МБДОУ «ЦРР» д\с №38
Творчество Фазу Алиевой
Воспитатель:Мутаева Ибизат М.
Цель: привлечение внимания детей к истории родного края и культуре, а также развитие духовных традиций и ценностей горцев на примере творчества Народного поэта Республики Дагестан Фазу Алиевой.
Основные задачи:
- рассказать детям о жизни и деятельности Народной поэтессы Республики Дагестан Фазу Алиевой;
- развить у дошкольников интерес к изучению дагестанской литературы и культуры;
- воспитать чувства патриотизма, уважения к истории родного края и культуре своего народа.
Необходимое оборудование: книги Фазу Алиевой, мультимедийная презентация.
Ход занятие
Родина!
Скажи мне, кто впервые
Научил меня любви такой,
Кто вписал мне в сердце твое имя,
Чтоб всегда стучало под рукой?
Фазу Алиева
Вос.: Горцы говорят: Чтобы ощутить высоту горы, надо с нее посмотреть вниз. Чтобы ощутить настоящее и увидеть перспективы будущего, нужно вспомнить прошлое.
Самое главное богатство Дагестана, конечно же, его люди: государственные деятели и политики, ученые, писатели и поэты, мастера живописи и культуры, спортсмены, землепашцы, садоводы и животноводы, - все они из века в век творили и продолжают творить историю республики, её величие, славу и гордость, достойно представлять Республику Дагестан не только в России, но и во многих странах мира.
К этой славной плеяде людей, чьи дела и мысли составляют национальную гордость Дагестана, его прошлое, настоящее, и, несомненно, будущее, относится Народная поэтесса Дагестана, Фазу Гамзатовна Алиева
1 января 2016 года не стало Фазу Алиевой. Ей было 83 года. В Дагестане ее называли Фазу. Просто Фазу, без фамилии. Фазу была одна. Может быть, именно это редкое имя– предопределило ее необычную судьбу. Дочь простой санитарки стала первой национальной поэтессой Дагестана.
1. Выразительное чтение стихотворений
Отчизна!
Наша гордость и отрада!
Я - птица твоего большого сада,
И голосу доверься моему.
Тебе служить - вот высшая награда,
И если от меня
хоть что-то надо,
По первому же знаку
Я пойму!
Ведь все,
что с детства ты дарила мне,
В крутой дороге я не растеряла,
А собирала
с самого начала
И берегла в душе,
На самом дне,
И в песенный мой голос превращала,
Его очистив,
как металл в огне.
Фазу Алиева
Вдвоем в огне
Я помню, в детские года мне говорила мать:
Одно полено в очаге огня не может дать,
Но если два полена в нем сомкнули два плеча,
Их дружба – до последних искр – ярка и горяча.
Мы бросили себя в огонь, – и верить я хочу,
Что будем в очаге любви гореть плечо к плечу,
Гореть все ярче и больней, все жарче и дружней,
Покуда не сгорим дотла в огне ночей и дней.
Одно полено в очаге огня не может дать,
Но двое нас, и нам в двоем одним огнем пылать, –
Пусть людям станут очагом надежды и тепла
Два наших сердца, две судьбы, два пламенных крыла.
И есть в горах неписаный закон!
И есть в горах неписаный закон,
Хранимый с незапамятных времен:
Все мужество – души орлиный взлет –
Отец сынам в наследство отдает.
Пусть это мужество хранят сыны
И в годы мирных дел, и в дни войны,
Пусть и в трудах, и в праведном бою
Прославят землю отчую свою!
Есть и другой неписаный устав:
Любая девушка, замужней став,
Как дар заветный, дочерям должна
Всю красоту свою отдать сполна.
Пускай проводят в радости они
Весны своей улыбчивые дни,
Когда ж их годы юности пройдут,
Пусть юным этот дар передадут.
Какой бы ты красивой ни была,
Какой бы горделивой ни была,
Не зазнавайся – помнить ты должна,
Что красота лишь в долг тебе дана.
И чтоб должницей вечною не стать,
Ее должна ты дочкам передать,
Чтоб с гордостью несли они черты
Подаренной тобою красоты.
Сказал сосед с достоинством во взоре
Сказал сосед с достоинством во взоре,
Что он поймал, принес в свое жилье
И приручил морскую чайку. Вскоре
Он пригласил нас посмотреть ее.
Я глянула – и сердцу стало жарко.
Меж крякающих уток у пруда
Была она... Такой картины жалкой
Я больше не видала никогда.
Счастливого пути, сынок!
Не на пороге
Дают мужчинам цену,
А в дороге.
- О чём писала Ф. Алиева в стихотворении …?
- Какова главная мысль стихотворения?
- С какой интонацией нужно читать это стихотворение?
- К кому обращается поэтесса?
- Какие средства художественной выразительности встречаются в стихотворении?
2. «Пять шляп».
Цвет каждой шляпы имеет своё значение. И в соответствии со значением цвета вы получаете своё задание.
Красная шляпа (чувства) – что вы чувствуете по отношению к герою.
Жёлтая шляпа (оптимизм) – что хорошего можно взять из произведения для себя.
Синяя шляпа (управление, размышление) - дайте совет герою или читателю.
Белая шляпа (учёный) - чему следует поучиться у героя.
Зелёная шляпа (творчество) – продолжите стихотворение рассказом.
- Возьмите шляпы и выполните задания.
4-5 учащихся читают стихи Ф. Алиевой
Ключевым словом нашего занятие стало слово «Родина», «Мать»
Воспитатель делит детей на 2 группы, чтобы каждая команда составила синквейн со словами родина и мать. Например:
Родина
Многонациональная, великая
Защищать, гордиться, ценить.
Родина там, где чувствуешь себя как дома.
Отчизна
4.Собрать пословицы о Родине, о дружбе
На своей земле и бык силен.
Свою землю и табун знает.
На дружеское слово дружески и отвечать надо
Старшим место уступи, младшим помощь окажи.
Скотину, отставшую от стада, волк съедает; человек, отделившийся от народа, погибает.
4-5 учащихся читают стихи Ф. Алиево
6. «Угадай вопрос»
Вышедшему к доске ученику даю карточку с вопросом. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Остальным нужно догадаться, каким был вопрос.
-Где родилась Фазу Алиева?
-Назови отчество Ф. Алиевой.
- Сколько детей росло в семье Ф. Алиевой?
- О чем писала Фазу Алиева в своих стихотворениях?
- На каких языках писала Ф. Алиева?
Воспитатель: Дагестан – страна гор. Суровый, гордый и независимый народ создавал и создает историю Дагестана: его славное прошлое, созидательное настоящее и перспективное будущее. Мы приоткрыли одну страничку истории Дагестана, связанную с деятельностью и творчеством Народной поэтессы Республики Дагестан Фазу Алиевой, настоящей дочери дагестанского народа, искренне и преданно любящей свою республику, свои горы, никогда не забывающей о своих корнях, своих истоках. Можно с уверенностью сказать, что наши дагестанские горы, немые свидетели истории, увидят обновленный, возрожденный, процветающий Дагестан. А иначе и быть не может, народ, у которого есть такие поэты, как Расул Гамзатов и Фазу Алиева, такая музыка и такие танцы, не даст погаснуть очагу, родина которого – горы!
Вдруг тучи, и тучи, и тучи вокруг...
Вдруг тучи, и тучи, и тучи вокруг.
Неласковым небо становится вдруг.
Но гром отгремит, отозлится гроза
И дождь… И веселое небо - в глаза.
Не так ли мы - разругаемся вдруг, -
И тучи, и тучи, и тучи вокруг.
Но гром отгремит, дождь прольется, и вновь,
Как небо, очищена наша любовь.
Вера в жизнь
В каждом живет сокровенное чувство,
Оно сокровенней, чем даже любовь.
Неведомыми, потайными путями
С рожденья оно проникает в душу,
Становится воздухом в наших легких,
Током кровинок, что в жилах бегут.
Не вспомнить ни дня, ни часа, ни мига,
Когда это чувство пришло впервые,
Когда эта самая первая капля
Из будущего океана жизни
Бесшумно и неодолимо проникла
В сердце младенческое твое.
Весь мир я в любви растворила твоей...
Весь мир я в любви растворила твоей -
В любви, что похожа на горный ручей,
Ведь чистой водой, родниковой водой,
Мой друг, не напишешь и буквы одной.
Чтоб строки мои стали ярче, видней,
Все чувства в любви растворяю твоей, -
Вот так акварель растворяют сперва,
Чтоб стала способною на волшебства.
Вкус молока
Недаром говорят: пусть в жизни нелегко,
Но материнское поможет молоко -
Святое молоко, что ты младенцем пил,
Что стало родником твоих надежд и сил.
Я снова погостить приеду в наш аул,
Услышу крик орлов, ущелий влажный гул
И снова на губах почувствую слегка
Вкус материнского святого молока.