«Труд - основа жизни»
Ход урока:
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы завершили изучать тему «Дружба». Мы говорили о важности дружбы, о том, кто такой друг, определяли, могут ли быть друзьями одноклассники, сверстники.
Прежде, чем мы начнем изучать новую тему, мне хотелось бы подвести некий итог и поиграть с вами в игру «Снежный ком».
Сейчас каждый из вас будет называть одно слово- качество, которым обладает настоящий друг. Вы слушаете очень внимательно, потому что каждый последующий участник повторяет предыдущие слова и добавляет свое. Начну я. Преданность…
Введение в тему урока. Определение целей и задач урока.
- Итак, у нас с вами получился огромный снежный ком с качествами, присущими настоящему другу и я от всей души каждому из вас желаю, чтобы у вас были именно такие друзья.
- Тема нашего сегодняшнего урока звучит так: ДУРТ-АВОНСО ИНЗИЖ. (1 слайд)
-Что это такое? Это тайный шифр. Кто догадается, какое предложение зашифровано? (труд- основа жизни)
-Вот теперь запишите тему урока в тетрадь. (2 слайд)
-Как вы считаете, о чем мы обязательно должны сказать при рассмотрении этой темы? Давайте наметим план (3 слайд)
Что такое труд? Каким он бывает?
Что создаётся в результате труда?
Как труд оценивается?
Изучение новой темы.
Каким бывает труд.
- Послушайте притчу и ответьте, в чем ее смысл?
Случилось это в Средние века.
Монах, руководивший строительством собора, решил посмотреть, как работают каменщики.
Он подошел к первому и попросил его рассказать
о своей работе.
- Я сижу перед каменной глыбой и работаю резцом. Скучная и нудная работа, изнуряющая меня,- сказал тот со злобой.
Монах подошел ко второму каменщику и спросил его о том же.
- Я работаю по камню резцом и зарабатываю этим деньги. Теперь моя семья не будет голодать,- ответил мастер сдержанно.
Монах увидел третьего каменщика и спросил о его работе.
- Со стороны кажется, что я режу камень.
Но на самом деле я строю Храм, который простоит тысячу лет. Я строю будущее,- улыбнувшись, ответил третий каменщик.
На следующий день монах предложил ему стать вместо себя руководителем работ.
- Итак, ребята, что же такое труд? (ответы)
- Какие существуют способы получения информации? Где взять точное определение труда? (спросить у взрослого, прочитать в словаре, найти в интернете)
- Я предлагаю поработать с таким заданием: используя разные источники информации, я выписала много определений труда. Они перед вами на слайде. Прочитайте внимательно все определения и скажите, какое определение вы считаете наиболее полным. (4 слайд)
Труд- это…
Работа, занятие.
Результат деятельности, работы, произведение.
Целенаправленная деятельность человека по созданию с помощью орудий труда материальных и духовных ценностей.
Усилие, направленное на достижение чего-либо.
(Записать третье определение в тетрадь)
Что создается трудом.
- Ребята, а зачем человеку трудиться? Чтобы ответить используем прием «Добавь следующее».
(Ученики отвечают по одному, учитель записывает на доске, а дети в тетради)
Для чего трудится человек:
Рост профессионализма
Пища
Одежда
Жилище
Ценности страны
Саморазвитие
И др.
(5 слайд)
-Конечно же, ребята, труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище.
- Труд различается по содержанию и сложности. (слайд 6). Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается, простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным.
- Давайте проанализируем некоторые профессии, приведем примеры разного рода труда. Для этого поработаем с таблицей:
Задание: подберите подходящую характеристику для каждой предложенной профессии .
Профессия: |
Шахтёр |
Учитель |
Художник |
Домашняя хозяйка |
Дворник |
Программист |
космонавт |
Продавец |
Полицейский |
художник |
Постоянный- временный, простой- сложный, умственный- физический, оплачиваемый- безвозмездный, добровольный- принудительный, ручной- автоматизированный, творческий- традиционный, коллективный- индивидуальный.(слайд 7)
Проверка:
«Я считаю, что для профессии шахтера подходят характеристики……..»
- Великий английский экономист Адам Смит считал, что «Не на золото и серебро, а именно трудом были изначально приобретены все богатства мира».
- Ребята, а почему говорят, что труд является источником всякого богатства? Как вы думаете? (ответы)
- Послушайте притчу и скажите, как вы поняли ее смысл:
Однажды Бедность и Богатство поспорили между собой, кто из них красивее. Они долго не могли решить этот вопрос самостоятельно, поэтому решили обратиться к первому встречному человеку.
“Пусть первый встретившийся нам мужчина разрешит наш спор,” – решили они и отправились вперёд по дороге.
На встречу им шёл мужчина средних лет. Он не сразу заметил, что к нему с двух сторон подскочили Бедность и Богатство.
— Только ты можешь разрешить наш спор! – затараторили они. – Скажи, кто из нас красивее!
— Вот беда! – подумал про себя мужчина, – скажу, что Бедность красивее, Богатство обидится и уйдёт от меня. А если скажу, что Богатство, тогда Бедность может разозлиться и напасть на меня. Что же делать?
Мужчина подумал немного и говорит им:
— Я так сразу не могу сказать, когда вы на месте стоите. Вы сначала немного пройдитесь по дороге туда-сюда, а я погляжу.
Стали Бедность и Богатство разгуливать по дороге. И так пройдут, и эдак. Каждой хочется выглядеть получше.
— Ну? – закричали они, наконец, в один голос. – Кто же из нас красивее?
Мужчина улыбнулся им и ответил:
— Ты, Бедность, очень красива и обворожительна со спины, когда уходишь! А ты, Богатство, просто превосходно, когда ты поворачиваешься лицом и приходишь!
- Трудом создаются различные продукты. Среди них- вещи, разные изделия, а также услуги. Например, книги, которые лежат у вас в портфелях, - это изделие. А вот когда вы идете в парикмахерскую или к врачу, вы пользуетесь услугой.
Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, произведенный на продажу, называется товаром. (Слайд 8) В товарах, которые вы приобретаете для своих нужд, заключен многообразный человеческий труд.
-Давайте запишем в тетрадь определения: (слайд 9 )
Услуги- это бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь (С.И.Ожегов)
Товар- это продукт труда, изготовленный для обмена, продажи.
Физминутка.
Игра «Товары и услуги»
- Я называю слова, если это товар- нужно присесть, если услуга- встать, руки поднять вверх.
Стрижка в парикмахерской (у), татрадь в клетку (т), фотоальбом (т), велосипед (т), поездка в метро (у), книга (т), удаление зуба( у), ремонт сломанного замка на куртке (у), ремонт сломанного телевизора (у), мороженое (т)
Как оценивается труд.
- Ребята, а как оценивается труд работника? (ответы) (Слайд 10)
- Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Но как оценить труд ученого или воспитателя? Важную роль в оценке труда играет качество. Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд заслуживает поощрения. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворенность результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, а то и последовать увольнение.
- Для того, чтобы вопрос с оцениванием был у нас с вами полным, предлагаю вам следующее задание. Вы должны закончить предложения: (Слайд 11)
Папа за работу на заводе получил __________________________ .
Маша учится в строительном институте и получает __________________ .
Бабушка каждый месяц получает _____________________ .
На младших детей в семье мама получает __________________ .
Вся названное выше составляет ________________________ семьи.
Проверка.
Подведение итогов урока.
- Наш урока подходит к концу. Давайте вернемся к тем вопросам, которые мы ставили перед собой в начале урока.
Ответили ли мы на них?
- Нарисуйте лесенку из трех ступенек и отметьте галочкой, где находитесь вы по степени понимания пройденной темы: если поняли всё- то на самой высокой ступеньке, если остались вопросы- на средней, если ничего не понятно- на последней.
- Поднимите руки, кто отметил себя на средней ступеньке? На высокой?
Объяснение домашнего задания.
- Ребята, успех любого дела во многом зависит от правильного поведения его участников. Чтобы труд помогал удовлетворить разнообразные потребности, был приятным занятием, а не обузой, радовал вас и окружающих результатами, нужно следовать правилам.
Домашнее задание. Параграф 9, найти и выписать в тетрадь 5 пословиц о труде.
Примечание. Если остается время, прочитайте страницу 78 - 79 учебника (пункт благотворительность и рубрику «Жил на свете человек») После того, как прочитают, спросите, о чем они узнали их каждого пункта.