МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов»
Курская область, Октябрьский район ,
п. Прямицыно
Творческая работа по основам
православной культуры на тему:
«Святой Благоверный князь
Александр Невский»
Автор Черных Дмитрий Сергеевич,
14 лет, 7 класс
Руководитель Епишина Галина Викторовна,
учитель истории и обществознания
МКОУ «Ленинская средняя
общеобразовательная школа
с углубленным изучением
отдельных предметов»
« Дивен Бог во святых Своих.!» Псалтырь
Александр Невский - пример для подражания многим поколениям нашей страны. Его земная жизнь заставляет
задуматься о роли нравственности в жизни человека.
За свои подвиги Александр Невский был канонизирован церковью. К лику святых причисляются миряне, прославившиеся глубокой верой и добрыми делами, а также правители, сумевшие в своем государственном служении остаться верными Христу. Благоверный князь вовсе не идеальный, безгрешный человек, но он был правителем, который руководствовался в своей жизни высшими христианскими добродетелями: человеколюбием, милосердием, а не жаждой власти и корыстью. Все его творения - во Имя Господа, ради своего народа. В своей работе я хочу показать верность Александра Невского православию, проследить его путь прославления и доказать, что князь - человек
нравственной чистоты и духовного подвига.
Заветы князя:
«Храните Страх Божий и веру христианскую.
Будьте милостивы к своему народу. Защищайте свой народ.
« Поучение детям Владимира Мономаха»
Святой князь Александр Невский родился в 1220 году в Переяславле-Залесском. Его отец Ярослав — сын Всеволода Большое Гнездо, прадед — Владимир Мономах. Мать- Феодосия. Прадед матери – святой князь Мстислав Храбрый, дед матери, Мстислав Удалой - схимник, жена Александра стала схимонахией.
Его предки отличались благочистивой жизнью и князя воспитывали в послушании Богу.
Александр с юных лет
изучал Евангелие, Псалтирь,
любил церковное пение, чтил священный и монашеский чин.
С детства святой князь принял благословение на служение во Имя Бога и на защиту Русской земли в г. Переяславле, а в юности отец его благословил на княжение в Новгороде со словами: «Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч — твоею грозою». Так Александр и служил государству с крестом и мечом в руках, защищая землю русскую и веру православную..
Князь Александр Невский
правил в трудное для государства время. Над Русью нависла угроза потери независимости.
С востока шли монголы, с запада
вторглись на Неву шведы.
Приняв вызов шведов на бой в 1240 г., князь Александр пошел молиться в Софийский собор . Выйдя из храма, он воодушевил народ словами:
«Братья! Не в силе Бог, а в правде!
Иные – с оружием, иные – на конях,
а мы Имя Господа Бога нашего призовем!»
Перед битвой случилось чудное предзнаменование. Воин Пелгуй
ночью следил за шведским войском, прибывшим на кораблях в устье р. Ижоры и увидел ладью, плывущую по Неве, а в ней святых князей мучеников Бориса и Глеба. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику нашему Александру» Узнав об этом, князь мужественно повел войско на шведов. Была страшная битва. Когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, где не было русских воинов, обнаружили много перебитых врагов».
Опасным врагом оставались немецкие рыцари, которые стремились ввести католическую веру, что означало утрату национального самосознания
русского народа. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, святой Александр молился: «Суди меня, Боже, и помоги мне, Боже, как прадеду моему Ярославу Мудрому на окаянного Святополка». По его молитве помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были разгромлены .
Верность Православию святой князь
Александр проявил и в 1248 году при попытке
посланников Рима опять
склонить князя к католичеству за
помощь в борьбе с монголами.
На это князь ответил, что «…мы верны
Христовой Церкви и Православной вере,
а от вас учения не примем».
Не усомнившись в своей духовной правоте,
в православной вере, он не пошел на союз
с католической церковью ради сохранения
власти, как это делали другие князья.
На востоке А. Невский любой ценой поддерживал мирные отношения с монголами, понимая, что Русь не готова им дать отпор Он многое терпел и на все соглашался, но одним не мог пожертвовать - православной верой.
По обычаю всех, кто приезжал к хану Батыю, отправляли к волхвам, которые заставляли их пройти сквозь огонь, поклониться кусту, огню и идолам.
Благочестивый князь отказался подчиниться обряду, противным христианской совести. Тогда волхвы потребовали его смерти.
Литература
Но хан простил его, и Александр склонил перед ним голову со словами: «Царь, я поклоняюсь тебе, потому что Бог почтил тебя царством, но твари не стану кланяться. Я служу единому Богу, Его чту и Ему поклоняюсь!» На что хан произнес: «Правду говорили мне, нет князя равного этому». И князь становится «союзником» монголов ради сохранения веры.
Святой Александр чувствовал великую ответственность за судьбу
святой Церкви и своей Родины.
В 1261 году стараниями князя Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной церкви.
Возвращаясь из последней поездки в Сарай, святой Александр смертельно заболел, но спас Русь от возмездия татар . Не доезжая Владимира, в Городце, в монастыре, князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы
- «ангельского чина».
Во Владимире, в Рождественском монастыре, было совершено погребение. В надгробном слове митрополит Кирилл сказал: «Знайте, чада моя, что уже зашло солнце земли суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле»
При погребении было явлено Богом чудо. Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. Так прославил Бог своего угодника-святого воина-князя Александра Невского.
Так закончился земной путь великого святого князя Александра Невского, но начался небесный путь молитвенника за землю Русскую.
С конца 13 века во Владимире начинается местное почитание Александра Невского как святого.
На протяжении всей русской истории у святого защитника воины просили помощи накануне сражений. Так в 1380 году, накануне Куликовской битвой, пономарь обители Рождества Богоматери ночью молился Господу о помощи в битве и призывал витязя Невского. Вдруг увидел он,что у гробницы святого Александра сами собой зажглись свечи, два старца вышли из алтаря подошли к гробнице воина со словами: «Княже Александре! Восстани и помоги правнуку твоему Димитрию, одолеваемому иноплеменными». Тогда святой Александр восстал, как живой, из гроба, и все трое вышли из церкви.
В чудесных видениях князь Александр появляется народу: над Владимиром
в 1491 году, предупреждая о пожаре;
в 1552 году в походе на Казань царя Ивана Грозного во время молебна исцеляется слуга царя от болезни рук, и русские удачно закачивают поход;
в 1572 году в битве русского войска при Молодех с крымским ханом Девлет-Гиреем ;
в 1812 году во время Бородинского сражения, а в 1941 году, когда немцы подходили к Москве, переломный момент в битве под Москвой пришелся на день памяти святого А. Невского. И много других чудес происходит по молитвам святого князя.
После Куликовской битвы в 1381 году состоялось первое открытие мощей
Александра Невского. Мощи оказались нетленными, хотя пребывали в земле 117 лет.12 сентября в 1724 году, в День памяти святого Александра, по велению Петра Великого нетленные мощи благоверного князя были перенесены из Владимира в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру. Сам Петр нес драгоценную святыню в монастырь.
И в настоящее время к мощам святого князя Александра Невского приходят много мирян и просят его о помощи
Святый Благоверный княже Александре, моли Бога о нас.
Литература и интернетресурсы
1.Сахаров А.Н. Александр Невский. Имя Россия. Исторический выбор 2008/ А.Н.Сахаров-М.; Астрель, 2008-128с.
2.Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России М., 1989г. С.144
3.Кирпичников А.Н. Ледовое побоище 1242 г.: Новое осмысление // Вопросы истории. — 1994. —№ 5. —С. 162—166.
http://www.a-nevsky.ru/library/shishov-aleksandr-nevskiy13.htm
http://ru.wikipedia.org
http://days.pravoslavie.ru