
Филименюк Константин Казимирович- педагог дополнительного образования, Городского центра технического творчества г.Актобе, руководитель кружка «Судомодельный», кандидат в Мастера спорта по судомодельному спорту, Национальный судья по авиа и ракетомодельному спорту.
Технология изготовления парусов
В настоящее время в мире работают множество фирм, которые занимаются изготовлением наборов для технического моделирования. К таким наборам так же относятся и сборные пластиковые модели кораблей. Они предназначены в первую очередь для тех, кто собирает модели кораблей в домашних условиях. Производители конечно стараются упростить процесс сборки модели и порой идут на всякого рода упрощения. Которые в свою очередь не всегда идут на пользу при изготовлении модели корабля. Таким ярким примером является комплектование модельных наборов парусных кораблей – парусами выполненные из пластика. Конечно паруса изготовленные из пластика, которые идут в модельных наборах производителей пластиковых моделей кораблей, удобно использовать при создании моделей кораблей. Но они как правило сделаны без учета реальной конструкции самих парусов. На таких парусах нет шкаторин, кантов, нашивок, стоплатов, ликтросов, кренгельсов, ревантов, риф – сезней, только обозначены полотнища. И если на мелком масштабе 1: 350 они еще будут нормально смотреться, то на масштабах от 1: 200 и крупнее, для серьезного моделиста ,отсутствие всех этих, перечисленных выше элементов, уже режет глаз. Поэтому такие из пластика я рекомендую заменять на паруса изготовленные из другого материала. Для парусов моделей кораблей в масштабе 1 : 200 лучше всего подходит бумага ,так как структура ткани , какой бы она тонкой не была, не подходит по масштабу. Поэтому для такого масштаба как 1 :200 целесообразно использовать все таки бумагу.
Материалы и инструменты
Для изготовления парусов нам понадобятся следующие расходные материалы:
бумага для выпечки или папиросная бумага.
Клей ПВА
Коричневые нитки.
Медная проволока толщенной 1 мм.
Матовый акриловый лак.
Для изготовления парусов нам понадобятся следующие инструменты:
1 Ножницы.
2 Швейная иголка.
3 Линейка.
4 Ластик.
5 Простой карандаш.
6 Модельный пластиковый коврик с рифленой поверхностью.
7 Аэрограф.
Технология изготовления парусов
Из всех типов бумаги нам лучше всего подходит, бумага для выпечки. Можно конечно использовать и папиросную бумагу, но тогда ее придется подкрасить в желтовато-коричневый цвет. Бумага для выпечки – уже имеет нужный нам оттенок цвета. Поэтому остановимся на данном типе бумаги. Бумага для выпечки продается как в рулоне так и нарезанная на форматы А – 4 и А – 3. Если будем использовать папиросную бумагу,то тогда придется на принтере произвести полную заливку листа с обоих сторон в желто – коричневый цвет – цвет парусины.
После того как определились с материалом для изготовления парусов, берем и переносим размер паруса, «вакушки» на лист бумаги. Здесь есть два варианта переноса размеров. Первый : вырезать «вакушку», и наколоть иглой углы паруса. Второй: перенести размеры на бумагу с помощью гибкой металлической линейки. Лично я пользовался по очереди обеими способами.

2

После чего твердым простым остро заточенным карандашом нарисуем всю конструкцию паруса : шкаторины, канты, нашивки, стоплаты, ликтросов, кренгельсов, ревантов, риф – сезней и прочее. Также расчертим по краям контура паруса запас для подгиба шкаторин.

После всего этого, для того чтобы перенести изображение этих всех элементов на обратную сторону заготовки, надо по линейке продавить все линии ушком швейной иголки. Всю эту работу лучше всего проводить на пластиковом коврике с рифленой поверхностью. Тем самым достигается передача структура швов паруса модели. 
Перевернув лист бумаги, обводим полученные выпуклости простым карандашом.


После чего приступаем к вырезанию заготовки паруса. На следующем этапе приступаем к изготовлению ликтросов. На места подгиба шкаторин приклеиваем нитки разведенным клеем ПВА. Клей ПВА нужно развести водой в соотношении примерно на одну часть клея ПВА три части воды. Концы нитей нужно оставить длинными, то есть достаточными для последующей привязки к ним колец или привязки ими паруса к реям.


Теперь приступим к изготовлению кливеров. Также как и на прямых парусах мы выполняем все те же операции последовательно. После проклейки ликтросов, делаем проколы швейной иголкой в шахматном порядке вдоль длиной стороны кливера, для того чтобы в дальнейшем сделать слаблини.

Подложив со стороны ликтроса тонкую медную проволоку (можно использовать одну жилу витой пары), с помощью швейной иглы надо протянуть нитку через эти отверстия, прихватив проволоку к парусу ниткой.

Выбрав всю слабину из петель слаблиня, загнув шкаторину и приклеить ее к парусу, разведенным клеем ПВА

После полного высыхания клея ПВА, клей должен высохнуть естественным путем, аккуратно вытягиваем проволоку из полученных, таким способом петель.

Подогнув и приклеив все шкаторины получаем почти готовые паруса. Осталось только привязать на нижние шкотовые углы колечки и придать парусам надутость.

Колечки можно использовать от самой мелкой цепочки или навить самому из медной проволоки. Колечки надо привязать к оставленным концам ликтроса впритык к парусу.
«Надутость» парусов делается довольно просто. Для этого надо смазать всю внутреннюю поверхность паруса (на которую подгибались шкаторины) разведенным клеем ПВА и положить на горячую батарею или горячий утюг. За счет быстрого высыхания клея ПВА, бумага будет выгибаться пузырем. Поверхность в результате этого процесса получается слегка глянцевой. Но этот недостаток легко устраняется покрытием матовым акриловым бесцветным лаком. Лак лучше всего наносить тонким слоем при помощи аэрографа.



Изготовление парусов из туалетной бумаги.
Для изготовления парусов выбирают туалетную бумагу без перфорации. Отрезается нужный кусок бумаги и проглаживаются горячим утюгом для того, чтобы убрать складки и заломы. После чего растелим заготовку на листе пластика ПВХ и пропитаем раствором ПВА. Пропорции раствора 3 части ПВА на 1 часть воды. Пропитываем, смазывая бумагу широкой мягкой кистью. Подкрашивать бумагу не нужно, так как она имеет естественный сероватый оттенок. Лист ПВХ имеет шероховатую матовую поверхность. Поэтому после высыхания клея ПВА, заготовка приобретает шероховатую матовую поверхность и глянец не образуется.




Пока заготовки сохнут, на листе бумаги сделаем чертеж парусов. Механическим карандашом с мягким грифелем В или 2В толщиной стержня 0,5 мм вычерчиваем контуры паруса и сшивки полотнища. Линии чертим с сильным нажимом.


После чего высохшую заготовку паруса, которая стала достаточно жесткой, расстилаем на том же листе ПВХ, положив на нее чертеж изображением вниз, приглаживаем тупым гладким концом ножниц все линии чертежа. Таким образом, чертеж переносится на заготовку в виде бледных линий. В данный момент главное не сдвинуть с места лист бумаги до окончания приглаживания всех линий. Но, если вдруг лист с чертежом сдвинулся и у вас получается совместить его с уже проглаженными линиями, то расстраиваться не стоит. Весь этот результат можно стереть с заготовки обычным ластиком. Когда данный процесс выполнен, на заготовке есть бледный чертеж паруса. Теперь нужно привести его в нормальный вид. Границы паруса обвожу тем же карандашом с тем же стержнем В или 2В. А вот имитацию сшивки полотнищ проводим более твердым грифелем 2Н и без сильного нажима, чтобы не порвать или проткнуть парус. После чего переворачиваем парус и повторяем все тоже самое на другой стороне.

Дальше мы определяемся с лицевой и задней стороной паруса и на задней стороне шилом под очень острым углом к плоскости паруса продавливаем линии сшивки полотнищ. Основное полотно паруса готово. Осталось дело за деталями паруса: шкаторины, риф-банты, шкотовые и боковые нашивки, стоплаты.
Из той же пропитанной клеем ПВА туалетной бумаги нарезаем полосы бумаги. Ширину полос делаем в два раза шире деталей, для которых они предназначаются. Так, например, ширина шкаторин 3 мм, а полосы для них вырезаем шириной 6 мм.
Затем, за границами паруса карандашом делаем метки, по которым будут идти края полос, и, смазав парус уже не разбавленным клеем ПВА, накладываем полосы по местам. После точного расположения полос, проходим по ним кистью, смоченной водой для лучшего пропитывания их клеем.
Теперь переходим к приклеиванию ликтросов. Для этого с помощью остроотточенной зубочисткой на торец паруса наносим густой клей ПВА и приклеиваем нить, попутно этой же нитью формируем кренгельсы, путем укладки нити петлей. Начинать приклейку ликтроса лучше с центра верхней шкаторины – там не так будут заметны стыки нитей.
Теперь делаем риф – сезни. Их делаем из тонкой нити. Сначала завязываем узелок на ней. Потом иголкой протягиваем сквозь риф – бант и фиксируем клеем ПВАю для того, чтобы нитка не топорщилась пропитываем ее жидким клеем ЦА и удерживаем в нужной позиции до полного высыхания.
Когда все риф – сезни сделаны, подрезаем их до нужной длины. Парус готов!
Заключение
На изготовление одного паруса по данной технологии уходит примерно три часа. Паруса на модели корабля выглядят более естественно . Даная технология доступна даже начинающим судомоделистам.
Следующим этапом в создании достоверных парусов на моделях кораблей является нанесение эмблем, гербов, крестов и других элементов. При этом на первое место выходит параметр 100% достоверности с детальной прорисовкой всех элементов. Если рисунок на парусе выполняется вручную, то для этих целей используются специальные профессиональные краски. Их отличительными особенностями являются:
- устойчивость к выгоранию под действием солнечных лучей;
- отсутствие подтеков в процессе нанесения;
- высокая четкость;
- яркие оттенки.
Кроме того, такая краска «безболезненно» выдерживает даже несколько стирок парусов.
Это краска Idea. В тюбике – контур Decola. Наверное, в художественных салонах, можно купить аналогичную краску, не уступающую по свойствам. Для нанесения краски используются обычные беличьи и колонковые кисти.
Наносить эти краски нужно обычными кистями – беличьими или колонковыми. Другими кистями краску на паруса наносить не рекомендуется, так как результат в разы будет на много хуже.
Для достижения большей реалистичности изображение на парусе наносится с обеих сторон. Сначала следует подготовить на парусе подходящий карандашный эскиз герба или другой эмблемы. Только после этого можно приступать к нанесению первого слоя краски. Каждый последующий слой допускается наносить только после полного высыхания предыдущего слоя краски на парусе. Для придания эффекта реалистичности, контур можно обработать позолотой. Спустя сутки готовый рисунок в течение пяти минут следует закрепить на парусе посредством глажки горячим утюгом, предварительно накрыв парус несколькими слоями ткани. Ни в коем случае нельзя использовать пар. После такой сушки полностью удалить рисунок с паруса не удастся.
Собирая различные модели кораблей с уже готовыми заготовками гербов и картинок, необходимо сначала распечатать их на принтере, на особой термотрансферной бумаге. После этого изображение переводят с помощью утюга на парусе. По сути, процесс оформления имеет явную аналогию с проявлением пленки фотоаппарата , с той разницей, что здесь негатив накладывают на парус, подвергая ее просушки в особых условиях. Аналогичная технология используется для создания флагов, вымпелов. Вся процедура не займет много времени, а конечный результат превзойдет ожидания.
Обычно модели парусных кораблей оснащают парусами, с полотен, которых полностью удален крахмал. Процедура нанесения изображений завершается покрытием полотен парусов нитро лаком, который распыляют из баллончика или наносят при помощи аэрографа. В случае, если модель будет храниться без витрины, паруса вполне обязательно могут запылиться. По этой причине необходимо периодически стряхивать с них пыль специальной мягкой кисточкой. Это позволит гораздо дольше сохранять первоначальный внешний вид паруса и радоваться созданной своими руками модель парусного корабля.