СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Царство одноклеточных организмов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии на тему: «Одноклеточные организмы».

Целевая аудитория: ученики 5 класса с ОВЗ.

Цель урока: рассмотрение особенностей строения, жизнедеятельности одноклеточных, или простейших, как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни.

Задачи урока: изучить строение простейших одноклеточных на примере: хлорелла, хлорококк, одноклеточные грибы, амеба, инфузория-туфелька.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты:

Предметные: умение определять одноклеточные организмы; различать объекты в природе, на таблицах.

Личностные: формирование мотивации к изучению царства одноклеточные; формирование и развитие умений логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы.

Познавательные: уметь соотносить биологический текст с иллюстрациями.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: изучать материал через включения в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Просмотр содержимого документа
«Царство одноклеточных организмов»

Конспект урока по биологии на тему: «Одноклеточные организмы».

Целевая аудитория: ученики 5 класса с ОВЗ.

Цель урока: рассмотрение особенностей строения, жизнедеятельности одноклеточных, или простейших, как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни.

Задачи урока: изучить строение простейших одноклеточных на примере: хлорелла, хлорококк, одноклеточные грибы, амеба, инфузория-туфелька.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты:

Предметные: умение определять одноклеточные организмы; различать объекты в природе, на таблицах.

Личностные: формирование мотивации к изучению царства одноклеточные; формирование и развитие умений логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы.

Познавательные: уметь соотносить биологический текст с иллюстрациями.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: изучать материал через включения в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Ход урока

1. Организационный момент.

Деятельность учителя: приветствует учеников.

Читает загадку:

Материи мельчайшая частица-

Меня не видит глаз, - так я мала,

Но из меня ведь состоят тела

Растений, человека, зверя, птицы!

Отгадай, кто я?

Деятельность учащихся: приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочего места к уроку. Отгадывают загадку.

Деятельность учителя: ребята, правильно, это клетка. Существуют многоклеточные организмы и одноклеточные. Сегодня тема нашего урока «Одноклеточные организмы».

2. Актуализация опорных знаний урока.

Деятельность учителя:

Активизирует знания учащихся пройденного материала, необходимые для изучения нового материала.

Деятельность учащихся: отвечают на вопросы, слушая и дополняя друг друга.

Формируемые умения: осуществляется анализ ответов одноклассников.

3. Новая тема.

Деятельность учителя:

Объясняет новый материал, используя ЭОР (электронные образовательные ресурсы) и учебник.

Слайд 1.

Одноклеточные организмы.

Слайд 2. Ребята, к одноклеточным относятся организмы, тело которых состоит всего из одной клетки, имеющей ядро. Они сочетают в себе свойства клетки и самостоятельного организма.

Слайд 3.

Одноклеточные растения.

Одноклеточные растения наиболее часто встречаются среди водорослей. Одноклеточные водоросли обитают в пресных водоемах, в морях, почве.

Сайд 4. Широко распространена в природе шаровидная одноклеточная водоросль хлорелла. Она защищена плотной оболочкой, под которой находится мембрана. Слайд 5. В цитоплазме располагаются ядро и один хлоропласт, который у водорослей называется хроматофором. В нем содержится хлорофилл. В хроматофоре под действием солнечной энергии образуются органические вещества, как и в хлоропластах наземных растений.

Слайд 6. Похожа на хлореллу шаровидная водоросль хлорококк («зеленый шарик»). Некоторые виды хлорококка обитают и на суше. Именно они придают стволам старых деревьев, произрастающих во влажных условиях, зеленоватый цвет. Давайте рассмотрим строение хлорококка. Слайд 7.

Есть среди одноклеточных водорослей и подвижные формы, например хламидомонада. Органом ее движения служат жгутики — тонкие выросты цитоплазмы. Давайте посмотрим фильм про хламидомонаду. Слайд 8.

Слайд 9.

Одноклеточные грибы. (Видео слайд 10).

Слайд 11. Продающиеся в магазинах пачки дрожжей — это спрессованные одноклеточные грибы дрожжи. Слайд 12. Дрожжевая клетка имеет типичное строение грибной клетки.

Слайд 13. Одноклеточный гриб фитофтора поражает живые листья и клубни картофеля, листья и плоды томатов. Слайд 14.

4. Физминутка.

Деятельность учителя:

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Вниз опустили, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят,

Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.


Деятельность учащихся: Выполняют упражнения.


Формируемые умения: Осуществляют профилактику утомляемости.


Одноклеточные животные.

Подобно одноклеточным растениям и грибам, существуют животные, у которых функции целого организма выполняет одна клетка. Ученые объединили всех одноклеточных животных в большую группу — простейшие. Фильм. Слайд 15.

Несмотря на разнообразие организмов этой группы, в основе их строения лежит одна животная клетка. Поскольку она не содержит хлоропластов, простейшие не способны производить органические вещества, а потребляют их в готовом виде. Они питаются бактериями. одноклеточными водорослями, кусочками разлагающихся организмов. Среди них много возбудителей тяжелых заболеваний человека и животных (дизентерийная амеба, лямблии, малярийный плазмодий).

К простейшим, широко распространенным в пресных водоемах, относятся относятся амеба и инфузория-туфелька. Их тело состоит из цитоплазмы и одного (амеба) или двух (инфузория-туфелька) ядер. В цитоплазме образуются пищеварительные вакуоли, в них происходит переваривание пищи. Через сократительные вакуоли удаляются избыток воды и продукты обмена. Снаружи тело покрыто проницаемой оболочкой. Через нее поступают кислород и вода, а выделяются различные вещества. Большинство простейших имеют специальные органы движения — жгутики или реснички.

Слайд 16-17. Движение амебы происходит при помощи ложноножек — выпячиваний тела. Наличие специальных органоидов (органов движения, сократительных и пищеварительных вакуолей) позволяет клеткам простейших выполнять функции живого организма. Движение амебы происходит при помощи ложноножек — выпячиваний тела. Наличие специальных органоидов (органов движения, сократительных и пищеварительных вакуолей) позволяет клеткам простейших выполнять функции живого организма.

Слайд 18. У инфузории-туфельки ресничками покрыто все тело, их насчитывается 10—15 тысяч. Слайд 19 фильм.

5. Рефлексия.

Деятельность учителя:

Подведем итоги нашей работы. Давайте поиграем в игру (слайд 20). Необходимо соотнести картинку с названием.

Оцените свою деятельность на уроке.

Продолжите фразы:

- на сегодняшнем уроке мне больше всего понравилось …

- на сегодняшнем уроке мне больше всего запомнилось …

- я никогда не думал, что …

- теперь я буду знать, что …

- наиболее трудным на уроке было …

Деятельность учащихся: Осуществляют самоанализ деятельности.

Формируемые умения: Воспринимают оценку своей работы.

Домашнее задание. Слайд 21.