1. Коробейников Н.К., Михеев АА. Николенко И.Г. Физическое воспитание: Учебное
пособие для средних специальных учебных заведений. – М.: Высш. школа., 2002.
2. Фомин Е.В. Технико–тактическая подготовка волейболистов. Методическое пособие. https://volley.ru/assets/files/documents/497/1507_document.pdf
№ п/п | Содержание | Дози-ровка | Организационно-методические указания |
I. Подготовительная часть – 17-18 мин |
1. | Организационный момент Организованный вход в спортзал Построение, рапорт, приветствие. Сообщение задач урока. | 30сек 1мин 30сек | Дежурный сдаёт рапорт учителю о готовности класса к уроку. Обратить внимание: на осанку |
2. 2.1 | Разминка Строевые упражнения на месте | 1 мин | Активизация внимания учащихся |
2.2 | Ходьба в колонне по одному: на носках, руки в сторону; на пятках, руки на поясе; в полуприседе, руки на поясе; в приседе, руки на коленях; прыжками в приседе, руки на коленях | 2 мин. | Обратить внимание: на осанку Не сгибаться в тазобедренном суставе Выдерживать дистанцию |
2.3 | Равномерный бег в колонне по одному: бег со сменой лидера; бег с выносом прямых ног вперёд и назад; бег с поворотами на 3600 ; бег спиной вперёд; бег «змейкой» (по линиям площадки); перемещения в средней стойке волейболиста, приставными шагами левым, правым боком, с имитацией руками передачи мяча двумя сверху; бег в колонне по одному, у баскетбольного щита прыжок вверх, касание рукой щита. | 4 мин | Самоконтроль учащихся за дыханием |
2.4 | Ходьба в колонне по одному с выполнением упражнения на восстановление дыхания | 1 мин | 1-2 – Руки вверх - вдох 3-4- Наклон вперёд, руки вниз - выдох |
2.5 | ОРУ в движении без предметов: И.п.- кисти рук в «замке». Вращения в лучезапястном суставе И.п.- руки согнутые в локтях перед грудью, кисти в «замке» выпрямить руки вперёд И.п. выпрямить руки вверх; И.п И.п.- руки прямые вверх, кисти в «замке» 1-4 – отведение прямых рук назад. И.п.- правая прямая рука вверх, левая прямая рука вниз, кисти в кулак. На каждый счёт – отведение со сменой положения прямых рук назад. круговые вращения прямых рук вперёд, назад; наклоны туловища вперёд; выпады ногами вперёд - в сторону. ходьба со взмахами прямыми ногами | 2 мин | Следить за осанкой, за правильным выполнением упражнений Руки полностью выпрямлять в локтевом суставе Ноги не сгибать в коленном суставе |
2.6 | Перестроение поворотом в движении в две колонны. | 30 сек | Ученики стоят лицом друг к другу |
2.7 | Перестроение поворотом на месте в две шеренги (на расстоянии 5-6 м друг от друга). | | Упражнения выполняются фронтально, в парах. |
2.8 | Упражнения с набивным мячом (1кг) подбрасывание мяча вверх, два хлопка в ладони и ловля двумя руками; перебрасывание мяча с левой руки в правую над головой; вращение мяча вокруг туловища, перекладыванием мяча из рук в руки, влево и вправо; броски мяча правой рукой из за спины через левое плечо и ловля левой рукой; броски мяча левой рукой из за спины через правое плечо и ловля правой рукой; броски мяча двумя руками из-за спины и ловля над головой; бросок мяча двумя руками назад за голову и ловля двумя руками за спиной; бросок мяча двумя руками назад за голову, ловля двумя руками за спиной и броски мяча двумя руками из-за спины и ловля над головой. | 4 мин | ОВ учеников на выполнение техники безопасности работы с набивным мячом |
II. Основная часть - 44-46 мин. |
2.1 | Упражнения в парах | | |
| передача мяча с ударом двумя руками о пол; то же самое с прыжком; передача мяча двумя руками из-за спины. передача ударом по мячу одной рукой (как нападающий удар) | 1-2 мин | Рука прямая, после броска свободно движется вдоль туловища. Удар наносится прямой рукой. Быть внимательными, контролировать движение мяча |
| один ученик выполняет верхнюю передачу мяч партнеру, другой выполняет прием мяча двумя снизу, направляя его партнёру. | 2мин. | После 10 передач меняются ролями. Быть внимательными, контролировать движение мяча |
| выполняет нападающий удар с места, другой принимает мяч снизу, направляя его партнёру для очередного удара. | 3 мин. | Желательно выполнять упражнение непрерывно, без ловли и потери мяча. Мяч летящий на уровне груди головы - принимать двумя руками сверху, на уровне пояса – принимать снизу. Через 1,5 мин. работы ученики меняются ролями. |
| Нападающий удар с передачи партнёра. Игрок зоны 4 набрасывает мяч игроку зоны 3, игрок зоны3 передачей двумя сверху выводит на нападающий удар игрока зоны 4 | 2 мин. | Нападающий удар – основное тактическое средство ведения борьбы с противником. (разбег, выбор места отталкивания, прыжок с замахом для удара, удар по летящему мячу в наивысшей точке прыжка) Переход после выполнения задания |
| Нападающий удар с передачи партнёра. Игрок зоны 2 набрасывает мяч игроку зоны 3, игрок зоны3 передачей двумя сверху выводит на нападающий удар игрока зоны 2 | 2-3 мин. | Переход после выполнения задания |
2.2 | Совершенствование в технике приёма мяча с подачи и передача мяча | | |
| С нижней подачи. Один ученик подаёт нижнюю прямую подачу, другой выполняет приём мяча двумя руками снизу над собой с последующей передачей мяча двумя сверху, через сетку | 8-10 р. | Выполняется в паре (через сетку). После 10 передач меняются ролями. Быть внимательными, контролировать движение мяча |
| С верхней подачи. Один ученик подаёт верхнюю прямую подачу, другой выполняет приём мяча двумя руками снизу над собой с последующей передачей мяча двумя сверху, через сетку. | 8-10 р. | Выполняется в паре (через сетку). После 10 передач меняются ролями. Быть внимательными, контролировать движение мяча |
| прыжки возле сетки с поднятием рук вверх; прыжки возле сетки с поднятием рук вверх с двух шагов; блокировка мяча после набрасывания его над сеткой с противоположной стороны | 4 мин | Следить за правильным выполнением блокировки и удара мяча не касаться сетки руками и телом. |
| | 4 мин | Обратить внимание на точность передачи мяча. Учащиеся в зоне 3 выполняют имитацию блокировки мяча. |
| Приём мяча двумя руками снизу после подачи (верхняя прямая подача) и передача мяча из зоны 1, 6, 5 в зону | 4 мин | Группу разделить на две команды. Одна команда подаёт мяч, другая принимает мяч двумя руками снизу Через 2 мин. работы ученики меняются ролями. |
2.3 | Контрольное упражнение: верхняя прямая подача. Игрок стоит лицом к сетке, распределив вес тела равномерно на обе ноги. Мяч подбрасывается вверх левой рукой. Правая согнута в локте. Перед ударом сгибать опорную ногу, отклоняя туловище назад. В момент удара разгибается опорная нога, выпрямляются рука и туловище. Удар внутренней частью ладони. | 6 мин. | Одна команда подаёт мяч, другая принимает мяч двумя руками снизу Студент первой команды выполняет по три верхних прямых подачи подряд, а студент другой команды принимает мяч двумя руками снизу три подачи подряд. Затем они меняются ролями. Оценивание: все три подачи попали в площадку – «5», две подачи – «4», одна - «3». На приёме мяча после подачи необходимо отыграть мяч над собой (приёмом мяча двумя руками снизу). Оценивание: три точных приёма–«5», два–«4», один - «3». |
2.4 | Двухсторонняя учебно-тренировочная игра | 10-12 мин | Совершенствование в технике игры в различных игровых ситуациях. Розыгрыш мяча только на 3 касания, играть на три передачи с подачей мяча снизу (подача для девочек на расстоянии 5-6 м от сетки). |
III. Заключительная часть - 8-10 мин. |
3.1 | Медленный бег, переход на ходьбу, восстановление дыхания. | 2-3 мин | Держать дистанцию. Обратить внимание на дыхание. Поднялись на носочки, руки через стороны вверх – вдох, опуститься |
3.2 | Измерение ЧСС | 1 мин | |
3.3 | Построение | 30 с | Организованный выход из зала |
3.4 | Подведение итогов занятия | 3-4 мин. | Активизировать внимание учащихся |
3.5 | Домашнее задание. | 1 мин | Упражнения для кистей, плечевого пояса, мышц ног. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа - 2х20 раз [3], с 119, контрольные вопросы |
3.4 | Организованный уход из зала | 30 с | Обратить внимание: на дисциплину |
На следующем рисунке показано, как правильно выполнять верхнюю прямую подачу. В момент подбрасывания мяча вес тела необходимо перенести дальнюю ногу и слегка подсесть на нее, туловище отклоняется назад и немного поворачивается в сторону ударяющей руки. Одновременно с движением туловища бьющая рука, согнутая в локте, отводится за голову.
Заключительное движение кистью направляет мяч в нужную точку. Мяч подбрасывается над собой, чуть впереди. Если мяч опускается далеко впереди игрока, то подача скорее всего не получится и мяч попадет в сетку, аналогичная ситуация произойдет и если мяч будет брошен за голову.
Данный вид подачи можно рекомендовать новичкам в качестве нацеленной подачи, но удар по мячу нужно наносить ладонью с согнутыми пальцами. При этом замах должен быть коротким, а при ударе предплечье и кисть должны представлять единое целое, кисть напряжена.