Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Георгиевская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное образование «Хоринский район»
Внеклассное мероприятие
«Цветы в литературе»
Разработала:
Кузьмина Е.В.
учитель русского языка и литературы.
с. Георгиевское.
2017 г.
Аннотация:
Внеклассное мероприятие по литературе предназначено для учащихся 9 класса. Направлено на развитие познавательного интереса, совершенствования ЗУН по предмету.
Я постоянно сравниваю свою работу с работой садовода и цветовода. Учитель литературы сеет «разумное, доброе, вечное», делает своим «саженцам» «прививки» доброты, бережного отношения ко всему живому. А в большинстве семей – «запущенных и одичалых садах» - такой работы просто нет. Урок проводится накануне лета. Форма - литературная композиция. Ученики принимают непосредственное участие в ходе мероприятия: выступают в роли ведущих, выразительно читают стихотворения. Используется мультимедийная презентация.
За две недели до урока объявляю конкурс «Цветы в судьбе творческих людей России». В конкурсе могут принимать участие ученики, учителя, родители учащихся.
Вопросы конкурса:
Иван Сергеевич Тургенев знал толк во многих цветах. Какой цветок был его любимым?
Александр Сергеевич Пушкин всегда хранил в своём рабочем кабинете в Михайловском цветок, который он выпросил у Анны Керн. Как называется этот цветок?
Русская поэтесса Е. Бекетова одно из своих стихотворений начинает строками:
По утру, на заре,
По росистой траве
Я пойду свежим утром дышать…
О каком цветке идёт речь в этом стихотворении?
Композитор П.И. Чайковский, художник И.Е. Репин, математик С.В. Ковалевская, писатели И.А. Бунин, Н.М. Карамзин любили один и тот же цветок. Как он называется?
Какому поэту принадлежат эти, казалось бы, всем известные строки:
Как хороши, как свежи были розы
В моём саду! Как взор прельщали мой!..
Этот поэт жил в середине XIX века. Это стихотворение-элегия обрело вторую жизнь с появлением известного стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы …»
Какой цветок любил преподносить своим друзьям И.С. Тургенев?
Этот же цветок был любимым у актрисы Ермоловой, поэта Блока.
Назовите любимый цветок известной русской балерины Анны Павловой. Восемь тысяч луковиц этого цветка было высажено садовником около её дома.
Ответы на вопросы:
Нарцисс;
Гелиотроп;
О сирени;
Ландыш;
Ивану Петровичу Мятлеву;
Фиалки;
Тюльпаны.
Тема: Цветы в литературе.
Цель:
Прививать интерес к творчеству русских поэтов.
Внимательно и бережно относиться к слову.
Формировать умения выразительного чтения поэтических произведений.
Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.
Ход урока:
Слово учителя. Один мудрый человек сказал, что для счастья человеку нужно немного: солнце, небо и цветок (слайд № 2). Как вы понимаете эти слова?
Ответы учащихся.
Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбах, именинах и празднествах, они с нами и в последнем пути…
Вы правы: когда люди устают от суеты городов, от унылого однообразия квартир, они выбираются на природу, где их врачуют деревья, птицы и цветы.
- А что значит: врачуют?
Ответы учащихся.
Верно, без красоты беднее жизнь. Природа открывает перед человеком возможность почувствовать прекрасное, ощутить полноту жизни. Красота цветов смягчает душу и раскрывает лучшие грани человеческого характера. На природе Родина видится в каждом листочке, в каждой росинке.
Ученик «Когда вы будете в Спасском, - писал И.С. Тургенев 1882 году своим друзьям Полонским из французского Буживиля, понимая, что болен смертельно, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я, вероятно, никогда не увижу». И просил прислать «сиреневый цветок». Полонские выполнили эту просьбу. (слайд «Ветка сирени»)
Учитель. Мир цветов таинственен и чудесен. Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Согласны?
Ответы учащихся.
Нередко цветы «растут» на страницах книг, и эти страницы пробуждают в нашей душе чувство красоты. А это значит, что среди нас не будет людей с ледяными сердцами, как в сказке Г-Х. Андерсена «Снежная королева».
Но вот беда: учёные утверждают, что из всех растений в условиях загрязнения среды нашего обитания шансы на выживание есть только у чертополоха и одуванчика (слайд «Чертополох и одуванчик»). Что вы об этом думаете?
Ответы учащихся.
Итак, мы уверены, что выход у нас один: надо беречь, что имеем. Когда в XX веке была вскрыта гробница египетского фараона Тутанхамона, археологи увидели многочисленные драгоценности, украшавшие мумию, но по верх всех украшений лежал скромный букетик полевых цветов. Казалась, они сохранили свой аромат (Слайд «Букет сухих полевых цветов»). Так выразила молодая вдова свою любовь к умершему супругу. Мы с ребятами подготовили для вас рассказ об отношении к цветам поэтов.
Ученик. «У меня на окне всегда цветы», - писал своей соседке по имению Прасковье Александровне Осиповой в Тригорское ссыльный Пушкин. Он подарил ей стихотворение «Цветы последние…»
Читает ученик:
Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
Живее пробуждают в нас.
Так иногда разлуки час
Живее сладкого свиданья.
Учитель. Послушайте ещё одно замечательное стихотворение Пушкина «Цветок».
Читает ученик:
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:
Где цвёл? Когда? Какой весною?
И долго ль цвёл? И сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?
На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?
И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?
А веточка гелиотропа, которую Пушкин выпросил у Анны Керн, всегда была в кабинете поэта в Михайловском (слайд «Гелиотроп»).
Ученик. Нередко цветок мог сказать человеку больше, чем красноречивое послание: выразить и уважение, и любовь. В Австрии в 1973 году был построен оперный театр. Для первого представления труппа выбрала оперу Сергея Прокофьева «Война и мир». Зал был переполнен. И лишь одно кресло в первом ряду оказалось незанятым: на нём … лежала белая роза (слайд «Белая роза»). Неизвестный поклонник музыки Прокофьева, не успевший прилететь на представление, передал из Америки по телеграфу необычную просьбу: положить на его место розу в знак уважения к великому композитору…
Ученик. Поэтесса Древней Греции Сафо за шесть веков до нашей эры назвала розу царицей цветов. Её упругие стебли гордо держат цветки разных оттенков: от снежно-белых, розовых, жёлтых, голубовато-сиреневых до тёмно-красных. И каждый цветок словно волшебная, божественная мелодия (слайд «Розы»).
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свёрток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей.
Как он прекрасен, холоден и чист, -
Глубокий кубок, полный аромата,
Как дружен с ним простой и
Скромный лист,
Тёмно-зелёный, по краям зубчатый.
За лепесток заходит лепесток,
И все они своей пурпурной тканью
Струят неиссякаемый поток
Душистого и свежего дыханья.
С.Я. Маршак. «Абхазская роза»
Ученица. (слайд «Сирень») У русской поэтессы Е. Бекетовой есть стихи о сирени. Вот эти строки:
По утру, на заре,
По росистой траве
Я пойду свежим утром дышать,
И в душистую тень,
Где теснится сирень,
Я пойду своё счастье искать.
В жизни счастье одно
Мне найти суждено,
И то счастье в сирени живёт;
На зелёных ветвях,
На душистых кистях
Моё бедное счастье цветёт…
Ученица. А по древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, он же отдал своё сердце Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистой и беззаветной любви. Ландыши были любимыми цветами П.И. Чайковского, Н.М. Карамзина, И.А. Бунина, А.И. Куприна, И.Е. Репина, С.В. Ковалевской. (слайд «Ландыши»)
Ученик.
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нём нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!
Так дева в первый раз вздыхает-
О чём, неясно ей самой,-
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.
А.А. Фет. «Первый ландыш»
Ученица. Вы идёте по летнему лугу и видите среди разнотравья голубые колокольчики, нежные и неприхотливые цветы. Они чаруют своим изяществом и неброской расцветкой. Глядишь на колокольчики, и кажется, что у них есть душа, наивная открытая доверчивая… Что-то удивительно родное таится в этих нежных милых цветах. (слайд «Колокольчики»)
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
А.К. Толстой. «Колокольчики мои»
Ученик. Невозможно, проходя мимо поляны, на которой цветут ромашки, остаться равнодушным. Народная молва утверждает, что этот цветок похож на удивительный глаз, который всё видит. (Слайд «Ромашки»)
Ромашка, излучая свет,
На солнышко похожая,
Бежит везде за нами вслед,
Своя, а не прихожая.
До поздней осени на нас
Бросает взгляды смелые
Её весёлый жёлтый глаз
Через ресницы белые.
Она в лугу, она в лесу
И рядом – на обочине.
По всей земле её красу
Ветра рассредоточили.
По всем полянам и полям
Ромашка с мая месяца
На счастье вам, на радость вам
Растёт, цветёт и светится.
М. Дудин. «Ромашка»
Ученица. И.С. Тургенев преподносил своим друзьям только фиалки. Фиалка была любимым цветком великой русской актрисы М.Н. Ермоловой. Горячо любил и воспевал фиалки А.А. Блок. Ночное благоухание фиалок, признавался Ф.И. Тютчев, наполняло его душу «невыразимым чувством таинственности и погружало в состояние благоговейной сосредоточенности». (слайд «Фиалки»)
Ученик. Многие поэты любили и воспевали в стихах нежные, неприхотливые полевые цветы, растущие в полях и на лугах России.
Цветики убогие северной весны,
Веете вы кротостью мирной тишины.
Ландыш клонит жемчуг
Крупных белых слёз,
Синий колокольчик спит в тени берёз.
Белая фиалка высится стройна,
Белая ромашка в зелени видна.
Здесь иван-да-марья, одуванчик там,
Жёлтенькие звёзды всюду по полям.
В. Брюсов.
(Слайд «Нарцисс»)Ученик. Вы много раз видели нарцисс, белый цветок с жёлтой сердцевиной, на стройной зелёной ножке. Склонившись набок, он будто смотрит на своё отражение в воде и грустит, печалится, что столь короток у него век.
Ученица. Легенда рассказывает, что жил когда-то прекрасный юноша, звали его Нарцисс. И был он сыном речного бога Кефиса и очаровательной нимфы. Многие девушки добивались его любви, но он оставался ко всем безразличен. Юноше, впрочем, никогда не приходилось видеть своего лица. Прорицательница предсказала ему, что как только он увидит себя, то сразу умрёт. Нарцисс лишь посмеялся над этим.
Юношу полюбила прекрасная нимфа Эхо, но он отверг её любовь. И тогда обиженная нимфа попросила богов наказать гордеца. Греческая богиня Немезида сделала это. Однажды Нарцисс склонился к ручью, чтобы напиться, и увидел в нём своё отражение. Он столь долго любовался собою, что забыл о еде, сне. Но вдруг вспомнил предсказание и воскликнул в отчаянии:
- О горе! Я люблю самого себя, и мне осталось немного жить.
Горько заплакал юноша, и слёзы упали в прозрачные воды ручья. Голова его склонилась на прибрежную траву, и Нарцисс умер. Добрые лесные нимфы решили похоронить прекрасного юношу под кущами тенистых деревьев. А когда они пришли за телом, не нашли его. На том месте вырос белый душистый цветок. В память о прекрасном юноше его назвали нарциссом.
(Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского.)
Ученица.
Тёмной ночью белых лилий
Сон неясный тих.
Ветерок ночной прохладой
Обвевает их.
Ночь их чашечки раскрыла,
Ночь хранит цветы
В одеянии невинном
Чистой красоты…
И. Бунин
Ученик (Слайд «Лилия») Лилия получила своё название от древнегалльского слова «ли-ли», что значит «белый-белый». По библейской легенде, этот цветок вырос из слёз Евы, изгнанной из рая. На Руси лилия считалась символом чистоты и невинности. Её дарили невесте.
Ученица.
Я лилий нарвала прекрасных и
душистых,
Стыдливо-замкнутых, как дев
невинных рой,
С их лепестков, дрожащих и
Росистых,
Пила я аромат и счастье, и покой.
И сердце трепетно сжималось, как от
боли,
А бледные цветы качали головой,
И вновь мечтала я о той далёкой
воле,
О той стране, где я была с тобой.
А.А. Ахматова.
Ученик. (слайд «Розы»)
Как хороши, как свежи были розы
В моём саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
Как я берёг, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих;
Казалось мне, в них расцветала
радость,
Казалось мне, любовь дышала в них.
Но в мире мне явилась дева рая,
Прелестная, как ангел красоты;
Венки из роз искала молодая –
И я сорвал заветные цветы.
Это стихи русского поэта И.П. Мятлева, (слайд И.П. Мятлева) жившего в одно время с А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым. Всё, что было написано Мятлевым, давно забыто, а вот эти стихи живут. Об этом превосходно сказал Я. Хелемский:
Остаться можно в памяти людской
Не циклами стихов и не томами
прозы,
А лишь одной-единственной строкой:
«Как хороши, как свежи были розы»!
Ученица.
На пороге лето. Мы ждём его, с ярким солнцем весёлыми дождями, с говором дубрав и ароматами цветов. Но теперь, когда попадутся нам на глаза цветы, не спешите сорвать их…
Не рви цветов, не надо!
Их нежный аромат
Наполнил воздух сада,
Они так красят сад!
Ведь у тебя, малютка,
Есть дома много роз…
А здесь вот незабудка,
Вот ландыш, полный слёз;
Левкой – такой душистый,
Горошек, резеда,
Ромашки серебристой
Пахучая гряда;
И с нивы занесённый
Прелестный василёк,
И мак кичливо-сонный,
И белый-белый дрок.
Не рви ж цветов, не надо!
Их нежный аромат
Наполнил воздух сада,
Они так красят сад!
Л. Чарская «Не рви цветов»
Учитель: Говорят, что человек должен в своей жизни вырастить сына, поставить дом, посадить дерево. Пусть в вашей жизни это состоится. А пока…
Если каждый посадит и вырастит хотя бы один цветок – земля превратится в сад. (слайд)
Награждение победителей конкурса.
Домашнее задание: Летом, увидев красивый цветок, сфотографируйте его на мобильный телефон или фотоаппарат. Сделайте снимок. В сентябре оформим фотовыставку «Прекрасное рядом».