Учение с увлечение – это возможно?
Как заинтересовать школьника? Как отвлечь его от различного рода гаджетов и заставить думать? Как достичь основной цели обучения? Ведь это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. Принято считать, что в основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Всем нам известно, что новое- это хорошо забытое старое. Поэтому сегодня хочу поделиться своими находками, которые у меня работают практически всегда. Некоторые из них авторские, некоторые подсмотрела у коллег. Спасибо им за то, что поделились опытом.
При подготовке к ГИА и на текущих уроках, чтобы заинтересовать детей, использую диктанты-кроссворды на разные темы. Это позволяет детям сконцентрироваться на конкретной орфограмме и в игровой форме закрепить материал. Например, тему «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова» можно разнообразить следующим заданием:
Диктант-кроссворд
Запишите ответы на вопросы в виде отдельных слов на правило “Буквы о-ё после шипящих в корне”.
1. Что ела Свинья, героиня басни “Свинья под дубом”?
2. Маленькая лодочка.
3. Цвет, противоположный белому.
4. Предмет, помогающий почистить одежду.
5. Часть прически или стрижки, закрывающая лоб.
6. Синоним к прилагательному “ несвежий” (хлеб).
7. Повреждение кожного покрова в результате пожара.
8. Кислая ягода с небольшими шипами.
9. Лёгкая, струящаяся ткань.
10. Насекомое, дающее мёд (с суффиксом -к-).
(Жёлуди, чёлн, чёрный, щётка, чёлка, чёрствый, ожог, крыжовник, шёлк, пчёлка.)
Работа с фразеологизмами детям доставляет особое удовольствие. Но если её немного усложнить, можно активизировать мыслительный процесс учащихся. На уроке предложите ребятам игру «Я начну, а ты продолжи»:
На все руки (мастер). Сесть в (колошу). Бить (баклуши). Держать язык (за зубами). Прочитал книгу (от корки до корку). Куда глаза (глядят). Как ветром (сдуло).
Будет интересно услышать версии ребят или дать им задание в парах придумать свои варианты.
Важную роль играют занимательные дидактических упражнения. Они способствуют снятию напряжения у детей, создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока. К таким упражнениям относятся лингвистические игры : «Спрятанное слово», вопросы-шутки, игры-соревнования «Кто больше?» или «Кто быстрее?» и другие, которые прививают умение синтеза и осмысления информации.
Например, при изучении темы «Местоимение» возможно в качестве разминки использовать вопросы-шутки:
Какое местоимение можно записать одной буквой? Какие два местоимения мешают автотранспорту? Какие три местоимения самые чистые? Какой остров Карибском море утверждает, что он одежда? Какое местоимение может в спорте удовлетворить соперников, но разочаровать болельщиков? Какой газ отрицает личное местоимение?
Большое значение для раскрытия творческого потенциала обучающегося имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.
Кроме ставших уже почти традиционными составление словарных диктантов, кроссвордов, тестов и карточек по теме, предложите детям составить опорную таблицу или презентацию к уроку, видеосъёмку на заданную тему, и интерес к учебному процессу проявится.
Из этого следует, наверное, самое важное - учащиеся, знающие, что учитель на каждом уроке с помощью имеющегося у него арсенала методов и приемов обязательно проверит уровень знаний, умений и навыков каждого ученика, начинают систематически готовиться к урокам, приобретают уверенность в себе. А именно этого мы и хотим добиться от них.