СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Учение с увлечением". Как трудное сделать доступным.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Учение с увлечением". Как трудное сделать доступным.»


НЧОУ «Центр индивидуального обучения и развития»






«Учение с увлечением»

Как трудное сделать доступным







Учитель географии

Гаврилова Е.В.




















НЧОУ «ЦИОиР»

Учитель географии

Гаврилова Е.В.


«Учение с увлечением».

Как трудное сделать доступным

Мои правила:

  1. Чем больше ученик получает различных эмоций, тем более глубокие знания.

  2. Я слышу – я забываю

Я вижу – я запоминаю

Я делаю – я понимаю

Китайская пословица


Выбранная тема достаточно актуальна, т.к. часть содержания материала по географии 5 – 9 класс бывает сложным для запоминания. Именно поэтому прочувствовать материал и выразить свои мысли в различных видах работ позволяет облегчить понимание природных явлений, создает образ. Творчество ребят позволяет облегчить понимание, задействовать эмоциональную память.

Новизна работы заключается в том, что на одном и том же уроке, по одной и той же теме, разные дети создают разные работы.



Для достижения цели необходимо использовать в учебном процессе весь вспомогательный арсенал.

  1. Стихотворение или литературный текст

  2. Материалы для детского творчества (пластилин, картон)

  3. Подручные средства (соль, банка и т.д.)

  4. Сигнальные загадки и ЛОК

  5. Игры в карты

  6. Электронные учебники

  7. Фотоальбомы

Итак, в преподавании географии необходим «живой» язык, идущий от сердца к сердцу. Образность должна стать основой предмета, особенно в курсе физической географии, где школьник по своим физиологическим и социальным параметрам еще просто не готов, как бы этого не хотелось, пока абстрактно и логически мыслить. Для этого учитель должен стать посредником, своеобразной «буферной зоной» между научными знаниями и школьниками. Важно найти методические приемы и выработать "язык", который будет понятен ученику, изучающему предмет «география».

Как, например, рассказать о строении Земли в 5 классе? Давайте,
сравним обычное куриное яйцо с Землей и попробуем провести аналогию:

На яйцо посмотрим мы,

Как на таинство Земли.

Что снаружи – всем известно.

А внутри что? Интересно?

В центре видим мы желток.

Он как круглый островок.

Есть белок и скорлупа,

Ведь хранит яйцо она.

Точно так же и Земля

Не бывает без ядра

А вокруг ядра Земли,

Мантию увидишь ты.

Вся поверхность у Земли,

Как частички скорлупы.

Мантия – ее белок,

А ядро, ну как желток.

Для закрепления материала детям дано задание: вылепить модель Земли из пластилина. (см. фото)

В следующем стихотворении найдите характеристику озера Байкал.

Старый дедушка Байкал

Ангару в волнах качал,

Ангару в волнах качал,

В путь – дорогу провожал.

В дом не пустит никого,

Кроме ветра одного.

Ветры сарму, баргузин

Обожает исполин.

С ними, нагулявшись вволю,

Он грустит подобно морю,

Но лишь только солнце встанет,

Снова водами играет,

Отражает яркий свет:

«Я – глубок! Мне равных нет!

Я – хранитель пресных вод!

Воевода непогод!»

Так себя он величает,

И навеки прославляет!

Точно, правду говорит,

Он душою не кривит.

Старый дедушка Байкал

Скалы волнами ласкал,

Удивлялся их величью

И дремал под песню птичью.

О каком материке идет речь? Поясните каждую строку стихотворения.

Там расцветают в октябре сады,

Там в январе, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды

(Они в пустыне пропадают где-то).

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют.

Деревья сами лезут из коры,

Там кролики страшней, чем наводненье,

Спасает юг от северной жары…

Ответ: Австралия.

  1. Страна находится в южном полушарии. Октябрь – весенний месяц.

  2. Самый жаркий месяц – январь, т.к. южное полушарие.

  3. Пересыхающие реки – «крики»

  4. Самый сухой материк. Пустыни занимают большую часть материка

  5. Среди птиц Австралии много нелетающих, которых автор называет «бескрылыми». Например: сорная курица, эму, лирохвост.

  6. Змеи очень распространены в пустынной зоне. Часто заползают в жилые дома, где кошки вынуждены с ними бороться.

  7. Здесь живут яйцекладущие млекопитающие: утконос, ехидна

  8. Собаки Динго не умеют лаять.

  9. Деревья без коры – снежные эвкалипты.

  10. У кроликов в Австралии нет врагов, а их плодовитость всем известна.

  11. Только на крайнем ю-з и ю-в средиземноморский тип климата, благоприятный для человека.

Трудно ученику бывает объяснить и то, как в горных породах, образовавшихся миллионы лет назад, можно обнаружить рыбку, раковину моллюска или другой отголосок жизни. Для этого необходимо два маленьких куска пластилина и обычная монета. Делаем из подручного материала две лепешки и между ними кладем монету. Осторожно придавливаем пластилин, а затем разъединяем его. У нас получаются два отпечатка. Так же все происходит и в природе. Только вместо пластилина она использует ил, глину, песок и т.д. Когда мы раскалываем молотком пласт горной породы, то обнаруживаем такой оттиск былой жизни:

Рыбка золотая моря прошлый след

В глине пролежала миллионы лет.

Довольно часто школьнику трудно объяснить, как эпоха «моря» сменяется эпохой «суши». Представить динамическую картину развития земной коры довольно сложно, ведь природа «тратит» на это миллионы лет.

Здесь миллионы лет назад

Огромное море плескалось,

Но время прошло … и нынче оно

В поэзии скал лишь осталось.

Этот процесс можно продемонстрировать на обычном листе картона. Каждый ученик берет его в руки и делает поверхность вогнутой. Учитель объясняет, что картон в данном случае можно сравнить с земной корой. Когда она прогибается, то образуются впадины. Со временем эти углубления заполняются морями, на дне которых накапливаются осадки – будущие осадочные горные породы. Так может происходить миллионы лет. Но вот внутренние силы планеты снизу и с боков начинают воздействовать на дно моря, и оно, поднимаясь, постепенно превращается в сушу. Выгибаем картон, чтобы продемонстрировать этот процесс. С помощью картона можно показать и сменание горных пород в складки и образование складчатых гор.

В 6 классе после прохождения темы «Свойства вод мирового океана» провожу игру-минутку «Море в банке». В стеклянную банку необходимо налить 1 литр воды, приготовить соль и мерный стакан. Задание: превратить литр воды в банке из водопроводной в морскую. Сначала в воду Балтийского моря (добавить 11 г соли), затем в морскую воду Мирового океана (35-11 =24г необходимо добавить), и, наконец, в воду Красного моря (42- 35=7 г добавить). После такой игры ребята хорошо запоминают, что соленость – это количество соли, растворенной в 1 литре воды, а промилле – это одна тысячная часть числа.

Недавно в своей работе стала применять сигнальные загадки. Свою задачу формулирую так: на основе схемы-конспекта научить ребят вычленять в тексте главное, разбивать это главное на части, вычленять главное же в каждой из этих частей и оформлять каждую такую мысль в отдельный блок. Сигнальные загадки – подготовка к составлению конспекта. Конечно, в идеале и схему-конспект и сигнальные загадки можно научиться составлять в уме прямо при чтении текста, таким образом, сжимая информацию до предела, отсекая лишнее.

На первом этапе знакомства с сигнальными загадками дети воспринимают их как развлечение, потому что это все-таки загадки! Да и кто сказал, что работа должна быть тяжелой? Работа должна давать достаточную нагрузку, но если она в удовольствие, то любой груз воспринимается иначе.

Вначале загадки составляла и приносила я сама, а сейчас дети пробуют составлять их сами. Сигнальная загадка может быть составлена конкретно по какому-то фрагменту текста, но может и объединять в себе различные его части или являться выводом.

Особый интерес у детей вызывают сигнальные загадки, в которых мысль выражена с помощью парадоксальной математики. Причиной тому служит легкое недоумение, возникающее при виде «неправильных» выражений и неравенств. Вслед за чувством недоумения невольно возникает интерес, желание докопаться до сути – опровергнуть или убедиться в «правильности неправильного». Примерами могут служить следующие загадки:

1

90


2

1=4

3

1+1+1+1=71

1 - В центре материка (полюс) осадков выпадает значительно меньше, чем на побережьях, на широтах до 60º (Антарктида, 7 класс)

2 - Географическая оболочка состоит из четырех сфер – литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы (Географическая оболочка, 7 класс)

3 - Воды всех четырех океанов Земли составляют 71% от всей поверхности планеты (Мировой океан, 7 класс).

В результате работы с сигнальными загадками дети учатся общаться друг с другом и с учителем, учатся уважать мнение другого и открывать значимость другого человека. А самое главное, данный контроль позволяет отслеживать динамику не только осмысления трудных предметных понятий, но и формирование речи, логики и много другого у учащихся, показывая рост моих учеников.

В старших классах (9, 10 классы) трудный материал излагаем в ЛОК.

Хочу рассказать про «игры в карты», конечно, это выражение беру в кавычки. Как говорил Н.Н.Баранский: «Карта есть «альфа и омега» (т.е. начало и конец) географии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается». В своей работе использую разнообразную деятельность учащихся с картами, в том числе и проверку номенклатуры.

Часто бывает необходимо (как в случае с Евразией, 7 класс) запомнить расположение и названия морей или полуостровов, существующих в таком изобилии, что голова кругом идет. В основу ассоциативной схемы (полуострова Евразии) положим часы. Отследим, на какую цифру приходится какой полуостров. Это легко запомнить и в дальнейшем при необходимости воспроизвести требуемое, не испытывая трудностей. Порой дети подсказывают тому, кто затрудняется найти требуемое на карте: «Да на 12 часах Таймыр». И постепенно все полуострова, как и сами часы, становятся достоянием памяти каждого ученика.

  1. Сочетание коллективной и индивидуальной работы по картам.

Прошу открыть атласы (у каждого ученика - индивидуальный), взять в руки карандаши и всем одновременно показывать под диктовку на картах атласа географические объекты. Такая работа не вызывает затруднения контроля из-за малочисленных классов – все дети, как на ладони.

Индивидуальная работа является разноуровневой: один ученик под мою диктовку показывает объекты на настенной карте, остальные в своих атласах; ученик показывает объекты на настенной карте, но названия для показа по одному предлагают ученики с места; самый сложный уровень – работа на слепой карте.

Провожу немые диктанты (показываю на карте объект, а ребята пишут его название), играем «Кто быстрее» (каждая команда получает карточку с перечисленными объектами, побеждает та, которая затрачивает меньше времени и правильно показывает). Использую разрезную контурную карту.

Такие коллективные и весьма эффективные способы опроса занимают очень мало времени и дают хорошие результаты.

  1. «Цепочка» («Кто кому сосед?»)

Дети работают с высоко генерализированной картой (упрощенной – это очень важно!), например, политической картой Европы в учебнике 7 класса.

Я прошу назвать страны – соседи «по цепочке» весь класс, повторятся нельзя. Например, звучат: - «Финляндия!» (1-й ученик) – «Россия!» (2-й ученик) – «Эстония!» (3-й ученик) – «Латвия!» (4-й ученик). При возникновении «тупика» следующий ученик должен сориентироваться «на местности» и назвать любую еще не упомянутую европейскую страну.

Усложненный вариант «цепочки соседей»: перед глазами учеников нет карты Европы и «цепочку соседей» нужно выстроить на память. Это очень сложное задание и я всегда разрешаю держать под руками слегка приоткрытые атласы.

При такой работе от детей требуется максимум внимания.

  1. Задание на сопоставление политической и физической карт.

Выполнить задание типа «перечислите страны, имеющие выход к Каспийскому морю», «перечислите города на левом берегу Волги», через какие экономические районы протекает Амур»

Другой вариант, я называю объекты и прошу найти, в пределах каких гор и равнин находится, например, Испания, Бразилия и т.д.

Подобную работу с картами можно использовать и при сопоставлении тематических карт, например, при установление причинно-следственных связей по теме «Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых», 8 класс.

Я считаю, чрезвычайно важным регулярное практическое соотнесение политических и физических карт (эти задания можно практиковать в качестве «разминки», «задание на переключение внимания»).

Такие задания очень хороши для общения и для того чтобы дети увидели курс географии «сверху». Также важно избегать без крайней необходимости использовать подобные «игры в карты» для контроля и выставления оценок. Это обучающая, тренирующая игра, только тогда учащиеся будут должным образом настроены. Смотреть в атласы – можно и нужно! Для закрепления можно при необходимости попросить детей прикрыть атласы и сразу повторить тоже самое без карт.

  1. «Загадки по карте».

Например, ученик придумывает сам и загадывает для других: «Река течет с юга на север. Впадает в Северный Ледовитый океан. Правый берег гористый, левый равнинный». (Ответ: Енисей).

Очень эффективны взаимные задания учениками на «загадывание объектов».

В результате: высокая замотивированная «обеспеченность» атласами в классе. У детей чаще возникает повод смотреть на карту, разглядывать (карта находится очень удобно – перед глазами) – повышается уровень знания карты. Я, находясь между рядами, хорошо вижу всю ситуацию в целом. Ориентируясь на цвет и силуэты карты в атласе, отлично вижу ошибки и у меня есть возможность корректировать эти ошибки мгновенно и сразу.

Задания такого типа отличаются следующими свойствами: занимают минимум времени; в работу вовлекаются все дети; оттачивается совместная работа детского коллектива; задания имеют выраженное практическое и развивающее значение.

В усвоении трудного материала огромную роль играют мультимедийные учебники. Моя коллекция:

  1. Мультимедийное приложение к учебнику Природоведение 5 класс

  2. Начальный курс географии 6 класс

  3. Природа и население России 8 класс

  4. Экономическая и социальная география мира 10 класс

  5. Россия: природа, население, хозяйство 8 класс (Сферы)

Учебники виртуальной школы Кирилла и Мефодия:

  1. Уроки географии 6 класс

  2. Уроки географии 7 класс

  3. Уроки географии 10 класс

Электронные учебники имеют огромное количество плюсов, но в данной работе я рассмотрю только их роль в усвоении трудного материала.

Упомянутые мною электронные пособия, это усложнённые презентации, которые становятся все более актуальными в учебном процессе – как эффективный способ представления информации.

 Они помогают сделать подачу нового материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях, помогают понять процессы и явления.

 Процесс обучения проходит более успешно, так как учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включения видеофрагментов.

Важное преимущество в том, что нет лучше способа изучить поведение географического объекта или явления во времени. Компьютер имеет большие возможности для демонстрации многих географических процессов и явлений с помощью географических средств изображения (схем, графиков, диаграмм, и т.д.). Компьютерные учебники способствуют пониманию и усвоению учащимися главного, существенного в содержании материала, выявлению причинно-следственных связей, формированию знаний о географических закономерностях. А какое многообразие иллюстраций может предоставить компьютер! Каждый диск содержит: учебный материал, справочник, практические задания, тесты, слайды, видеофрагменты и анимации. (Видео)

Такие программы способствуют повышению эффективности обучения. При выполнении тренировочных и контрольных упражнений ученик получает немедленное подкрепление правильности ответа. В случае ошибки компьютер проводит корректировку знаний и дает возможность ввести правильный ответ.

Например, можно много раз рассказывать про галерейные леса в Южной Америке, но без наглядности у детей не сформируется их образ. Или как посмотреть последовательное изменение солености Мирового океана по широтам? Помогает электронный учебник.

А иногда, сами дети помогают сложное сделать доступным и интересным.

Особый восторг вызывают у детей коллекции горных пород и минералов. В этом году Заболоцкий Рома принес свою коллекцию минералов. Мы с пятиклассниками с большим удовольствием рассматривали их. И пусть все названия ребята не запомнили, но интерес к минералогии и несколько названий понравившихся им минералов остались в памяти.

Закончить свое выступление хочу творческой работой, уже выпускниц нашей школы, Верхоломовой Екатерины и Луценко Ольги. Это фотоальбом «Чудеса снега». Такой вид работы в моей практике появился недавно и коллекция фотоальбомов не такая большая, но результаты уже есть. Повышается интерес, решается вопрос наглядности. Помогает взглянуть на некоторые объекты и явления другими глазами. Этот альбом я использую на уроках в 5,6,7 классах.

Увидеть, попробовать, пережить, и тогда трудное - становится доступным. Это доказывает результативность на экзаменах, интерес к предмету, желание работать на уроках, участвовать в проектах и предметных неделях.

Труд и творчество учителя ведет к знаниям и творчеству ученика!