МБОУ «Сарай-Гирская средняя общеобразовательная школа»
Утверждено решением педагогического совета
(протокол № 8 от 29 августа 2018 г.)
Директор МБОУ «Сарай-Гирская СОШ»
И.А.Ковалева____________________________
(Приказ № 180 от 31 августа 2018 г.)
Учебный план внеурочной деятельности
для учащихся 1, 2, 3, 4 классов на 2018-2019 учебный год
Направление | Название, автор программы | Формы реализации внеурочной деятельности | Классы Количество часов |
1 | 2 | 3 | 4 |
Спортивно- оздоровительное | | Школьные спортивные турниры День здоровья Беседы и мероприятия о здоровом образе жизни, здоровом питании, профилактике вредных привычек Игры | 5 3 65 30 | 7 5 60 26 | 7 8 60 17 | 7 8 40 10 |
Общекультурное | «Я-исследователь» (рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета, протокол № ) | Кружок «Я-исследователь» Экскурсии, проектная деятельность, круглые столы, соревнования, поисковые исследования, общественно полезные практики | 20 15 2 15 5 8 | 20 18 4 18 5 8 | 20 15 4 18 5 10 | 68 10 3 4 14 5 8 |
Духовно- нравственное | «Мое Оренбуржье», автор | Кружок «Моё Оренбуржье», проектная деятельность, поисковые исследования | 33 10 | 34 5 | 34 10 | 34 10 |
Социальное | | Классные часы и беседы Акции Проектная деятельность | 12 16 12 | 14 15 15 | 15 13 15 | 15 15 15 |
Общеинтел лектуальное | «Азбука общения», автор Моисеева А.Н. разработчик Зейналова Т.К., Николаева О.А., Крокос Л.Н., Федорова С.Н. Дымова Н.В. (рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета, протокол № от 28.08.2017 г.) | Час общения Экскурсии, викторины, конкурсы общественно полезные практики | 33 5 24 12 5 | 34 5 20 15 12 | 34 5 20 15 15 | 34 5 8 15 12 |
| | | 330 | 340 | 340 | 340 |
| | | Итого: 1350 часов |
Приложение к приказу
№ 180 от 31августа 2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану внеурочной деятельности для учащихся 1, 2, 3, 4 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Сарай-Гирская средняя общеобразовательная школа»
на 2018-2019 учебный год.
Учебный план внеурочной деятельности в 1, 2, 3, 4 классах составлен на основе нормативных документов:
Приказ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507)»;
Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189;
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
Нормативный документ МО Оренбургской области от 12.03.2011 г. № 0115-5061 «Контроль исполнения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Письмо МО Оренбургской области от 20.09.2010 № 01/15-4324 «О рекомендациях по организации внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Оренбургской области»;
Письмо МО Оренбургской области от 12.04.2011 № 01/15-2119 «Об организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС начального общего образования в Оренбургской области».
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность в начальной школе направлена на решение следующих целей и задач:
1. создание условий для развития личности школьника; для духовно- нравственного и патриотического воспитания обучающихся;
2. обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;
3. оптимизация учебной нагрузки обучающихся;
4. закрепление и практическое использование отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов;
5. сохранение здоровья школьника, формирование правил здорового и безопасного образа жизни;
6. социализация младшего школьника.
Внеурочная деятельность в МБОУ «Сарай-Гирская СОШ» реализуется через системы аудиторной и неаудиторной занятости, дополнительного образования и работу классных руководителей по следующим направлениям реализации личности:
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Основные задачи:
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
- развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Данное направление реализуется программой неаудиторной занятости участием учеников класса в занятиях спортивных секций дополнительного образования, проведением физкультминуток на уроках, беседами о ЗОЖ (серия классных часов и информационных устных справок), выпусками классных листовок «Как относиться к курению, алкоголю, наркотикам?», «Жвачка: за и против», «Для чего надо соблюдать режим дня», «Горячее питание – правильное питание», участием в спортивных мероприятиях.
По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, соревнования, показательные выступления, дни здоровья.
Ожидаемые результаты:
Улучшение показателей физического здоровья;
Овладение культурой здоровья;
Формирование негативного отношения к вредным привычкам;
Умение и желание вести здоровый образ жизни.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Основные задачи:
Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
Укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
Формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
Принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей;
Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
Формирование основ российской гражданской идентичности;
Пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
Формирование патриотизма и гражданской солидарности;
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Реализуется программой аудиторной занятости «Мое Оренбуржье», интенсивами в форме тематических классных часов.
По итогам работы в данном направлении проводятся коллективные творческие дела, конкурсы, экскурсии.
СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.
Основными задачами являются:
Формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
Формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;
Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
Формирование основы культуры межэтнического общения;
Формирование отношения к семье как к основе российского общества;
Воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению;
Воспитание у школьников трудолюбия.
Данное направление реализуется: через проведение классных часов о символике РФ, о кодексе чести ученика, подготовку и участие в концертах для родителей, пожилых людей и т.д., в Новогодних праздниках, проведение бесед: «Учись учиться: где же взять время?», «Защити себя сам» (правила безопасного поведения дома и в общественных местах), организацию и проведение классных праздников, посвященных 23 Февраля и 8 Марта, участие в субботниках и благотворительных акциях, в сборе макулатуры.
По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, выставки, защиты проектов.
Ожидаемые результаты:
Активное участие школьников в социальной жизни класса, школы, города, страны;
Развитие навыков сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем;
Формирование и развитие чувства толерантности к одноклассникам;
Повышение уровня социальной комфортности в коллективе.
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования.
Основными задачами являются:
Формирование навыков научно-интеллектуального труда;
Развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
Формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
Овладение навыками универсальных учебных действий обучающимися.
Данное направление реализуется программами аудиторной занятости «Азбука общения», «Я-исследователь», через участие в викторинах, познавательных играх, предметных неделях, олимпиадах, внешкольных интеллектуально-творческих проектах, в т.ч. дистанционных («Уникум», «Русский медвежонок», «Кенгуру», «КИТ», «Пятерочка» и др.).
По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, защита проектов.
Ожидаемые результаты:
Интерес учащихся в разносторонней интеллектуальной деятельности;
Повышение мотивации к участию в викторинах, познавательных играх, предметных неделях, олимпиадах, внешкольных интеллектуально- творческих проектах;
Использование кейс-метода (портфолио) для демонстрации достижений школьников в интеллектуально-творческих проектах.
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразностьданного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие общей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно- этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.
Основными задачами являются:
Формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;
Становление активной жизненной позиции;
Воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
Данное направление реализуется программой аудиторной занятости: «Страна мастеров»,интенсивами в форме тематических классных часов: «Человек в обществе: обязанности и права», «У войны не женское лицо», «Что значит быть воспитанным человеком», через участие школьников в культпоходах в театры, кинотеатры, музеи, на выставки и т.д.
По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, выставки, экскурсии.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня общей культуры школьников;
Развитие потребности соблюдать «золотые правила» этикета, повышать уровень своей культуры, расширять свои знания о культурных ценностях народов мира.
Основные принципы организации внеурочной деятельности МБОУ «Сарай-Гирская школа»:
Соответствие возрастным особенностям обучающихся;
Преемственность технологий учебной и внеучебной деятельности;
Опора на ценности воспитательной системы школы;
Вариативность выбора.
Количество часов внеурочной деятельности отражено в планах сетках классных руководителей на учебный год с общим объемом за курс начальной школы.