2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа) Наглядный (иллюстрации) | Тема вашего прошлого урока была: «Из книжной сокровищницы Руси», давайте повторим её. Ребята, кто создал славянскую азбуку? Как она называлась? А как она стала называться после того, как её упростили? Что свидетельствует о распространении грамотности на Руси? Что такое летопись? Какими были древнерусские книги? | Славянскую азбуку создал Кирилл. Она называлась глаголица, от слова «глаголить»-говорить. После упрощения азбуку назвали кириллицей. О развитии просвещения заботились многие князья. Князь Владимир велел отдавать в учение детей киевлян. В Киеве и в других русских городах существовали библиотеки. Грамотными были не только знать и служители церкви, но и простой народ. Летописи- это ежегодные записи о важнейших событиях. Древнерусские книги дошли до нас в виде отдельных листов или книг. До XIVвека для письма в основном использовался пергамен. Книги были украшены орнаментами и красочными изящными миниатюрами. Рукопись, каждая глава и отдельная страница начинались и заканчивались рисунками – заставками и концовками. Переплеты дорогих книг были отделаны золотом и драгоценными камнями. Чтобы листы не скручивались, к переплету приделывались застёжки. | | К: владеть диалогической формой речи. | |
3. Выявление места и причины затруднения | Словесный (беседа, работа с книгой) | Отлично. На предыдущих уроках вы познакомились с историей Древней Руси, с крещением Руси, с такими крупными городами как Киев, Новгород. Расширялись территории, строились новые города. Русь расцветала. Но не все было так гладко. Наше путешествие по истории России продолжается, и сегодня мы окажемся в 13 веке. Посмотрите на карту. (на слайде две карты, на одной Русь одним цветом, на другой окрашена разными цветами). Как вы думаете, почему каждое княжество на ней обозначено разным цветом? В 13 веке на Руси началась феодальная раздробленность. Глядя на карту, попробуйте определить, что это за процесс. Это этап в истории нашего государства, когда каждое княжество представляло собой отдельное маленькое государство- со своим князем, законами и территорией. Как вы думаете, хорошо это или плохо? Почему? А, если бы на нас напали и сумели легко захватить, то такие бы настали времена на Руси? Верно. Давайте с вами сформулируем тему нашего урока. Для того, чтобы узнать цель нашего урока, откройте учебник на странице 38 и прочитайте текст под темой до красной линии. | Ответы детей. Плохо. В такие времена легка сдаться врагу. Враг может напасть и захватить. Трудные. Тема: «Трудные времена на русской земле» Цель: «Узнать, как Русь отстаивала свою независимость, сравнить вооружения воинов, описать по карте Невскую битву и Ледовое побоище. Осознать, какую роль сыграли эти события в истории России» | объяснять последствия феодальной раздробленности; | К: владеть диалогической формой речи. анализировать, сравнивать, делать выводы. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа) Наглядный (иллюстрации) | Мы сделали вывод, феодальная раздробленность — это плохо. Враг может напасть и захватить Русь, поскольку в этот период князья действовали не сообща, не вместе, а каждый предпочитал действовать самостоятельно. В такое время Русь могла стать легкой добычей для захватчиков. Такими захватчиками и стали монголо-татары, о которых дальше пойдет речь. В 13 веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С востока, из Азии, напали степные кочевники –монголы. Это кочевы́е наро́ды живущие за счёт скотоводства. Их возглавлял хан Батый. Они вели кочевой образ жизни и жили племенными объединениями, насчитывавшими от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. Сам образ жизни и среда обитания воспитывали в монголах выносливость, стойкость, способность легко переносить дальние походы. К верховой езде и владению оружием мальчиков-монголов приучали в раннем детстве. Уже подростки были отличными наездниками и охотниками. Не удивительно, что повзрослев, они становились и великолепными воинами, способными вести бой на скаку. Основу их войска составляли конница и лучники. Первое столкновение русских и татаро-монголов произошло в 1223 году на реке Калке. В результате битва на реке Калке была проиграна русскими князьями. Как вы думаете почему? К сожалению, русские князья не сделали никаких выводов из этого поражения. Они посчитали его досадным недоразумением и продолжили дальше жить порознь. Только в 1237 году монголы подошли к границам Руси. Русские люди ошибочно полагали, что могут легко справиться с ними. Но эти 14 лет хан Батый завоёвывал другие территории. В частности, завоевал Китай и привёз оттуда стенобитные орудия, которые впоследствии использовались для захвата русских городов. Первым русским городом на пути оказалась Рязань, которая долго сопротивлялась врагу, но пала в 1237 году, была полностью уничтожена. В феврале 1238 года полчища Батыя осадили, а затем сожгли Владимир. Тогда же захватчики разгромили и другие города. Батыю открылась дорога на богатый Новгород. Однако он повернул назад. Дело в том, что началась весна и из-за распутицы все дороги были размыты и войска Батыя не смогли двинуться дальше. На обратном пути в южные степи Батыева рать семь недель провела под небольшим городом Козельском, жители которого стойко и упорно сопротивлялись. Монголы прозвали Козельск злым городом. Захватив его, они полностью уничтожили город с его населением. Такая же печальная участь ожидала и Киев. В 1240 году он был захвачен и разрушен. Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой. На Руси установилось монголо-татарское иго- система зависимости Руси от Золотой орды. Отныне Руси пришлось выплачивать дань Орде. Дань собирали наместники монгольского хана- баскаки. Дань это - натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. Князья должны были ездить к хану – правителю Золотой Орды – за разрешением на владение княжеством. Это право они получали в виде ярлыка- грамоты на великое княжение. В борьбе с Русью силы монголов ослабили. Подчинить себе всю Европу они не смогли. Большое число народу было уничтожены, многие проданы в рабство. Мужчин монголы старались уничтожить самыми первыми, оставляя только ремесленников. Монголы забирали себе только кузнецов и других искусных ремесленников. Как вы думаете, почему именно кузнецы чаще всего попадали в плен к монголам? Верно. Давайте с вами подведем итоги причин поражения Руси. Обратите внимание на воинов на слайде. Батый в 40-х гг. XIII в. основал огромное и пестрое по составу государство — Золотую Орду. Центром Золотой Орды стал город Сарай, что значит дворец. (около современной Астрахани). Хотя исконные русские земли территориально не входили в Золотую Орду, они находились в полной зависимости от нее: подчинялись приказам ханов, платили огромную дань, подвергались опустошающим набегам. Беда одна не приходит. В 1240 году на западную Русь обрушились крестоносцы (шведские и немецкие рыцари). (Крестоносцы-люди, участвовавшие в так называемых крестовых походах. Название «крестоносцы» появилось потому, что участники крестовых походов нашивали себе на одежду кресты. Главная их цель – распространение католичества по всему миру.). Как вы думаете, почему для нападения они выбрали именно это время? Крестоносцы пришли с целью захватить земли Пскова и Новгорода и подчинить их Римской Католической Церкви. Первое столкновение русских войск с крестоносцами, Невская битва, произошла 15 июля 1240 года. В этой битве сошлись шведы и русичи. Командование русскими войсками по просьбе жителей Новгорода взял князь Александр Ярославович. На то момент ему было 19 лет. Битва началась 15 июля 1240. Атаковав шведов, новгородцы сумели разрушить их боевые порядки и ворваться в их лагерь. В ходе сражения шведы оказались прижатыми к реке и не смогли организованно сопротивляться. Сражение переросло в хаотичные стычки по всему лагерю и берегу реки. В одной из таких стычек князь Александр сразился с предводителем шведов Биргером и ранил его. Бой длился до позднего вечера и окончился победой новгородцев. Шведы, на уцелевших кораблях переправились на противоположный берег Невы. Оттуда, признав свое поражение, ушли обратно в Швецию. После победы в этом сражении князь получил прозвище Невский. Спустя 2 года, т.е. 5 апреля 1242 году на Русь нападают немецкие рыцари-крестоносцы. В истории нашего Отечества эта битва называлась Ледовым побоищем. Битва состоялась на льду Чудского озера. Именно туда заманил Невский своих противников. Как вы думаете зачем? Немецкое войско было построено в форме клина, замысел- расчленить русское войско и разбить его по частям. Александр Невский построил свое войско таким образом, чтобы самые мощные сила находились на флангах. Рыцарский клин пробил центр, но был захвачен, как клещами, флангами русских. Русские стали отступать поначалу и оказались на льду озера. Вскоре немецкие рыцари стали проваливаться под лед, поскольку весенний лед был не способен выдержать вес их доспехов. Таким образом, крестоносцы не смогли захватить западные русские земли благодаря таланту Александра Невского. | Разногласия и бесконечные войны сильно ослабили русские княжества. Из-за гордыни и уверенности в победе русские князья не захотели объединяться. Они недооценили сил монгольского войска. Выступили только приграничные княжества. Раздробленность, у монгольского война преимущество в том, что он на коне и у него оружие для дальнего боя, а у нас для ближнего боя. Потому что кузнецы куют оружие. Чтобы завоевать русские территории, считая, что после нашествия Хана Батыя княжества не смогут дать достойный отпор. Предполагают. | понимать роль личности в истории Руси | П:анализировать, сравнивать, делать выводы. П:анализировать, сравнивать, делать выводы. П:анализировать П: анализировать, сравнивать, делать выводы. | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Практический (упражнения в рабочей тетради) Словесный (беседа) | Ребята, сейчас мы с вами поработаем в рабочих тетрадях. Но для начала, знаете ли вы где и какую клятву давали новгородские ратники перед боем? Откройте тетради на странице 16. Первое задание мы сделаем вместе. Отлично. Сейчас первый ряд делаем задание под номером 3,второй ряд – задание под номером 4 и третий ряд-под номером 5. После того, как вы сделаете, мы будем проверять по рядам, а отставшие два ряда вписывать ответы в ваши задания. Давайте проверим первый ряд, а второй и третий записывают. Кто хочет ответить со второго ряда? И, наконец, с третьего. | «Клянемся постоять за Святую Софию». Клятву давали в Соборе Святой Софии. Работают с картой. Проверяют задания в рабочих тетрадях. | находить на карте места сражений русских войск с иноземными захватчиками; называть основные последствия нашествия монголо-татар; | П: работать в группах. | |