СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цикл конспектов целевых прогулок, экскурсий и наблюдений для дошкольников по обучению ПДД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цикл экскурсий, прогулок и наблюдений по обучению правилам дорожного движения предназначен для детей дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Цикл конспектов целевых прогулок, экскурсий и наблюдений для дошкольников по обучению ПДД»







Методическая разработка

цикла конспектов целевых прогулок, экскурсий и наблюдений для дошкольников по обучению правилам дорожного движения

                                                       







Введение


Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов работы с самими детьми, в более тесном сотрудничестве с их родителями. Тем самым обеспечивается снижение социальной дезадаптации подрастающего поколения, предупреждение или снижение последствий возможных чрезвычайных ситуаций, формирование культуры безопасного поведения дошкольников.

Содействовать формированию культуры безопасного образа жизни целесообразно именно в дошкольном возрасте.

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети.

Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего детства.

Целью данной методической разработки является формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Для ее достижения необходимо решить несколько задач:

  • создать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;

  • развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;

  • вырабатывать у  дошкольников привычку правильно вести на улицах и дорогах;

  • воспитывать в детях грамотных пешеходов.

Решение этих задач осуществляется через специально организованную деятельность – через цикл экскурсий, прогулок и наблюдений познавательного характера по обучению правилам дорожного движения.

      Цикл экскурсий, прогулок и наблюдений по обучению правилам дорожного движения предназначен для детей дошкольного возраста.

Экскурсия или прогулка - это не простое времяпрепровождение, это интеллектуальная деятельность в свободное и непосредственно организованное образовательное время.

В этом организованном процессе познания окружающего мира огромную роль играет эмоциональная сторона, которая является необходимым компонентом каждой экскурсии или прогулки. Воспитатель должен заставить детей не просто смотреть и слушать, но сопереживать вместе с ним. Увиденное и услышанное должно вызывать у детей ответные чувства: восхищения, возмущения, радости от услышанного и др.

Главным при подготовке и проведении экскурсии или целевой прогулки является образовательный и возрастной уровень ее участников. Важно, чтобы сведения, сообщаемые воспитателем, не были общеизвестными, иначе к ним быстро пропадет интерес. Но и нельзя, чтобы они были слишком оторваны от знаний детей. Новые сведения должны ложиться на почву знаний, сформированную предыдущим жизненным опытом детей.

Пешеходные экскурсии дают возможность детям глубже изучить, исследовать объекты, почувствовать себя участниками событий, о которых рассказывает воспитатель. Длина пешеходных экскурсий составляет обычно 2 – 6 км. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 мин, следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.

При разработке экскурсии и целевой прогулки мы ставим и решаем комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера. Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Необходимо объяснить воспитанникам, что на экскурсии надо быть дисциплинированными и внимательными, напомнить правила поведения на улице. Нужно обратить внимание и на одежду детей. Они должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. Хорошо привлечь к подготовке экскурсионного оборудования и снаряжения детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.

    Экскурсионная форма образования является одним из важнейших организованных видов деятельности, в ходе которой воспитываются любовь и эстетическое отношение к окружающему, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, а также совершенствуются двигательные навыки и физические качества, т.е. в полной мере решаются оздоровительные задачи. Во время развивающей целевой и тематической прогулки, экскурсии решаются целый комплекс педагогических задач: удовлетворяются познавательные потребности ребенка, совершенствуются двигательные навыки и физические качества. Кроме того, в процессе познавательной деятельности на экскурсиях, прогулках обеспечивается решение воспитательных задач ранней социализации развитие коммуникативности в коллективных формах познавательной, трудовой и игровой деятельности, формирование уважения к людям труда. Дети не только знакомятся с социальной городской сферой, но и в доступной форме осваивают навыки общественного поведения, основы безопасности жизнедеятельности. Форма экскурсии позволяет эффективно реализовывать задачи формирования первоначальных основ непрерывного профессионального образования, так как их тематическое содержание может служить информационным источником для получения необходимых сведений и мотивационным фактором для развития полноценной сюжетно-ролевой игры. Дошкольники получают первоначальные представления о достопримечательностях родного города, о правилах поведения на дороге и улицах, о правилах дорожного движения. Акцент сделан на освоении знакомых средств как универсального способа действия для развития умственных и творческих способностей детей. Представленный вариант экскурсий, прогулок, наблюдений отвечает нормативным требованиям к образованию дошкольников, обеспечивает развитие их способностей. В разработке представлены конспекты целевых прогулок, экскурсий и наблюдений для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения, в содержание которых включены формы и методы последовательного решения образовательных, воспитательных и развивающих задач, актуальных для соответствующего периода.

Научность разработки обеспечивается соблюдением основополагающих закономерностей развития психических процессов детей дошкольного возраста, положенных в основу развивающих методов обучения с учетом тех конкретных обстоятельств, в которых живет ребенок сегодня и сейчас.

Оригинальность представленного нами цикла конспектов целевых прогулок, экскурсий и наблюдений для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения состоит в деятельности и конкретизации разработанных конспектов проведения прогулок, экскурсий и наблюдений с учетом возрастных особенностей детей 5-7 лет. Содержание экскурсий, прогулок и наблюдений полностью построено на авторском замысле автора. Конкретность и подробное описание педагогической деятельности поможет воспитателям без труда провести подобные экскурсии, прогулки и наблюдения у себя в детском саду, а так же может стать отправной точкой для дальнейшего совершенствования и проявления собственных творческих решений.

Методическая разработка    поможет воспитателям в организации и проведении прогулок, экскурсий, наблюдений по обучению правилам дорожного движения с детьми старшего дошкольного возраста. В данной работе представлены конспекты экскурсий, прогулок и наблюдений, а также литературный материал, который можно использовать в ходе занятий с детьми.

Методическая разработка цикла конспектов предназначена педагогам дошкольных учреждений.




ТЕМЫ ЦЕЛЕВЫХ   ПРОГУЛОК, ЭКСКУРСИЙ, НАБЛЮДЕНИЙ


Средняя группа:

  • знакомство с улицей и дорогой;

  • наблюдение за автомобилем

  • сравнение легкового и грузового автомобилей;

  • наблюдение за светофором;

  • правила перехода проезжей части по регулируемому пешеходному переходу.




"Наблюдение за светофором"

Цель:  Закрепить знания детей о том, что светофор управляет сложным движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах. Воспитывать умение правильно реагировать на сигналы светофора.

Ход прогулки:

Перед выходом на прогулку воспитатель загадывает детям загадку:

На нашем перекрестке                                       Он никогда не смотрит

Висит колдун трехглазый,                                 Тремя глазами сразу.

Воспитатель предлагает детям сходить на экскурсию к светофору. Рассказывает детям, что на перекрестке самое оживленное движение: мчатся машины, спешат люди. Именно здесь и стоит светофор. Он регулирует дорожное движение. Все водители и пешеходы должны действовать согласно правилам.

- Каким? (Правилам дорожного движения) Выслушав ответы детей, воспитатель читает стихотворение:  

Перейти через дорогу                                        «Нет!» сдержанно и строго.  

Вам на улицах всегда                                         Желтый свет дает совет

И подскажут и помогут                                      Подождать немного.

Говорящие цвета.                                                А зеленый говорит-

Красный свет вам скажет                                   Проходите - путь открыт!

  Дети наблюдают за движением пешеходов и транспорта на перекрестке. Воспитатель обращает внимание на сигналы автомашин при сворачивание на другую улицу. Дети знакомятся с разными видами светофоров: транспортными и пешеходными. Транспортные светофоры регулируют движения автомобилей, общественного транспорта, а также и пешеходов. Пешеходные светофоры предназначены только для пешеходов. В отличие от транспортных, они попеременно светятся то красным, то зелеными огоньками. На красном фоне светофора светится силуэт стоящего человека, а на зеленом фоне – идущего.

 После прогулки дети играют с макетом перекрестка, где в центре расположен светофор с меняющимися цветами. Дети передвигают пешеходов, катают машины.

Воспитатель предлагает разные игровые ситуации.

Знания, которые должны усвоить дети, после проведенной работы:

• Проезжую часть пешеходы пересекают по пешеходным переходам.

• В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами светофора.

• При переходе проезжей части пешеходы не должны задерживаться или останавливаться.

Пешеходу опасно:

• Переходить дорогу, где нет пешеходного перехода.

• Переходить дорогу на красный свет цвет пешеходного светофор



«Наблюдение за автомобилем»

Цель: уточнить с детьми основные части легкового автомобиля. Закрепить представление детей о нем.

Ход прогулки

У обочин тротуаров, у домов стоят вереницей легковые автомобили. Можно остановиться у любого из них и понаблюдать. Педагог вместе с детьми обходит вокруг машины: определяют цвет, считают колеса. Если сзади есть запасное колесо, взрослый объясняет, зачем оно. Потом точно также все пересчитывают фары машины.

С помощью взрослого дети объясняют: «Фары — глаза! Они ночью освещают дорогу, чтобы машина видела, куда едет!» Воспитатель  конкретизирует: «Фары помогают шоферу правильно вести машину». Далее взрослый рассказывает детям, какие колеса и фары передние, какие задние.

        Затем пересчитывают двери с обеих сторон, вспоминают, что при входе в дом всего одна дверь, а здесь несколько. Почему? Взрослый не спешит с объяснениями. Предложив заглянуть вовнутрь, поясняет: «Салон. В салоне сидят шофер и пассажиры, те, кто едет в машине».            Дети правильно отвечают на вопросы, где сидит шофер, как он управляет машиной. Взрослый добавляет: «Чтобы не столкнуться с другой машиной, чтобы не произошла авария, шофер внимательно смотрит на дорогу. Через лобовое стекло он видит, что впереди, а в другие стороны ему помогают смотреть зеркала. И шофер, и пассажиры обязательно должны пристегиваться ремнями безопасности — это твердое правило. Будут все выполнять это правило, не попадут в беду».

           После такого детального ознакомления с машиной взрослый помогает старшим детям включиться в игру. Каждый решает, какого цвета его автомобиль. Саше нравится красный, Жене — синий. Надо дождаться, когда на дороге появится первый автомобиль, какого цвета он будет. Появится синий автомобиль, выиграет Женя и т. д. Теперь все внимательно смотрят вдоль дороги, ожидая, какое транспортное средство появится первым, кто выиграет.

Старшие дети могут играть по-другому: считать, кто быстрее наберет определенное количество «своих» машин: у Марины три красных автомобиля проехало, а у Андрюши — два синих. «Женя, сколько твоих белых машин уже пробежало?» — спрашивают все у

малыша. Все возвращаются на участок, играют. В конце прогулки организуется подвижная игра «Вышли дети в садик»


Тема «Знакомство с улицей и дорогой»

Цель. Уточнять и расширять представления детей об улице, дороге, тротуаре; о грузовых и легковых автомобилях; дать элементарные знания о правилах поведения на улице. Развивать наблюдательность.

Ход прогулки.

     Перед выходом на прогулку воспитатель беседует с детьми:

- Ребята, сегодня мы с вами будем знакомиться с улицей. На улице много машин, поэтому идти нужно очень аккуратно. Мы с вами пойдем парами друг за другом.

Знакомя детей с улицей, воспитатель говорит:

«Посмотрите, какая наша улица широкая, красивая. На ней много домов. На дороге много машин. Машины самые разные. Какие машины вы видите? (Грузовые, легковые.) Какие машины называются грузовыми? (Те, которые возят грузы.) Где едут машины ? (По дороге.)

Место, где ходят люди, называется тротуаром. Мы с вами идем по тротуару. Кто запомнил, как называется место, где ходят люди? (Тротуар.) Теперь мы с вами знаем, что машины ездят по дороге, люди ходят по тротуару».

         Педагог предлагает детям посмотреть вокруг и рассказать, что еще они видят на улице.

        Обращает внимание ребят на отдельные объекты (дома, машины, деревья и т. д.)

        В конце прогулки воспитатель подводит итог:

 «Сегодня мы с вами знакомились с улицей. Улица широкая, красивая; на ней много машин. Машины ездят по дороге. Люди ходят по тротуару. Все люди идут, не мешая друг другу. На улице есть дома. Дома бывают разные — высокие и низкие».



Тема «Правила перехода проезжей части по регулируемому пешеходному переходу»

Цель: закрепить правила поведения на улице, учить переходить улицу по специально выделенному знаку - «зебре»

Ход прогулки

- Ребята, сегодня мы с вами пойдем на прогулку во дворик, где живет Настя. Но нам придется переходить через улицу. Чтобы перейти на другую сторону улицы, имеются определенные места и называются они пешеходными переходами. Их обозначают белыми прерывистыми линиями и их называют «зебрами». Обычно на специальных стойках устанавливаются дорожные знаки «Пешеходный переход».

При переходе улицы не следует торопиться. Прежде чем перейти улицу, необходимо убедиться в полной безопасности. Сходя с тротуара, нужно посмотреть налево, в случае приближения транспорта пропустить его и только после этого начинать переходить улицу. Дойдя до середины улицы , посмотреть направо и, если нет близко машины, закончить переход.

Переходить улицу нужно спокойным твердым шагом. Пешеход не должен переходить улицу перед близко идущим транспортом.

Вопросы детям во время прогулки:

- Где разрешается переходить улицу?

- Как определить, где находится пешеходный переход?

- Покажите этот знак. Какой формы знак «Пешеходный переход»?

 - Как нужно переходить улицу?

В какую сторону необходимо посмотреть, прежде чем начать переход улицы?

Воспитатель заканчивает прогулку строчками стихотворения:

«Чтобы улицей бурливой

Шумной, звонкой, говорливой

И проехать и пройти –

Будь внимательным в пути!

Есть на каждом перекрестке

Пешеходный переход,

Перейти дорогу просто

Здесь без риска и хлопот.»


«Правила поведения на дороге»

Цель:

1. познакомить детей с основными правилами поведения на улице.

2. закрепить знания о ПДД.

3. воспитывать у детей внимательность (особенно на дороге).

Материал: сказка про "Зайку велосипедиста", мяч.

Ход прогулки:

Вступительная беседа: "Ребята, сегодня мы поговорим о правилах поведения на дороге. Какие правила вы знаете?"

Вопрос: "Почему нельзя устраивать игры на проезжей части?"

Обобщение: "Там ездят машины, а играя не заметишь подъехавшую машину и попадешь под нее".

Игровое задание: "Здесь наш двор. Мы играем в мяч. Вдруг он выкатывается на дорогу. (выталкиваю мяч). Что нужно делать? (ответы детей)".

Обобщение: "Надо сказать маме или кому-нибудь из старших, чтобы они взяли мяч. А самим не в коем случае не бегать за ним. Это очень опасно".

Вопрос: "А где можно кататься на велосипедах?" (обычно дет отвечают: "по дороге")

Обобщение: "На велосипедах можно кататься только во дворе дома или на детской площадке. Учтите, что на тротуаре тоже нельзя кататься на велосипедах и устраивать игр".

Вопрос: "Почему? Кто ответит?"

Объяснение: "По тротуару ходят пешеходы. Игра и езда на велосипедах будут ей мешать. Они должны сойти на проезжую часть, а это очень опасно".

Чтение сказки про "Зайку велосипедиста".

Беседа: "Ребята, вам понравилась сказка? Вы внимательно ее слушали? Сейчас проверим".

Вопросы: "Какие правила нарушил Зайка? С какой скоростью он ехал по лесу? Как он ехал на велосипеде?"

Зачитываю отрывок: "То бросит руль, то руку за спину заложит".

Вопросы: "Какие дорожные знаки встречались у него на пути? (не кричать, грибы, гнездо, берлога и норка)". "Обращал ли он на них внимание? А в реальной жизни есть такие знаки? Правильно Зайка сделал, что посадил к себе на велосипед пассажиров? Почему? Чем закончилось путешествия Зайки? А почему все это произошло?" (не знал ПДД).

Подведение итога: "Ребята, я надеюсь, вы не будете себя вести на дороге как Зайка-велосипедист, вы ведь уже знакомы с ПДД. Что вам запомнилось на занятиях?"



«Сравнение грузового и легкового автомобиля»

 Цель:

- Продолжать знакомить детей с разными видами транспорта.

- Закреплять знания об особенностях грузового и легкового транспорта его значении                   в  жизни человека.

- Уточнять представления о работе водителей.

- Формировать знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения.


 Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов, разучивание песенок и стихов, отгадывание загадок, наблюдения за легковым и грузовым транспортом.

Ход прогулки: наблюдение за грузовым автомобилем, привозящим продукты в детский сад. Воспитатель загадывает загадки.                

Пьет бензин как, молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей.

Ты знаком,  конечно, с ней? (машина)


Мощный транспорт – грузовик.

Тяжести возить привык.

Для чего машине кузов?

Чтобы в нем возили грузы!        


Вопросы:

- Как называется эта машина? (фургон – продукты)

 -Это легковая  или грузовая машина?

- Для чего нужны грузовые автомобили?

-Что они перевозят?

- Кто управляет грузовой машиной?

-Каким автомобилем сложнее управлять  - грузовым или легковым?    

- Что делает водитель?  (управляет машиной, разгружает продукты и т.д.)    

на дороге разные автомобили, большие и маленькие.

Давайте расскажем, какой транспорт бывает у нас на дороге.

Дети: легковые машины, грузовики, автобусы, троллейбусы, газели и т.д

Воспитатель: Все верно ребята, так же я хотела вам показать, что автомобили бываю легковыми и грузовыми, посмотрите вот перед вами две машины, чем они отличаться и как Вы думаете, почему одна машина называется легковой другая грузовой?

Дети: Одна машина большая имеет кузов, большие колеса, эта машина нужна для перевозки грузов, вторая машина имеет кабину для пассажиров, меньше первой предназначена для перевозки людей.

Воспитатель: Да,  ребята, одна машина для грузов она и называется грузовой, вторая для перевозки пассажиров она называется легковой 

Воспитатель: Ребята, что можно возить в грузовой машине?

Дети: Разный груз, песок, землю, камни и т.д

Воспитатель: Ребята а как транспорт приходит в движение, им кто- то управляет?

Дети: Да. Шофер

Воспитатель: Какие Вы молодцы, а что шофер делает?

Дети: Ведет машину, управляет её, рулит, заводит машину, следит за дорогой, соблюдает правила дорожного движения, перевозит груз и пассажиров.

Воспитатель: Какие умницы, всё Вы знаете. 



Заключение

На экскурсиях, на прогулках и наблюдениях удовлетворяется не только естественная любознательность, но и естественная потребность ребенка в движении, обеспечивается максимальное пребывание детей на свежем воздухе в любое время дня и года. Это особенно важно в современных условиях, когда постоянно занятые родители не имеют возможности совершать со своими детьми длительные познавательные путешествия и знакомить детей с Правилами дорожного движения.

Таким образом, педагогическая работа воспитателя в ходе проведения экскурсий, прогулок и наблюдений по обучению правилам дорожного движения направлена на реализацию трех функций: образовательной, воспитательной, развивающей. Эти задачи конкретизированы для каждой экскурсии, прогулки или наблюдения и обеспечивают усвоение детьми Правил дорожного движения, а также развитие познавательных способностей.










Список литературы:


  1. Богданович А. Пешеходу-малышу. М., 1974.

  2. Георгиев Г. Светофор. М., 1972.

  3. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения. М., 1975.

  4. Пишумов Я. Машины. М., 1980.

  1. Пишумов Я. Это моя улица. Л., 1981.

  1. Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Работа с детьми по изучении. Правил дорожного движения. Минск, 1983.

  1. Скоролупова О.Л. Правила и безопасность дорожного движения. – М.: Скрипторий 2003, 2004.

  1. Степанникова Э.Я., Филенко М.В. Дошкольникам о правилах дорожного движения. М.. 1979.


12