СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный кабинет как площадка для разработки и внедрения дидактических игр и пособий при работе с детьми с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особые образовательные потребности обучающихся  с умственной отсталостью  обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала. Младший школьный возраст предусматривает преимущественное использование натуральной иллюстративной наглядности.

Просмотр содержимого документа
«Учебный кабинет как площадка для разработки и внедрения дидактических игр и пособий при работе с детьми с ОВЗ»

Тема:

«Учебный кабинет как площадка для разработки и внедрения дидактических игр и пособий при работе с детьми с ОВЗ»

Учитель: Абросимова И. Г.



Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала. Младший школьный возраст предусматривает преимущественное использование натуральной иллюстративной наглядности

Предметно-развивающая среда кабинета определяется целями коррекционно-образовательной работы, которая построена в соответствии с программой, реализующейся в нашем образовательном учреждении. Учебный кабинет предназначен как для проведения уроков, так и для индивидуальных коррекционных занятий. В кабинете имеются рабочие программы по учебным предметам; тематическое планирование по работе с детьми по АООП, по СИПР; имеется УМК по всем предметам данного класса. В большом количестве имеются тесты, карточки для индивидуальной и групповой работы; контрольные и проверочные работы для детей с ОВЗ. В моем кабинете я использую пособия которые я приобрела и изготовила, с ними мне удобно работать и благодаря им процесс обучения имеет максимальную отдачу.

Школьный кабинет разделен на две зоны: учебную и игровую. В учебной зоне находятся оборудование, мебель, учебные пособия необходимые для учебного процесса. Здесь т. ж. находятся ТСО: компьютер учителя, принтер, проектор, Smart доска.

В игровой зоне находятся настольные игры, спортивный инвентарь, игры и костюмы для сюжетно – ролевых игр. При необходимости здесь ребенок может отдохнуть (даже во время урока).

В кабинете имеются информационные стенды, изготовленные по моему эскизу, они удобны тем, что на них я размещаю информацию в доступном для детей оформлении. Прежде всего, это обучающие стенды «К уроку», «Книжный мир», стенды связанные с творчеством «Наше творчество» и классный уголок «Наш класс», в котором находится информация о каждом ребенке.

Процесс познания мира ребенком начинается и происходит в течение всей жизни благодаря восприятиям и ощущениям, поэтому большое место в кабинете отводится материалам связанным с данным психическим процессом. Познакомлю вначале с пособиями, которые развивают тактильное и зрительное восприятие. Обучение происходит благодаря работе с различными материалами (стекло, дерево, пластик, резина, песок и т. д.), различными предметами (игрушки-пищалки, мячи, матрешки, трафареты и т. д.), выполняя разные действия (перекладываем крупу, переливаем воду, рисуем на песке, наматываем нитку и т. д.).

Интересно проходят занятия при использовании пособий изготовленных мною: это трубочки – фломастеры (нанизывание на нитки, выкладывание определенного узора), игрушки киндер – сюрпризы (найди половинку, прокати по ладошке, вложи в нужную прорезь и т. д.), составление узора из разноцветных резинок, прокладывание дорожки шнурками определенного цвета, нанизывание бус в определенной последовательности.

В классе созданы условия для развития слухового восприятия детей: это аудио файлы с музыкальными и художественными произведениями, подборка звуков на различные темы (Например: «Звуки леса», «Звуки города», «Звуки природы», «Транспорт», «Домашние животные», «Птицы»). Проводить занятия помогают детские музыкальные инструменты, книги со звуковыми модулями, они представлены на слайде.

благодаря восприятию и ощущениям.

9 слайд Интерес у детей вызывают занятия связанные с развитием обоняния. Для этого я использую различные ароматические масла, предметы и картинки, соответствующей тематики.

Развитие логического и пространственного мышления является одним из наиболее сложных процессов у детей с ОВЗ. В этом мне помогаю таблицы, психологические упражнения, игры. Наибольшим успехом у детей пользуются различные игры-головоломки, в каждой имеются демонстрационные и раздаточные комплекты, картотека заданий различной степени сложности, т. ж. задания демонстрирую на Smart доске. Положительные результаты в этом направлении дает работа с различными конструкторами (некоторые представлены на слайде); они удобны тем, что с ними можно работать по подражанию, инструкции, схеме.



Непосредственной задачей учителя является обучение детей чтению, письму и обучение счету. При обучении чтению важным является формирование правильного образа буквы. Для этого на уроках я использую счетные палочки, шнурки, крупы, конструктор – репейник, тематические наборы букв, при изучении письменных букв ввожу дидактическое упражнение на соответствие письменной и печатной буквы.

Работая со звуковым составом слова мне нравиться применять следующие упражнения и игры: «Заселяем домики» (определям кол-во слогов и нужный ударный слог), «Накорми звуковичка» (придумываем слова на определенный звук), «Прятки» (найди спрятавшееся слово). Эту игру можно использовать, когда уже начинаем изучать буквы. Очень удобно работать с буквами, наклеенными на крышки, мы печатаем слова, собираем слова, играем в различные игры. Для отработки навыка чтения я изготовила «Читалочку», данное пособие разработано с учетом последовательности изучения букв в «Букваре» А. К. Аксеновой и рассчитано на три уровня освоения материала: высокий, средний и низкий. Уже овладев навыком чтения, на уроках использую дидактические игры, такие как «Антонимы», «Синонимы», «Домино - пословицы», «Рифмы» и др. Дети охотно выполняют работу на Smart доске.

При обучении русскому языку стараюсь опираться на наглядность: использую образы при изучении словарных слов, индивидуальные тетради по чистописанию, дидактические игры, такие как «Сестричка - орфограмма», «Домино», «Собери родственников» и многие другие.

Формируя у детей математические представления я использую изготовленные мной пособия: состав числа, демонстрационные наборы цифр, объемные фигуры, часы, цифры, наклеенные на крышки, круг «Форма - цвет», «Форма - количество», дети охотно работают с магическими квадратами, играем в дидактические игры и выполняем упражнения.

Большое значение придаю развитию речи детей, обогащению пассивного и активного словаря, расширению кругозора. В этом мне помогают мнемотаблицы, тематические картины, сюжетные картинки. Для работы с детьми у которых имеются ТМН использую дидактическую куклу с комплектом одежды, посуды; использую макет домика с кукольной мебелью и посудой.

Широко применяю в своей работе, т. ж различные виды театра (теневой, конусный, пальчиковый, на фланелеграфе и.т. д.); данная работа ведется как в классе, так и при индивидуальном обучении детей.

Работа по наполнению кабинета ведется постоянно: много материала требует обучение детей с ТМН, постоянно пополняется картотека логопедических игр и упражнений, идет пополнение фрагментов уроков для Smart доски.