СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудовые династии земли российской

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содействие сохранению и формированию традиционных духовно-нравственных ценностей в российских семьях, а также популяризация созидательного труда через преемственность поколений.

Просмотр содержимого документа
«Трудовые династии земли российской»

Трудовые династии земли российской



Династия — гордое слово! 

Сплелись поколения в нём.

 Мы славу труда наших предков 

Достойно сквозь годы несём. 



Учитель - это одна из самых важных профессий на земле! Быть учителем - это призвание. Это значит снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами. Профессия педагога требует полной отдачи души, умения доступно передать знания детям, высокой эрудиции и мастерства. Большое счастье - встретить учителя, который станет для тебя путеводной звездой, научит доброте и милосердию, поможет стать человеком. Иногда эта любовь к профессии передается по наследству и перерастает в целые педагогические династии!

Династии учителей – это особая тема для обсуждения. Это непросто выбор специальностей, а внутренняя потребность, передаваемая из поколения в поколение. Учительские династии – гордость не только семьи, но и нашей большой страны.

Первым представителем педагогической династии нашей семьи является мой дедушка – Сулятицкий Михаил Петрович. (Фото 1)

Он родился 6 ноября 1906 года в селе Черче Хмельницкой области. В 1913 году пошел в 1 класс сельской школы.

В семье росло семеро детей: пять девочек и два мальчика.

Распределением обязанностей в семье занимался отец. Дети с раннего возраста принимали посильное участие в жизни своей семьи. Поручения не принято было оспаривать - авторитет родителей, особенно отца, был непререкаемым. С малых лет дети приучались ухаживать за скотиной, помогать по дому, выращивать хлеб, косить траву, помогать в заготовке хвороста и дров.

Была своя пасека.  Еще школьником дедушка работал на пасеке помощником отца, и, несмотря на то, что дело это не из легких, оно пришлось ему по душе.

Дедушка всегда мечтал стать учителем, ведь и в те времена профессия учителя была очень уважаемой. И только лишь в 1937 году он заочно поступил на первый курс факультета Естествознания Киевского Государственного Учительского Института имени Горького.

В 1939 году в июле месяце сдал установленные государственные экзамены по биологии, ботанике и зоологии. (Фото 2)

Прошел установленный испытательный стаж педагогической работы в школе и получил Аттестат на звание учителя средней школы с правом преподавания в первых семи классах. (Фото 3)

Было военное время, но дедушку на фронт не взяли. В раннем детстве, играя с ребятами, он прыгнул с крыши сарая и повредил коленную чашечку.

Немцы шли на Донбасс. 18 июля 1942 года город Ровеньки Ворошиловградской области (сейчас Луганская Народная Республика), был занят немецкими войсками. Оккупанты нанесли большой убыток экономике города. Были подорваны мукомольный завод, железнодорожный вокзал, элеватор, выведены из строя практически все шахты.

За время оккупации в Гремучем лесу были расстреляны 375 мирных жителей, здесь же были казнены молодогвардейцы: Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Виктор Субботин, Дмитрий Огурцов, Семён Остапенко .

17 февраля 1943 года 39-я танковая и 56-я мотострелковая бригады 23-го танкового корпуса, 203-я и 333-я Стрелковые дивизии Юго-западного фронта освободили город Ровеньки. В послевоенные годы город поднимает разорённое войной хозяйство. В 1950-е годы шло массовое возобновление шахт Донбасса, объявленное ударным комсомольским строительством. На Донбасс из всех уголков страны ехала молодежь. Не хватало и учителей.

Приехал и дедушка. Сначала работал учителем химии и биологии в поселке Бобриково Ровеньковского района. Но через год он меняет место работы по направлению городского отдела народного образования.

Недалеко от города Ровеньки, в 12 километрах, расположен поселок Большекаменка - один из живописных поселков Донбасса со своей богатой историей. С одной стороны это типичный поселок, а с другой – уникальный по своему расположению, ландшафту. Тут можно увидеть родники, речушки, лес, скалы, пещеры, балки, покрытые разнообразными редкими растениями.

До 1920 года поселок назывался Позднеевка, но с приходом советской власти он был переименован в Большую Каменку.

Вот сюда и направили дедушку работать директором Большекаменской школы в 1943 году. (Фото 4)

Энергичный, полный идей, он добивался улучшения материально-технического обеспечения, особо заботился о детях, педагогах, делал все, чтобы обучение велось качественно, воспитание детей было правильным.

Михаил Петрович удивительной души человек, добрый, чуткий, внимательный и в то же время строгий и требовательный. В школе дети к нему тянулись, уважали, любили. Ни один праздник, концерт не проходили без его участия.     

Дедушка всегда пользовался авторитетом и уважением среди учащихся, родителей, коллег и односельчан  как хороший организатор, умелый педагог, справедливый и отзывчивый человек. (Фото 7, 8 )

В этой школе работала Селицкая Раиса Николаевна, которая стала в будущем моей бабушкой. (Фото 5, бабушка в центре)

Молодые люди понравились друг другу, и, недолго думая, расписались.

(Фото 6)

Жизнь шла своим чередом. Семья пополнялась детьми. Дети росли и тоже заводили свои семьи. (Фото 9, 10, 11, 12 )

1 апреля 1945 года у дедушки с бабушкой родилась дочь - Сулятицкая Вера Михайловна, моя родная и любимая тетя, которая является вторым представителем семейной династии. (Фото 13, 14 )

Тетя училась в этой же школе, где работал её отец. Вера Михайловна росла ответственной, исполнительной девочкой. Ведь папа-директор школы!

 Тетя рассказывала очень много интересных историй из школьной жизни.

«Проводилось много разных мероприятий: спортивных, культурно-массовых. Репетировали номера для поздравления учителей после уроков.  Зал оформляли своими силами: рисовали плакаты, стенгазеты, вырезали фигуры. Все делали своими руками.

Занимались общественно полезными работами. С наступлением сентября школьники выезжали на сбор урожая, потому что полей было столько, что собирать его колхозы самостоятельно не успевали. Копали картошку, морковь, дергали кормовую свеклу. С утра собирались в школе с ведрами и лопатами.

Еще одним общественно полезным делом был сбор металлолома и макулатуры. Собирали как после уроков, так и вместо них. Классы соревновались между собой – кто соберет больше. Металлолом собирали по всей округе: тащили на школьный двор трубы, листы железа, панцирные сетки, проволоку, арматуру — все, что подворачивалось под руку.

Собирались компаниями по три-четыре человека и ходили по домам, стучали в двери и выпрашивали старые журналы и газеты. Каждый класс старался занять престижное первое место»

Все профессиональные и человеческие качества родители передали своей дочери Вере. Проживая в учительской семье, тетя не раздумывая, после окончания 8 классов Большекаменской школы  в 1959 году поступает в Ровеньковскую среднюю школу №2. Успешно сдает экзамены и в 1963 году заканчивает обучение. Это был самый первый выпуск шоферов и 11 класса. (фото 15,16)

Здесь тетя встречает своего любимого человека, Гребенюк Степана Ивановича. Молодые люди расписываются. (фото 17)

И в этом же 1963 году Вера Михайловна поступает в Азовское педагогическое училище Ростовской области на преподавателя начальных классов. (фото 18)

По рассказам тети, изучали не только общеобразовательные и специальные дисциплины, преподавали логику, сценическое искусство, выразительное чтение, чистописание и каллиграфию, хоровое и вокальное пение. Занимались по классу фортепиано, баяна, играли в оркестре народных инструментов. Молодых студентов старались воспитать образованными, интеллигентными людьми, учителями подрастающего поколения людей. «Учитель — это больше, чем просто профессия. Учитель — это Великая Миссия. Это уникальные судьбы. Учителя по призванию — это люди, для которых профессия становится судьбой и передается из поколения в поколение, как эстафета добра, человечности и искренности. Нести свет знания, дарить душу и сердце детям. Воспитывать Человека и формировать Личность. Творить и совершенствоваться. Учить и учиться!» — такое наставление получили молодые люди по окончании Азовского педагогического училища от наставников и педагогов. (фото 19, 20,)

В июне 1964 году проходит практику в пионерском лагере города Ровенек «Лесные зори» (фото 21,22)

Тетя Вера рассказывала, что у пионервожатых была огромная ответственность и множество обязанностей. В первую очередь они несли персональную ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка. Они же обеспечивали соблюдение детьми санитарно-гигиенических норм, следили за опрятностью внешнего вида, порядком в корпусах лагеря, поддерживали соблюдение детьми дисциплины и установленного распорядка дня. Вожатые занимались воспитательной, педагогической и организационной деятельностью. На их плечах среди прочего лежала организация дежурств, уборки, занятий, кружков и секций, а также общественных мероприятий. План работы пионервожатых согласовывался со старшим вожатым и начальником лагеря.

В течение дня проводили различные запланированные мероприятия, а также различные занятия. Утро начиналось, а вечер заканчивался линейкой. Так назывались построения, на которых проводилась перекличка, оглашались важные объявления. Выносились благодарности или, наоборот, выговоры. 

Самыми интересными в распорядке дня были мероприятия вроде демонстрации кинофильмов и дискотеки. 

В 1965 году тетя заканчивает обучение в Азовском педагогическом училище и получает образование учителя начальных классов. (фото 23, 00, 0)

Возможность работать в родной школе учителем начальных классов была, но только классным руководителем третьего класса. На тот момент освободилось место. Вера Михайловна подумала и согласилась. (фото 24)

В 1965 году школа была восьмилеткой. Классы были большие, в каждом классе 35-40 учеников. Учителя старались прививать интерес у ребят к обучению, используя различные формы внеклассной воспитательной работы.

Коллектив учителей насчитывал более 30 преподавателей.

Руководил школой директор Сулятицкий Михаил Петрович, папа Веры Михайловны.

В школе была хорошо оборудована пионерская комната.

Тетя вспоминает, как перед праздником Великого Октября в школе на торжественной линейке третьеклассники были приняты в пионеры. (фото 25)

22 февраля в каждом классе проводился Смотр песни и строя. Готовили форму, разучивали строевую песню.

Все апрельские занятия по чтению были посвящены двум темам - весне и Ленину, потому что Ленин родился 22 апреля.

Ежегодно в этот день в школе проходили торжественные мероприятия.

Уже имея опыт в работе с детьми, Вера Михайловна летом 1967 года работает воспитателем в детском пионерском лагере города Ровенек. (фото 26)

Тетя рассказывала, как ей нравилось быть воспитателем в лагере. Каждый день получаешь заряд бодрости, энергии, новые впечатления. Хотя как может быть иначе, если работаешь с детьми. Часто приходится быть и художником, и артистом, и психологом. Нужно уметь все и очень быстро всему учиться. Очень важно уметь находить подход к каждому ребенку: увидеть в нем индивидуальность, суметь разглядеть творческий потенциал, помочь раскрыть талант, направить и подсказать. Быть вожатым – воспитателем - это значит быть рядом с детьми, но в то же время чуть впереди. Нужно научить ребят всему тому, чего они не узнают на уроках в школе, показать, как важно быть милосердным, добрым, отзывчивым, любить свою родину, заботиться о природе родного края.

Тетя вспоминает:

«Дети приходили в школу, не зная и не умея ничего. Всему учила их я. Были, конечно, дети, которые из садика приходили и знали какие-то буквы, некоторых пытались чему-то дома научить родители, но в большинстве своем, всему учила я» (фото 27, 28)

Вера Михайловна много над собой работала, наверное, как и каждый уважающий себя учитель. К каждому уроку тщательно готовилась, подбирала интересный материал для детей.(фото 29,30)

В канун праздников Дня защитника Отечества и Дня Победы в школе проходили встречи с воинами-афганцами и ветеранами Великой Отечественной войны. Своими воспоминаниями с ребятами делились местные жители:  участник афганской войны Жуков Андрей Григорьевич и Каймаков Василий Петрович, прошедший всю Великую Отечественную войну. (фото 31, 32)

       Андрей Григорьевич рассказывал о себе, о своем жизненном пути, о том, как оказался участником военных действий, как не раз с боевыми товарищами попадал под обстрелы.  Учащиеся  с охотой слушали воина-афганца, задавали интересующие их вопросы. Ребят и педагогов школы интересовало все: как местные жители относились к русским солдатам, чем приходилось заниматься на службе, какие знания пригодились в армии, что было самым страшным там, в Афганистане.

Такие встречи имели важную роль в воспитании подрастающего поколения как в те годы, так и сейчас. Дети отмечали, что для них большая гордость стоять рядом с участниками тех войн, герои которых ценой своей жизни защищали мирных граждан и шли под пули.

Вера Михайловна изо дня в день  спешила к своим ученикам – озорным, веселым, серьезным, загадочным... В каждом ребенке она видела уникальную личность, чувствовала и принимала близко к сердцу проблемы детей, сопереживала их успехам и неудачам.

Самый основной и важный результат виден только через года, когда из вчерашних школьников и школьниц вырастают по настоящему достойные люди. Тетя прививала своим детям самые лучшие качества, они ее любили, ценили и уважали. (фото 33, 34) Ответственная, добросовестная, знающая свое дело, любящая детей.

Общий педагогический стаж у Гребенюк Веры Михайловны – 44 года. За долгий добросовестный труд тетя награждена медалью «Ветеран труда» (фото 35)

Как в молодости, (фото 36, 37) так и сейчас, будучи на пенсии, Вера Михайловна ведет активный образ жизни. Работает на пастбище, в огороде, ухаживает за цветочными клумбами в собственном дворе. (фото 38, 39, 40)

Династии учителей продолжаются, передаются высокие идеалы добра, гражданского долга, любви и верности профессии.

Расскажу немного о себе. Зовут меня Хрипачева Марина Владимировна. (фото 41)

Моим наставником в жизни была тетя, а потом первая учительница – Козлова Надежда Васильевна. Она учила мою старшую сестру, а потом и меня. В детстве я любила играть в школу. Именно благодаря им я стала учителем. В 1998 году я закончила Стахановский педагогический колледж. Получила диплом учителя начальных классов (фото 42), а в 2006, уже будучи замужем, закончила Луганский педагогический институт имени Тараса Шевченко (фото 43)

Начало формы

Конец формы

Сначала было очень трудно привыкать к тому, что вот совсем недавно я сама была ученицей этой школы, слушала рассказы учителей на уроках, решала задачи и примеры, писала диктанты и сочинения. Была ученицей, а теперь я здесь и для них тоже учительница, коллега… Конечно, не передать словами, какие эмоции заполняли мою душу, когда я впервые ввела в кабинет свой первый в жизни класс. Придя в школу в качестве учителя, я поняла, что мое представление об этой профессии было, мягко говоря, не совсем верным. Я поняла, что быть учителем не значит, только вести уроки и проверять тетради, это гораздо больше, чем профессия, это образ мыслей, образ жизни. Было много трудностей, но я не сдавалась, я преодолевала их, училась на своих и чужих ошибках, развивалась как человек и профессионал.

Постепенно я влилась в школьную жизнь, нашла подход к детям и коллегам.

Обучать в начальной школе очень ответственно. Ведь начальная школа — как фундамент ко всей последующей учебе. Кирпичик к кирпичику на каждом уроке, и не важно, русский язык это, математика или окружающий мир, учитель дает не только знания, но и показывает, как строить отношения между детьми, между детьми и взрослыми, учит искать пути решения возникающих проблем. И каждый такой кирпичик очень важный.

Я считаю, что самое главное в любом учителе — это терпение и понимание. Педагог должен быть одновременно добрым и строгим. Самое главное вырастить из учеников хороших людей. Жизнь учителя — это постоянное самосовершенствование. Прежде чем требовать что-то от других, необходимо начать с себя. Педагог должен не только обладать познаниями в своем предмете, но уметь выходить из спорных ситуаций, подбирать правильные слова в каждой конкретной ситуации, направлять учеников на правильный путь решения проблемы, обладать широким словарным запасом, уметь находить общий язык, как с классом, так и с каждым отдельным учеником.


Часто, в разговоре с друзьями или просто знакомыми, слышу их отношение к профессии учитель. Многие считают, что это неудачный выбор и малооплачиваемый труд. Другие с сожалением и сочувствием смотрят на меня и пожимают плечами. Есть такие, кто не скрывает своего негативного отношения к учителям. Но есть и такие, в том числе и я, которые понимают и с уверенностью говорят, что учитель – это лучшая профессия на Земле.
Что такое учитель для меня? Кто это?
Во-первых, это личность. Для того чтобы всем детям было комфортно, учитель должен обладать такими качествами, как гуманизм, толерантность, а также должен изучать особенности личности своих воспитанников, чтобы найти правильный профессиональный подход ко всем детям.
Во-вторых, учитель это профессионал. Профессионал должен дать шанс раскрыться каждому ребенку; не давить, не оскорблять, не делить на слабых и сильных, а помочь. Ведь каждый из наших учеников – это личность, и мы должны стараться помочь каждой личности раскрыться, стать яркой звездой. Настоящий профессионал с большим вниманием и уважением относится к каждому ребенку.
В-третьих, учитель это ученик. Чтобы учить других, нужно постоянно учиться самому. Само слово учитель говорит за себя – учит, учить. Действительно, в ходе своей работы учитель и учит и учится сам.

Я люблю свою профессию, потому что я постоянно учусь чему-то новому у коллег, по книгам и статьям, и у детей, которых я учу. Каждый урок приносит новые открытия не только моим воспитанникам, но и мне как учителю, ведь с каждым классом работа строится по-разному, и в голове возникает множество способов объяснения того или иного материала, придумываются новые игры и упражнения, появляются новые темы, которые необходимо обсудить на уроке. Приятно, когда мои ребята пробуют свои силы в олимпиадах и конкурсах различного уровня, и еще приятнее, когда они приносят победы благодаря нашим общим усилиям.

На уроках стараюсь вызвать интерес к получению знаний, зажечь искорку в ребячьих глазах. Оглядываясь назад, я думаю: сколько учеников прошло через мои руки, сколько проверено тетрадей, сколько волнений, бессонных ночей, забот... Но все же радостей и счастливых дней было больше. Счастье учителя, когда видишь блеск в глазах своих учеников от успехов и открытий. Вот уже шестнадцать лет я работаю в школе с детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь, на протяжении которой я учусь. Учусь все время: всегда и везде. Мне нравиться учиться. Мой девиз: «Учитель остается учителем, пока учится сам». Сейчас могу с уверенностью сказать: я счастливый человек! И, прежде всего, потому, что меня постоянно окружают дети. Я учу их, а они — меня. Мне нравится смотреть на мир глазами детей, находить в этом радость и удовольствие, думать о своих учениках, сопереживать их успехам и неудачам, нести за них ответственность.


Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Они не позволят мне стареть душой. Я будто отматываю назад свой возраст. И, наверное, мое учительское счастье состоит в том особом доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце. Мы часто ходим на экскурсии, в походы, организуем мероприятия, концерты, праздники, участвуем в конкурсах. Нам вместе комфортно.

Вместе с ребятами люблю организовывать на уроках работу в парах. Видишь, как «работает» активное взаимообучение, при котором роль учителя ограничена, в хорошем смысле слова, необходимостью предложить качественные задания и наблюдать за их выполнением. В процессе диалога, возникающего в парах, усваивается не только материал урока, но и чужой положительный опыт. Нет страха перед неправильным ответом: слабым ученикам помогают . Это тот самый командный дух, который необходим для создания атмосферы сотрудничества на уроке. В диалоге учащиеся открываются друг другу, учителю и новому для себя содержанию.

Уверена, если нашим ученикам как можно чаще предлагать «объединяться» для работы на уроке, то мы добьемся высоких результатов обучения, которые будут выражаться не в баллах, а в самой готовности выйти в мир взрослых, где успех возможен только при умении взаимодействовать, работать в команде, сотрудничать и потому преуспевать!


Критическое мышление «работает» и на такой стадии урока, как рефлексия. Она, на мой взгляд, просто необходима на каждом уроке ведь он — один из многих. Если что-то не сложилось, и урок не удался, не впечатлил, то нужно найти причину неудачи, если хотите, найти «виноватых». Промолчать, отказаться от рефлексии — «пожертвовать» еще и следующим уроком. Ошибки нужно признавать и исправлять! Ученикам — свои, учителю — свои. Как оценить свою работу на уроке? Нужно провести «мини-интервью с самим собой»: чем запомнился урок, на каком этапе работа группы или пары была наиболее эффективной, какая из них действовала наиболее слаженно?


Помимо всего учитель начальных классов должен быть артистичен, творчески развит, эрудирован, энергичен, добр, с хорошим чувством юмора и справедлив. Этими и многими другими качествами должен обладать современный учитель. Многие думают, что учителем быть совсем не трудно: все лишь нужно провести урок, проверить тетради и выставить отметки. Но все намного серьезнее и более ответственно. Учитель, не жалея себя и своего времени, отдает всю свою любовь, свои знания, свои силы на то, чтобы из еще маленьких почемучек, только что переступивших школьный порог, выросли полноценные, всесторонне развитые и воспитанные люди.

Я выбрала эту профессию сознательно. И, с каждым днем, я стараюсь подниматься по этой лестнице успеха, ступеньку за ступенькой, к этому высокому званию – УЧИТЕЛЬ. Я буду стремиться соответствовать этому званию, буду совершенствоваться, узнавать новое и реализовать это в своей работе.

Я надеюсь оставаться интересной и всегда современной для моих учеников. Есть ли у меня учительские убеждения? Да, безусловно. Полезно научиться не просто читать, а вчитываться, чтобы быть способным узнавать и чувствовать этот мир, который «придуман не нами», но для нас. Как педагог убеждена, что воспитывать важнее, чем учить. Ребенку нужно научиться взаимодействовать с учителем, с товарищем, чтобы в будущем иметь право тоже учить и воспитывать кого-то (в первую очередь, в будущей семье). Я хочу, чтобы мои ученики видели в учебе не наказание или испытание, а приключение со счастливым продолжением длиною в жизнь. (фото 44-50)



Вот такая у нас учительская династия.  Я думаю, что у каждого есть свои секреты успешной педагогической деятельности, которые передаются из поколения в поколение. Одно их всех объединяет – это безмерная любовь к детям, профессионализм, стремление к творчеству, строгая взыскательность к себе и желание быть полезным обществу.



4