СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трёхуровневые задания по музыке

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания для 5-7 класса, можно использовать как олимпиадные задания.

Просмотр содержимого документа
«Трёхуровневые задания по музыке»

Тема «Музыкальная форма»

Понятие «инструментальный концерт»

Задание 1 уровня.

Кто считается основоположником жанра инструментального концерта?

А) Моцарт Б) Вивальди В) Чайковский Г) Бетховен

Ответ: Б) Вивальди



Задание 2 уровня.

У П.Чайковского и у А.Вивальди есть произведения с одинаковыми названиями - «Времена года», но написанные в разных жанрах. Выбери из списка эти жанры.

1) Чайковский. «Времена года» 2) Вивальди. «Времена года»


а) Сюита для оркестра

б) Сюита для фортепиано

в) Концерт для скрипки с оркестром

г) 4 концерта для скрипки с оркестром

д) Концерт для фортепиано с оркестром


Ответ: 1) Чайковский. «Времена года» - б) сюита для фортепиано

2) Вивальди. «Времена года» - г) 4 концерта для скрипки с оркестром


Задание 2 уровня

Распределить жанры музыки в хронологическом порядке по времени их появления:

Опера, симфония, сюита, соната, инструментальный концерт, мюзикл.


Ответ: сюита, соната, опера, инструментальный концерт, мюзикл.




Задание 3 уровня

(Звучит фрагмент Концерта Р. Глиэра для голоса с оркестром)

Послушайте музыку. Подумайте и подчеркните, что Вы услышали в ней:

  • противоречие между исполнителями

  • соревнование

  • согласованность общего звучания

Чтобы определить жанр данного произведения, подумайте,

  • если это концерт, то почему звучит голос?

  • если это ария, то почему пение без слов?

  • если кантата, то почему не звучит хор?

Это _______________, потому что _________________________________________________

_______________________________________________________________________________


Ответ: Это жанр концерта, потому что этому жанру присущи и состязательность между солистом и оркестром, и согласованность в их звучании (само слово концерт имеет разные значения в латинском и итальянском языках – «согласие» и «состязание, соревнование»). А роль солирующего инструмента в данном произведении играет человеческий голос.






Тема «Музыкальная форма»

Понятие «рондо»

Задание 1 уровня.


Прослушай пьесу "Кукушка" Дакена.

Изобрази схематически структуру произведения при помощи буквенных обозначений. Определи музыкальную форму этого произведения.

Ответ: A — B — A — C — A. Форма рондо.



Задание 2 уровня.


Какие из перечисленных терминов не относятся к форме рондо?

а) Разработка б) Рефрен в) Экспозиция г) Эпизоды

Ответ: а) Разработка; в) Экспозиция

Комментарий: Экспозиция и разработка – разделы сонатной формы.



Задание 3 уровня.


Рондо (от фр. — круг, хоровод) — музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами. Является наиболее распространённой музыкальной формой с рефреном.

В обобщённом виде схема формы такова: A — B — A — C — A — … — A

Форма, напоминающая рондо, используется и в поэзии.


Задание: В стихотворении не хватает двух срок. Досочини их, чтобы получилась форма, напоминающая рондо.


В начале лета, юностью одета,

Земля не ждет весеннего привета,

Не бережет погожих, теплых дней,

Но, расточительная, всё пышней

Она цветет, лобзанием согрета.


И ей не страшно, что далёко где-то

Конец таится радостных лучей

И что недаром плакал соловей

------------------------------


Не так осенней нежности примета:

Как набожный скупец, улыбки света

Она сбирает жадно, перед ней

Недолог путь до комнатных огней,

И не найти вернейшего обета

-------------------------------

Ответ: В начале лета, юностью одета,

Земля не ждет весеннего привета,

Не бережет погожих, теплых дней,

Но, расточительная, всё пышней

Она цветет, лобзанием согрета.


И ей не страшно, что далёко где-то

Конец таится радостных лучей

И что недаром плакал соловей

В начале лета.


Не так осенней нежности примета:

Как набожный скупец, улыбки света

Она сбирает жадно, перед ней

Недолог путь до комнатных огней,

И не найти вернейшего обета

В начале лета.

(М.Кузмин)







Понятие «фуга»


Задание 1 уровня.



Что является самой сложной формой полифонической музыки?

а) инвенция б) фуга в) канон г) хорал

Ответ: б) фуга



Задание 2 уровня



Литовский художник и композитор Микалоюс Чюрленис не только знал законы музыки и живописи, но стремился их совместить. Даже в названиях своих картин он подчеркивал их родство с музыкой. Одну из своих картин он назвал «Фуга».

Фуга в музыке - это полифоническое произведение, в котором главная тема имитируется во всех голосах и сопровождается противосложениями. Для разнообразия тему часто излагают в зеркальном обращении, или в сжатом виде (стретта), наслаивая на конец темы в одном голосе ее начало в другом.

Определи, какая из картин Чюрлёниса называется «Фуга».





а) б)

в) г)



Ответ: картина г)

Комментарий: на картине г) – три горизонтальных плана подобно трем голосам фуги. Центральный образ, ее тема – ель. В верхней части картины есть подобие стретты и зеркальное отражение темы...



Задание 3 уровня

Вставь в тексте пропущенное слово.

Эта музыкальная форма вдохновила М.Чюрлёниса на создание картины, а физику Энштейну помогла создать теорию относительности. Эйнштейн признавался, что, если бы не было ……….. Баха, он так и не создал бы теорию относительности, не понял бы, что мир многослоен. Как-то Эйнштейна спросили: «И как же теперь, после вашей теории, мы будем воспринимать Вселенную?» Учёный остроумно ответил: «Как слоёный пирог, где в каждом слое - своё время и своя консистенция».

М.Чюрлёнис «…………………»

Ответ: нужно вставить слово «фуга».