Цветотерапия
Цвет в трудовой и учебной деятельности
Французский врач Ферре исследовал взаимосвязь производительности труда и цвета. Он установил, что при работе, рассчитанной на короткий срок, производительность труда увеличивается при красном свете, а при синем – снижается. При длительной работе повышению производительности труда способствует зеленый свет, а индиго и фиолетовый снижают ее. Эти исследования относятся, прежде всего, к физическому труду, к мышечной работе, но их результаты следует учитывать и при умственном труде.
Румынский врач Стефанеску – Гоанга исследовал влияние цвета на дыхание и частоту пульса. Согласно полученным данным, частота дыхания и пульса увеличивается при пурпурном, красном, оранжевом и желтом цветах, в то время как при воздействии зеленого, индиго и фиолетового пульс и дыхание замедляются. Физиологическое воздействие должно сводиться, прежде всего, к силе выразительности, то есть сами цвета вызывают определенные физиологические реакции. Стальные опоры должны быть окрашены в светлые цвета, низкие помещения могут стать «выше», если окрасить потолки в светло – зеленый или светло – голубой цвет. Контрастные цвета (желтый, – черный) особенно подходят для маркировки опасных участков на предприятии. В целях информации следует отметить, что различается множество оттенков цветов, например, темные холодные цвета (темно – синий, темно – зеленый) и светлые теплые цвета (ярко – розовый, солнечно – желтый).
Освещение цветных предметов также имеет значение. При этом важны цвет освещения, его интенсивность и характер поверхности предметов.
При оформлении интерьера классной комнаты следует учитывать, что надписи, символы и формы предметов должны привлекать внимание. Определенную роль играет здесь контрастное и раздражающее размещение предметов. Контрастные размещения вызывают у человека состояния напряжения, пробуждающие интерес к предмету. Однако длительное воздействие контрастов может вызвать состояние стойкого напряжения, что вредно отражается на здоровье.
Люди могут не только воспринимать цвета, но и вызывать их в своем воображении. Процесс репродуцирования принятой информации всегда сопровождается переживаниями. Впечатления о красоте человека, рабочего места, ландшафта, непосредственно после того, как они были восприняты, но и в виде мысленных представлений, доступных человеку в любой момент.
Цвет черпает свою значимость из реальной действительности, и его воздействие определяется целой суммой факторов, куда входит и социальный опыт человека.
Следовательно, рекомендуется окрашивать в синий цвет и голубые тона помещения и оборудование, где есть значительное выделение тепла и где много шума. Красные и желтые цвета оказывают возбуждающее влияние, поэтому их нужно использовать ограниченно, т.е. в помещениях, где учащиеся могут находиться лишь кратковременно, или там, где это возбуждение необходимо, например, в спортивном зале. Однако при окраске помещений и оборудования следует избегать одноцветности, так как однообразие надоедает, вызывая охранительное торможение. Предупреждает развитие утомления рациональное освещение залов и рабочих мест (достаточная освещенность, благоприятный спектр, равномерность), художественное оформление интерьера зала, красивая и удобная форма (если она введена в учебном заведении). Рациональная окраска учебных помещений и оборудования может обеспечить рост производительности труда и эффективность учебной деятельности.
Несомненно, что окраска стен в помещении не должна носить гнетущий, казенный вид, способный усилить тревогу и волнение. Вестибюли, холлы, залы, кабинеты становятся приветливыми и уютными, когда их оживляют произведения изобразительного искусства. Художественно выполненные и умело подобранные по тематике картины способны поднять настроение, сделать его оптимистичным, снизить внутреннее напряжение, снять утомление и т. д.
При подборе картин необходимо проявлять максимум требовательности к их художественному совершенству и тщательно учитывать соответствие их содержания тем или иным условиям. Так, например, удачно подобранные и развешанные в помещении столовой натюрморты могут возбуждать аппетит. Однако если обилием и качеством съестного они будут значительно превышать то, что предлагает меню столовой, то это ведет к снижению аппетита. Такое же отрицательное влияние оказывают помещенные в кабинетах и приемных администрации школы картины, изображающие кровавые битвы, тоскующих узников в темницах, драматические бытовые сцены. Это необходимо иметь ввиду, если требуется, чтобы убранство интерьера отвечало своему назначению.
Цвет и возраст
В 1959 году были подвергнуты испытанию (цветовой тест Люшера) в медицинской клинике Лейпцигского университета 1000 человек различного возраста, от детского до старческого. При этом было установлено, что молодые люди, особенно в возрасте до 25 лет, в большинстве предпочитают красный цвет. Чем старше люди, тем больше им нравятся темные, приглушенные цветовые тона.
Известно, что есть мужчины и женщины, которые в силу своего поведения и образа жизни очень рано утрачивают свежесть и непринужденность и производят впечатление стариков. В цветовом тесте они отклоняют активные цвета, красный и желтый, и выбирают серый, коричневый, темно – зеленый. Эти приглушенные тона, которые обычно предпочитают пожилые люди, выбираются биологически молодыми людьми и в тех случаях, когда их жизненная сила снижена разочарованиями, невротическими нарушениями или изнурительной болезнью. Если спросить пожилых людей, выбирающих в качестве любимых цветов красный и желтый, насколько старыми они себя чувствуют в действительности, то можно услышать: «Конечно, физически за молодыми я не угонюсь, но чувствую себя как 35 – летний».
Цвет и характер
Вы наверняка по себе заметили, что цвет может вызывать приятные и неприятные чувства. Это свойство цвета и позволяет психологам определить эмоциональный склад характера человека.
Белый.
Идеальный цвет, цвет мечты. Он никого не отталкивает, но и информации не несет – ему может отдать предпочтение человек с любым складом характера.
Черный.
Символизирует неуверенность и мрачное восприятие жизни. Поэтому, если темные тона вам предпочтительнее, нежели светлые, то вы несчастливы, склонны к депрессии, сомневаетесь в своих силах. Может, стоит посоветоваться с психологом.
Серый.
Любят рассудительные и недоверчивые натуры, которые долго думают, прежде чем решится, на что – ни будь. Этот цвет предпочитают те, кто боится «высунуться».
Красный.
Цвет страсти. Он обычно привлекает людей волевых, властных. Однако он присущ и вспыльчивым, общительным типам. Люди, у которых этот цвет вызывает раздражение, верные и стабильные в своих отношениях, но у них есть комплекс неполноценности, они боятся ссор, склонны к уединению.
Оранжевый.
Любимый цвет мечтателей, правда, не лишенных интуиции. Однако в старину ему присваивали также лицемерие и притворство.
Воздействие цвета на психическое состояние человека при его различной локализации в помещении
ЦВЕТ | ЛОКАЛИЗАЦИЯ |
ВВЕРХУ | БОКОВЫЕ ПОВЕРХНО- СТИ ИЛИ ПЕРСПЕКТИ- ВЫ | ВНИЗУ |
КРАСНЫЙ. | ВОЗБУЖДАЕТ, МО БИЛИЗИРУЕТ ОКАЗЫВАЕТ ЭРО- ТОГЕННОЕ ВОЗ – ДЕЙСТВИЕ. | ВОЗБУЖДАЕТ | ВОСПРИНИМАЕТ- СЯ НЕЕСТЕСТВЕН НО, МОЖЕТ “ОБ- ЖИГАТЬ”. |
РОЗОВЫЙ | ОЩУЩЕНИЕ ЛЕГ- КОСТИ, СЧАСТЬЯ | ЧУВСТВО НЕЖ – НОСТИ, СЧАСТЬЯ | ЧАСТО АССОЦИ- ИРУЕТСЯ С ОБО- НЯТЕЛЬНЫМИ ОЩУЩЕНИЯМИ. |
ОРАНЖЕВЫЙ | СПОСОБСТВУЕТ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ. | ОЩУЩЕНИЕ ТЕП- ЛА, СПОСОБСТ – ВУЕТ РЕЛАКСА – ЦИИ. | ЭФФЕКТ “ПРИНА- ДЛЕЖНОСТИ” И ТЕПЛА, ИНОГДА ВОСПРИНИМАЕТ- СЯ НЕЕСТЕСТ – ВЕННО. |
ЖЕЛТЫЙ | ВЫЗЫВАЕТ ПРИ – ЯТНЫЕ ОЩУЩЕ – НИЯ РАЗРЯДКИ, ОТВЛЕЧЕНИЯ, СПОСОБСТВУЕТ РЕЛАКСАЦИИ. | ВОЗБУЖДАЕТ, МОЖЕТ ВЫЗЫ – ВАТЬ НЕПРИЯТ – НЫЕ ОЩУЩЕНИЯ. | ЭФФЕКТ “ПРИПО- ДНЯТОСТИ”, ИНОГ ДА ПАРЕНИЯ. |
ЗЕЛЕНЫЙ | ВОСПРИНИМАЕТ- СЯ НЕЕСТЕСТ- ВЕННО | УСПОКАИВАЕТ. | УСПОКАИВАЕТ, “ОХЛАЖДАЕТ”, МОЖЕТ ОКАЗЫ – ВАТЬ СНОТВОР- НОЕ ДЕЙСТВИЕ. |
ГОЛУБОЙ | ОЩУЩЕНИЕ ЛЕГ- КОСТИ, СПОСОБ- СТВУЕТ РЕЛАК – САЦИИ. | “ОХЛАЖДАЕТ”, ВЫЗЫВАЕТ ОТ – ЧУЖДЕНИЕ. | “ОХЛАЖДАЕТ” (БОЛЕЕ ВЫРА – ЖЕННО ЧЕМ ЗЕЛЕНЫЙ). |
КОРИЧНЕВЫЙ | ЧУВСТВО ТЯЖЕС ТИ, ДАВЛЕНИЯ (ДЛЯ УСИЛЕНИЯ ЧУВСТВА ТЯЖЕС ТИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТ- СЯ) | УГНЕТАЕТ, УСИ – ЛИВАЕТ ИПОХО- НДРИЧЕСКУЮ НАСТРОЕННОСТЬ | ОЩУЩЕНИЕ УВЕРЕННОСТИ, ТВЕРДОСТИ. |
СИНИЙ | ВЫЗЫВАЕТ ТРЕ – ВОЖНОСТЬ БЕС- ПОКОЙСТВО | ОТЧУЖДЕНИЕ В ГРУППЕ, В ОТНО- ШЕНИЯХ С ПСИ- ХОЛОГОМ. | ТРЕВОГА, ХОЛОД, ОЩУЩЕНИЕ “БЕЗДНЫ” |
3