«Цифровые помощники учителя»
"Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так,
как учили этому вчера."
Д. Дьюи
Круглый, разноцветный предмет, один из символов кабинета географии… Именно этот, знакомый всем с детства, притягивающий взоры и детей и взрослых, манящий куда-то в неизведанные страны предмет ассоциируется у меня с образованием. Вот и сейчас он стоит передо мной на столе и, медленно вращаясь, заставляет думать. Почему же мне глобус напоминает ещё и о школе? Вы совершенно правы! Потому что я учитель, и не просто учитель, а учитель географии.
Путешествие… Именно жажда что-то узнать, чему-то научиться тянет нас в незнакомые места. Подобно путешественнику учитель составляет маршрут урока, обдумывая его наиболее тщательно.
Составляя маршрут своего «путешествия» я активно использую различные цифровые помощники:
в первую очередь, это различные социальные медиа (Viber, WhatsApp), которые являются очень удобным инструментом управления классом, проведения различного рода голосований и обсуждений;
видеосервисы (YouTube, ShoolTube), видеоролики и отрывки из фильмов которых, вызывают интерес у учащихся;
виртуальные документы дают возможность обсуждать документ, редактировать, дополнять;
Canva – это сервис, который позволяет создавать яркие и интересные презентации, используя готовые шаблоны;
презентации помогают объяснить сложный материал наглядно и просто;
образовательные платформы (Якласс) позволяют осуществлять удаленно закрепление пройденных тем, подготовку к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ;
интерактивные карты являются неотъемлемой частью современного урока географии, позволяя найти любой географический объект в считанные секунды.
Снова смотрю на глобус... Вот наиболее точная модель Земного шара, но ведь и она претерпевала изменения. Но глобус как был круглым, так и остался. Так и в предмете, который я преподаю: фундаментально география не меняется, а вот педагогические технологии - безусловно!
Пробую повернуть глобус и по часовой стрелке и против и понимаю: как ни крути, а все новшества в школе зависят от учителя, ведь всем известно, что человеку под силу воплотить в жизнь даже самую замечательную идею.
Однажды объявила своим ученикам, что наш урок будет проходить в формате «Печа-куча» (болтовня). Дети в недоумении: «А что это такое?». Я же чувствую внутреннее удовлетворение: удивление и интерес - вот что читается на лицах учеников. О чём ещё мечтать учителю?
По-моему, кульминация урока – это восторг. И он был, когда ребятам удалось через ту самую непонятную «Печа-кучу» превратить скучное изучение материала в учебнике в интерактивную и необычную беседу: один слайд сменяет другой, дети свободно и увлечённо рассказывают о строении Земли. Это они, мои гениальные ученики, сделали всё сами! И уже совсем неважно, что до этого были многочасовые консультации (в том числе в режиме онлайн) и индивидуальная работа с каждой группой. На закрепление материала дала тематический тест с Якласса и дети уходят с урока с полным восхищением.
Размеренно вращается глобус. На каждом из материков миллионы людей, множество самых разных профессий. А учить – это даже не профессия, а скорее миссия. Поймала себя на мысли о том, что суть её можно изложить достаточно просто: учитель должен уметь всё! Быть режиссёром, включающим искусство грамотно составлять «сценарии» урока. Быть менеджером, умело представляющим свой предмет. Быть искусным кулинаром, умеющим приготовить уникальное географическое блюдо, добавляя свой личный опыт, приправы (технологии), специи (приёмы). А всему этому необходимо учиться, напряжённо, увлечённо, непрерывно.