальной образовательной программы для обучающихся с ТМНР должны гарантировать возможность: адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития совместно всеми участниками образовательного процесса, включая и работников школы¸ и родителей обучающихся (законных представителей); использования традиционных и специфических методов оценки уровня жизненной компетенции и представлений, умений, навыков («академических» достижений) ребенка с ТМНР, соответствующих его особым образовательным потребностям; выявления и развития способностей обучающихся с ТМНР через внешкольную деятельность, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования обучающихся.

Специфические условия реализации специальной индивидуальной образовательной программы для обучающихся с ТМНР должны гарантировать возможность:

  • адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития совместно всеми участниками образовательного процесса, включая и работников школы¸ и родителей обучающихся (законных представителей);
  • использования традиционных и специфических методов оценки уровня жизненной компетенции и представлений, умений, навыков («академических» достижений) ребенка с ТМНР, соответствующих его особым образовательным потребностям;
  • выявления и развития способностей обучающихся с ТМНР через внешкольную деятельность, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования обучающихся.
 Требования к ресурсному обеспечению реализации адаптированных образовательных программ для умственно отсталых детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития включают:   Требования к кадровому обеспечению, Финансово-экономическому обеспечению, Материально-техническим условиям.

Требования к ресурсному обеспечению реализации адаптированных образовательных программ для умственно отсталых детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития включают:

  • Требования к кадровому обеспечению,
  • Финансово-экономическому обеспечению,
  • Материально-техническим условиям.
Материально-техническое обеспечение в структуре материально­технического обеспечения должна быть отражена специфика требований к: Организации пространства, в котором обучается ребёнок с ТМНР; Организации временного режима обучения; Организации учебного места ребёнка с ТМНР; Техническим средствам обучения и обеспечения комфортного доступа ребёнка с ТМНР к образованию (ассистирующие средства и технологии); Специальным учебным и дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся; обеспечение условий для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся.

Материально-техническое обеспечение

в структуре материально­технического обеспечения должна быть отражена специфика требований к:

  • Организации пространства, в котором обучается ребёнок с ТМНР;
  • Организации временного режима обучения;
  • Организации учебного места ребёнка с ТМНР;
  • Техническим средствам обучения и обеспечения комфортного доступа ребёнка с ТМНР к образованию (ассистирующие средства и технологии);
  • Специальным учебным и дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся;
  • обеспечение условий для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся.

Организация пространства, в котором обучается ребёнок с ТМНР.

  • Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория), в котором осуществляется образование обучающихся с ТМНР, должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям.
  • Важным условием реализации образовательной с ТМНР является возможность для беспрепятственного доступа тех обучающихся, у которых имеются нарушения опорно-двигательных функций, зрения к объектам инфраструктуры образовательной организации. С этой целью на территории предусматриваются плавные переходы (спуски) с одного уровня рельефа на другой, например, с тротуара на проезжую часть и др. Объекты игровых площадок должны предусматривать возможность их использования обучающимися с различными нарушениями (зрения, слуха, координации, опорно-двигательного аппарата). Здание оборудуется пандусами, лифтами, безпороговыми дверными проемами (шириной не менее 90 см), поручнями и тактильными сигналами (для обучающихся с нарушением зрения).
  • В помещениях для обучающихся с ТМНР должно быть предусмотрено специальное оборудование, позволяющее оптимизировать образовательный процесс обучающихся с ТМНР, присмотр и уход, а также обеспечивать их максимально возможную самостоятельность в передвижении, коммуникации, осуществлении учебной деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕННОГО РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ

Временной режим образования обучающихся с ТМНР (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации.

Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается образовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей ребенка, отраженных в специальной индивидуальной образовательной программе, его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей.

Учебный день включает в себя специально организованные занятия / уроки, а также паузу, время прогулки и процесс выполнения повседневных ритуалов (одевание, раздевание, туалет, умывание, прием пищи). Обучение и воспитание происходит, как в ходе занятий / уроков, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня. Продолжительность специально организованного занятия / урока с обучающимися с ТМНР различна и зависит от возраста и психофизического состояния обучающихся.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МЕСТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ТМНР

РАБОЧЕЕ / УЧЕБНОЕ МЕСТО РЕБЁНКА С ТМНР СОЗДАЕТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНО С УЧЕТОМ ЕГО ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, А ТАКЖЕ СОПУТСТВУЮЩИХ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ НАРУШЕНИЙ (ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ, РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ).

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МЕСТА УЧИТЫВАЮТСЯ ВОЗМОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ МОТОРИКИ, ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ РЕБЕНКА. ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ ОРГАНИЗУЮТСЯ УЧЕБНЫЕ МЕСТА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ, КАК ИНДИВИДУАЛЬНОЙ, ТАК И ГРУППОВОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ. С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ В ПОМЕЩЕНИИ КЛАССА ДОЛЖНЫ БЫТЬ СОЗДАНЫ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗОНЫ. КРОМЕ УЧЕБНЫХ ЗОН, НЕОБХОДИМО ПРЕДУСМОТРЕТЬ МЕСТА ДЛЯ ОТДЫХА И ПРОВЕДЕНИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ. С УЧЕТОМ ТОГО, ЧТО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТМНР НЕОБХОДИМО УЧИТЬ ПРОВОДИТЬ СВОЕ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ, ДЛЯ ЭТОГО В СООТВЕТСТВУЮЩИХ МЕСТАХ ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТМНР ДИКТУЮТ НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БОЛЬШОГО ОБЪЕМА НАГЛЯДНОГО (ГРАФИЧЕСКОГО) МАТЕРИАЛА, (В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ИМЕЕТСЯ НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ, ТО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ТАКТИЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ), ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ КОТОРОГО В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НЕОБХОДИМЫ СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫЕ МЕСТА: КОВРОЛИНОВЫЕ И/ИЛИ МАГНИТНЫЕ ДОСКИ, ФЛАНЕЛЕГРАФЫ И ДР.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТМНР ВКЛЮЧАЕТ ЗАДАЧИ, СВЯЗАННЫЕ С ФОРМИРОВАНИЕМ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ: ОДЕВАНИЕ / РАЗДЕВАНИЕ, ПРИЕМ ПИЩИ, ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ, КОТОРЫЕ ФОРМИРУЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЫДЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОГЛАСНО РАСПОРЯДКУ ДНЯ. В СВЯЗИ С ЭТИМ УЧЕБНЫЕ МЕСТА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДАННЫХ НАВЫКОВ ЯВЛЯЮТСЯ МОБИЛЬНЫМИ И ГОТОВЯТСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ В СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПОМЕЩЕНИЯХ.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, ОТВЕЧАЮЩИЙ ОСОБЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПОТРЕБНОСТЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТМНР. ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТМНР ВЫЗЫВАЮТ НЕОБХОДИМОСТЬ СПЕЦИАЛЬНОГО ПОДБОРА УЧЕБНОГО И ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА, ПОЗВОЛЯЮЩЕГО ЭФФЕКТИВНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ПО ВСЕМ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ. Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках образовательной области « Язык » предполагает использование, как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ,

ОТВЕЧАЮЩИЙ ОСОБЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ

ПОТРЕБНОСТЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТМНР.

ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТМНР ВЫЗЫВАЮТ НЕОБХОДИМОСТЬ СПЕЦИАЛЬНОГО ПОДБОРА УЧЕБНОГО И ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА, ПОЗВОЛЯЮЩЕГО ЭФФЕКТИВНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ПО ВСЕМ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ.

Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках образовательной области « Язык » предполагает использование, как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.

 Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации могут являться:   специально подобранные предметы, графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы), алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»), электронные средства (устройства записи на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).

Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации могут являться:

  • специально подобранные предметы,
  • графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),
  • алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»),
  • электронные средства (устройства записи на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).
Освоение содержательной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала в виде: предметов различной формы, величины, цвета, изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др., оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам, программное обеспечение для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений, калькуляторы и другие средства.

Освоение содержательной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала в виде:

  • предметов различной формы, величины, цвета,
  • изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.,
  • оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,
  • программное обеспечение для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений,
  • калькуляторы и другие средства.
Для осуществления трудового обучения образовательной организации требуются: различного назначения сырье (глина, шерсть, ткань, бумага и др. Материалы); Заготовки (из дерева, металла, пластика) и другой расходный материал; Материал для растениеводства (семена растений, рассада, комнатные растения, почвенные смеси и др.) И ухода за животными; Различные инструменты, соответствующие профилю труда, включая оборудование для трудовой подготовки в области сельского хозяйства, ткачества, элементарной деревообработки, полиграфии, в сфере предоставления услуг (бытовых, общепит, гостиничный сервис и др.); Прочий учебно-дидактический материал, необходимый для трудовой подготовки в образовательной организации.

Для осуществления трудового обучения образовательной организации требуются:

  • различного назначения сырье (глина, шерсть, ткань, бумага и др. Материалы);
  • Заготовки (из дерева, металла, пластика) и другой расходный материал;
  • Материал для растениеводства (семена растений, рассада, комнатные растения, почвенные смеси и др.) И ухода за животными;
  • Различные инструменты, соответствующие профилю труда, включая оборудование для трудовой подготовки в области сельского хозяйства, ткачества, элементарной деревообработки, полиграфии, в сфере предоставления услуг (бытовых, общепит, гостиничный сервис и др.);
  • Прочий учебно-дидактический материал, необходимый для трудовой подготовки в образовательной организации.
Формирование доступных представлений о мире и практики взаимодействия с окружающим миром  в рамках содержательной области  «Естествознание» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с ТМНР с миром живой природы (растительным и животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, живые уголки, расположенные в здании образовательной организации, а также теплицы, сенсорный сад и др. объекты на прилегающей к образовательной организации территории.

Формирование доступных представлений о мире и практики взаимодействия с окружающим миром в рамках содержательной области «Естествознание» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с ТМНР с миром живой природы (растительным и животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, живые уголки, расположенные в здании образовательной организации, а также теплицы, сенсорный сад и др. объекты на прилегающей к образовательной организации территории.

Содержательная область  «Физическая культура»  должна обеспечивать обучающимся с ТМНР возможность физического самосовершенствования даже если их физический статус значительно ниже общепринятой нормы. Для этого оснащение физкультурных залов должно предусматривать как обычное (для спортивных залов школ), так и специальное адаптированное (ассистивное) оборудование для обучающихся с различными нарушениями развития, включая тренажеры, специальные велосипеды (с ортопедическими средствами) и др.

Содержательная область «Физическая культура» должна обеспечивать обучающимся с ТМНР возможность физического самосовершенствования даже если их физический статус значительно ниже общепринятой нормы. Для этого оснащение физкультурных залов должно предусматривать как обычное (для спортивных залов школ), так и специальное адаптированное (ассистивное) оборудование для обучающихся с различными нарушениями развития, включая тренажеры, специальные велосипеды (с ортопедическими средствами) и др.

Специальный учебный и дидактический материал необходим для образования обучающихся с ТМНР в области « Искусство» . Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества требует некоторых специфических инструментов (ножниц, кисточек и др.), позволяющих ребенку с ТМНР овладевать отдельными операциями в процессе совместных со взрослым действий. Кроме того, для занятий ИЗО необходим большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.). Для развития изобразительной деятельности в доступные виды художественного ремесла (батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.) необходимо безопасное оборудование для соответствующих мастерских.  На занятиях музыкой и театром важно обеспечить обучающимся с ТМНР использование доступных музыкальных инструментов (маракас, бубен, барабан и др.), театральным реквизитом, а также оснащение актовых залов воспроизводящим, звукоусиливающим и осветительным оборудованием .

Специальный учебный и дидактический материал необходим для образования обучающихся с ТМНР в области « Искусство» . Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества требует некоторых специфических инструментов (ножниц, кисточек и др.), позволяющих ребенку с ТМНР овладевать отдельными операциями в процессе совместных со взрослым действий. Кроме того, для занятий ИЗО необходим большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.). Для развития изобразительной деятельности в доступные виды художественного ремесла (батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.) необходимо безопасное оборудование для соответствующих мастерских. На занятиях музыкой и театром важно обеспечить обучающимся с ТМНР использование доступных музыкальных инструментов (маракас, бубен, барабан и др.), театральным реквизитом, а также оснащение актовых залов воспроизводящим, звукоусиливающим и осветительным оборудованием .

Требования к информационно-методическому обеспечению образовательного процесса включают: Необходимую нормативную правовую базу образования обучающихся с ОВЗ и обучающихся с ТМНР в частности; Характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса; Получения доступа к информационным ресурсам, различными способами (поиск информации в сети интернет, работа в библиотеке и др.), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных; Возможность размещения материалов и работ в информационной среде образовательной организации (статей, выступлений, дискуссий, результатов экспериментальных исследований);

Требования к информационно-методическому обеспечению образовательного процесса включают:

  • Необходимую нормативную правовую базу образования обучающихся с ОВЗ и обучающихся с ТМНР в частности;
  • Характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса;
  • Получения доступа к информационным ресурсам, различными способами (поиск информации в сети интернет, работа в библиотеке и др.), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных;
  • Возможность размещения материалов и работ в информационной среде образовательной организации (статей, выступлений, дискуссий, результатов экспериментальных исследований);
 Необходимая нормативно-правовая база образования обучающихся с ТМНР.    Представляет собой перечень международных, федеральных, региональных законодательных актов и локальных документов, на основе которых осуществляется образование обучающихся с ТМНР. Важно при этом, в чтобы перечисляемые документы были связаны ссылками, позволяющими получить доступ к самим документам.

Необходимая нормативно-правовая база образования обучающихся с ТМНР.

Представляет собой перечень международных, федеральных, региональных законодательных актов и локальных документов, на основе которых осуществляется образование обучающихся с ТМНР. Важно при этом, в чтобы перечисляемые документы были связаны ссылками, позволяющими получить доступ к самим документам.

Характеристика предполагаемых информационных связей между участниками образовательного процесса.

  • Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, их родители (или законные представители) и специалисты образовательной организации, в которой обучается ребенок. С учетом того, что часто ребенок в силу тяжести имеющихся нарушений развития не может адекватно участвовать в информационном обмене, ответственность за его осуществление ложится на родителей ребенка и специалистов, которые его обучают. Особые образовательные потребности ребенка требуют координации действий, т.е. Обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов и родителей, а также других участников комплексного сопровождения ребенка с ТМНР (врачей, социальных работников, тьюторов и др.). В связи с этим информационный обмен должен происходить на этапах планирования, реализации и оценки результатов образовательного процесса. Фиксирование его в целом и отдельных этапов с последующим анализом и обсуждением между участниками позволит обеспечить прозрачность образовательного процесса и обоснованность выбора его средств.
  • Организация и технология осуществления информационных связей должна находится в зоне ответственности образовательной организации и регулироваться локальным ее актом.
Образование ребенка на основе индивидуальной программы обучения (ИПО) и индивидуального учебного плана . Индивидуальные образовательные потребности ребенка отражаются в ИПО в форме перечня содержательных образовательных областей и соответствующих им образовательных задач, актуальных для образования ребенка в течение учебного года, установленных в ходе диагностики (мониторинга / промежуточной аттестации) развития (результатов обучения) ребенка. Объем (количество часов) предоставления образовательных услуг устанавливается индивидуальный учебный план по каждой образовательной области, содержание которых отражено в ИПО.

Образование ребенка на основе индивидуальной программы обучения (ИПО) и индивидуального учебного плана .

  • Индивидуальные образовательные потребности ребенка отражаются в ИПО в форме перечня содержательных образовательных областей и соответствующих им образовательных задач, актуальных для образования ребенка в течение учебного года, установленных в ходе диагностики (мониторинга / промежуточной аттестации) развития (результатов обучения) ребенка.
  • Объем (количество часов) предоставления образовательных услуг устанавливается индивидуальный учебный план по каждой образовательной области, содержание которых отражено в ИПО.
Сопровождение, обеспечение ухода и присмотра за ребенком в период его нахождения в образовательной организации обеспечивается сопровождающими воспитателями / тьюторами. Объем финансирования данной услуги рассчитывается исходя из количества времени, необходимого для обеспечения помощи ребенку на занятии с учителем, в процессе самообслуживания и при проведении свободного времени (перемены). Количество времени, необходимое на работу сопровождающих определяется нормативными актами с учетом потребностей ребенка, отраженных в ИПО.

Сопровождение, обеспечение ухода и присмотра за ребенком

  • в период его нахождения в образовательной организации обеспечивается сопровождающими воспитателями / тьюторами. Объем финансирования данной услуги рассчитывается исходя из количества времени, необходимого для обеспечения помощи ребенку на занятии с учителем, в процессе самообслуживания и при проведении свободного времени (перемены). Количество времени, необходимое на работу сопровождающих определяется нормативными актами с учетом потребностей ребенка, отраженных в ИПО.
В целях обеспечения непрерывности и преемственности образовательного процесса в условиях образовательной организации и семьи, предусматривается консультативная работа специалистов  образовательной организации с семьями обучающихся. Финансирование данной услуги планируется из расчета не менее одного часа в месяц по каждой содержательной области.
  • В целях обеспечения непрерывности и преемственности образовательного процесса в условиях образовательной организации и семьи, предусматривается консультативная работа специалистов образовательной организации с семьями обучающихся. Финансирование данной услуги планируется из расчета не менее одного часа в месяц по каждой содержательной области.
Требования к кадровому обеспечению реализации специальных индивидуальных образовательных программ для умственно отсталых обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития включают Образовательная организация должна быть укомплектована педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Уровень квалификации работников образовательной организации, реализующей специальные индивидуальные образовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью и множественными нарушениями развития, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности. В образовательной организации должна обеспечиваться непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики.

Требования к кадровому обеспечению реализации специальных индивидуальных образовательных программ для умственно отсталых обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития включают

  • Образовательная организация должна быть укомплектована педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
  • Уровень квалификации работников образовательной организации, реализующей специальные индивидуальные образовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью и множественными нарушениями развития, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
  • В образовательной организации должна обеспечиваться непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики.
Кадровое обеспечение образовательной организации, реализующей специальные индивидуальные образовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью и множественными нарушениями развития, предполагает междисциплинарный состав специалистов (педагогические, медицинские и социальные работники), компетентных в понимании особых образовательных потребностей обучающихся, которые в состоянии обеспечить систематическую медицинскую, психолого-педагогическую и социальную поддержку. В зависимости от состава обучающихся в штат специалистов должны входить учителя-дефектологи (олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги), логопеды, психологи, специалисты по лечебной физкультуре, социальные педагоги, врачи (психиатр, невролог, педиатр).
  • Кадровое обеспечение образовательной организации, реализующей специальные индивидуальные образовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью и множественными нарушениями развития, предполагает междисциплинарный состав специалистов (педагогические, медицинские и социальные работники), компетентных в понимании особых образовательных потребностей обучающихся, которые в состоянии обеспечить систематическую медицинскую, психолого-педагогическую и социальную поддержку. В зависимости от состава обучающихся в штат специалистов должны входить учителя-дефектологи (олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги), логопеды, психологи, специалисты по лечебной физкультуре, социальные педагоги, врачи (психиатр, невролог, педиатр).