СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая работа "МОГУТ ЛИ ТЕХНОГЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ ПОВЛИЯТЬ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема актуальна для сегодняшнего времени, когда СМИ постоянно рассматривают особенности экологических проблем современности.

Просмотр содержимого документа
«Творческая работа "МОГУТ ЛИ ТЕХНОГЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ ПОВЛИЯТЬ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ"»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14»
г. Сергиев Посад Московская область






Секция

общая экология





МОГУТ ЛИ ТЕХНОГЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ ПОВЛИЯТЬ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ







Выполнила ученица
9 класса Зуевич Татьяна
Научный руководитель: преподаватель биологии
Сенькина Н.Н. т. 8(916)793-09-12, [email protected]










Сергиев Посад

2018г



Содержание работы


Введение

3

Глава 1.

Биосфера.

4

1.1.

Биосфера как глобальная экосистема

4

Глава 2.

Экологические проблемы

4-6

2.1.

Чем отличается экологическая проблема от экологической катастрофы?

4-5

2.2.

Классификация современных экологических проблем

6-8

2.3.

Хронологический перечень «Экологических катастроф на  планете Земля»

9-11

Глава 3.

Практическая часть

8-12

3.1.

3.2.

Опрос среди учащихся о катастрофах

Результаты

8-11

12


Выводы

Список литературы

Приложение

12

13

14














Введение

Экологические кризисы в истории Земли случались неоднократно, и первое время носили естественный характер, не имея глобальных последствий. Так, например, первый экологический кризис произошел 53–50  тыс. лет тому назад, когда неандертальцы вытеснялись другим видом – кроманьонцами, у которого скорость накопления информации оказалась больше.

Были и другие: в ледниковый период, когда исчезли крупные позвоночные, в т. ч. и  мамонты; 3–4  тыс. лет назад, когда произошло засоление почв и  деградация поливного земледелия; 2–3  тыс. лет назад начался так называемый кризис продуцентов, который связывают с  массовым уничтожением лесов для освобождения территории под сельскохозяйственные поля и пастбища, для использования древесины в качестве топлива, для строительства кораблей и  жилищ. Но  из-за малочисленности человеческих популяций в  ранние исторические эпохи негативное отношение к природе еще не приводило к серьезным нарушениям в природной среде. Люди покидали места, где они испортили природную среду, заселяли новые, а на старых местах происходило быстрое восстановление природы. В XX в. ситуация резко изменилась. В последние десятилетия биосфера шлет нам все более тревожные сигналы. Она уже не в состоянии справляться с теми объемами загрязнения воздуха, вод, почв, которые влечет за собой деятельность человека

Но в настоящее время нагрузка на  биосферу со  стороны человека неуклонно возрастает, что может привести к сбою системы – экологическим проблемам, кризисам, катаклизмам.

Именно поэтому данная тема меня заинтересовала, тем более она оказалась актуальна для сегодняшнего времени, когда СМИ постоянно рассматривают особенности освещения экологических проблем современными.

Цель проекта: изучить понятия экологические проблемы, кaтaстрофы и как они могут повлиять на экономическое развитие страны.

Задачи:

  1. Найти в справочных материалах определения понятий «биосфера»,

«экологический кризис», «экологическая проблема», «экологическая ката-

строфа».

2. Познакомиться с учением В.И. Вернадский о  биосфере как глобальной экосистеме. Были ли в его жизни личные кризисы и неудачи? Как он их преодолел?

3. Найти в справочных материалах сведения об  экологических кризисах Земли.

4. Провести анкетирование среди учащихся школы с целью выяснения данного вопроса

5. Проанализировать результаты.

Тип проекта: исследовательский.

Исследовательские методы: аналитические.

Объект исследования: Биосфера как глобальная экосистема

Предмет исследования: экологические проблемы, катастрофы

Глава 1. Биосфера.

1.1. Биосфера как глобальная экосистема

Биосфера – это одна из наружных оболочек нашей планеты, в пределах которой сосредоточена жизнь. Большой вклад в  развитие учения о  биосфере внес В.И. Вернадский. У него есть множество работ, и он стал основателем биогеохимии – нового научного направления. В его основе лежит учение о биосфере, которое основывается на роли живого вещества в геологических процессах. Биосфера – это глобальная экосистема Земли. Биосфера имеет способность восстанавливать условия, нарушающиеся внутри нее по  тем или иным причинам: очищать воздух и воды, регенерировать почвы – основные ресурсы жизни и живой природы, т. е. биосфера, имеет резервы самоочищения.

Глава 2. Экологические проблемы

2.1. Чем отличается экологическая проблема от экологической катастрофы.

Под экологическим кризисом понимают состояние нарушения устойчивости глобальной экосистемы (биосферы), в результате которой происходят быстрые (за  время жизни одного поколения людей) изменения характеристик окружающей среды.

Экологические кризисы, проблемы и катастрофы Аварии, произошедшие в 2011 г. в Японии на атомной электростанции Фукусима, являются экологической проблемой или экологической катастрофой? Выскажите свое мнение о перспективе использования АЭС в мире.

Таблица «Современные экологические проблемы Земли».

Экологические

пpоблемы

Пpичины

Возможные последствия

Пути pешения

Изменения климaтa


Паpниковые гaзы


Повышение уpовня миpового океaнa, уменьшение пpоизводимой сельскохозяйственной пpодукции, дефицит пpесной воды

повышение уpовня миpового океaнa, уменьшение пpоизводимой сельскохозяйственной пpодукции, дефицит пpесной воды

Истощение oзoнoвoгo слоя

— зaпуск paкет и спутников в космос;

— выбpосы фpеонов в воздух.

— зaпуск paкет и спутников в космос;

— выбpосы фpеонов в воздух.

Создaние оpгaнизaций, котоpые зaщищaют озоновый слой

Кpизис пpесной воды

Кpизис пpесной воды

нехвaткa пpесной воды

Сохpaнение зaпaсов пpесной воды в водохpaнилищaх, пеpеpaботкa воды

Выpубкa лесов

Использовaние деpевa в стpоительстве, отеплении

Гибель животных, paстений, меньшее очищение воздухa, нapушaется экосистемa

Зaпpет нa выpубку лесов, собиpaние мaкулaтуpы.



В  2010  г. произошли две экологические катастрофы: прорыв дамбы на  заводе по  производству алюминия в  Венгрии, в  результате чего сотни гектаров территории, а  также Дунай с  притоками были залиты «красным шламом», и  взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon в  Мексикана  иногда ставят под угрозу существование всей человеческой цивилизации на Земле.

Понятие глобального экологического кризиса сформировалось и  стало использоваться в  науке и  СМИ в  60–70-е  гг. XX  в.

Под экологическим кризисом сегодня понимается критическое состояние окружающей среды, вызванное деятельностью человечества и  характеризующееся несоответствием развития производительных сил и производственных отношений в человеческом обществе с ресурсно-экологическими возможностями биосферы. Но  постоянно увеличивающийся экологический кризис может перерасти в экологическую катастрофу.

Экологическая катастрофа (от  греч. кatastrophe – переворот)  – труднообратимое за  длительное время очень неблагоприятное явление, приводящее к упадку экономического развития, впредь до воссоздания благоприятной природной среды. Экологическая катастрофа приводит к  полному разрушению экологического равновесия в природных системах. Она может быть вызвана региональными природными аномалиями (длительная засуха, массовый мор скота и т. д.), либо авариями технических устройств, приводящими к остро неблагоприятным изменениям в среде и массовой гибели живых организмов, экономическому ущербу.

2.2. Классификация современных экологических проблем

Глобальные экологические проблемы затрагивают ситуацию многих стран,

Существуют различные классификации экологических проблем:

- по компонентам окружающей среды: атмосферные, водные, геологические, почвенные, биологические и др.;

- по пространственному охвату территории: локальные, региональные, глобальные;

- по причине возникновения: эколого-промышленные, эколого-транспортные, эколого-ирригационные, эколого-гидротехнические и др.;

- по остроте: неострая, умеренно острая, острая, очень острая;

- по сложности: простые, сложные, очень сложные;

- по решаемости: решаемые, труднорешаемые, практически не решаемые;

- по времени: кратковременные, длительные, практически не исчезаемые;

- по зонально – региональному различию: проблемы тундры, тайги, пустынь, гор, Крайнего Севера, Юга России и т.д.;

- по обратимости: обратимые (кризисы) и необратимые (катастрофы); и др.

2.3. Хронологический перечень «Экологических катастроф на  планете Земля»

  1. Метеоритные кратеры

- залив Св. Лаврентия в Канаде

- Попигайская котловина

- кратер Каньон-Дьябло 

  1. Оледенения

  2. Вулканические извержения

- Извержение Санторина

- Гибель Помпеи

- Извержение Тамбора

- Взрыв Кракатау

  1. Землетрясения

- Лиссабонское землетрясение

- Землетрясение длиной в три года в Средиземноморье

- Землетрясение в Мессине и Калабрии

- Гималайское землетрясение

  1. Цунами

  2. Тропические циклоны

Наиболее известные российские катастрофы

Среди них можно отметить следующие.

- Пробоина на трубопроводе в Брянской области в 2006 году, в результате чего произошло не только повреждение большой площади плодородных земель, но и гибель растений. Животные и люди также пострадали.

- Авария акционерного общества «Химпром», вследствие которой недавно произошёл выброс хлора.

- Авария на Саяно-Шушенской ГЭС.

- Утечка брома, случившаяся на железнодорожной станции в Челябинске в 2011 году. Достоверно неизвестно, что могло спровоцировать её.

Особое место в памяти жителей России имеют катастрофы, которые произошли ещё в советский период:

- взрыв на Чернобыльской атомной станции;

- водно-экологическая проблема, которая привела к высыханию Аральского моря.

Лесные пожары в России ежегодно уничтожают миллионы квадратных метров зелёных массивов, а вместе с ними исчезают животные, птицы, растения. Такое положение заставляет думать о мерах профилактики экологических проблем и их последствий.

Глава 3. Практическая часть.

В исследовании приняли участие 29 учащихся.

Проводя исследование, я проверила знания учеников о катастрофах, их влияниях --













Из чего можно сделать заключение, что ученики знают о катастрофах в общих чертах.



















Выводы.

Как не допустить экологическую катастрофу?

Законодательство России описывает большое количество мер, которые должны предотвращать экологические проблемы. К ним можно отнести:

  • установление норм выбросов промышленных предприятий;

  • рекомендации по технологиям производства;

  • организацию защитных и санитарных зон;

  • обязательства по очистке стоков;

  • обязательства по лесовосстановлению;

  • запрет и ограничения на ведение деятельности в морских водах, выдача квот на вылов рыбы;

  • запрет на охоту;

  • поддержание Красной книги;

  • климатические исследования, позволяющие скорректировать зоны, где допустимо создание промышленных производств и др.


Литература:

1. Большая энциклопедия, 2008

2. Основы экологии 10-11 класс. Н. М. Чернова, В. М. Галушин, В. М Константинов

3.Экология А.Т. Зверев

4.Энциклопедия «Все об Экологии» В. А. Володин

Ресурсы Интерната:

ttp://www. вокабула.рф/энциклопедии/бсэ/экология












-