СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная программа "Эстрадный вокал"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Эстрадный вокал", разработана для обучающихся дополнительного образования. Срок реализации программы 3 года.

Просмотр содержимого документа
«Учебная программа "Эстрадный вокал"»

Администрация муниципального образования

«Анивский городской округ»


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества» г.Анива





Рассмотрена

на НМС МБУ ДО «ДДТ»

Протокол 01 от 01.09.2016 г.


Утверждена

Приказ №145-ОД от 01.09.2016 г.

Директор: ________________ В.Г. Смирнова








Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности




«ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ»





Возраст обучающихся: 13-17 лет.

Срок реализации: 3 года



Белоногова Любовь Гаяновна,

педагог дополнительного образования
















Анива, 2016

Содержание программы

  1. 1. Пояснительная записка…………………………….…….……………………3

  2. 2. Учебно-тематический план …………………….……..……….........................7

  3. 3. Содержание изучаемого курса……....................................................................8

  4. 4. Условия реализации программы……………………………………………..14

  5. 5. Список литературы для педагогов …………………………………………..17

  6. 6. Список литературы для обучающихся и родителей ……………………….17

  7. 7. Информационное обеспечение программы (Интернет-ресурсы)….............18
































1.Пояснительная записка

Нормативно-правовая база

Дополнительная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал» составлена с учетом действующего законодательства в РФ и Сахалинской области:

1. Конституции РФ.

2. Конвенции ООН «О правах ребенка».

3. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.

4. Закона Сахалинской области «Об образовании в Сахалинской области», принятого Сахалинской областной Думой от 6 марта 2014г.

5. Государственной программы РФ «Развитие образования на 2013-2020 года», утвержденной Правительством РФ 22 ноября 2012г.

6. Государственной программы Сахалинской области «Развитие образования в Сахалинской области на 2014-2020г», утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 28 июня 2013 №331.

7. Концепции развития воспитания в системе образования Сахалинской области до 2020г., одобренной коллегией Министерства образования Сахалинской области от 16.05.2013г.

8. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1008 от 29 августа 2013г.

9. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. СанПин 2.4.4. 3172-14 для учреждения дополнительного образования детей, утвержденных Постановлением главного государственного врача РФ от 04 июля 2014г. №41.

10. Устава МБУДО "ДДТ" г.Анива.

11. Программы развития МБУДО «ДДТ» г.Анива.

Направленность, образовательная область и предмет изучения

Дополнительная общеобразовательная программа «Эстрадный вокал» носит художественное направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства. Программа построена на базовой основе принципов академического вокала, таким образом, является общеразвивающей. Основным назначением учебного курса является изучение теоретических основ, необходимых для формирования навыков эстрадного вокала у учащихся; овладение специфической техникой вокального мастерства, соответствующего требованиям эстрадного исполнительского искусства.


Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность изучаемого курса

В современной музыке эстрадное пение занимает особое место. В отличие от классического вокала, выросшего из духовной музыки, эстрадное пение возникло из бытового фольклора разных культур и отличается многообразием форм и направлений. Эстрадный вокал базируется на физиологических принципах в работе голосового аппарата и является предметом вокальной педагогики.

Педагогическая целесообразность данной общеобразовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у обучающихся навыков восприятия музыки, вокала, музыкально-пластического интонирования. Также данная программа способствует развитию художественных способностей детей, формирует эстетический вкус, улучшает физическое развитие и эмоциональное состояние детей.

Актуальность программы заключается в том, что её реализация даёт обучающимся раннюю профессиональную ориентацию и, кроме того, помогает оценить свои возможности, познать себя и помочь сформировать личную позицию.

Программа ценна своей практической значимостью. В процессе её реализации воспитанники получают опыт социального общения в разновозрастном детском коллективе и приобретают опыт социально-полезного действия во время концертов и выступлений.


Цель:

Приобщение ребёнка к искусству сольного пения и пения в вокальной группе.


Задачи:

Обучающие

-Формирование комплекса музыкально-ритмических навыков;

-Обучение постановки правильного (классического) дыхания;

-Формирование системы знаний, умений и навыков по предмету эстрадно-джазовый вокал;

-Постановка правильной, артикуляционной, дикционной, ясной и выразительной речи, которая используется как в пении так и в быту.


Воспитывающие

-Воспитание эмоциональной отзывчивости, музыкально-слуховых представлений;

-Воспитание гармонически развитой личности, приобщение учащихся к основам мировой музыкальной культуры;

- Воспитание у детей эстетического вкуса, исполнительской культуры, настойчивости и целеустремлённости в преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за творческий результат, умение работать в коллективе;

- Формирование воли, дисциплинированности, атмосферы творческого сотрудничества и взаимопомощи.


Развивающие

- Развитие вокального слуха, певческого дыхания, преодоление мышечных зажимов;

- Развитие артистических и эмоциональных качеств у воспитанников средствами вокальных занятий;

-Развитие музыкальных способностей, самопознания и саморазвития учащихся в максимальном раскрытии творческих способностей;

-Развитие у воспитанников мотивации к творчеству, инициативе, активности;

-Развитие способности к обучению языкам за счет занятий вокалом.


Отличительные особенности данной программы.

Главное отличие общеобразовательной программы «Эстрадный вокал» от типовых программ состоит в том, что она значительно расширяет пространство для изучения и восприятия музыки разных стилей и направлений. Данная программа разработана с целью систематизации и пропаганды педагогического опыта по развитию вокальных навыков у детей, также помогает понять и осознать, какое место и какую роль играет предмет вокала. Занятия вокалом, дают возможность активно участвовать в исполнительском процессе, развивают музыкальные способности, воспитывают музыкальный слух, вкус. Недостаточно научить ребенка музыкальным умениям, навыкам, дать знания о музыке – важно пробудить постоянную потребность в общении с ней, творческую активность.

Воспитание юных вокалистов происходит на лучших образцах академической, народной, а также эстрадной музыки. Занятия в объединении органично сочетают в себе учебный процесс с конкретной деятельностью коллектива, где каждый участник на всех этапах обучения будет иметь исполнительскую практику, то есть возможность выступить перед зрительской аудиторией. С каждым выходом на сцену обучающийся получает дополнительный творческий стимул к дальнейшим занятиям и приобретает необходимый для певца опыт исполнительского искусства.

Общеобразовательная программа «Эстрадный вокал» предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно ней, умение контролировать и оценивать свои действия.

Возраст детей, продолжительность реализации общеобразовательной программы.

В объединение принимаются учащиеся 13-17 лет. Количество часов в год: 1-ый год – 140 часов, 2-ой год – 210 часов, 3-ий год - 315 часов. Количество часов в неделю: 1-ый год – 4 часа, 2-ой год – 6 часов, 3-ий год - 9 часов. Длительность занятия – 45 мин. Численность детей в группе – 8-10 чел. Продолжительность реализации программы - 3 года.

При зачислении в объединение ребёнок должен не только обладать элементарными вокальными данными, но и уметь красиво двигаться, свободно держаться на сцене.


Формы и режим занятий

Основной формой образовательного процесса является групповое занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.

Основными методами обучения являются:

1.Словесные. Устное изложение. Беседа. Анализ текста, структура музыкального произведения.

2.Наглядные. Показ и прослушивание материала в записях на различных носителях. Показ, исполнение педагогом. Работа по образцу.

3.Практические. Тренинг, повторение пройденного. Вокальные упражнения.

Режим занятий составляется в соответствии с требованиями СанПин. Первый год обучения: 2 раза в неделю, 1 занятие - 45 мин. Второй год обучения: 2 раза в неделю, 1 занятие - 45 мин. Третий год обучения 3 раза в неделю, 1 занятие - 45 мин.



Ожидаемые результаты.

1 год обучения. По окончании учащийся должен знать:

- основы физиологии речевого и дыхательного аппаратов;

- основы и общие принципы гигиены голоса;

- роль песенного искусства в общественной жизни;

- основные принципы пения в академической, речевой, эстрадно-джазовой манере;

- основные принципы работы над дикцией;

- принципы постановки правильного певческого дыхания.


Учащийся должен уметь:

-выполнять самоконтроль на снятие физической зажатости;

- выполнять упражнения для формирования правильного певческого дыхания;

- различать музыкальные композиции по манере исполнения;

- чисто интонировать;

- чувствовать ритмический рисунок песни;

-владеть правильной певческой установкой (положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении стоя или сидя), делать бесшумный вдох, правильно расходовать дыхание, выполнять несложные дикционные упражнения.


2 год обучения. По окончании учащийся должен знать:

- о специфике пения широких интервалов - о разных видах дыхания (грудное, брюшное и смешанное), если ученик поёт хорошо, но дышит по-своему – необходимо учитывать особенности ребёнка;

- основные принципы работы над координацией слуха и голоса;

- об основных принципах правильного пользования микрофоном;

- о специфике пения на 2 и более голосов;

- о правилах владения артикуляционным аппаратом (во время пения активизируются губы, кончик языка, максимально раскрепощены челюсти);

- о культуре работы на сцене.


Учащийся должен уметь:

- чисто интонировать мелодии различной сложности;

- применять нужный тип дыхания;

- сочетать пение со сценическим движением;

- чувствовать ансамбль при пении многоголосия;

- петь свободно, не форсируя звук, придавая песне эстетическое звучание;

- донести образ песни до зрителя;

- выполнять упражнения на развитие диапазона голоса;

- выполнять упражнения на переходных нотах, т.е. смешивание головного и грудного регистров и пользоваться данными навыками при исполнении музыкальных композиций.


3 год обучения. По окончании учащийся должен знать:

- о приёмах импровизации;

- особенности мышечной динамики, динамики звука;

- особенности приема «вибрато»;

- основные принципы работы над верхней и нижней частью диапазона голоса;

- о физиологических особенностях голосового аппарата во время пубертатного периода;

- о способах донесения художественного образа до зрителя.


Учащийся должен уметь:

- вносить момент импровизации в исполняемую песню;

- применять разную атаку звука, правильно фразировать мелодию;

- чётко произносить слова в песне, учитывая звуковедение и фразировку;

- эстетично владеть певческим аппаратом;

- правильно использовать микрофон, учитывая акустические особенности резонаторов;

- подать образ песни, не задумываясь о технике исполнения;

-исполнять композицию в соответствии со стилем и направлением;

-владеть сценической культурой поведения и пользоваться ей.



Формы подведения итогов реализации общеобразовательной программы

В соответствии с учебным планом проводятся стартовая, промежуточная, итоговая аттестация учащихся по результатам обученности воспитанников. По данным сведениям проводится мониторинг знаний, умений и навыков учащихся. Для определения сформированных личностных качеств учащихся в начале, середине и конце учебного года проводится мониторинг личностного развития учащихся. Для отслеживания результатов вокальных навыков проводятся мероприятия концертного характера, конкурс вокалистов-исполнителей. Данные мероприятия помогают наметить дальнейшие пути реализации общеобразовательной программы.

















2.Учебно-тематический план


Первый год обучения


Наименование разделов

Количество часов

Форма занятия

Форма контроля

1.

Вводное занятие. Диагностика музыкально слуховых данных. Анатомия и гигиена голосового аппарата.


2


1


1

Беседа

(Понятие о сольном и ансамблевом пении)


Стартовая

диагностика

2.

Устранение мышечных, психических зажимов. Формирование правильных установок и ощущений дыхания.

18

5

13

Занятие-репетиция вокально-интонационных упражнений на устранение мышечных зажимов.



Тестирование

3.

Развитие вокально-технических и исполнительских качеств. Работа над координацией слуха, интонацией.

44

24

20

Занятие-постановка

Видео-урок «Путешествие по голосовым связкам»

Наблюдение

4.

Основные принципы пения в академической, речевой, эстрадно-джазовой манере.

10

4

6

Видео-урок по многообразной технике вокала.


Тестирование

5.

Артикуляция и дикция.

20

5

15

Беседа

Занятие-репетиция

Анализ подготовки к мероприятию

6.

Выравнивание голоса (тембр), развитие чувства певческой опоры

46

11

35

Занятие-репетиция

Исследовательская игра «Найди фальшивую ноту»

Диагностика



Итого:

140

50

90




Второй год обучения


Наименование разделов

Количество часов

Форма занятия

Форма контроля


1.

Вводное занятие.

2

1

1

Беседа


Стартовая

диагностика


2.

Формирование певческого тона (тембр)


28

9

19

Занятие-репетиция вокально-интонационных упражнений

Анализ результатов выступления


3.

Работа над фразировкой, ритмом

30

9

21

Аудио-видео-урок по многообразию музыкальных композиций в технике  legato, staccato, non legato

Тестирование


4.

Развитие вокальной техники и формирование певческой кантилены.

30

9

21


Мини-концерт


Наблюдение


5.

Смешивание регистров, переходные ноты

30

9

21

Музыкальная викторина


Наблюдение


6.

Технические приёмы: фальцет, глиссандо штро-бас, портаменто


40

9

31

Фестиваль любимых песен


Тестирование


7.

Работа над диапазоном.


30

9

21

Конкурс вокалистов-исполнителей

Диагностика


8.

Исполнительские штрихи

20

5

15






Итого:









210

60

150





Третий год обучения


Наименование разделов

Количество часов

Форма занятия

Форма контроля

1.

Вводное занятие.

2

1

1

Беседа


Стартовая

диагностика

2.

Усовершенствование вокально-слухового самоконтроля. Работа над координацией слуха и голоса.

45

5

40

Занятие-репетиция вокально-интонационных упражнений

Анализ результатов выступления

3.

Мышечная динамика. Динамика звука.


45

5

40

Занятие-исследование

Тестирование

4.

Развитие приема «Вибрато».



43

9

34

Видео-урок по технике «Вибрато» вокальной школы Марии Струве

Наблюдение

5.

Анализ современного эстрадного репертуара.



45

5

40

Занятие-репетиция

Наблюдение

6.

Работа над верхней и нижней частью диапазона.


45

5

40

Занятие-исследование

Тестирование

7.

Знакомство со спецификой работы с микрофоном и фонограммой

45

5

40

Студия звукозаписи

Диагностика

8.

Пение учебно-тренировочного материала и импровизаций

45

5

40

Конкурс вокалистов-исполнителей

Наблюдение



315

40

275






3.Содержание изучаемого курса


1 год обучения


Раздел 1. Вводное занятие. Диагностика музыкально слуховых данных. Анатомия и гигиена голосового аппарата. (2 часа)

Теория (1 час)

Знакомство с вокальным искусством. Инструктаж правил по технике безопасности при работе с музыкальной электроаппаратурой. Знакомство с Уставом и традициями ДДТ. Знакомство с голосовым аппаратом. Понятие «голосовой аппарат», его строение, воспроизведение звуков и основы профессионального владения им. Упражнения по начальной подготовке к пению. Осознание мышечных ощущений во время пения.

Возможности голоса, профессиональные сложности, с которыми сталкиваются вокалисты. Голосовой режим, уход за голосовым аппаратом, правильное питание.

Основные характеристики голоса.

-глубина и объём.

-высота

-полётность

Практика (1 час)

Диагностика вокальных данных учащихся с помощью вокально-интонационных упражнений.


Раздел 2. Устранение мышечных, психических зажимов. Формирование правильных установок и ощущений дыхания. (18 часов)


Теория (5 часов)

Освобождение учащегося от влияния внутренних психологических зажимов, опираясь на воображение, эмоциональность и чувство уч-ся. Лекция на тему «Дефекты певческого звука».

Практика (13 часов)

Развитие мышечной рефлекторной памяти на основе упражнений самоконтроля и анализа. Упражнения на релаксацию, воображение.

Работа над правильной осанкой, физическое осознание мышц позвоночника, Мышечные упражнения на расслабления, для снятия зажимов.

Упражнения для правильного диафрагмотическо-межрёберного дыхания. Упражнения для активизации диафрагмы, развития плавного дыхания. Упражнения на внутриглоточную свободу.



Раздел 3. Развитие вокально-слухового самоконтроля. Работа над координацией слуха, интонацией. (44 часа)


Теория (24 часа)

Умение контролировать своё пение с помощью слуха, мышц вокального аппарата, вибрационных и эмоциональных ощущений. Лекция на тему «Неумение проводить самоконтроль и его последствия»

Неопределённая высота в момент пения, переход из одной тональности в другую, дыхание среди фразы, горловой «крикливый» звук.

Практика (20 часов)

Упражнения на выполнение самоконтроля с помощью слуховых ощущений. Упражнения на выполнение самоконтроля с помощью мышечных ощущений. Упражнения на выполнение самоконтроля с помощью вибрационных упражнений.

Выявление влияния эмоций на формирование певческих навыков учащегося. Практическая работа в виде исполнения композиции, самоанализ выполненной практической работы.

Раздел 4. Основные принципы пения в академической, речевой, эстрадно-джазовой манере. (10 часов)


Теория (4 часа)

Трансляция видеоматериала по многообразию техники вокала. Прослушивание композиций, исполненных в академической, речевой эстрадно-джазовой манере. (И. Кобзон, Л. Сенчина. А. Пугачева, Л. Долина, Валерия)


Практика (6 часов)

Анализ прослушанного и просмотренного материала.

Практическая работа: исполнение композиций учащимися в данных направлениях, анализ.



Раздел 5. Развитие вокально-технических и исполнительских качеств. (20 часов)


Теория (5 часов)

Артикуляция внутренняя- мышцы глотки, мягкое нёбо, корень языка. Артикуляция внешняя- губы, нижняя челюсть, кончик языка.


Практика (15 часов)

Упражнения на формирование вокальных гласных и их воздействие на дыхание. Упражнения для развития дикции. Практическая работа.


Раздел 6. Выравнивание голоса (тембр), развитие чувства певческой опоры. (46 часов)


Теория (11 часов)

Ознакомление с понятиями и их значением:

- Опора

- Полный голос

- Тембр

Практика (35 часов)

Упражнения на одновременную работу грудного и головного механизмов голосовых связок. Упражнения на выравнивание гласных 2-х 3-х нотах. Связывание нот в интервале секунда на А, Е, И, О, У. Упражнения для выравнивания переходных нот тембрового единства.



2 год обучения


Раздел 1. Вводное занятие. (2 часа)


Теория (1 час)

Беседа на основе повторения пройденного материала. Гигиена голоса, самостоятельная работа в период летних каникул.

Практика (1 час)

Практическое задание. Исполнение вокальных композиций по выбору учащихся.


Раздел 2. Формирование певческого тона (тембр). (28 часов)


Теория (9 часов)

Понятие тембра и его характеристика.

Практика (19 часов)

Упражнения на усовершенствование тембра. Его корректировка. Исполнение вокальной композиции.


Раздел 3. Работа над фразировкой, ритмом. (30 часов)


Теория (9 часов)

Аудио-видео-урок по многообразию музыкальных композиций в технике legato, staccato, non legato.

Практика (21 час)

Выработка навыков исполнения звуковедений legato, staccato, non legato;


Раздел 4. Развитие вокальной техники и формирование певческой кантилены. (30часов)

Теория (9 часов)

Развитие кантилены. Кантилена в вокальном исполнении.

Практика (21 часов)

Упражнения на акустическую ровность вокальных гласных.


Раздел 5. Смешивание регистров. Переходные ноты. (30 часов)


Теория (9 часов)

Ознакомление с понятием «золотой мост» и его значением.

Практика (21час)

Выполнение упражнений на соединение регистров. Поиск естественного звучания и правильных вокальных ощущений. Исполнение вокальной композиции. Самоанализ исполнения


Раздел 6. Технические приёмы:. фальцет, глиссандо штро-бас, портаменто. (40 часов)


Теория (9 часов)

Ознакомление с понятиями фальцет, глиссандо штро-бас, портаменто.

Практика (31 час)

Выполнение упражнений для владения техникой: фальцет, глиссандо штро-бас, портаменто.



Раздел 7. Работа над диапазоном. (30 часов)

Теория (9 часов)

Лекция на тему: «Диапазон голоса»

Практика (21 час)

Прослушивание вокальных композиций С.Пенкина (4 октавы), Lara Fabian (3,5 октавы), Има Сумак (5 октав)


Раздел 8. Исполнительские штрихи (20 часов)

Теория (5 часов)

Работа над выявлением и устранением ошибок в вокальном исполнении музыкальных композиций из учебной программы. Усовершенствование основных приёмов и техник эстрадного направления.


Практика (15 часов)

Исполнение вокальных композиций. Самоанализ.


3 год обучения


Раздел 1. Вводное занятие. (2 часа)


Теория (1 час)

Беседа на основе пройденного материала.

Практика (1 час)

Исполнение вокальных композиций.


Раздел 2. Усовершенствование вокально-слухового самоконтроля.

Работа над координацией слуха и голоса. (45 часов)


Теория (5 часов)

Работа над техникой самоконтроля интонационного звучания.

Практика (40 часов)

Исполнение вокальных композиций, самоанализ, выявление ошибок и их исправление.


Раздел 3. Мышечная динамика. Динамика звука. (45 часов)


Теория (5 часов)

Развитие техники дыхания через двигательную активность, экономное расходование дыхания. Работа над звуковыми оттенками, филировка звука

Изменение громкости без изменения качества.

Практика (40 часов)

Упражнения на растяжение межрёберных мышц, для энергичной стимуляции дыхательного аппарата, на ощущение внутреннего пространства, для достижения большего объема грудной клетки в сочетании с возросшей гибкостью межрёберых мышц.


Раздел 4. Приём вибрато. Понятие и значение. (43 часа)


Теория (9 часов)

Видео-урок по технике «Вибрато» вокальной школы Марии Струве

Практика (34 часа)

Работа над техникой вибрато в голосе с использованием упражнений.

Прослушивание вокальных композиций, с ярко выраженным приёмом Вибрато. Исполнение вокальных композиций учащимися, самоанализ исполнения.


Раздел 5. Анализ современного эстрадного репертуара. (45 часов)


Теория (5 часов)

Беседа о музыкальных композициях и стилях, используемых в современной эстрадной музыке, а также их направления, разновидности и сочетания.

Практика (40 часов)

Прослушивание музыкальных композиций, работа, направленная на их анализ:

-Характер звука

-Фразировка в разных стилях и жанрах

-Пение в группе

-Работа над чувством ансамбля.

Исполнение вокальных произведений характерные для разных стилей- Рок джаз, романс и т.д.


Раздел 6. Работа над верхней и нижней частью диапазона. (45 часов)


Теория (5 часов)

Обретение мышечной свободы, правильной позиции, нахождение идеального характера звучания, владения резонаторными ощущениями.

Практика (40 часов)

Упражнения на развитие диапазона голоса, эластичность дыхания, и подвижность голоса.


Раздел 7. Основные принципы работы с микрофоном. (45 часов)


Теория (5 часов)

Разновидности и модельный ряд микрофонов, а так-же их назначение. Правила и технические приёмы работы с микрофоном на сцене. Усовершенствование основных приёмов и техник эстрадного направления.

Практика(40 часов)

Просмотр концертной программы с участием известных певцов:

Л.Долина, Земфира, Н. Басков, Валерия, С Ротару, С. Павлиашвилли,

Г.Лепс. А.Пугачева. Д.Билан, П.Гагарина. Исполнение вокальных композиций, самоанализ.



Раздел 8. (45 часов) Пение учебно-тренировочного материала и импровизаций

Теория (5 часов)

Пение произведений собственного выбора. Репертуар.

Практика (40 часов)

Самостоятельный выбор репертуара для демонстрирования владения голосовыми возможностями либо манерой исполнения.


Ключевые определения, понятия, которыми оперирует программа


Альт

Баланс

Баритон

Бас

Вибрато

Вибрация

Вибрация голосовых связок

Вокальные мышцы

Вокальные образы

Выброс воздуха

Высокая гортань

Гибкий звук

Гласный

Головной голос

Головной звук

Головной регистр

Голосовые связки

Гортань

Грудной регистр

Диапазон

Диафрагма

Дыхательная труба

Звук

Звуковая волна

Звукоизвлечение в речевой позиции

Излишние мускульные усилия

Кадык

Компрессия

Косвенный контроль

Легато

Манипуляция

Меццо-сопрано

Модуляция

Надгортанник

Напряженная гортань

Низкая гортань

Нонлегато

Острый звук

Пение в речевой позиции

Переходный участок

Поза для речевой позиции

Полный голос

Полный звук

Поток воздуха

Прямой контроль

Ревер

Резонанс

Резонансные полости

Репертуар

Связный звук

Свободный голос

Свободный звук

Согласный

Сопрано

Средний регистр

Срыв

Стаккато

Супергорловой регистр

Тембр

Тенор

Тренировка

Управление дыханием

Упражнение

Участок срыва

Укорочение

Управление голосовыми связками

Управление звуком

Утончение

Фальцет

Форсирование


Описание методического обеспечения программы


Данная программа предполагает различные формы проведения занятий. Это занятие-игра, беседа («Элементы творческого самочувствия», «Работа над сценическим образом»), репетиция («Индивидуальные занятия», «Работа над проектом песни»), контрольное занятие, аудиторное занятие, Также возможны и такие формы, как концерт, семинар, фестиваль, творческая встреча.

Организация деятельности учащихся на занятиях объединения «Эстрадный вокал» осуществляется через групповую и индивидуальную формы работы.

На занятиях объединения применяются наглядные, словесные, практические и частично-поисковые методы обучения. Наглядный метод используется при показе иллюстративного материала, например, при изучении строения гортани, работы диафрагмы и при исполнении педагогом музыкального материала. Словесный метод включает в себя объяснение, рассказ, сравнение, замечание, распоряжение, анализ. В работе этот метод должен быть доступным для детского восприятия. К практическим методам обучения относятся тренинги, вокально-хоровые упражнения. Их можно разделить на две группы. К первой относятся те, которые применяются вне связи с каким-либо конкретным произведением. Они способствуют последовательному овладению техникой эстрадного пения. Упражнения второй группы направлены на преодоление конкретных трудностей при разучивании песен. Планомерное и целенаправленное применение упражнений способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости. Частично-поисковые методы позволяют учащимся осуществлять индивидуальный и коллективный поиск, выбор костюмов, освещения и оформления сцены. При изучении программного материала создаются ситуации успеха, взаимопомощи.


4. Условия реализации программы


Кадровые условия реализации программы:

Реализация дополнительной общеобразовательной программы «Эстрадный вокал» обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее образование

Реальное кадровое обеспечение: Белоногова Любовь Гаяновна, педагог дополнительного образования, имеет высшее образование. Окончила Сахалинский государственный университет по специальностям – журналист, юрист. Профессиональный вокальный опыт получила в ОЦВВР г. Южно-Сахалинска.


Методические условия реализации программы:

Методические условия обеспечивают планирование образовательного процесса и его ресурсного сопровождения, включает в себя совокупность программных продуктов, культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и практических задач.

К общеобразовательной программе создан календарно-тематический план, описывающий четкое распределение времени на практическую и теоретическую подготовку учащихся, содержание деятельности. Для реализации поставленных задач создан учебно-методический комплект, содержащий конспекты занятий и вспомогательный материал для занятий с видео- и аудио- материалами.

Программно-методическое обеспечение включает в себя: разработки игр, бесед, конкурсов, методик по учебно-исследовательской работе, проектной деятельности, взаимодействию с семьей, рекомендации СанПин по организации режима занятий.

Материально-технические условия реализации программы:

Реализация общеобразовательной программы «Эстрадный вокал» предусматривает наличие учебного кабинета, который имеет уютный и просторный вид, располагающим материальной и технической базой, обеспечивающей организацию и проведение различных видов деятельности обучающихся, предусмотренные общеобразовательной программой. Материальная и техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам и правилам, а также техническим и финансовым нормативам, установленным для обслуживания этой базы.

В кабинете сделан ремонт с заменой электропроводки, с соблюдением требований СанПин, теплового, светового режима (жалюзи), пожаробезопасности и электробезопасности, имеются памятки, инструкции по ТБ и ПБ, огнетушительно.

При реализации программы предусматриваются специально организованные места, предназначенные для индивидуальной, коллективной работы, общения, демонстрации достижений учащихся. В кабинете есть стол педагога и стулья. Учебный кабинет оснащен музыкальной аппаратурой включающую в себя: акустическую систему, усилитель, микшерную консоль, ПК, синтезатор, микрофоны. Также имеется мультимедийный экран и проектор. В наличии учебный и научно-методический материал, а также дидактический и раздаточный материалы: наглядные пособия, наборы аудио- и видеозаписи для просмотра и прослушивания музыкальный упражнений и произведений.

Учебно-методический комплект и дидактический материал хранится в книжном шкафу, систематически пополняется и совершенствуется.





































Примерный репертуарный план:


Первый год обучения


1. Л. Гурченко – «Песенка о хорошем настроении»;

2. Ф.Киркоров – «Влюбленная душа»;

3. IOWA – «140»;

4. Непоседы – «Подари улыбку миру!»;

5. Непоседы – «Ангел летит»;

6. Непоседы – «Здравствуй мир»;

7. Н.Пантелеева – «У моря, у синего моря»;

8. В. Брежнева – «Доброе утро».


Второй год обучения


1. С.Ротару – «Баллада о матери»;

2. М-Студия Водолей - «Любовь моя Россия»;

3. И. Саруханов – «Скрип колеса»;

4. И. Богушевская – «Зимняя сказка»;

5. Talisman – «Славная добрая Русь»;

6. Talisman – «Ангел надежды»;

7. Talisman – «Первая весна»:

8. Ю. Энтин из к/ф «Гостья из будущего – «Прекрасное далеко».

Третий год обучения


1. А. Пугачева – «А знаешь все еще будет»;

2. О. Газманов – «Нарисовать мечту»;

3. Talisman – «Песни России»;

4. Talisman – «Гордая моя Россия»;

5. Talisman – «Счастье»;

6. Непоседы – «Осенний блюз»;

7. Непоседы – «Рассвет любви»;

8. Волшебники двора – «Хорошее настроение»;

9. Волшебники двора – «100 дней после детства».




















6.Список литературы для педагогов


  1. Белоброва Е.Н. Техника эстрадного вокала.- М.:2009.

  2. Бергер Н.А. Сначала-ритм. Учебно-методическое пособие.-СПб.: Композитор, 2004.

  3. Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке.-СПб.: КАРО, 2004.

  4. Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим. ру. Аудиовидео уроки по технике речи. Часть 1. – М.: ИПЦ Маска, 2007.

5 Карягина А.В. Джазовый вокал: практическое пособие для начинающих.-СПб.: Лань, 2008.

6. Лаптева Е.В. 600 упражнений для развития дикции.- М.:Профиздат, 2007.

7. Лобанова О.Г. Дышите правильно: Учение индийских йогов о дыхании, изменённое Западом. Американская метода Кофлера. Изд. 2-е. – М.: Либроком, 2012.

8. Кузьгов Р.Ж. Основы эстрадного вокала.-М.:Павлодар, 2012

9. Жаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей. - М.:Книжкин Дом, 2006.


7. Список литературы для обучающихся и родителей


  1. Битус А., Битус С. Певческая азбука ребёнка.-Минск: ТетраСистемс, 2007.

  2. Бровко В.К. «Битлз» на уроках сольфеджио. – СПб.:Композитор, 2004.

  3. Коннова Е.В. Джазовая азбука для начинающих: Учебное пособие, Уфа, Редакционно-издательский отдел республиканского учебно-методического центра по образованию, 2009.

  4. Марченко Л.Ю. Лучшие детские песни о разном: вып.2, изд.2-е., -Ростов н/Д: Феникс, 2009.

  5. Пьянков В.Г. Песни и хоры для детей. –М., Владос, 2003.

  6. Сафронова О.Л. Распевки: Хрестоматия для вокалистов. 2-е изд., стер. –СПб.: Лань, 2011.

  7. Пономарева В.Д. Jazz in vocal. Аранжировки для вокального ансамбля.-Новосибирск: Окарина, 2009.


8. Информационное обеспечение программы (Интернет-ресурсы)


1. ВКМ Online – Всемирная команда музыкантов. Режим доступа – http.//vkmoline.com/

2. Журнал «Педагогический мир». Режим доступа – http.//pedmir.ru/

3. Сообщество вокалистов Start Vocal. Режим доступа – www.startvocal.ru.


18