Щербакова Калина Сергеевна
9 класс, МКОУ Старомеловатская СОШ,
Петропавловский муниципальный район
Руководитель:
Улезько Галина Филипповна,
учитель биологии
МКОУ Старомеловатская СОШ
Учебно – исследовательская работа
«Ёж обыкновенный: прогресс или регресс?»
I. Введение.
Он, как ёлка,
Весь в иголках,
Ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей.
(Г. Ладонщиков)
Я живу на юго-востоке Воронежской области, где раскинулось наше село Старая Меловая. Что первым делом бросается в глаза? Бескрайние распаханные чернозёмные поля, редкие перелески, украшенные белоствольными берёзами, балки и овраги (рис.1). Обитателями этих мест преимущественно являются грызуны, насекомоядные млекопитающие и птицы.
На уроках биологии я узнала, что хорошо нам знакомый Обыкновенный ёж занесён в Красные книги Карелии, Свердловской, Томской областей и в Красную книгу Москвы. Это животное охраняется в Висимском биосферном заповеднике и национальном парке «Припышлинские боры». Меня заинтересовал вопрос: как чувствует себя этот зверёк в нашей местности, не грозит ли ему исчезновение?
Объект исследовательской работы: Обыкновенный ёж или Европейский (Erinaceus europaeus).
Предмет исследования: охранный статус, экологическое состояние, численность ежей в нашей местности.
Цель моей работы - выяснить экологическое состояние вида «Обыкновенный ёж», не грозит ли ему вымирание.
Задачи:
Собрать научный материал о биологических особенностях вида.
Изучить морфологические признаки животного.
3. Осуществить наблюдение за представителями вида в природной обстановке.
4. Определить черты приспособленности организма к среде обитания.
5. Провести социологический опрос среди обучающихся школы.
Гипотеза: ежегодно страницы Красной книги пополняются новыми видами животных, которым грозит исчезновение. Вид Обыкновенный ёж вызывает наименьшее опасение, так как он хорошо приспособлен к среде обитания.
Актуальность: для того, чтобы растения и животные не исчезали из нашей жизни, каждому человеку необходимо научиться бережному отношению к ним.
Методы исследования: наблюдение, сравнительный анализ, социологический опрос.
II. Основная часть. Ёж обыкновенный: прогресс или регресс?
1. Животный мир села Старая Меловая.
Моё знакомство с фауной родного села началось с раннего детства. Мои родители, бабушки, дедушки, родившиеся тоже здесь, рассказывали много удивительных историй о живой природе Меловой (рис. 2). Так, по рассказам старожилов, из шкурки ежей делали обереги (Приложение 1).
Самые многочисленные обитатели наших степей – это грызуны: мышь полевая, пеструшка степная, полёвка рыжая, мышь лесная, мышь домовая, суслик рыжеватый, сурок степной(байбак), крыса серая. Редко встречается крыса чёрная. Все они приносят значительный вред сельскому хозяйству. Из крупных грызунов распространён заяц – русак. Обитателем открытых степных мест является хорь светлый, который питается мышевидными грызунами. Поселяясь вблизи населённых пунктов, хорь чёрный совершает опустошительные набеги на птичники.
По рассказам местных жителей в окрестных лесах села Старая Меловая до начала шестидесятых годов встречались волки. Так, в 1963 году вблизи сёл Березняги и Дедовка убиты с самолёта пять волков. В 84 году недалеко от села Красносёловка убит волк, но не чистокровный, а помесь волка с собакой; волчица скрылась.
Из промысловых животных изредка можно встретить лося, косулю, енота. В последние годы достигли довольно широкого распространения дикие кабаны и лисицы.
Как утверждают очевидцы, в 1986 году на территории Петропавловского района местные жители видели пару лосей вблизи села Замостье.
Из мелких животных встречаются прыткая ящерица, болотная черепаха, гадюка степная. В водоёмах и вблизи рек – уж водяной, бобр европейский, ондатра, водяные крысы.
В пещере меловых гор у хутора Индычий живут летучие мыши: рыжая вечерница.
В водоёмах встречаются представители земноводных: травяная лягушка, озёрная лягушка. Реже встречается гребенчатый тритон, зато жаба обыкновенная распространена очень широко.
В последние годы редко встречаются в наших краях хищные птицы: скопа, ястреб – перепелятник, кобчик, чёрный коршун.
Из ночных хищников замечали ушастую сову и сову – сплюшку.
2. Распространение, местообитание и образ жизни Обыкновенного ежа.
В самом начале лета, во второй половине дня к нам в палисадник повадился ходить ёж (рис. 3).
Сначала я познакомилась с официальной Интернет – информацией об этом зверьке. Согласно научной классификации, ёж обыкновенный принадлежит к Царству: Животные; Типу: Хордовые; Подтипу: Позвоночные; Надклассу: Четвероногие; Классу: Млекопитающие; подклассу: Звери; Отряду: Насекомоядные; Подотряду: Ежеобразные; Семейству: Ежовые; Подсемейству: Настоящие ежи; Роду: Евразийские ежи; Виду: Обыкновенный ёж.1 (рис. 4)
Я выяснила, что Обыкновенный ёж принадлежит к отряду Насекомоядные (Incectivora) – наиболее древнему отряду млекопитающих. Они жили на нашей планете около 135 миллионов лет назад, в меловой период, вместе с господствующими в те времена динозаврами.
Обыкновенные ежи распространены в центральной и западной части Европы, Сибири. Они имеют разнообразные местообитания. Живут в негустых лесах, вдоль рек. Среди зарослей кустарников, в полях.
Насекомоядные обладают своеобразными чертами строения. Так, у них самое примитивное строение зубов, слабое зрение. Они имеют хорошо развитые обонятельные доли головного мозга, но большие полушария мозга не имеют борозд и извилин. Насекомоядных зверьков можно встретить на земле и под землёй, в воде и даже на деревьях. Большинство ведут ночной образ жизни, но некоторые активны круглосуточно. Долгое время животные способны жить без воды и еды. Главная особенность ежа – это иглы на спине, которые являются защитой от хищников. Питаются в основном насекомыми, но есть среди них и хищники.2
(рис. 5) Оказывается, предки наших ежей были свидетелями формирования наших меловых «гор»! (рис.6), (рис.7).
В научной литературе о еже говорится как о лесном обитателе. Около 250 лет назад леса занимали почти половину территории региона. Ныне же площадь лесов составляет всего лишь 8% от общей площади. Леса большей частью представлены крупными лесными массивами. Это в основном дубравы, занимающие собой почти половину площади всех областных лесов. Больше всего в дубравах растут такие деревья, как дуб черешчатый и липа мелколистная. Животный мир насчитывает порядка 70 видов млекопитающих. Водятся белки, ежи, лисицы, а также еноты, олени и кабаны.3 Как отмечает сайт https://redbook.su/zhivotnye/obyknovennyj-ezh , в последнее время этот вид животных резко сократил численность в привычных местах обитания. И ему в связи с этим потребовался охранный статус, теперь он занесен в Красную книгу РФ. Ещё в 1811 году учёные (П.С.Паллас) показали, что ежи устойчивы к ядам других животных. Они могут без вреда для себя поедать гадюк, нарывников. На ежей слабо действуют такие яды, как мышьяк, сулема.
Эти факты меня заинтересовали, и я решила выполнить исследовательскую работу. Для начала я изучила особенности внешнего строения Обыкновенного ежа (рис.8).
Морфологические признаки. Длина тела ежа составляла 27 см, длина хвоста-2 см, масса тела 750 г.(рис. 2). Уши небольшие, 3,5 см, мордочка вытянутая с острым и блестящим носом. Глаза яркие, чёрные, блестящие, круглые, немного выпуклые. Лапки имеют 5 пальцев с острыми коготками. При ходьбе я заметила, что задние конечности ежа длиннее передних. Колючки у зверька чёрно – серо – белые, растут так плотно, что до кожи добраться невозможно.
Физиологические особенности. Я убедилась, что ёжик – всеядное животное. Мне приходилось наблюдать, как он доедал кошачий ужин, очень часто я его видела на грядке клубники. Позже стало понятно, зачем он ежедневно переходит дорогу к соседскому сараю. Очевидно, его там привлекали мыши.
Как мне рассказывала бабушка, она замечала пропажу яиц из гнезда курицы, а возле гнезда ёжика были видны остатки яичной скорлупы. Следовательно, ежи любят лакомиться яйцами птиц.
Этологические особенности.
Я заметила, что ёжик приходил к нам обычно вечером или ночью. При движении он издаёт разнообразные фыркающие и чихающие звуки, которые напоминают ворчание, храп или скрежет зубов.
26 июня в тёмном углу сарая папа обнаружил гнездо ёжика. Оно состояло из сухой травы, листьев и веточек (рис.9).
В гнезде была только ежиха. Самец не помогал ей в воспитании малышей. 29 июня в гнезде появились ежата (шесть штук). Они были слепые, голые, без иголок, розоватого цвета.
На другой день на их спинках появились иголочки светло-серого цвета. Первые дни мать – ежиха ни на минуту не покидала ежат.
Через две недели у малышей открылись глаза. А ещё через 3 дня они полностью покрылись иголочками.
Свои наблюдения я занесла в таблицу:
Наблюдения за развитием ежат
Дата | Наблюдение | Примечание |
26.06.2017 | Найдено гнездо ежа. | Хорошо замаскировано |
29.06.2017 | Рождение ежат. | 6 штук |
30.06.2017 | На теле появились первые иголочки. | |
11. 07.2017 | Начинают сворачиваться в клубок. | 3 из 6 |
17.07.2017 | Ежиха вышла из гнезда днём. | 1 |
18.07.2017 | Ежиха вышла из гнезда днём. | 3 |
19.07.2017 | Ежата полностью покрылись иголками. | |
С 19 по 28 | Ежиха вышла из гнезда днём. | 2 и более |
29.07.2017 | Ежиха вывела ежат из гнезда. | |
Когда ежата подросли, мать – ежиха решила увести их в другое место.
Вначале она вывела троих. Но малыши никак не могли понять, что им надо делать. Они кружились на месте друг за дружкой и старались вернуться назад. В результате путь в четыре метра они преодолели за 40 минут (рис.10, рис.11). Вторая группа оказалась более «смышленой» (рис.12)Они проследовали за матерью гуськом, не останавливаясь. Таким образом, я стала свидетелем того, как популяция ежей Старой Меловой увеличилась на 6 особей.
3. Основные причины исчезновения диких животных в России.
Чтобы убедиться в том, что виду Обыкновенный ёж в нашей местности ничего не угрожает, я познакомилась с главными причинами исчезновения диких животных в России.
Животный мир становится на грани вымирания из-за следующих мероприятий:
Распашка целинных и залежных земель.
Применение ядохимикатов.
Перевыпас скота.
Обводнение степей.
Загрязнение бытовыми отходами.
Браконьерство.
Негативное отношение к некоторым видам животных.
Вытеснение одного вида другим из привычных мест обитания.
Из-за того, что человек вырубает леса, загрязняет воду и почву, осушает болота, животные оказываются в непривычных, а порой и трудных ситуациях, и поэтому многие попросту вымирают, так как адаптироваться к новым жизненным условиям они не успевают.4
К этому можно ещё добавить отсутствие генетического разнообразия и как следствие - распространение болезней в популяциях.
Многие из этих факторов актуальны и в нашей местности. Мы живём в такое время, когда эволюция животных не успевает за «эволюцией» людей. Человек обязан заботиться не только о животных, мы должны охранять всё, что находится вокруг нас, если хотим, чтобы наша Земля процветала.
4. Работая над проектом, я провела социологический опрос учащихся. (Приложение 3)
Кого из диких животных вам приходилось встречать в природе:
Результаты обработки анкет показали, что ежи на территории нашего села встречаются примерно в 2 раза чаще, чем зайцы. Колючий зверёк меньше боится людей, ближе подходит к человеческому жилью.
III. Выводы.
Таким образом, изучая экологическое состояние вида «Ёж обыкновенный», я познакомилась с основными морфологическими признаками животного, выяснила, насколько точно научное описание ежа соответствует параметрам конкретного представителя фауны.
Ёж обыкновенный имеет полезные адаптации:
1) он не страдает от бескормицы, потому что всеяден;
2) обладает высокой плодовитостью, даёт по два помёта в год по 6-7 ежат в каждом;
3) внимательно заботится о потомстве;
4) не испытывает страха перед людьми;
5) его организм устойчив к ядам и антропогенному загрязнению.
Новым для меня было то, что дикий зверь так близко подошёл к человеку, сделав гнездо в сарае.
В результате выполненной работы я пришла к выводу, что вид Обыкновенный ёж довольно широко распространён в нашей местности, он хорошо приспособлен к условиям среды обитания и ему пока не грозит вымирание. Он находится на пути биологического прогресса.
Я считаю, что изучать фауну родного края необходимо. В наших силах сделать так, чтобы Красная книга не пополнялась новыми видами животных. Будем изучать и охранять их.
Приложение 1.
Образ ежа в славянских легендах.
Издревле славяне боролись с нечистой силой оберегами, связанными с ежом, с помощью этих маленьких созданий лечили серьёзные болезни.
Согласно легендам, ёж настолько мудр, что даже Бог, создавая землю, прислушивался к его советам. В Болгарии ежа считали самым мудрым, потому что он долго живёт на свете и помнит всё, что было раньше. Кроме того он, якобы умеет пользоваться особой омолаживающей травой и поэтому никогда не стареет.
Древние славяне приписывали ежу умение прогонять нечисть, благодаря его колючкам.
Поляки, готовясь к свадьбе, пекли хлеб в виде ежа, а у русских оберегом для невесты и жениха в брачную ночь считался калач «ёж», украшенный вместо иголок раскрашенными соломинками.
Сербы брали мордочку ёжика как средство от сглаза, а его сердце считалось талисманом от болезней. Сало ёжика считалось лучшим лекарством от ревматизма и лихорадки. Этим же салом смазывали укусы мух и комаров.5
Приложение 2.
Проведение социологического опроса учащихся.
Работая над проектом, я провела социологический опрос учащихся.
Анкета для учащихся.
Ваш пол:
- мужской -женский
2. Возраст (класс)
3. Как вы учитесь:
-отлично
-хорошо
-удовлетворительно
4. Часто ли вы бываете на природе:
-каждый день гуляю на свежем воздухе
-помогаю родителям по хозяйству
А) редко
Б) иногда
В) когда попросят
Г) всегда, ежедневно
-хожу в походы
5. Кого из диких животных вам приходилось встречать в природе в 2017г:
А) ежи
Б) зайцы
В) лисы
Г) сурки степные (байбаки)
Д) бобры
6. Как часто:
7. Назовите те места, где вам встречались эти животные:
8. Знаете ли вы, какие животные нашей местности находятся под охраной:
По результатам опроса я составила таблицу:
Результаты социологического опроса учащихся МКОУ Старомеловатская СОШ
№ п/п | Вопросы | |
Количество обучающихся |
| | 1-4 класс | 5-8 класс | 9-11 класс |
| Всего опрошенных: | 23 | 40 | 29 |
1. | Как вы учитесь: | | | |
| -отлично | 4 | 3 | 4 |
| -хорошо | 9 | 19 | 16 |
| -удовлетворит. | 10 | 18 | 9 |
2. | Часто ли вы бываете на природе: | | | |
| -каждый день гуляю на свежем воздухе | 18 | 29 | 12 |
| -помогаю родителям по хозяйству | 3 | 15 | 19 |
| -хожу в походы | 10 | 25 | 6 |
3. | Кого из диких животных вам приходилось встречать в природе: | | | |
| -ежи | 13 | 20 | 13 |
| -зайцы | 5 | 11 | 7 |
| -лисы | 8 | 12 | 14 |
| -сурки степные (байбаки) | 2 | 2 | 3 |
| -бобры | - | 1 | 1 |
4. | Местообитание (часто встречающиеся ответы) | В саду, возле реки. | Во дворе, в саду. | Во дворе, в саду. |
5. | | | | |
| -да | 17 | 35 | 26 |
| -нет | 6 | 5 | 3 |
Список литературы
Алексеев В.А. Триста вопросов и ответов по экологии.- Ярославль: Академия развития, 1998.
Ашихминова Т.Я. Школьный экологический мониторинг: учебно-методическое пособие.-М.: АГАР, 2000.
Г.Н. Тихонова, Н.Ю. Феоктистова «Учим беречь и охранять природу» -М. Чистые пруды, 2007.
Е.А. Якушкина, Т.Г. Попова. Проектная деятельность учащихся. Биология 5-9 класс, изд-во «Учитель», Волгоград, 2009.
https://ru.wikipedia.org/wiki/
https://сезоны-года.рф/Воронежская%20область.html
7. http://fb.ru/article/192822/jivotnyie-zanesennyie-v-krasnuyu-knigu-rostovskoy-oblasti-vyihuhol-russkaya-ushastyiy-j
1 https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
2 Г.Н. Тихонова, Н.Ю. Феоктистова «Учим беречь и охранять природу» -М. Чистые пруды, 2007.
3 https://сезоны-года.рф/Воронежская%20область.html
4http://fb.ru/article/192822/jivotnyie-zanesennyie-v-krasnuyu-knigu-rostovskoy-oblasti-vyihuhol-russkaya-ushastyiy-j
5 http://dokak.ru/zhivotnye/148681-zachem-ezhiku-igolki.html