Работа по программе "В самостоятельную жизнь" с выпускниками учреждения для детей сирот и детей оставшихся без попечения, а также с воспитанниками, которые готовятся к выпуску проводятся занятия по плану "Труд и профессиональное самоопределение" для помощи в определении профессиональной направленности воспитанников.
Просмотр содержимого документа
««Труд и профессиональное самоопределение»»
Тематический план
«Труд и профессиональное самоопределение»
(второй год)
План работы
Пояснительная записка
Современные экономические, экологические и социокультурные условия жизни нашего общества потребовали изменения приоритетов целей образования и воспитания в сторону более полной реализации из развивающих функций. В связи с этим неуклонно расширяются и функции профориентации. Она выступает не только как средство приобщения человека к определённому виду трудовой деятельности, но и как важнейший фактор воспитания у него социально значимых черт, его всестороннего развития.
Подростковый возраст – последний период пребывания большинства, оставшихся без попечения родителей, детей в детском доме. Подросток видит свое будущее лишь в общих чертах, фантазирует, представляет себя специалистом той или иной профессии, но у него нет еще четких ориентиров в профессиональном выборе.
Самоопределение – центральный механизм становления личности, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Через выбор профессии ребенок-сирота определяет место в жизни и ту систему отношений, в которой будет себя чувствовать значимым.
Цель: Определение профессиональной направленности воспитанников, знакомство с разнообразием профессий, формирование основных умений трудоустройства. Осознание воспитанниками своих профессиональных намерений, интересов, склонностей для успешной социальной адаптации в социуме
Основными задачами данной программы являются:
информировать воспитанников о содержании профессиональной деятельности и условиях труда, о требованиях, предъявляемых профессии и личности;
формировать стремление к адекватной самооценке, самовоспитанию и профессиональному самоопределению;
научить сопоставлять свои притязания, возможности и желания с требованиями профессии к здоровью, знаниям, личностным качествам;
рекомендовать выбор определенных сфер трудовой деятельности для полного ознакомления с миром профессий.
Программа предназначена для подростков в возрасте 14 – 17 лет, рассчитана на 3 года. Программа отражает основные направления работы по воспитанию и социализации воспитанников:
Время проведения | № | Тема занятия | Форма проведения | Кол-во часов | Ответственный |
январь | 1. 2. 3. | «Профориентация, профессия и ее роль в становлении личности детей» «Определение типа будущей профессии» «Основные виды профессиональной деятельности» | Беседа Анкетирование Беседа | по 40 мин. - - | Соц педагог Педагог - психолог Воспитатель |
февраль | 1. 2. 3. | «Профессиональное будущее и положение в обществе» «Современные востребованные профессии» Интересы и склонности в выборе профессии. | Беседа Презентация беседа-диалог | по 40 мин. - - | Социальный педагог Воспитатель Воспитатель |
март | 1. 2. 3. | «Личность и профессия» «Жизненные и личностные ценности» «Планирование своей жизни и профессиональных перспектив» | Беседа Познавательная беседа Беседа рассуждение | по 40мин. - - | Социальный педагог Воспитатель Воспитатель |
апрель | 1. 2. 3. | «Профессия и здоровье» «Профессии, о которых мечтаем и которые выбираем» «Ярмарка профессий» | Познавательная беседа. Беседа - рассуждение Информационный час | по 40мин. - - | Воспитатель Воспитатель Социальный педагог |
май | 1. 2. 3. | Опросник Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник». «Основные пути продолжения образования после окончания школы». Памятки по трудоустройству. | тест Познавательная беседа. | по 40мин. - | Педагог - психолог Воспитатель Социальный педагог |
сентябрь | 1. 2. 3. | «Безделье хорошему не научит» «Все профессии важны, все профессии нужны» «Самая востребованная профессия на рынке труда» | Познавательная беседа Презентация Информационный час | по 40мин. - - | Воспитатель Воспитатель Социальный педагог |
октябрь | 1. 2. 3. | «Кем быть?» «Биржа труда – рынок профессий» «У меня все получится» | просмотр и обсуждение тематических фильмов Презентация тренинг | по 40 мин. | Воспитатель Социальный педагог Педагог - психолог |
ноябрь | 1. 2. 3. | «Профессионал в своем деле» «Много профессий хороших и важных» «Выбор профессии – дело серьезное» | Познавательная беседа познавательный беседа Беседа – рассуждение | по 40 мин. | Воспитатель Социальный педагог Воспитатель |
декабрь | 1. 2. 3. | «Модные профессии» - «Делаем выбор - мечтаем о будущей профессии» «Я - стажер» | Презентация. Беседа - рассуждение Информационный час | по 40мин. | Воспитатель Воспитатель Социальный педагог |