СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цикл дополнительных занятий в ДОУ "В мире прекрасного"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор, разрабатывая данное направление деятельности, руководствовался поставленной перед ним задачей: создать цикл дополнительных занятий по изодеятельности для групп разного возраста (младшего, среднего, старшего возрастов и подготовительной к школе группы), приобщающих детей к истокам мировой художественной культуры через ознакомление с живописными произведениями изобразительного искусства. Поскольку основным приёмом ознакомления является искусствоведческий рассказ педагога на доступном для детей уровне, то он используется в основном в форме беседы, беседы-рассматривания, беседы-знакомства. Помимо включения в занятия познавательной нагрузки, они дополняются игровыми заданиями, играми и упражнениями, мини-инсценировками, а также практическими работами по рисованию, аппликации и экопластике. На ряду с традиционными занятиями по изодеятельности ближе к концу учебного года проводятся блоки занятий по рисованию «Детский взгляд на известные картины» и «Это очень интересно: рисовать, что всем известно», где дети, на доступном им уровне воспроизводят содержание картин знаменитых художников и учатся самостоятельно создавать художественный образ, опираясь на классические живописные примеры.

Просмотр содержимого документа
«Цикл дополнительных занятий в ДОУ "В мире прекрасного"»


Введение



Уважаемые педагоги и родители, мы с вами прекрасно понимаем, какую роль играет в жизни человека и Человечества искусство. В нём – наш опыт отношений с окружающим миром: людьми, природой, вещами. Искусство является важнейшим средством познания общечеловеческих нравственных и эстетических ценностей, выраженных в художественных образах, восприятие которых воспитывает и развивает нашу духовно-нравственную эмоциональную сферу. «Только через искусство человек может не узнать, не изучить, а пережить чувствами чужой опыт!» - говорит известный художник и педагог Б.М. Неменский. Как это важно, развивать эмоциональный фонд, обогащать его переживаниями, особенно в дошкольном возрасте, когда искусство открывает нам такие переживания, с которыми сам человек (ребёнок) в жизни ещё не сталкивался. Именно через эмоционально окрашенное художественное восприятие ребёнка нам открывается путь приобщения его к духовным ценностям. Специалисты считают, что формирование основ культуры восприятия необходимо начинать уже с четырех лет, поскольку в этом возрасте ребёнок активно приобретает опыт видения: одушевляя игрушки и предметы, сопереживая сказочным персонажем, идентифицируя себя с героями книг и спектаклей, заинтересованно рассматривая обстановку комнат и, замечая её изменения, активно преобразуя своё игровое пространство. Поэтому, ставят перед собой цель создания ознакомительного цикла «В мире прекрасного», приобщающего детей к миру искусства, а именно к живописи, как одному из основных видов изобразительного искусства, была разработана разновозрастная система занятий для детей от 3-4 лет до 6-7 лет, с учётом возрастных особенностей восприятия и преемственности. Курс предполагается включать в программу «Художественное творчество и развитие детей 2-7 лет», как систему дополнительных занятий по изодеятельности. Занятия данной направленности проводятся регулярно один раз в неделю. Дополнительные занятия продолжительностью 20-25 минут в детском саду рекомендуется проводить во второй половине дня (в соответствии с Временными (примерными) требованиями к содержанию и методом воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении, утвержденных приказом Минобразования России от 22.08.96 №448). Количество детей в группе не должно превышать 12 человек.








Направление работы по изобразительной деятельности

«В мире прекрасного»

Дополнительные занятия


Автор, разрабатывая данное направление деятельности, руководствовался поставленной перед ним задачей: создать цикл дополнительных занятий по изодеятельности для групп разного возраста (младшего, среднего, старшего возрастов и подготовительной к школе группы), приобщающих детей к истокам мировой художественной культуры через ознакомление с живописными произведениями изобразительного искусства. Поскольку основным приёмом ознакомления является искусствоведческий рассказ педагога на доступном для детей уровне, то он используется в основном в форме беседы, беседы-рассматривания, беседы-знакомства. Помимо включения в занятия познавательной нагрузки, они дополняются игровыми заданиями, играми и упражнениями, мини-инсценировками, а также практическими работами по рисованию, аппликации и экопластике. На ряду с традиционными занятиями по изодеятельности ближе к концу учебного года проводятся блоки занятий по рисованию «Детский взгляд на известные картины» и «Это очень интересно: рисовать, что всем известно», где дети, на доступном им уровне воспроизводят содержание картин знаменитых художников и учатся самостоятельно создавать художественный образ, опираясь на классические живописные примеры.

Годовой тематический цикл включает в себя 34 занятия, которые объединены в смысловые блоки:

  1. Здравствуй музей! (Из прошлого в настоящее. Уголок красоты);

  2. Реальный мир и художественный образ (Кто и как создаёт картины? Художники – пейзажисты);

  3. Знакомимся с натюрмортом;

  4. Знакомимся с портретом;

  5. Знакомимся с жанровой живописью (Мастера жанровой живописи. Знакомимся со сказочно-былинной живописью);

  6. Детский взгляд на известные картины;

  7. Это очень интересно: рисовать, что всем известно (Портрет. Пейзаж. Натюрморт. «Просто сказочная жизнь!»).

При разработке данного направления деятельности частично использовались рекомендации к разделу базисной программы развития ребёнка-дошкольника «Истоки» - «Дети в музее изобразительного искусства», материалы учебно-наглядных пособий библиотеки программы «Детство» (автор-составитель: Н.А. Курочкина «Большое искусство – маленьким»), справочные материалы и авторские разработки. Для удобства систематизации использованной литературы в графическом варианте тематического планирования введена дополнительная колонка «Примечания», где указываются активы (пособия, альбомы, книги, позволяющие шире раскрыть изучаемую тему), которые могут пополняться в процессе работы по данному направлению.

В конце каждой темы (смыслового блока) рекомендуется организовывать выставку детских творческих работ:

  1. Прошлое и настоящее;

  2. Мы – маленькие художники;

  3. Осень – время творить;

  4. Познакомьтесь – натюрморт;

  5. «Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас…»

  1. Детский взгляд на известные картины;

  2. Известные картины: пейзажи и портреты.

Мы можем с вами посмотреть по-новому на это.

  1. Итоговая выставка «В мире прекрасного».

Так же рекомендуется воспитателям организовать в помещении группы «Уголок красоты» с использованием детских работ и предметов искусства, с целью развития эстетической активности детей. В данном «уголке» возможно размещение детских творческих работ, выполненных на занятиях по изодеятельности, а также – дома, как самостоятельно, так и совместно с родителями. Для того, чтобы заинтересовать детей в группе должны быть альбомы, открытки, книги, знакомящие детей с искусством. Особенностью нашего дошкольного учреждения является наличие выставки репродукций картин «Наша маленькая «Третьяковка»» и коллекции предметов декоративно-прикладного искусства в мини-музеях, что играет немаловажную роль в организации и проведении занятий по изодеятельности.

Учитывая направленность программы на развитие творчества дошкольников (Программа «Художественное творчество и развитие детей 2-7 лет». Педагога доп. образования по изодеятельности Кораблёвой О.Л.), выдвигаются следующие цели:

  • Создание и обновление предметно-развивающей среды, позволяющей осуществлять на практике идеи программы;

  • Приобщение детей к истокам мировой художественной культуры через ознакомление с произведениями изобразительного искусства;

  • Создание положительного эмоционального отношения у детей к своей продуктивно-художественной деятельность;

  • Побуждение детей к художественному творчеству путём постановки интересных, разнообразных творческих заданий.

Процесс приобщения детей к изобразительному искусству очень сложный. Программные задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством можно разделить на четыре основные группы:

  1. Содержательная. Объединяет задачи, целью которых является обучение детей пониманию, что изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить;

  2. Изобразительно-выразительная. Реализуя задачи этой группы, педагог учит дошкольников воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцами;

  3. Эмоционально-личностная. В неё входит формирование у детей умения давать эстетическую оценку произведению;

  4. Воспитательная. Задачи направлены на формирование нравственно-эстетических качеств, познавательных интересов, чувств в процессе приобщения детей к искусству.

Выбор методов и приёмов, используемых педагогом, определяется целями, задачами каждого конкретного занятия, его содержанием, с учётом возрастных особенностей детей. В тематическом планировании указаны общие (сквозные) задачи, которые решаются в соответствии с физиолого-психологическими особенностями развития детей различных возрастных групп.

Большое значение имеет занятия-беседы об искусстве, которые несут познавательную нагрузку и включают в себя задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи, формированию монологической речи, а также чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен теме картины (сказок, стихотворных произведений). Одним из основных приёмов ознакомления с произведением искусства является искусствоведческий рассказ педагога. Структура рассказа может быть примерно такой:

  • сообщение названия картины и фамилии художника;

  • о чем написана картина;

  • что самое главное в этой картине (выделить композиционный центр);

  • какие средства выразительности использовал художник;

  • что изображено на втором плане;

  • что художник хотел показать, на что он обращает наше внимание;

  • о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на данную картину.

Предложенная структура-схема может быть изменена по индивидуальному замыслу. Интересно работает схема, когда в начале беседы не сообщается название картины, дети включаются педагогом в собеседование (рассматривание, комментирование, высказывание предположений), а в конце детям предлагается назвать картину самим, после чего сообщается авторский вариант названия.

Восприятие живописи, её познание невозможны без эмоций. Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства, желание творить красоту и добро. Поэтому в процессе ознакомления детей с живописью оправдывает себя прием «вхождения» в картину, воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины событий. Важно осуществлять данный процесс вместе с детьми: предложить им самостоятельно воссоздать данные события и даже, возможно, инсценировать яркие моменты (с детьми старшего возраста) или проиграть (с детьми младшего и среднего возрастов).

«Прочтение» картин в старшем дошкольном возрасте основывается на формировании эмоционально-личностного отношения к картине. Для этого можно использовать прием образца-рассказа личностного отношения педагога к понравившейся картине. Этот рассказ имеет определенную структуру, содержание его эмоционально окрашено, богато интонациями:

  • сообщается, кем написана картина, как она называется;

  • эмоциональный рассказ о том, что особенно понравилось, почему;

  • как художник достиг такого эффекта, используя какие средства выразительности.

По мере приобретения детей эстетического опыта рассматривания картин, вводятся новые методические приемы, с помощью которых формируется творческое восприятие детьми произведений живописи. К таким приемам относятся сравнение классификация картин, мысленное создание собственной картины по названию картины художника, различные дидактические игры. В основе указанных приемов лежит сопоставление произведений разных художников, сопоставление жанров, сравнение изображенного на картине со своим личным опытом, реальной действительностью. Такое сопоставление дает возможность развивать у ребенка разнообразные ассоциации, эмоции, чувства, углубляет его представления и переживания.



Итак, занятия по приобщению детей к изобразительному искусству раскрывают перед ребенком красоту окружающего мира и красоту человека, воспитывают в его нежной детской душе нравственно-эстетические идеалы. Пусть немногие станут художниками, но уметь воспринимать искусство и любить его может и должен каждый Человек. Воспринимать и любить - это особый труд души человека и к нему нужно человека готовить. И такую подготовку возможно и необходимо начать с самого детства. А помочь детям должны педагоги и родители, мы – взрослые.































Задачи по ознакомлению дошкольников

с изобразительным искусством


Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа


I. Содержательная группа задач художественно-творческого развития


 Дать ребенку первые сведения о музее, в игровой форме познакомив его с музеем игрушки.

 Дать ребенку первоначальные представления о предметах старины.

 Обращать внимание детей на красивые предметы, учить выделять их и группировать.

 Дать ребёнку первоначальные представления о процессе создания картины художником.

 Учить детей рассматривать картины: узнавать на них времена года (в пейзажной живописи), выделять отдельные признаки явлений природы и времени суток; учить всматриваться в отдельные элементы, видеть красивые предметы (в натюрморте); обращать внимание на героев картины (в портрете), особенности их изображения и эмоциональности.

 С помощью педагога учить детей реконструировать предполагаемые события, происходившие до и после момента изображенного на картине.

 Учить детей выражать свое личностное отношение к изображению.

 Формировать у детей «образ музея» как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции.

 Разъяснить детям понятие «коллекция» в игровой форме.

 Воспитывать у детей интерес к эстетически красивым предметам.

 Познакомить детей с материалами и оборудованием художественной мастерской и процессом создания картины.

 На доступном уровне познакомить детей с разными жанрами живописи (пейзаж, натюрморт, портрет, жанровая живопись).

 Продолжить учить детей рассматривать картины, включать в занятие элемент беседы по содержанию картины.

 На доступном уровне приобщать детей к истории и культуре общества через портретную живопись, жанровую живопись.

 Воспитание целостного отношения к искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам.

 Дать представление о предметах старины, учить отличать их по внешнему виду от современных. Приобщать детей к наследию бытовой культуры.

 Развивать дифференцированный подход к выбору предметов искусства.

 Основываясь на личном опыте детей, их наблюдениях за окружением, познакомить их с разными направлениями художественной деятельности.

 Продолжить знакомить детей с жанрами живописи (пейзаж, портрет, натюрморт, жанровая живопись).

 Через портретную и жанровую живопись приобщать детей к истории и культуре общества, давая несложные представления о сословных и национальных отношениях, профессиях, быте и облике людей разного времени и их взаимоотношениях.


 Приобщение ребенка к миру искусства, через создание «образа музея» - храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения.

 Обратить внимание детей на особую ценность предметов старины по внешнему виду. Приобщать детей к наследию бытовой культуры и семейных традиций.

 Поддерживать возникший интерес к формированию групповых «уроков красоты».

 Дать представление о работе художника, творческом процессе.

 Продолжить углублять и развивать полученные знания детей о жанрах живописи; этапах работы художника.

 Знакомить детей с особенностями персонального творчества художников:

И.И. Шишкин

И.И. Левитана.

 Продолжить через портретную, жанровую, былинную виды живописи приобщать детей к истории и культуре общества, давая несложные представления о сословиях, профессиях, быте и облике людей разного времени и их взаимоотношениях.


II. Изобразительно-выразительная группа задач художественно-творческого развития


 По мере приобретения детьми эстетического опыта рассматривания картин, начать формировать творческое восприятие детьми произведений живописи, используя прием мысленного создания собственной картины по известному образцу.

 Учить детей самостоятельно создавать художественный образ на доступном уровне.

 Учить детей видеть многоплановой построение картины и использовать полученные наблюдением и в результате рассматривания известных картин знания в практических работах.

 Формировать у детей технические навыки рисования через организацию ориентировочно-исследовательской деятельности; обучая навыкам на основе подражания; отрабатывать движения руки в ходе упражнений, сопровождаемых словесными инструкциями.

 Стимулировать интерес детей к занятиям, выбирая доступные восприятию и яркие художественные живописные и литературные произведения; а также использовать различные материалы (восковые мелки, фломастеры, карандаши, акварельные краски, гуашевые краски; фигурки для росписи; пластилин; природные материалы)

 По мере приобретения детьми эстетического опыта рассматривания картин, учить детей классифицировать картины, мысленно создавать собственные картины по названию картины художника.

 Развивать умение сопоставления произведений различных жанров, умения сравнения изображенного на картине со своим личным опытом и реальной действительностью.

 Учить детей самостоятельно создавать художественный образ, опираясь на классические живописные примеры.

 Стимулировать интерес детей к занятиям, выбирая доступные восприятию и яркие художественные, поэтические и музыкальные образы; включая в занятия дидактические игры с элементами звуковых имитаций и двигательных элементов, отображающих содержание художественного произведения и способствующих его восприятию.

 Продолжить формирование у детей технических навыков рисования: отрабатывать движения руки в ходе упражнений; учится технике закрашивания предметов по форме, накладыванию гуашевых красок одна на другую, механическому смешению красок на листе с целью получения полихромного изображения (фоновые работы).

 По мере приобретения детьми эстетического опыта рассматривания картин, продолжить формирования творческого восприятия детьми произведений живописи: учить детей классифицировать картины; сопоставлять произведения разных художников, жанров; сравнивать изображенное на картине со своим личным опытом, реальной действительностью.

 Продолжить учить детей самостоятельно создавать художественный образ, опираясь на классические живописные примеры.

 Учить детей на доступном уровне «шаг за шагом» воспроизводить содержание картин знаменитых художников.

 Познакомить детей с особенностями персонального творчества В.М. Васнецова: любимый жанр, живописная палитра, почерк мастера. Развивать в детях умение видеть главное в сюжетах известных картин через анализ смысловых логических связей их содержания.

 Стимулировать интерес детей к занятиям, включая в занятия дидактические игры по ролевому общению; личностному опыту (высказывания, предложения, мнения); сопоставлению (составление композиций, жанровая классификация картин, «узнавание» мастера).

 Продолжить формирование у детей технических навыков рисования: закреплять умение рисования всем ворсом кисти, концом кисти и с изменением нажатия на ворс кисти; закреплять умение работы с палитрой и умение механического смешения красок на листе.


 По мере приобретения детьми эстетического опыта рассматривания картин, продолжить формирования творческого восприятия детьми произведений живописи: учить детей определять жанр картины, обращать внимание на палитру произведения, его композиционное построение.

 Продолжить учить детей самостоятельно создавать художественный образ, опираясь на классические живописные примеры.

 Продолжить учить детей на доступном уровне воспроизводить содержание картин знаменитых художников.

 Познакомить детей с особенностями персонального творчества художников И.И. Левитана и И.И. Шишкина: любимый жанр, живописная палитра, почерк мастера.

 Учить составлять в игровой форме и узнавать в живописных произведениях различные виды натюрмортов: простой, сложный, смешанный, сюжетный.

 Стимулировать интерес детей к занятиям, включая дидактические игры на определение: времени года, состояния природы, изменения природы, изменений погоды, времени суток, цветного преобладания; жанра картины; вида натюрморта, а также игры инсценировки: «Покажи, что было и будет», «Замершие картинки».

 Продолжить формирование у детей технических навыков рисования: закреплять различные способы владения кистью (всем ворсом, концом кисти, с постепенным переходом от рисования концом кисти к рисованию всем ворсом и наоборот: от рисования всем ворсом к концу кисти); развивать умение смешивания красок на палитре и разбеливания их и умение механического смешивания красок на листе.


III. Эмоционально-личностная группа задач художественно-творческого развития


 Формировать у детей с раннего возраста истоки нравственно-эстетического отношения к дарам природы (натюрморт).

 При ознакомлении детей с портретной живописью развивать умение «читать» настроения и чувства, способность откликаться на них и сопереживать герою.

 При ознакомлении детей с жанровой живописью, продолжить детей учить всматриваться в сюжет картины, видеть происходящее; учиться рассматривать главного героя (героев), его окружения и реконструировать предполагаемые события.

 С целью вызова эмоционального отклика на событие, изображенное на картине, включать в занятия игровые моменты знакомые детям (хоровод, «ладушки», «зарядка», голосовые имитации изображенных животных и др.)

 Радоваться созданными индивидуальными и коллективными работами.

 Формировать у детей истоки нравственн0-эстетического отношения к дарам природы, уважительное отношение к труду людей, тех, кто растил урожай и к труду тех, кто увидел эту красоту и запечатлел ее на своих полотнах (натюрморт).

 При ознакомлении с портретной живописью развивать у детей особое чувство «человековидения» - понимания состояний другого человека, развивать наблюдательность и способность эмоционально откликаться на боль и радость другого, сопереживать ему.

 При знакомстве детей с жанровой живописью предложить развивать чувство «человековидения», способности сопереживания героям, «проживания» сюжетных моментов; развивать умение реконструировать предполагаемые события, делая выводы предварительно изучив окружение главного героя (героев).

 С целью вызова эмоционального отклика не событие, изображённое на картине, включать в занятие игровые моменты на ассоциации увиденного с собственным опытом, умение общаться с товарищами (ролевые игры) .

 Продолжить формировать нравственно-эстетическое отношение к дарам природы, умение видеть «чувственную» сторону неодушевленных композиций (натюрморт).

 При ознакомлении с портретной живописью продолжить развивать у детей особое чувство «человековидения» : понимание состояний другого человека, умение «читать» настроения и чувства; развивать наблюдательность, «зоркость души» , способность эмоционально откликаться на боль и радость другого, сопереживать ему; развивать способность ставить себя на место другого, «проживать» чужие эмоции.

 Приобщать детей через портретную живопись к истории и культуре общества, давая несложные представления о сословных отношениях, профессиях, быте и облике людей разного времени и их взаимопонимания.

 При знакомстве детей с произведениями жанровой живописи продолжить развивать чувство «человековидения», способности «проживания» сюжетных моментов, раскрывающих различные взаимоотношения людей и их душевные состояния.

 Обогащать нравственный опыт и опыт самопознания ребёнка, давая возможность оценивать детям поступки героев произведения и свои собственные поступки.

 Продолжить формировать нравственно-эстетическое отношение к дарам природы, умение видеть «чувственную» сторону неодушевленной натуры и развивать умение распознавать авторский замысел.

 При ознакомлении с портретной живописью продолжить развивать у детей чувство «человековидения» через погружение в эмоциональное состояние другого человека, сопереживание, развитие способности ставить себя на место другого, быть заинтересованным, сопричастным; через включение игровых инсценировочных моментов, развивать умение освобождаться от замкнутости, проявлять стремление к общению и взаимодействию, чуткость и заботу.

 Продолжить приобщать детей через портретную живопись к истории и культуре общества.

 При знакомстве с произведениями жанровый живописи обратить внимание детей на особенность данного жанра, отличающего его от портретной живописи: здесь герои и события воспринимаются нами как часть чего-то большего, изображается обобщённый характер человека и эпохи.

 С целью развития уровня мыслительных процессов анализа и синтеза, умения устанавливать причинно-следственный связи, предложить детям в устной и игровой форме воспроизвести предшествующие и последующие картине события.

 Продолжить обогащать нравственный опыт и опыт самопознания ребёнка, давая возможность давая возможность оценивать детям поступки героев произведения и свои собственные поступки, таким образом приобщая детей к социальному опыту своего народа, его традициям и обычаям, нравственно-этическим нормам, правилам.


IV. Группа задач направленная на воспитание


 На доступном детям уровне приобщать детей к изобразительному искусству, развивать интерес и желание узнавать что-то новое, знакомиться с новыми произведениями.

 Доступными способами раскрывать перед ребенком красоту окружающего мира и красоту человека, с раннего возраста воспитывать нравственно-эстетические идеалы, опираясь на известные живописные произведения.

 Воспитывать с раннего возраста потребность в красоте, учить видеть прекрасное и безобразное, доброе и злое, светлое и мрачное.

 Учить бережно относиться к всему прекрасному, что нас окружает (природе, предметам, результатам человеческого труда, произведениям искусства).

 Развивать у детей интерес к живописи, как одному из видов искусства.

 Развивать у детей способность любоваться красивыми картинами; вызывать желанию любоваться природой, что нас окружает.

 Воспитывать уважительное отношение к труду, результатам труда.

 Знакомить детей с русскими народными обычаями, развивать интерес к национальной культуре.

 Продолжить развивать у детей интерес к живописи.

 Развивать у детей поэтический слух: умение подбирать образные выражения, сравнения.

 Продолжить развивать у детей способность любоваться картинами, рассматривать их, всматриваться в отдельные элементы.

 Воспитывать желание отражать в своих рисунках впечатления от увиденного и услышанного, проявлять самостоятельность и творчество.

 Воспитывать интерес к народному творчеству, развивать интерес к национальной культуре.

Развивать нравственные чувства в процессе ознакомления с портретной и жанровой живописью.

 Способствовать формированию индивидуального художественного вкуса.

 Воспитывать чувство гордости, национального самоуважения, активной гражданской поэзии.


 Продолжить развивать у детей интерес к живописи.

 Развивать у детей умение созерцать красоту и наслаждаться ею, развивать наблюдательность, умение вслушиваться в окружающее; расширять представления детей о мире, его изменчивости и красоте.

 Продолжить развивать у детей поэтический слух, обогащая речь эпитетами, образными выражениями, сравнениями.

 Воспитывать эмоционально-радостное, положительное отношение к действительности, желание наслаждаться красотой и изображать увиденное.

 Воспитывать художественный вкус – формировать у ребенка оценивающее отношение к произведению искусства, к окружающей жизни.

 Развивать интерес к национальной культуре, воспитывать чувство гордости, национального самоуважения, активной гражданской позиции.



К концу года дети могут

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

 Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии картин, радоваться созданным или индивидуальным работам.

 Обращать внимание на красивые предметы

На соответствующем возрасту уровне создавать художественный образ, мысленно реконструируя события предшествующие и последующие изображению.

 Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам; правильно пользоваться карандашами, фломастерами, восковыми мелками, кистью и красками.

 Иметь общие представления о жанрах живописи: портрете, натюрморте, пейзаже.

 Проявлять интерес к эстетически красивым предметам, живописным картинам.

 Изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, использования разных материалов: карандашей, фломастеров, восковых мелков, красок.

 Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета, мысленно реконструировать события предшествующие и последующие изображению.

 Иметь представления о жанрах живописи: портрете, натюрморте, пейзаже.

 Участвовать в сотворчестве с педагогом в ориентировочно-исследовательской деятельности при рассматривании живописных картин (репродукций) и «пошаговом» изображении на доступном уровне известных сюжетов.

 Проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства.

 Выделять выразительные средства в живописных произведениях (цвет, колорит, композиция).

 Создавать изображения предметов, сюжетные изображения, опираясь на образцы мировой живописи.

 Иметь представления о жанрах живописи: портрете (женский, мужской, детский; групповой), натюрморте (простой, сложный), пейзаже, жанровой живописи, сказочно-былинной живописи.

 Осуществлять попытки на соответствующем возрасту уровне воспроизводить содержание картин знаменитых художников «шаг за шагом», добиваясь эффекта «узнаваемости».


 Высказывать эстетические суждения о произведениях живописи.

 Знать жанры живописи: портрет, натюрморт, пейзаж, жанровая живопись, сказочно-былинная живопись.

 Уметь сравнивать картины, классифицировать, сопоставлять произведения разных художников, соотносить изображенное на картине со своим личным опытом и реальной действительностью.

 Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения по собственному желанию и под руководством взрослого в том числе и с опорой на классические живописные примеры.


Перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию

в группах с углубленным развитием



Младшая

группа




Средняя

группа


Старшая

группа


Подготовительная

группа


Сентябрь


1.Здравствуй музей


Задачи: дать ребенку первые сведения о коллекциях, о художественном музее. Формировать у детей «образ музея».



Игра-занятие. Музей игрушки.

Рисование: «Моя любимая игрушка» (альбомный лист 10x15 цветные карандаши)

Выставка: «Наш маленький музей игрушки»


Игра-занятие: «Называется портрет…»

Рисование: «Портрет моей куклы» (автопортрет мамы, папы и так далее); (альбомный лист 10x15 цветной картон)


Игра-занятие: «Тематический натюрморт из предметов быта» (см. «Коллекция» с. 36).

Рисование: «Вот натюрморт!» (альбом. лист 10x15, цвет карандаши).

Выставка: «Рисовали сами, что мы любим с вами».




Игра-занятие: «Предметы-красоты».

Рисование: «Игрушки-статуэтки для нашего дома» (альбом. лист 10x15, прост. и цвет. карандаши).

Выставка: «Так прекрасны и просты здесь предметы красоты»


2. Из прошлого в настоящее


Задачи: дать представление о предметах старины. Учить отличать предметы старины от современных по внешнему виду и названию, беречь, любить свое прошлое.


Игра: «Чудо-сундучок» (Из декоративной коробки поочередно достаются предметы педагогом или ребенком и классифицируются по признакам. Составляется современный натюрморт и старинный натюрморт из предложенных предметов искусства и быта.)



Рисование: «Кружевные салфетки» (круг диаметром 15 см, фломастер).


Рисование: «Сумочка принцессы (мамина, бабушкина)» (альбом. лист, цвет. карандаши и восковые мелки).



Рисование: «Чудо-шляпа» (альбомный лист, цветные карандаши, восковые мелки).


Рисование: «Платок» (альбомный лист 20x20, фломастеры, восковые мелки, карандаши).


3. Из прошлого в настоящее


Выставка. Организация общей разновозрастной выставки: «Прошлое и настоящее». Дети обмениваются впечатлениями, обсуждают какие работы на выставке и почему можно назвать гостями из «прошлого», а какие из «настоящего».


Задачи: Приобщать детей к наследию бытовой культуры и семейных традиций старой Москвы.

Беседа: «Старинные дома-терема».

Рисование: «Терем-теремок» (белый картон с заготовкой прямоугольника из гофро- картона, фломастеры.)

Беседа: «Боярские дома и царские терема».

Рисование: «Сударыня-боярыня» (готовая форма для росписи, фломастеры, восковые мелки).

Беседа: «Интерьер старинного дома».

Рисование: «В такой одежде ходили прежде» (альб. лист, фломастеры, восковые мелки, цвет, карандаши).

Беседа: «Старинные дома».

Аппликация с элементами рисования (работа в парах): «Домики-дома, теремочки-терема» (заготовки из гофрокартона, цветная бумага, клей ПВА, ножницы, фломастеры)


4. «Уголок красоты»


Задачи: воспитывать у детей интерес к эстетически красивым предметам; развивать дифференцированный подход к выбору предметов искусства, к коллекционированию; поддерживать возникший интерес к собирательству «предметов красоты» для своих небольших групповых «уголков красоты» с целью развития эстетической активности ребенка.

Предварительная работа: объединить лучшие работы предыдущих тем в выставочный коллаж «Наш уголок красоты», оставив места для фантазийного декорирования.


Рисование. Предложить для декоративной росписи бумажные фигурки: колокольчики, бантики, домики, гуси, лошадки.

Рисование. Предложить для декоративной росписи бумажные фигурки: прянички, салфетки, чашки.

Рисование. Предложить для декоративной росписи бумажные фигурки: вазы, кувшины, пряники, блюда, салфетки.

Рисование. Предложить для декоративной росписи бумажные фигурки: кушаки, рушники, салфетки, пряничных петушков.







Октябрь


5. Реальный мир и художественный образ.

Кто и как создает картины?


Задачи: на доступном уровне знакомить детей с материалами и оборудованием художественной мастерской и процессом создания картины мастером, проводя параллель с детским творчеством в изостудии. Основываясь на личном опыте детей, рассказать, что художники бывают разные: одни создают красивые вещи, украшают наши дома и квартиры (см. предыдущие темы в сентябре), другие рисуют картины, третьи строят дома, делают скульптуры, памятники.


Беседа: «Что делает художник?»

Рисование: Палитра. «Мои любимые цвета»

Беседа: «Какие бывают художники?»

Рисование: «Цветная песенка» (альбом. лист, восковые мелки. Музыкальное сопровождение.)

Беседа: «Кто такой художник и как он работает?»

Рисование: «Я-художник, я-рисую…» (по замыслу: портрет, пейзаж, натюрморт) (половина альбом. листа, восковые мелки).

Беседа: «Художник и мастерская».

Рисование: « Я-художник, я творю» (по замыслу: архитектурные сооружения, портрет, пейзаж) (альбом. лист, материалы по выбору).


Выставка. Организация общей разновозрастной выставки «Мы маленькие художники».


6. Художник-пейзажист


Задачи: на доступном уровне познакомить детей с разными жанрами живописи (пейзаж, портрет, натюрморт, жанровая живопись); с этапами работы художника-пейзажиста. Развивать художественно-образные представления ребенка о красоте и разнообразии времен года в пейзажной живописи, учить его наблюдать и сравнивать эти явления в реальной жизни; следить за изменениями погоды (солнце и тучи, дождь и снег), сменой дня и ночи и времен года. Учить видеть прекрасное в обычных явлениях (восход и закат солнца и луны, блеск звезд, радуга и листопад) и пейзажах (сельский, горный, лесной, морской, городской).

Беседа-рассматривание. Природа на картинах известных художников. Какая красота! (Узнавание времен года в пейзажной живописи, выделение отдельных признаков явлений, погоды, времени суток.)

Беседа-рассматривание-узнавание. Пейзажи нашей мини-галереи. И. Шишкин «Рожь», «Утро в сосновом бору»

Беседа-рассматривание. Пейзажи нашей мини-галереи.

Игра «Внимание к мелочам» (И. Шишкин, И. Левитан,

А. Куинджи, В. Поленов,

А. Саврасов).

Беседа-рассматривание. Пейзажи нашей мини-галереи.

Игра командная «Определялки» (время года, состояние природы, изменения погоды, время суток, цветовое преобладание, эмоциональное состояние); дополнительное задание «Кто быстрее найдет» (сельский, лесной, морской пейзаж и т.п.).


7. Художник-пейзажист (продолжение). И. И. Шишкин


Беседа-рассматривание. И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу».

Рисование. Нарисуем медвежат. (половина альбом. листа, восковые мелки).


Беседа-рассматривание.

И. Шишкин «Утро в сосновом лесу».

Игра «Придумаем сказку про медвежат».

Рисование: Нарисуем сказку про медвежат (альбом. лист, карандаши, восковые мелки).

Беседа-знакомство: И. Шишкин. Уникальная красота земли русской.

Игра «посмотри-сравни» («Рожь», «Утро в сосновом лесу»).

Чтение и анализ отрывка

С. Махотина «Хозяин леса». Беседа по содержанию картины «Утро в сосновом лесу».

Беседа-рассматривание: особенности персонального творчества художника

И. Шишкина (любимый жанр, образы, почерк мастера).

Игра «Найди картину»


8. Художник-пейзажист (продолжение). И.И. Левитан


Предварительная работа: сбор осенних листьев (по возможности провести экскурсию в осенний лес).

Беседа-рассматривание: И. Левитан «Золотая осень».

Игра «Круговорот листьев» (выкладывание листьев по кругу: зеленые, желто-зеленые, желтые, красные, старые бурые).


Беседа-рассматривание:

И. Левитан «Золотая осень»

Беседа по содержанию картины.

Практическая работа «Золотое деревце» (букетики осенних золотых листьев, пластилин, картон, трубочки или карандаши).


Беседа-знакомство:

И. Левитан. Мастер лирической картины.

Чтение стихотворений: «Осень» А. Пушкин, «Лес точно терем расписной»

И. Бунин.

Составление коллективного коллажа из листьев разной цветовой окраски «Царевна-осень» (подготовленные листья, клей ПВА, тонированный фон).

Беседа-рассматривание: особенности персонального творчества художника

И. Левитана (любимый жанр, образы, живописная палитра, подчерк мастера).

Игра «Посмотри-сравни» («Золотая осень», «Март», «Весна-большая вода», «Березовая роща», «Осенний день Сокольники»). Практическая работа 1.

Рисование (эскиз): «Золотая осень» (простой карандаш,стерка, аквар. лист).


Ноябрь


9. Пейзаж. «Уж небо осенью дышало»


Предварительна работа: сбор осенних листьев, сушка в расправленном виде и в пучках.

Экопластика: «Деревья в осенних нарядах стоят» (цветной картон, пластилин желтого, коричного, белого, черного цветов, сухие листья).


Экопластика: «В осеннем лесу» (коллективное панно) (тонированный фон-картон, пластилин, букеты листьев, маленькие веточки).

Рисование:

«Вот такая ты цветная,

Наша Осень-золотая!» (восковые мелки, аквар. лист).

Практическая работа 2. (продолжение).

Рисование: «Золотая осень» (гуашь, палитра, кисти №5,2).

Выставка. Организация общей разновозрастной выставки «Осень-время творить!».


10. Знакомимся с натюрмортом


Задачи: формировать у детей с раннего возраста истоки нравственно-эстетического отношения к дарам природы, уважительное отношение к труду людей, тех, кто растил урожай и к труду тех, кто увековечил дары природы в своих полотнах, кто видел красоту «неживой природы» и смог показать ее нам.

Предварительная работа: рассматривание настоящих яблок, угощение яблоками, ощущение их нежного аромата.

Рассматривание: «Яблоки на красном фоне» К. С. Петров - Водкин.

Игра «Чего не стало» (разноцветные яблоки в составленном натюрморте).

Загадки (о яблоках)

Беседа-рассматривание: «Такие разные и прекрасные яблоки в натюрмортах известных художников».

«Яблоки на красном фоне»

К. Петров-Водкин, «Яблоки и листья» И. Репин, «Яблоки на столе у печки»

П. Кончаловский.

Рисование: «Мои яблоки» (воск. мелки, альбом. лист)

Беседа-сравнение: «Яблочные «звучания».

«Синие сливы» И. Машков, «Натюрморт с лукошком» (фрагмент) И. Хруцкий, «Неприбранный стол»

И. Грабарь, «Яблоки на красном» К.Петров-Водкин

Рисование, аппликация «Яблоки на красном фоне» (цветная красная бумага, черный восковой мел, альбом. лист, ножницы, воск. мелки, клей ПВА).

Беседа-рассматривание: «Сложные натюрморты».

Знакомство с более сложными по содержанию натюрмортами и их видами: смешанный натюрморт, сюжетный натюрморт. «Цветы и плоды» И. Хруцкий, «Букет цветов», «Бабочка и птичка»

Ф. Толстой,

Игра «Определялки» (определение вида натюрморта).


11. Знакомимся с натюрмортами (продолжение)


Рассматривание картины: «Бокал и лимон» К. Петров-Водкин

Аппликация, рисование: «Лимон и чашка» (синяя цветная бумага, готовые формы желтого лимона и белой чашки, клей-карандаш).

Рассматривание картины: «Натюрморт. Синие сливы»

И. Машков.

Аппликация, рисование: «Ягоды и фрукты на блюде» (альбом. лист, воск. мелки, готовые формы: блюдо, сливы, яблоки, апельсин; клей-карандаш)

Рассматривание картины: «Бокал и лимон» К. Петров-Водкин.

Рисование: «Бокал и лимон». Механическое смешение красок на рабочем листе. (аквар. бумага А4, гуашь, кисти №5,2).

Рассматривание сюжетных натюрмортов: «Букет цветов», «Бабочка и птичка» Ф. Толстой, «Неприбранный стол» И. Грабарь, «Снедь московская: хлебы»

И. Машков.

Рисование: «Натюрморт. Десерт» (альбом.лист, воск. мелки).


12. Знакомимся с натюрмортом (продолжение)


Рассматривание картины: «Натюрморт. Синие сливы» И. Машков.

Аппликация «Виноград на блюде» (готовые формы: блюдо, ягоды винограда, клей-карандаш).

Рассматривание простых смешанных натюрмортов: «Яблоки на красном фоне»

К. Петров-Водкин, «Яблоки и листья» И. Репин, «Яблоки на столе у печки»

П. Кончаловский, «Натюрморт. Синие сливы» И. Машков.

Игра «Составь простой смешанный натюрморт и преврати его в сложный».

Рассматривание смешанных натюрмортов: «Натюрморт с самоваром» И. Машков, «Сухие краски»

П. Кончаловский,

«Дары лесов» Е. Зуев.

Игра: «Составь сложный смешанный натюрморт и преврати его в простой».

Рассматривание натюрмортов как части произведений других жанров (бытового и портретного).

«За обедом» З. Серебрякова, «День рождения»

О. Багаевская, «За туалетом»

З. Серебрякова.

Игра-инсценировка: «Замершие картинки с натюрмортами».

Выставка. Организация общей разновозрастной выставки «Познакомьтесь - натюрморт!»


Декабрь


13. Знакомимся с портретом


Задачи: При ознакомлении детей с портретной живописью способствовать развитию эмоционально-эстетической сферы: развивать у детей особое чувство «человековидения» - понимания состояний другого человека, умение «читать» настроения и чувства; наблюдательность, «зоркость души», способность эмоционально откликаться на боль и радость другого, сопереживать ему; развивать способность ставить себя на место другого, «проживать чужие эмоции, быть заинтересованным, сопричастным освобождаться от замкнутости, проявлять стремление к общению и взаимодействию, чуткость и заботу. Через портретную живопись приобщать детей к истории и культуре общества, давая несложные представления о сословных и национальных отношениях, профессиях, быте и облике людей разного времени и их взаимоотношениях.


Беседа-рассматривание: Детский портрет «Мальчик с собакой»

Б. Мурильо,

«Отрочество Богоматери» Ф. де Сурбаран,

«Дети в маскарадных костюмах» Б. Кустодиев,

«Портрет Мики Морозова» В. Серов,

«Маргот танцует»

П. Кончаловский,

«Агаша» Д. Левицкий.

Игра в парах «Где же наши, где же ваши?» (на соотнесение названия и тактильного ощущения частей лица и тела).


Беседа-рассматривание: Портреты женский, мужской и разновозрастной.

«Царь Иван Васильевич Грозный» В. Васнецов, «Царевна Софья Алексеевна» И. Репин, «Мальчик с собакой» Б. Мурильо, «Отрочество Богоматери» Ф. Д. Субаран, «Преход Суворова через Альпы» (фрагмент)

В. Суриков, «Портрет А. К. Бенуа» В. Серов, «Портрет крестьянки в русском костюме» И. Аргунов, «Портрет Микки Морозова» В. Серов, «Дети в маскарадных костюмах»

Б. Кустодиев.

Игра в цепочке «А у соседа нет, есть» (Развитие внимания, наблюдательности и сообразительности)



Беседа-рассматривание: Передача художником внутреннего состояния человека, разнообразия его эмоциональных проявлений. Работа с репродукциями альбома «Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью шедевров мировой живописи» (эмоции страха, грусти, гнева, радости, удивления, состояние покоя, выражение различных чувств).

Игра неречевого общения

«О чем говорит поза, жест»


Беседа-рассматривание: Колорит портрета и построение полотна. Передача настроения через цветопередачу, эмоциональное состояние героя, отношение к нему художника. Построение полотна для однофигурного, двухфигурного, группового портретов. (работа с репродукциями альбомов).

Игра «Догодалки» (О ком рассказывает портрет? Что и как говорит нам портрет?)


14. Знакомимся с портретом (продолжение)


Рассматривание: «Мальчик с собакой»

В. Мурильо (Внимательное рассматривание, отклик на эмоциональное состояние героя, сопереживание).

Рисование: «мальчик с собакой» (половина листа,воск. мелки, цвет. карандаши).

Рассматривание: «Маргот танцует» П. Кончаловский (художественный поэтический и музыкальный образы). Рассматривание, чтение отрывка стихотворения

М. Лермонтова, прослушивание фрагмента испанской мелодии.

Игра «Покажи, как танцует Маргарита».

Рассматривание: «Стрекоза» И. Репин (Всматривание в лицо, особенности позы, значение колорита в передаче пространства).

Рисование: Палитра (передача колористического спектра). (альбом. лист, гуашь, палитра, кисть № 5).

Рассматривание:

«Дети в маскарадных костюмах»

Б. Кустодиев (Рассматривание с параллельным рассказом о героях картины, слушание музыки).

Игра по цепочке «Я бы на маскарад одел костюм».


15. Знакомимся с портретом (продолжение)


Рассматривание: «Портрет М. И. Лопухиной»

В. Боровиковский (определение характера, особенности внешности и позы).

Рисование: «Подарок для девушки (цветы, украшения)».

Рассматривание: «Автопортрет на фоне окна, с видом на Кремль»

В. Тропинин (автопортрет-рассказ о себе, о своей профессии, личных человеческих качеств).

Игра «Автопортрет.

Я такой».

Рисование: «Автопортрет» (половина листа, фломастеры, цвет. карандаши).

Рассматривание: «Портрет крестьянки в русском костюме» И. Аргунов (Рассматривание, чтение отрывка стихотворения Н.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях»).

Рисование: «Русская красавица» (акварел.бумага А4, гуашь, кисти №5, 2).

Рассматривание: «Дети в маскарадных костюмах»

Б. Кустодиев (костюмированный портрет).

Рисование: «Я бы на маскарад одел костюм…» (Автопортрет в костюме). (Альбом. лист, простой карандаш, стёрка, акварель, кисти №2,5).

Выставка: Организация общей разновозрастной выставки:

«Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или, вроде, верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька-твой сосед,-

Обязательно картина

Называется портрет». (М. Яснов)



Январь


16. Знакомимся с жанровой живописью


Задачи: На доступном уровне знакомить детей с жанровой живописью. Продолжать развивать чувство «человековидения», способности сопереживания героям, «проживания» сюжетных моментов, раскрывающих различные взаимоотношения людей и их душевные состояния. Обратить внимание детей на особенность данного жанра, отличающую его от портретной живописи: здесь изображается не конкретная личность, а обобщенный характер человека; главный герой и происходящее с ним событие воспринимаются нами, как часть чего-то большего. Предложить детям воспроизвести предшествующие и последующие картине события, развивая уровень мыслительных процессов анализа и синтеза, умение устанавливать причинно-следственные связи, видение и понимание внешних выражений эмоций и чувств человека.

Обогащать нравственный опыт и опыт самопознания ребенка, давая возможность оценивать детям поступки героев произведения и собственные поступки, таким образом, приобщая детей к социальному опыту своего народа, его традициям, обычаям, нравственно-эстетическим нормам, правилам.


Рассматривание: «Спящий пастушок»

А. Венецианов (Рассматривание главного героя, окружения, реконструкция предполагаемых событий).

Игра «На лугу пасутся» (кого пасет пастушок - голосовая имитация)

Рассматривание: «Дети, бегущие от грозы»

К. Маковский (Рассматривание пейзажа, связи, явления природы с душевным состоянием героев, реконструкция предполагаемых событий).

Игра «Какая бывает гроза?» (звуковая имитация ветра, грома; демонстрация набегающих туч, молний).

Рассматривание: «Взятие снежного городка»

В. Суриков (Рассказ о народной игре-забаве, о ролях людей, участвующих в постройке, защите и захвате снежно-ледяной крепости. Рассматривание картины, поз и выражений лиц).

Игра по цепочке «Что можно делать из снега? Как можно развлекаться зимой? Мое любимое развлечение».

Рассматривание: жанровых репродукций со значимой ролью пейзажа. «Ужин трактористов» А. Пластов, «Сенокос» А. Пластов, «Спящий пастушок»

А. Венецианов, «Летом»

А. Пластов, «Дети, бегущие от грозы» К. Маковский, «Взятие снежного городка» В. Суриков, «Масленица» Б. Кустодиев.

Игра «Представим» (отсутствие пейзажа, что тогда не сможет рассказать нам картина…).


17. Знакомство с жанровой живописью


Рассматривание: «Утро»

Т. Яблонская (Рассматривание героини, окружение, реконструкция предполагаемых событий).

Игра «Мы утром делаем зарядку»

Рассматривание: «Ужин трактористов» А. Пластов (Рассматривание пейзажа, определение времени суток, связей явления с действиями героев, реконструкция предполагаемых событий).

Игра «Что бывает вечером».

Рассматривание: «Возвращение блудного сына» Х. Рембрант (Рассматривание, рассказ об умении просить прощение и прощать, передача информации через позу, выражение лица).

Рассматривание: «Устный счет. В народной школе


С.А. Рачинского»

Н. Богданов-Бельский (Рассматривание, поочередное рассматривание детей, различающихся по своему облику и характерам).


18. Мастера жанровой живописи


Рассматривание: «Портрет Агафьи Дмитриевны Левицкой»

Д. Левицкий.

Рисование: «Сарафан для Агаши» (декорирование готовой формы). (Бумажная форма, фломастеры, воск. мелки, бусинки, пайетки, клеенки, клей ПВА-у педагога).

Сказочная живопись.

Рассматривание:

«Аленушка» В. Васнецов (Дать представление о сказочной живописи, развивать умение последовательного рассматривания).

Чтение сказки: «Сестрица Аленушка и братец-Иванушка».

Былинная живопись.

Беседа-рассматривание

«В. Васнецов. Особенности персонального творчества» (Дать представление о былинной живописи, развивать умение последовательного рассматривания. Любимый жанр, живописная палитра, подчерк мастера).

Былинная живопись.

Беседа-рассматривание:

«Три богатыря» В. Васнецов.

Занятие 1: Жанр, палитра, композиционное построение, эмоционально-нравственное сопереживание.


Февраль


19. Знакомимся со сказочно - былинной живописью


Рассматривание:

«Три богатыря» В. Васнецов.

Рисование-декорирование:

«Щит богатырский» (готовая картонная форма с резинкой-ручкой, фломастеры, пайетки, клей ПВА у педагога).

Рассматривание:

«Иван-царевич на Сером Волке» В. Васнецов.

Чтение сказки: «Иван-царевич и Серый Волк».

Занятие 1:

Рассматривание: «Царевна-лягушка» В. Васнецов (Развивать умение видеть главное в сюжете картины, через анализ смысловых логических связей содержания. Обратить внимание детей на выразительность движений волшебного танца, особенности архитектуры старинных палат с древнерусскими орнаментами).

Рисование: «Волшебный танец царевны» (простой карандаш, стерка, аквар. лист).

Занятие 2.

«Три богатыря» В. Васнецов. Знакомство с личностями национальных героев. (Художественный образ, раскрытие особенностей характера через выражение лица, фигуры, позы, особенностей одежды, оружия, изображения коней. Знакомство с прототипами героев).


20. Знакомство с жанровой живописью


Рассматривание:

«Весна священная»

Н. Рерих

(с музыкальным сопровождением).

Игра-хоровод «Зовем солнышко»

Рассматривание: «День рождения» О. Богаевская (акцент на взаимоотношение и нравственно-эстетическое воспитание).

Ролевая игра: «День рождения»

Занятие 2.

Рисование: «Волшебный танец царевны» (гуашь, кисти №2, 5, палитра).

Беседа-рассматривание:

В. Маковский:

«Свидание», «Крестьянские дети», «Литературное чтение», «Две сестры» (Знакомство с особенностями жизни и быта людей различных сословий- исторический экскурс, взгляд глазами художника на неравноправие).


21. Знакомство с жанровой живописью (продолжение)


Занятие 1.

Рассматривание: «Масленица» Б. Кустодиев (знакомство с праздником).

Чтение: закличек, частушек о масленице.

Игра «Ладушки»

Занятие 1.

Рассматривание: «Хоккеисты»

А. Дейнека (Эмоциональный отклик на событие, ассоциация увиденного с собственным опытом, умение общаться с товарищами по поводу увиденного).

Ролевая игра: «Мы играем, мы болеем».

Рассматривание: «Опять двойка» Ф. Решетников. Беседа по содержанию картины и мини - инсценировка «Опять двойка» (взаимоотношения героев картины и отношение художника к героям).

Занятие 1.

Беседа-рассматривание:

К. Маковский: «Дети, бегущие от грозы», «Русская красавица», «Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме», «Боярышня у окна (с прялкой)», «Боярыня у окна», «За чаем». (Знакомство с особенностями жизни и быта боярского сословия - исторический экскурс, взгляд глазами художника).

Рисование (карандашный набросок): «Русская красавица».


22. Знакомство с жанровой живописью (продолжение)


Занятие 2.

Лепка: «Напечем блиночков для сынка и дочки» (пластилин, заготовка с аппликацией или рисунком сынка или дочки).

Занятие 2.

Аппликация (мозаика): «Побежали!» (изображение фигуры человека в движении). (простой карандаш, альбом. лист, квадратики разноцветной бумаги, клей-карандаш)

Рассматривание: «Русская красавица» К. Маковский. Объемная аппликация: «Венок для русской красавицы» (двухсторонняя цветная бумага, ножницы, клей ПВА, картонная основа, степлер - у педагога).

Занятие 2.

Рисование: «Русская красавица» (акварель, акварельный лист, кисти №2,5, фломастеры).


Март

Задачи: Развивать интерес к произведениям искусства, художественно-творческие возможности детей. Использовать для выработки технических навыков рисования нетрадиционный путь обучения: попытки на доступном детям уровне вопроизвести содержание картин знаменитых художников, путем организации ориентировочно-исследовательской деятельности и обучение «шаг за шагом» навыкам на основе подражания. Добиваться, по возможности, большего сходства, эффекта «узнаваемости»; развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка, создавая условия для раскрытия детей в процессе творчества, проявления чувств радости, удовлетворения, восхищения, как от самого процесса труда, так и от результатов своего труда; нацеливать на достижении конечного результата; формировать эстетический вкус и способность самоанализа работы, оценки ее «со стороны» и оценки работы товарища.



23. Детский взгляд на известные картины


Занятие 1.

Рассматривание-рисование: «Сирень»

П. Кончаловский.

Беседа по содержанию картины, рисование. Тонирование стены, стола, рисование корзины на столе (альбом. лист, гуашь, кисть №5).

Занятие 1.

Рассматривание-рисование: «Февральская лазурь»

И. Грабарь.

Беседа по содержанию картины, рисование кружев берез. (аквар. лист А4, воск. мелки).

Занятие 1.

Рассматривание-рисование: «Девочка с персиками»

В. Серов.

Беседа по содержанию картины, выполнение наброска. (аквар. лист, простой карандаш, стерка).

Занятие 1.

Рассматривание-рисование: «Грачи прилетели»

А. Саврасов.

Беседа по содержанию картины, тонирование (аквар. лист, гуашь, кисти №2, 5, палитра).


24. Детский взгляд на известные картины


Занятие 2.

Рисование: «Сирень».

Рисование цветов и листьев сирени тычком и радиальным примакиванием. Механическое смешение красок в процессе работы (гуашь, кисть №5, тычок).

Занятие 2.

Рисование: «Кружево берез». Акварель по-сырому. (акварель, кисть №5).

Занятие 2.

Рисование: «Девочка с персиками» (гуашь, кисти №2,5, палитра).

Занятие 2.

Рисование: «Грачи прилетели» (гуашь, кисти №2,5, палитра).


25. Детский взгляд на известные картины


Занятие 1.

Беседа по содержанию картины: «Портрет крестьянки в русском костюме» И. Аргунов.

Рисование: «Портрет крестьянки в русском костюме». Раскрашивание (альбом. лист, цвет. Карандаши, воск. мелки).

Занятие 1.

Беседа по содержанию картины: «Утор в сосновом лесу» И. Шишкин.

Рисование. Набросок карандашом «Утро в сосновом лесу» (аквар. лист, простой карандаш, стерка).

Занятие 1.

Беседа по содержанию картины: «Аленушка»

В. Васнецов.

Чтение отрывка сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Рисование. Набросок карандашом (аквар. лист, простой карандаш, стерка).

Занятие 1.

Беседа по содержанию картины: «Царевна - Лебедь» М. Врубель.

Чтение отрывка сказки

А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».

Рисование. Набросок карандашом «Царевна-Лебедь» (аквар. лист, простой карандаш, стерка).


26. Детский взгляд на известные картины (продолжение)


Занятие 2.

Рисование: «Портрет крестьянки в русском костюме» (акварель, кисть №5)

Занятие 2.

Рисование: «Утро в сосновом лесу» (гуашь, кисти №2, 5).

Занятие 2.

Рисование: «Аленушка» (гуашь, кисти№2, 5).

Занятие 2.

Рисование: «Царевна-Лебедь» (гуашь, палитра, кисти №2, 5).

Выставка: Организация общей разновозрастной выставки «Детский взгляд на известные картины».


Апрель

Задачи: Развивать интерес к произведениям искусства, художественно-творческие способности детей. Учить детей самостоятельно создавать художественный образ, опираясь на классические живописные примеры. Формировать у детей эстетическое восприятие. Учить на ярких примерах отражать в своих собственных работах эмоциональную чувственность, отношение к изображаемому объекту; воспитывать самостоятельность и активность.



27. Это очень интересно: рисовать, что всем известно


Занятие 1.

Рассматривание: «Маргот танцует» П. Кончаловский.

Рисование: «Девочка танцует». Выполнение фона стены, пола, предметов на полу. (Аквар. лист А4, гуашь, кисть №5).

Занятие 1.

Рассматривание: «Дети в маскарадных костюмах» Б. Кустодиев.

Рисование: «Дети в маскарадных костюмах». Выполнение фона стен, пола, шторы. (Аквар. лист, гуашь, кисть №5).

Занятие 1.

Рассматривание: «Портрет М.И. Лопухиной»

В. Боровиковский.

Рисование: «Портрет красавицы». Выполнение фона неба, деревьев. (Аквар. лист, простой карандаш, стерка, гуашь, палитра, кисть №5).

Занятие 1.

Рассматривание: «Портрет поэта А. Пушкина»

О. Кипренский.

Рисование: «Портрет поэта» (Аквар.лист, простой карандаш, стерка, гуашь, палитра, кисть №5)


28. Это очень интересно: рисовать, что всем известно. Портрет (продолжение)


Занятие 2.

Рисование: «Девочка танцует». Выполнение фигуры девочки (гуашь, кисть №2, 5).

Занятие 2.

Рисование: «Дети в маскарадных костюмах». Выполнение фигур детей в костюмах по замыслу. (гуашь, кисти №2, 5).

Занятие 2.

Рисование: «Портрет красавицы». Выполнение фигуры, передача драпированной ткани. (гуашь, палитра, кисти №2, 5).

Занятие 2.

Рисование: «Портрет поэта». Выполнение фигуры, передачи драпировки ткани. (гуашь, палитра, кисти №2,5)


29. Это очень интересно: рисовать, что всем известно. Пейзаж


Занятие 1.

Рассматривание: «Золотая осень»

И. Левитан.

Рисование: «Золотая осень». Выполнение фона неба с облаками, земли и реки. (Аквар. лист, гуашь, кисть №5).

Занятие 1.

Рассматривание: «Зимний пейзаж»

И. Грабарь.

Рисование: «Зимний пейзаж». Выполнение фона неба, снежных сугробов. (Квадратный акварельный лист, гуашь, кисть №5).

Занятие 1.

Рассматривание: «Март»

И. Левитан.

Рисование: «Март». Выполнение фона неба, заднего плана, снежных сугробов и дороги. (Аквар.лист, гуашь, кисти №2,5).

Занятие 1.

Рассматривание: «Зеленое кружево» А. Рылов.

Рисование: «Зеленое кружево». Выполнение заднего плана и фона среднего и переднего планов. (Аквар. лист, гуашь, кисти №2, 5).


30. Это очень интересно: рисовать, что всем известно. Пейзаж (продолжение)


Занятие 2.

Рисование: «Золотая осень». Выполнение заднего плана, среднего и переднего плана, детализация. (Гуашь, кисти №2,3).

Занятие 2.

Рисование: «Зимний пейзаж». Прорисовка берез и елей. (Гуашь, кисть №2).

Занятие 2.

Рисование: «Март». Прорисовка заднего и среднего планов, здания, лошади с телегой, детализация.( Гуашь, палитра, кисти №2,5).

Занятие 2.

Рисование: «Зеленое кружево». Прорисовка заднего плана, среднего, выполнение переднего плана, детализация. (Гуашь, палитра, кисти №2,5).

Выставка. Организация общей разновозрастной выставки «Известные картины: пейзажи и портреты. Мы можем с вами посмотреть по-новому на это».



Май


31. Дарим вам наш натюрморт


Задачи: Предложить детям придумать (составить) натюрморт в подарок. Обратить внимание на значение слов «дар», «подарок», «подарить»: подарить, значит доставить кому-то радость, найти что-то красивое, нарядное, нужное, вкусное и преподнести этот дар тому, кого любишь, ценишь, уважаешь, хочешь порадовать. Учить детей составлять интересные, яркие, запоминающиеся натюрморты, выявляя такие свойства и качества предметов, которые заставляют видеть по новому знакомые, привычные вещи и оценить их красоту.


Занятие 1.

Рассматривание: «Яблоки на красном фоне»

К. Петров-Водкин, «Сирень в корзине»

П. Кончаловский, «Две темные розы и тарелка с клубникой» И. Машков.

Систематизация знаний и представлений о натюрморте, как жанре живописи.


Рисование: «Мы вам дарим натюрморт» (альбом.лист, воск.мелки).

Занятие 1.

Рассматривание: «Яблоки на красном фоне» К. Петров-Водкин, «Сирень в корзине»

П. Кончаловский, «Две темные розы и тарелка с клубникой»

И. Машков, «Яблоки на столе у печки»

П. Кончаловский, «Бокал и лимон» К. Петров-Водкин, «Натюрморт. Синие сливы» И. Машков.


Рисование: «Мы вам дарим натюрморт» (аквар.лист А4, гуашь, кисть №5).

Занятие 1.

Рассматривание: «Бокал и лимон» К. Петров-Водкин, «Цветы и плоды»

И. Хруцкий, «Натюрморт. Фрагмент с лукошком»

И. Хруцкий, «Букет цветов, бабочка, птичка» Ф. Толстой, «Хризантемы» И. Грабарь.


Рисование: «Мы вам дарим натюрморт» (аквар.лист, простой карандаш, стерка).

Занятие 1.

Рассматривание: «Бокал и лимон» К. Петров-Водкин, «Яблоки на красном фоне»

К. Петров-Водкин,

«Сирень в корзине»

П. Кончаловский, «Яблоки на столе у печки»

П. Кончаловский; «Две темные розы и тарелка с клубникой», «Натюрморт синие сливы», «Натюрморт с самоваром», «Снедь московская: хлебы»

И. Машков. «Букет цветов, бабочка и птичка» Ф. Толстой, «Натюрморт. Квас» В.Стожаров, «Дары лесов»

Е. Зуев, «Осенние цветы»

М. Сарьян, «Хризантемы»

И. Грабарь.


Рисование: «Мы вам дарим натюрморт» (аквар. Лист, простой карандаш, стерка).



32. Дарим вам наш натюрморт (продолжение)


Занятие 2.

Рисование: «Мы вам дарим натюрморт» (акварель, кисть №5).

Занятие 2.

Рисование: «Мы вам дарим натюрморт» (гуашь, кисти №2,5).

Занятие 2.

Рисование: «Мы вам дарим натюрморт» (гуашь, кисти № 2,5, палитра).

Занятие 2.

Рисование: «Мы вам дарим натюрморт» (гуашь, кисти № 2,5, палитра).



33. Просто сказочная жизнь!


Задачи: Предложить детям создать или воспроизвести с опорой на известную понравившуюся картину сказочный художественный образ по любимому сказочному народному или литературно - художественному произведению. Учить детей передавать основные черты героя – положительные или отрицательные – через внешний вид: выражение лица, позы, одежды, предметы и животных, которые сопровождают героев, а также среду и постройки, в которых они изображаются.



Занятие 1.

Рассматривание: «Иван-царевич на Сером Волке»,

«Три богатыря»

В. Васнецов.

Как мы узнаем сказку на картине.

Рисование: «Сказочный богатырь» (простой карандаш, альбом. лист, стерка).


Занятие 1.

Рассматривание: «Иван-царевич на Сером Волке», «Аленушка»

В. Васнецов.

Рисование: «Сказка». Фоновые работы (аквар.бумага А4, гуашь, кисть №5).


Занятие 1.

Рассматривание: «Иван-царевич на Сером Волке», «Аленушка», «Царевна-Лягушка», «Три богатыря», «Витязь на распутье»

В. Васнецов; «Битва на Калиновом мосту»

К. Васильев.

Рисование: «Сказка» (аквар.бумага, простой карандаш, стерка).


Занятие 1.

Рассматривание: «Иван-царевич на Сером Волке», «Аленушка», «Царевна-Лягушка», «Три богатыря», «Витязь на распутье», «Спящая царевна»

В. Васнецов; «Битва на калиновом мосту», «Садко и Владыка морской», «Настасья Микулишна» К. Васильев.

Рисование: «Сказка» (аквар.бумага, простой карандаш, стерка).



34. Просто сказочная жизнь! (Продолжение)


Занятие 2.

Рисование: «Сказочный богатырь» (воск. мелки)

Занятие 2.

Рисование: «Сказка» (гуашь, кисти №2,5).

Занятие 2.

Рисование: «Сказка» (материалы по выбору).

Занятие 2.

Рисование: «Сказка» (материалы по выбору).


Выставка. Организация итоговой разновозрастной выставки лучших детских работ «В мире прекрасного».








Опись студийной выставки картин

"Наша маленькая Третьяковка"

1.А.К.Саврасов(1830-1897).Просёлок.1873.Холст,масло.70*57.

2.В.Д.Поленов(1844-1927).Московский дворик.1878.Холст, масло. 64,5*80,1.

3.И.И.Левитан(1860-1900).Золотая осень.1895.Холст,масло.82*126.

4.И.И.Левитан(1860-1900).Март.1895.Холст,масло.60*75.

5.В.М.Васнецов(1848-1926).Аленушка.1881.Холст,масло.178*121.

6.В.М.Васнецов(1848-1926).Богатыри.1881-1898.Холст.масло.295,3*446.

7.В.М.Васнецов(1848-1926).Иван-царевич на Сером Волке.1889.Холст,масло.249*187.

8.И.И.Шишкин(1832-1898).Рожь.1878.Холст,масло.107*187.

9.И.И.Шишкин(1832-1898).Утро в сосновом лесу.1889.Холст,масло.139*213.

10.И.Ф.Хруцкий(1810-1885).Цветы и плоды.1839.Холст,масло.65,9*88,8.

11.А.И.Куинджи(1842(?)-1910).Березовая роща.1879.Холст, масло.97*181.

12.К.П.Брюллов(1799-1852).Всадница.1832.Холст,масло.291*206.

13.И.Н.Крамской(1837-1887).Неизвестная.1883.Холст,масло.75,5*99.

14.В.Л.Боровиковский(1757-1825).Портрет М.И.Лопухиной.1797.Холст, масло.72*53,5.

15.М.А.Врубель(1856-1910).Царевна-Лебедь.1900.Холст,масло.142,5*93,5.

16.Д.Г.Левицкий(1735-1822).Портрет Агафии Дмитреевны( Агаши) Левицкой.1785.Холст,масло.118*90.