Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Кардымовская «Детская школа искусств»
/Художественное отделение/
«Утверждаю»
Директор А.А. Поляченкова
____________________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»
ВО.00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Рабочая программа по учебному предмету
В.ОО.В.01 ЛЕПКА
Разработана на основе
Федеральных государственных требований
к дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе
в области изобразительного искусства
«Живопись».
Составитель - Яковлева Вера Иовна
Преподаватель лепки, рисунка, композиции, живописи МБОУ ДОД « ДШИ»
2015-16 уч.год
Кардымово 2015 г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Лепка» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
Учебный предмет «Лепка» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства, является одним из предметов обязательной части предметной области «Художественное творчество».
Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.
Особенностью данной программы является сочетание традиционных приемов лепки пластилином, глиной, соленым тестом с современными способами работы в разных пластических материалах, таких, как пластика, скульптурная масса, текстиль, чулочный трикотаж, что активизирует индивидуальную творческую деятельность учащихся.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Лепка» при 5-летнем сроке обучения
составляет 368,5 часа, ИЗ НИХ:
245,5 часов - АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ,
122,5 часа - САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Срок реализации учебного предмета Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия по предмету «Лепка» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 6 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу. Недельная нагрузка в часах:
1-3 классы - 2 часа в неделю- аудиторные занятия
1-3 классы - 1 час в неделю, самостоятельная работа
4 класс – 1,5 час - аудиторные занятия,
1 час - самостоятельная работ
Цели учебного предмета
Целями учебного предмета «Лепка» являются:
Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.
Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте.
Формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области художественного творчества, позволяющих в дальнейшем осваивать учебные предметы дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».
Задачи учебного предмета
Знакомство с оборудованием и различными пластическими материалами: стеки, ножи, специальные валики, фактурные поверхности, пластилин, соленое тесто, пластика – масса, текстиль, трикотаж).
Знакомство со способами лепки простейших форм и предметов.
Формирование понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция».
Формирование умения наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.
Формирование умения передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов.
Формирование умения работать с натуры и по памяти.
Формирование умения применять технические приемы лепки рельефа и росписи.
Формирование конструктивного и пластического способов лепки.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); практический;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться сетевыми ресурсами для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по специфике предмета.
Мастерская для занятий лепкой оснащена удобной мебелью (столы и стулья), подиумами, натюрмортными столиками, компьютером, интерактивной доской.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Лепка» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления.
Содержание программы включает следующие разделы:
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Первый год обучения 1. Раздел «Материалы и инструменты»
Тема: Выполнение композиции из сплющенных шариков.
Закрепление изученной техники. Формирование умения перерабатывать природные формы, развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления. Творческое задание: «Бабочки», «Рыбка». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение набросков и зарисовок - «Бабочка», «Рыбка».
Тема: Выполнение плоской композиции из жгутиков. Закрепление изученной техники. Творческое задание: «Барашек», «Дерево», «Букет цветов». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение эскиза к творческому заданию
2. Раздел «Пластилиновая живопись»
Тема: Локальный цвет и его оттенки. Получение оттенков цвета посредствам смешивания пластилина. Знакомство с техникой «Пластилиновая живопись». Работа по шаблону. Осенние листья, бабочка и др. Развитие образного мышления, способность передать характер формы. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: формирование гербария из листьев, разных по форме и цвету.
Тема: Закрепление техники «Пластилиновая живопись». Закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях, умение прорабатывать композицию. Композиция в материале: «мое любимое животное», «игрушка». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение этюдов мягких игрушек или домашних животных.
Тема: Выполнение творческой работы в технике «Пластилиновая живопись». Формирование способности добиваться выразительности композиции. Творческое задание: «Космос», «Летний луг». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: просмотр книжных иллюстраций, подбор иллюстративного материала для творческой работы.
3. Раздел «Пластилиновая аппликация»
Тема: Знакомство с приемом «пластилиновая аппликация».
Формирование умения равномерно раскатывать пластилин и вырезать из него стеками различные формы. Выполнение композиции: «Посудная полка», «Аквариум». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок силуэтов посуды сложной формы.
Тема: Интерпретация природных фактур. Развитие наблюдательности, фантазии, мелкой моторики. Упражнения: выполнение фактуры перьев, меха, кожи животных и птиц. Применение знаний в творческой композиции «Зоопарк», «Домашние животные». Использование картона, цветного пластилина, мелких предметов (канцелярские принадлежности, швейные принадлежности и др.) Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом, подбор фотографий, открыток для работы в материале.
Тема: Выполнение композиции «Лоскутное одеяло» в рамках тем: «Бабушкин сундучок», «Швейная фантазия», «Канцелярский мир» и др. Формирование навыков поэтапной работы (выполнение оттисков, комбинирование, составление композиции). Использование картона, цветного пластилина, мелких предметов, тканей разных фактур, природных материалов и др. Самостоятельная работа: разработка эскиза работы «лоскутное одеяло».
4. Раздел «Полуобъемные изображения»
Тема: Знакомство с выполнением невысокого рельефного изображения. Формирование умения набирать массу изображения, способом отщипывания пластилина от целого куска и наклеивания на изображение - шаблон. Композиция «Репка», «Свекла», «Морковь» «Яблоко», «Ягоды», «Виноград» и др. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок овощей, фруктов, ягод.
Тема: Закрепление умения набирать полуобъемную массу изображения. Дальнейшее формирование умения работать с полуобъемным изображением, дополнение композиции мелкими деталями. Композиция «Божья коровка», «Жуки», «Кит». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом.
Тема: Выполнение тематической композиции. Работа над сложной полуобъемной композицией: создание предварительного эскиза, поиск пластического и цветового решения, выполнение работы в материале. «Новый год». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение композиционных поисков для тематической композиции.
5. Раздел «Объемные изображения»
Тема: Лепка геометрических форм. Знакомство с объемом, первоначальные навыки передачи объема. Упражнение на выполнение шара (глобус), куба (кубик для настольных игр), конуса (мороженое). Выполнение задания «Трансформер». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: изображение геометрических фигур.
Тема: Закрепление навыков работы с объемными формами.
Закрепление предыдущего материала, развитие фантазии, воображения. Выполнение композиции «Чудо-дерево». Использование картона, цветного пластилина, бусин, лент, пайеток. Самостоятельная работа: выполнение эскиза Чудо-дерева.
6. Раздел «Материалы и инструменты. Папье-маше»
6.1 Тема : Знакомство с техникой папье-маше. Физические свойства материала. Инструменты и материалы. Знакомство с технологией изготовления изделий из папье-маше, областями его применения - театральное искусство бутафория, реквизит. Предмет из папье-маше может служить и украшением. Демонстрация изделий из папье-маше. Самостоятельная работа учащихся над эскизами декоративного блюда.
6.2 Тема: Изготовление из пластилина модели блюда. Дальнейшее формирование работы с полуобъемными изображениями геометрической формы. Формирования навыка поэтапной работы и навыка набирать массу способом отщипывания от целого куска.
6.3 Тема: Изготовление блюда из папье-маше. Формирование навыков ведения работы методом наслоения полосок бумаги, чередуя слои - вертикальный, горизонтальный слой. Армирование слоев марлей, сушка, грунтовка, шлифовка блюда. Роспись акриловыми красками и декорирование фурнитурой (паетками, бисером, пуговичками и тд.)
Второй год обучения
1. Раздел «Соленое тесто»
Тема: Вводный урок. Знакомство с техникой «Соленое тесто». Физические и химические свойства материалов. Инструменты и материалы. Знакомство с технологией изготовления соленого теста, его физическими и химическими свойствами. Знакомство с инструментами и материалами. Использование муки, воды, соли. Самостоятельная работа: выполнение несложных элементов: шарик, «колбаска», жгут, и др.
Тема: Полуобъемная композиция «Цирк» в технике «соленое тесто» с применением гуаши. Формирование умения сохранять цельность композиции, работая с мелкими деталями. Гармонизация цветового ряда. Самостоятельная работа: просмотр книжных иллюстраций, подбор материала по теме «Цирк».
Тема: «Театральная кукла». Формирование умения лепить образ куклы-персонажа любой сказки для детского пальчикового театра. Изготовление кукол для пальчикового театра. Использование муки, воды, соли (для головки), тканей, лент, пуговиц (для костюма). Самостоятельная работа: выполнение эскиза будущей куклы.
2. Раздел «Пластилиновая композиция»
Тема: «Изразец». Знакомство с русскими изразцами. Формирование навыка стилизации природных форм в орнамент. Изготовление плакетки для изразца, нанесение орнамента. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: Подбор иллюстративного материала по теме «Орнамент».
Тема: Коллективная работа «Русская печка»
Формирование навыков работы над коллективным заданием. Выполнение плоскостной композиции из фрагментов изразцов, выполненных на предыдущем уроке. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала по заданной теме.
Тема: Изготовление магнита на тему «Теремок». Формирование способности добиваться выразительности образа, развитие фантазии, воображения. Выполнение плоскостной композиции с применением объемных деталей. Использование картона, цветного пластилина, магнитной ленты. Самостоятельная работа: подбор и просмотр иллюстраций о временах года.
3. Раздел «Фактуры в пластилиновой композиции»
3.1. Тема: Изготовление «фактурных валиков» для дальнейшего использования в пластилиновых композициях. Формирование пространственного мышления, творческого воображения. Технология изготовления фактурного валика, знакомство со способом работы.
Использование цилиндрических форм (основа для валика), цветного пластилина, клея. Самостоятельная работа: изготовление собственных валиков, выполнение разнообразных фактур.
Тема: Выполнение композиции «Замороженное оконце». Применение в работе изученных ранее фактур и приемов. Использование техники «пластилиновая живопись», жгутов, процарапывания др. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение эскиза замороженного окна.
Тема: Дальнейшее знакомство с фактурами, текстурами. Способы выполнения различных фактур, текстур. Развитие наблюдательности, формирование умения работать с природными формами. Упражнение на выполнение оттисков различных поверхностей (камни, фольга, ткани, полиэтиленовая пленка, кора и др.). Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: продолжение выполнения фактур.
Тема: Творческая работа «Пенек с грибами». Применение полученных фактур в композиции «Пенек с грибами». Развитие наблюдательности, формирование умения работать с природными формами. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок грибов с натуры.
Тема: «Морские камешки». Формирование умения передавать характер предметов и поверхностей, их пластическое решение, развитие фантазии. Использование цветного пластилина. Самостоятельная работа: лепка различных камешков.
4. Раздел «Коллаж»
4.1. Тема: Коллаж «Морские сокровища». Закрепление приобретенных знаний, применение их в творческой работе. Развитие способностипередавать выразительность изображаемых фигур, умение сохранять цельность композиции при обработке ее отдельных элементов. Использование картона, цветного пластилина, природного материала. Самостоятельная работа: зарисовка отдельных элементов композиции, работа с иллюстративным материалом.
4.2. Тема: Декоративное панно «Слово-образ». Формирование умения находить цельную форму изображаемой композиции, развитие фантазии, освоение художественных приемов декора. Использование картона, цветного пластилина, природного материала. Самостоятельная работа: работа с книгой. Знакомство со шрифтами, шрифтовыми композициями. Копирование отдельных букв.
4.3 Тема: Декоративное панно «Русская народная сказка» (коллективная творческая работа). Развитие умения передавать характер сказочных персонажей средствами лепки. Развитие навыков работы над коллективным заданием. Использование картона, цветного пластилина, природного материала. Самостоятельная работа: выполнение эскизов к русским сказкам.
5. Раздел «Полуобъемные формы»
Тема: «Декоративная маска» Продолжения знакомства с техникой папье-маше, областями его применения папье-маше, например, театральное искусство - бутафория, реквизит. Кукольный театр - куклы, бутафория, декорации. Знакомство с искусством масок – ритуальные, декоративные, театральные, маскарадные. Самостоятельная работа - выполнение эскизов маски (маски народов мира).
Тема: Изготовление из пластилина модели для маски. Формирование навыка набирать массу изображения способом отщипывания от целого куска. Первоначальное знакомство с пропорциями лица человека. Стилизация черт лица.
Тема: Изготовление маски из папье-маше. Формирования навыков работы методом наслоения клочков рваной бумаги, следя за равномерностью распределения слоев армирование тканью, сушка, грунтовка, шлифовка маски и последующая роспись и декорирование.
6. Раздел «Объемные формы»
Тема: Объемная лепка на тему: «Домашние животные». Развитие наблюдательности, умение подмечать характерные и выразительные движения, позы животных. Выполнение пластического решения с учетом кругового объема. Самостоятельная работа: выполнение фотографий домашних животных. Подбор иллюстративного материала.
Тема: Знакомство с каркасом. Выполнение пластилиновой модели человека. Формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, первоначальные навыки передачи движения. Использование картона, цветного пластилина, проволоки. Самостоятельная работа: фотографирование людей в движении. Сбор подготовительного материала в виде открыток, иллюстраций и фотографий.
Тема: Коллективная творческая работа «Ноев ковчег». Передача взаимоотношений персонажей пластическими средствами, закрепление знаний, умений, полученных за два года обучения по данной программе. Самостоятельная работа: выполнение эскиза композиции «Ноев ковчег», поиск образов персонажей композиции.
Третий год обучения
1. Раздел «Полимерная глина»
Тема: Полимерная глина. Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из полимерной глины. Выполнение простейших форм для бижутерии (бусины, кольца, кубики, плоские формы - колокольчики, бабочки и др.). Формирование художественного вкуса, умения грамотно подбирать цвета. Самостоятельная работа: выполнение несложного украшения из бусин.
Тема: Изготовление украшений. Закрепление полученных навыков выполнения сувениров: брелоков, шкатулки, рамочки для фото. Формирование понятия гармонии, гармоничное сочетание цветов. Самостоятельная работа: выполнение эскизов изделий.
Тема: Изготовление магнитов. Применение полученных знаний в изготовлении сувениров, например, магнитов. Формирование понятия о декоративности, выразительности образа. Самостоятельная работа: выполнение эскизов изделий.
2 Раздел Полуобъемные формы
Тема 2.1 Скульптурно-текстильная техника. Техника чулочного трикотажа. Знакомство с лучшими образцами текстильной куклы известных мастеров. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.
2.2 Тема : Барельефная кукла. «Бабуся», «Морской волк», «Старик Хоттабыч», «Мюнхгаузен». Формирование деталей головы из чулочного трикотажа, синтепона, оформление фона (картон, ткань), использование природных материалов - лен, пенька, кожа; фурнитура - бисер, декоративные шнуры и тд. Развитие фантазии, образного мышления, умение передать характер персонажа .
2.3 Тема: Декоративное панно «Царевна-лебедь», в технике чулочного трикотажа «Царь-Дадон», «Шахерезада». Выполнение пластического решения в выбранном материале.
2.4 Тема: «У самовара» Развитие наблюдательности,, передача характерного и выразительного силуэта, движения. Создание единого колорита.
2.5 Тема: Коллективная работа: Выполнение тематической композиции «Лукоморье». Передача взаимоотношений персонажей пластическими средствами. Закрепление знаний и умений в работе техники чулочного трикотажа.
3. Раздел «Пластилиновая композиция»
Тема: Натюрморт. Выполнение тематического натюрморта из нескольких предметов. Передача основных пропорций и характера предметов. Работа с натуры. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение эскизов натюрмортов.
Тема: Композиция-панорама «Рыцарский турнир», «Бал».
Формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, первоначальные навыки передачи движения. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
Раздел «Объемные формы»
4.1 Тема: «Геометрическая пирамидка» развитие наблюдательности, фантазии,
образного мышления, формирование умения передавать пластику объемных форм
средствами лепки. Изучение и изготовление геометрических тел.
4.2 тема: «Шахматное королевство» Закрепление умений передачи пластики объемных
форм, применение знаний конструкции геометрических тел.
4.3 Тема: «Рисование с натуры чучел птиц и животных»
4.4.Тема: Творческая работа «Басни», «Птичий двор». Дальнейшее формирование понятия о декоративности, выразительности образа. Самостоятельная работа: зарисовки птиц и животных.
4.5 Тема: Работа с каркасом. Знакомство с каркасом. Технические особенности изготовления объемной фигуры с каркасом. Выполнение композиции - животные: «Динозавр», «Лошадка», «Ослик», «Обезьяна», «Жираф». Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
4.6 Тема: Человек. Дальнейшее формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, передачи движения. Выполнение фигуры в движении: «спорт», «на катке», «танец» и др. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
4.7 Тема: Человек и животное. «Хозяин и его животное», «Охота», «Цирк». Дальнейшее формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, животных, передачи движения. Поиск выразительного пластического решения. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
4.8 Тема:» Коллективная работа «Пираты», «Каникулы», «Виртуальный мир» и тд. Передача взаимоотношений персонажей пластическими средствами, закрепление знаний и
И умений, полученных за три года обучения .
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа учебного предмета «Лепка»:
Знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция».
Знание оборудования и различных пластических материалов.
Умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.
Умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов.
Умение работать с натуры и по памяти.
Умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи.
Навыки конструктивного и пластического способов лепки.
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме творческих просмотров работ учащихся во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях за счет аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка за полугодие. Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий контроль), может проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения тематических кроссвордов, тестирования.
Критерии отметок
Оценивание работ осуществляется по следующим критериям:
"5" («отлично») - ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил фантазию, творческий подход, технически грамотно подошел к решению задачи;
"4" («хорошо») - в работе есть незначительные недочеты в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность;
"3" («удовлетворительно») - работа выполнена под руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, работа выполнена неряшливо, ученик безынициативен.
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации педагогическим работникам
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.
Помимо методов работы с учащимися, указанными в разделе «Методы обучения», для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся программой применяются также следующие методы:
- объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
- частично-поисковые (выполнение вариативных заданий); творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах); исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов);
- игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение праздников и др.).
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у учащихся заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами мастеров, народных умельцев, скульпторов, керамистов. Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих мероприятиях).
Несмотря на направленность программы на развитие индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить коллективные творческие задания. Это позволит объединить детский коллектив.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено ведение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнения к изученным темам, рисование с натуры, эскизирование). Учащиеся имеют возможность посещать ремесленные мастерские (скульптура, керамика), работать с книгой, иллюстративным материалом в библиотеке.
6. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;
демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.
7. СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Н.А.Горяева «Первые шаги в мире искусства» Москва «Просвещение» 1991.
И.Богуславская «Добрых рук мастерство» М. «Искусство» 1976
Е.В.Шорохов «Основы композиции» Москва «Просвещение» 199
Е.В.Киреева «История костюма» Москва «Просвещение» 1976
Хелен Флинг «Куклы-марионетки» Санкт-Петербург «Литера» 2000
Елена Артамонова «Куклы» Москва «Эксмо-пресс» 2000
Фольфганг Брун, Макс Тильке «Всеобщая история костюма» Москва «Эксмо» 2007
Мэри-Энн Кол «110 творческих заданий для детей по лепке и модели-рисованию» Минск «Попурри» 2009
Т.Н Карманенко, Ю.Г.Карманенко «Кукольный театр - дошкольникам» Москва «Просвещение» 1982
«Изобразительное искусство и художественный труд» Москва «Просвещение» 1991
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Просвещение, 1980
Дайн Г.Л. Русская народная игрушка.- М.:»Легкая и пищевая промышленность» 1981
Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.-«Просвещение»1988
Пармон Ф. М., Кондратенко Т. П. Рисунок и графика костюма.- М. Легкомбытиздат 1987.
Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство.- М. «Дрофа» 1995
Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. - М.: «Сварог и К», 1999. с.129, 135, 150
Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Педагогика, 1982
18. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. - М.: Просвещение, 1985