Задача разработана к уроку русского языка по теме "Правописание суффиксов -ек, -ик имен существительных".
Имя задачи: «Решение проблемной задачи»
Авторы: Меркулова С.Г., Николаева О.В., Кротова Т.Н.
Предмет: Русский язык
Класс: 5
Тема: «Правописание суффиксов –ек, -ик имен существительных»
Профиль: гуманитарный
Уровень: высокий
Текст задачи:
- Давайте посмотрим фрагмент мультфильма по повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков» и поможем главному герою решить орфографическую задачу. (Герой ее, Витя Перестукин, попал в сказочную страну. Ему пришлось решать одну из орфографических задач: нужно было вставить пропущенные буквы в словах ключ..к и замоч..к)
- Как решить эту задачу?
- Обсуди с соседом, составь алгоритм правила.
- Сравните свои ответы с ответами других пар. Что получилось? Давайте обратимся к учебнику (с. 86). Какой вывод можно сделать?
- Работа в группах: продолжите просмотренный фрагмент повести, рассказав о том, как Витя Перестукин оказался в стране Невыученных уроков.
- А вы бы хотели оказаться в стране Невыученных уроков? Что для этого нужно?
Возможные источники информации:
- Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. – 2-е изд. – М.: «Русское слово», 2011.- 280 с.
2. Интернет – ресурс: В стране невыученных уроков. 8 с. WWW.VAVAFILM.RU
Культурный образец / вариант учителя
Чтобы узнать, какой суффикс - -ЕК- или –ИК- пишется в слове, нужно поставить это слово в форму родительного падежа. Если гласный суффикса выпадает, то пишем –ЕК-. Если гласный суффикса не выпадает, то пишем –ИК-.
Продолжение просмотренного фрагмента мультфильма:
Если в родительном падеже в конце слова выпадает гласный, то пишется ЕК, а если не выпадает, пишется ИК. Это нетрудно проверить: именительный- замочЕК, родительный- замочКа. Ага! Буква выпала! Значит, правильно- замочЕК. Теперь совсем легко проверить и «ключик»: ключИК- ключИКа. Гласная остается на месте. Значит, надо писать «ключИК».
…Ворота распахнулись.
Чтобы не оказаться в стране Невыученных уроков, необходимо разработать алгоритм правила и объяснять написание суффиксов –ЕК/-ИК.
1 шаг. Измени форму (слова-помощники: нет, много)
2 шаг. Определи: «убегает» ли гласный.

|
Методический комментарий
Задача имеет метапредметный характер, необходимо, чтобы конечным продуктом учащихся стал алгоритм правила «Правописание суффиксов –ЕК- -ИК-», написание продолжения фрагмента повести Л. Гераскиной; умение работы в парах, группах.
Коммуникативные УУД:
- работа в парах по созданию алгоритма правила;
- отзыв на работу других пар;
- работа в группе по созданию текста;
- принятие решения в проблемной ситуации на основе переговоров при парной и групповой работе.
Познавательные УУД:
• объяснение явления, выявленного в ходе микроисследования;
Регулятивные УУД:
• планирование пути решения учебной задачи;
• умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им при работе в паре и группе;
• сравнение своего ответа с эталоном (с правилом учебника; фрагментом повести);
• составление алгоритма правила.
Личностные УУД:
• осознание ценности учения.