СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Твёрдый согласный звук [ш], буква ш

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения для незрячих обучающихся 1 класса на тему: «Твёрдый согласный звук [ш], буква ш»

Просмотр содержимого документа
«Твёрдый согласный звук [ш], буква ш»

Тема: «Твёрдый согласный звук [ш], буква ш»

Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ш], буквами Ш, ш, развития речи, памяти, логического мышления

Тип урока: Урок первичного усвоения новых знаний и способов учебных действий.

Планируемые результаты (предметные): Распознают в словах и характеризуют звук [ш] как глухой и всегда твёрдый, обозначают буквой, устанавливают на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и, в слоге ше – е; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Личностные результаты: Понимают важность различения «красивого» и «некрасивого», эмоционально «проживают» текст, иллюстрации.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.

Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного; логические – характеризуют букву ш.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем и сверстниками


Ход урока

I. Самоопределение к деятельности

Создадим хорошее, дружелюбное настроение на весь урок. Поздароваемся с помощью рукопожатия!

Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок.

Если буквы изучать то научимся читать.

- Ребята, сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем – с согласного твердого. А теперь – с согласного мягкого.

- Молодцы! Никто не остался без места. Итак, наш урок начинается.


II. Актуализация знаний и мотивация

- Из чего состоит наша речь? Из чего состоят предложения? Из чего состоят слова? Из чего состоят слоги? Какие бывают звуки?

- Расскажите, что вы знаете о гласных, о согласных звуках.


III. Постановка учебной задачи

– Сейчас я вам расскажу интересную историю.

Жила-была на свете одна невоспитанная девочка. Приходила она к своему другу и обязательно что-нибудь случалось.

Звучит музыка из мультфильма «Маша и Медведь».

- Ребята, вы узнали нашу гостью и ее друга?

(Это Маша и Мишка из мультфильма.)

- Правильно, к нам сегодня пришла в гости Маша. - Может быть, сегодня она посетив наш урок, станет воспитанной и доброй. Поможем ей в этом?

– Какие звуки повторяются в словах Маша и Миша? (Звук [ш])

– Верно, это звук [ш].

- Сформулируйте тему урока. (На доске вывешивается тема урока)

- Какие цели и задачи мы поставим перед собой на уроке?


IV. «Открытие» детьми нового знания

1. Постановка проблемы, открытие новых знаний.

– Как шипит змея? ( Ш-ш-ш)

– Как шипит гусь? (Ш-ш-ш)

Какой звук вы произносили?

– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]?

– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на трубочку?

– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет?

– Приложите все руку к шее, скажем ш-ш-ш…

– В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?

– В домике было тихо, голос спал, и стенки домика не дрожали.

– Ребята, а звук [ш] какой: гласный или согласный? (Согласный.)

– Правильно, звук [ш] согласный.

– Звонкий или глухой звук [ш]? (Глухой.)

– А звук [ш] твердый или мягкий? (Твердый.)

– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. Еще у этого звука есть особенность — он никогда не бывает мягким, всегда твердый.


V. Артикуляционная гимнастика

– Ребята, Маша шла к нам на занятие издалека. Она шла через лес и прислушивалась.

А лес шумел: «Аш-ош-уш-иш! (Маша насторожилась).

Шта-што-шту-шты! (испугалась.)»

Но тут зашептались листья: «Шу-шу-шу».

И Маша успокоилась.


VI. Первичное закрепление

- Звук [ш] не простой, а с секретом. И секрет этот вы сможете открыть сами, если правильно выполните следующее задание.

– Какие звуки вы услышали в шепоте листьев? (Звуки [ш], [у].)

– Дополните их звуком [м]. Какое слово получилось? (Шум.)

– Давайте разберем это слово по звукам – ШШШ-УУУ-МММ.

– Какой первый звук в слове «шум»? – ШУУУМ.

– Какой второй звук в слове шум? – ШУМММ.

– Какой третий звук в слове шум?

– Назовите все звуки по порядку.

– Назовите гласный звук. (Звук [у])

– Назовите согласные звуки. (Звуки [ш],[м])

– Выложите звуковую схему слова шум.

Ребята, какой мы можем сделать вывод?

[ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый, шипящий.


Физкультминутка

Встаньте дружно, потянитесь!

Пошагайте, покрутитесь.

Руки вправо, руки влево,

А потом присядьте смело.

Снова встаньте, потянитесь,

И друг другу улыбнитесь.


VII. Включение в систему знаний

Знакомство с буквой Ш

Откройте азбуку в картинках и обследуйте рисунок.

Что изображено на картинке?

Найдите букву ш.

Какими точками она обозначается?


VIII. Закрепление.

Произношение звука в стихотворении

– Ребята, Маша предлагает выучить стихотворение про ее друга Мишку.

Бросил палку сверху Мишка.

- Падай в шапку с елки, шишка!

Шишка — шлеп по голове.

Стало шишек сразу две.


– Ребята, вспомните, какие слова вы услышали в стихотворении.

– Если вы звук [ш] слышится в начале слова, то хлопаете в ладоши, а если – в в середине слова, топаете.

Слова: кошка, мышка, шуба, шапка, шишка, машина, лягушка


VIII. Рефлексия деятельности (итог урока)

- Что важного узнали о новой букве?

- Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

– Какое у вас настроение?

Ваше хорошее настроение будет для вас оценкой за работу на уроке.