Трудности в обучении детей. Взаимодействие семьи и школы.
Учёба в школе, особенно в начальной – достаточно сложное занятие для любого ребёнка. Умение писать, читать и считать – это «искусственные» умения, созданные людьми. Их невозможно усвоить без специального обучения, организованного взрослым и без регулярных упражнений.
Способность умножать или делить не заложена в нас изначально, как и умение ходить или кататься на велосипеде. Для этого требуются дополнительные усилия со стороны ребёнка для создания новых нервных связей в мозге и нервной системе в целом.
Наша природная память не способна удержать большое количество информации в неизменном виде. Каждое новое воспоминание привносит изменения в предшествующие. Это накладывает ограничения при обмене информацией между людьми, особенно при постоянном росте ее количества. Эти ограничения стимулировали необходимость «выносить» нематериальные психические процессы во вне и фиксировать их на материальных носителях. Очевидно, что данный процесс, искусственный по своей природе, требует создания специальной системы шифровки и дешифровки информации - письма и чтения. Из-за «неестественности» этого процесса мозгу требуется значительные усилия для его освоения.
В настоящее время сложно найти ребёнка, который бы не сталкивался хотя бы время от времени с разными трудностями в учёбе. Некоторые предметы могут оказаться для детей сложнее и скучнее чем другие,
у некоторых не сразу получается привыкнуть к школьной обстановке или найти общий язык с учителями. Иногда проблемы временные и не влияют на будущую успешность, но устойчивое отставание в развитии учебных навыков и умений, а также неравномерный прогресс в усвоении школьной программы могут свидетельствовать о более серьёзных проблемах в будущем.
Часто детей с трудностями учителя и родители могут считать ленивыми или недостаточно старательными и даже неумными. Как же понять, что это не лень или дети недостаточно старательны?
Причиной таких проблем в ряде случаев являются особенности развития некоторых психических функций. Из-за этого освоение отдельных навыков становится весьма энергозатратным для ребенка и сопровождается многочисленными ошибками. В итоге, усреднённые школьные требования к умениям ребёнка могут превысить его реальные возможности. Оказавшийся в такой ситуации дети будут сильно утомляться от необходимости выполнять слишком сложные для них задания, переживать неуспех и всё больше отставать от сверстников.
Возникновение трудностей, как правило, обусловлено двумя факторами:
Особенности работы мозга
Особенности в работе мозга, часто врождённые или возникшие на раннем этапе развития, и далеко не всегда возможно установить точно. Из-за них могут возникать проблемы с восприятием, запоминанием и воспроизведением информации, саморегуляцией и способностью контролировать собственное поведение. То есть оказываются затронуты базовые способности, необходимые для изучения более сложных навыков, таких как письмо или счёт. Они влияют на возможности ребёнка осваивать как школьные, так и бытовые навыки.
2. Окружающая среда
Среда, в которой растёт ребёнок, влияет на степень выраженности вышеуказанных особенностей и его адаптацию к новым условиям развития. Ситуация в семье, обстановка в школе, методики обучения и пр. могут как усугублять проблемы, вызванные трудностями обучения, так и наоборот, способствовать их преодолению. Выявление особенностей восприятия, памяти, речи, способностей к самоконтролю на раннем этапе позволяет наиболее благоприятным образом организовать обучение и быт ребенка.
Так какие же существует множество нарушений, которые приводят к трудностям освоения чтения, письма, счета. Наиболее частые из них следующие:
Дислексия - нарушение способности к освоению навыков чтения. Проявляется в неспособности овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами.
Дисграфия - стойкое нарушение у ребёнка процесса реализации письма на этапе школьного обучения, когда овладение «техникой» письма считается уже завершенным.
Дискалькулия – трудности освоения счетных навыков, таких как определение состава числа или количества объектов «на глаз». Также возникают трудности с ориентировкой по часам.
Диспраксия – трудности выполнения сложных целенаправленных движений и действий при сохранности составляющих их элементарных двигательных актов.
Дислалия – нарушение артикуляции, затрудняющее произнесение некоторых звуков при нормальном слухе и сохранности артикуляционного (речевого) аппарата.
В виду сложности организации высших психических функций, данные трудности нередко сопровождаются нарушениями внимания и забывчивости (СДВГ), познавательной активности и интереса к интеллектуальной деятельности, снижением учебной мотивации и волевых качеств ребенка (нарушение социальных норм поведения, неприветливость и др.).
Причем проявления трудностей обучения и их влияние на успешность ребенка в школе и адаптацию к окружающей среде весьма индивидуальны. Не бывает двух детей с идентичными особенностями. Кроме того, выраженность трудностей также может различаться. И в случаях, если трудности устойчивые и обучение не приносит результатов, и/или затрагивают множество сторон обучения, следует обратиться за медицинской помощью, например, к врачу-неврологу или психоневрологу. А на первоначальном этапе поможет разобраться в ситуации консультация логопеда, психолога и дефектолога.
В любом случае родителям следует поддерживать тесную связь с классным руководителем и школьными специалистами. Ведь школа и семья два общественных института, оказывающих огромное влияние на ребенка.
Но в современном мире большинство родителей заняты зарабатыванием денег, обустройством жилища, заботой о материальном благополучии, переложив воспитание на детский сад, школу, компьютеры и интернет.
…
Как родители могут помочь детям
Заинтересованность в деятельности детей
Изучение материалов, помогающих понять ребенка, посещение лекций, консультирование
Поддержание взаимосвязи со школой
Способы общения с ребенком:
Активное слушание ребенка
Эмоциональные поглаживания
Формирование учебной мотивации
Развитие внимания