СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебное занятие по ДОП «Текстиль» Тема: «В мире вышивки»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебное занятие по ДОП «Текстиль»

     Тема: «В мире вышивки»

                                                 Автор: Коченова Л.С.

 

Цель: Познакомить с видом рукоделия  вышивка крестом.

Просмотр содержимого документа
«Учебное занятие по ДОП «Текстиль» Тема: «В мире вышивки»»

Учебное занятие по ДОП «Текстиль»

Тема: «В мире вышивки»

Автор: Коченова Л.С.



Цель: Познакомить с видом рукоделия вышивка крестом.

Задачи:

Обучающие: обучить первоначальным умениям вышивки крестом; познакомить с историей возникновения вышивки.

Развивающие: Способствовать развитию образного мышления, творческого подхода к делу; развивать умения работать в коллективе.

Воспитательные: Формировать интерес к вышивке, воспитывать трудолюбие, усидчивость и эстетический вкус, доброжелательность.

Возраст: 8-9 лет, 2 класс

Оборудование: пяльцы, ножницы, иголки, ткань (размер 15х 15см), карточки с образцами тканей, набор ниток мулине, черно-белые рисунки для раскрасок, схемы «Вышивка крестом», шкатулка с письмом и загадками.



Ход занятия

  1. Организационный этап.

  2. Введение в тему

Педагог: Всем здравствуйте! Ребята, сегодня на занятии мы с вами познакомимся с одним из видов рукоделия – вышивка крестом.

Немного истории. Где и когда появилась вышивка??? Вышивка является одним из самых любимых и распространённых видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели этим искусством. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства.

При археологических раскопках курганов найдены остатки одежды, искусно вышитой шерстяными, шелковыми, серебряными и золотыми нитями. Постепенно из любительского увлечения это искусство для многих мастериц превратилось в профессию.

«Вышивальная» мода возникла неспроста: 71 год назад закончилась война, разорившая практически каждую российскую семью. Не было нарядной одежды, нечем было украсить свой дом. И, как всегда, на помощь пришли женское трудолюбие, изобретательность и терпение. Женщины ухитрялись вышивать на кусочках ткани, которую прежде в течение нескольких дней превращали в канву, прореживая ткань по счету ниток, и только после этого застилали разноцветными крестиками.

С цветными нитками тоже было непросто: приходилось подкрашивать их в нужные цвета, нередко используя для этого естественные красители: шелуху лука, ботву картофеля, крапиву, листья березы, марганцовку.

Узоры вышивок были самые разнообразные: прежде всего всеми любимые розы, гирлянды из цветов, геометрический орнамент, сюжеты картин известных художников. Узорами обменивались, переводили на клетчатую бумагу со старых открыток, придумывали сами.

Украшали кофточки и платья, детскую одежду, но главное - свой дом. Появились на стенах вышитые картины, на диванах - цветные подушки. Вместе с этими рукотворными милыми вещами в дом пришли, как казалось в то время, не только уют и тепло, но и красота!

Для вышивки нам нужны материалы: ткань-канва, пяльца, нитки-мулине, ножницы, иголка, и схема изображения.

  1. Основной этап

    1. Создание проблемной ситуации.

Перед каждым ребенком на столе лежат материалы для вышивки.

Педагог: Ребята, посмотрите на столы, всё ли мы приготовили к работе? Проверьте пожалуйста! (Дети обнаруживают, что для работы им не хватает иголок).Что же нам делать?

Педагог вместо игольницы на привычном месте вдруг находит конверт. Педагог и дети с интересом рассматривают его. На конверте надпись “Ребятам детского объединения “Работа с текстильными материалами” от Иголочки”. Дети раскрывают конверт и читают письмо:

"Дорогие ребята! К сожалению, я не смогу вам помочь в работе с знакомством вышивки крестом. Меня заперли за шестью замками. Вы освободите меня, если выполните все задания. Задания вы найдете в волшебной коробочке. Я верю, что у вас все получится, и мы опять будем вместе. Ваша Иголочка"

Затем педагог обнаруживает шкатулку на своем столе, а в ней – задания от Иголочки. Педагог читает их вслух.

    1. Выполнение заданий от Иголочки.

Задание № 1. Ребята, без этих верных моих друзей вы не смогли бы сделать ни одной работы. Отгадайте загадки и вы узнаете, кто мои верные друзья!

У тети Моти

Всегда в почете –

Штучка-одноручка,

Носочек стальной,

А хвостик льняной (игла с ниткой).

Инструмент бывалый –

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет и стрижет (ножницы).



Если выскочит с катушки,

С одноухою подружкой,

То по шёлку и по ситцу

Любят вместе закружиться! (иголка с ниткой)



На стебле белеют чашки,

В них и нитки и рубашки (ткань)



Пройдусь слегка горячим я,

И гладкой станет простыня.

Могу поправить недоделки

И навести на брюках стрелки (утюг)



У тети Моти

Всегда в работе

Пять братьев,

Годами равные,

Ростом разные (пальцы).

Педагог: Молодцы, ребята. Вы отгадали необходимые нам инструменты и материалы для работы.



Задание № 2. Ребята, по самым разным тропинкам “ходят” иголочка с ниточкой. Рассмотрите внимательно образцы тканей и покажите “дорожку”, по которой пойдут иголочка с ниточкой при вышивке крестом (Каждому ребенку раздается по три карточки с образцами тканей, один из которых – образец ткани для вышивки крестом. Дети должны поднять вверх и показать педагогу карточку с образцом ткани для вышивки крестом - канву).

Задание № 3. Ребята, перед вами расположены нитки, посовещайтесь и выберите, какими нитками обычно вышивают. Скажите, как называются нитки для вышивки? (мулине)

Задание № 4. Ребята, перед вами на картинках черно-белые рисунки. Подберите к ним такие цветные нитки, какими бы вы эти рисунки вышили. Будьте дружными и не ссорьтесь!

Работа выполняется по группам: дети рассматривают рисунки, выбирают нитки, обсуждают варианты, кладут нитки на стол, а затем рассказывают, для чего они выбрали нитки того или иного цвета.

Задание № 5. Ребята, а сейчас возьмите пяльцы и правильно заправьте в них ткань. Не волнуйтесь, у вас все получится! (Дети выполняют задание).

Задание № 6. Ребята, что-то у меня перепутались все правила техники безопасности. Как они будут звучать правильно? Поможете мне разобраться с этим вопросом? (да) Читаются неправильно сформулированные фраз, дети предлагают свою формулировку.

1.Иглы должны быть короткими с удлинённым ушком. (Иглы должны быть длинные с малюсеньким ушком)

2. Ножницы должны быть тупыми, концы лезвий никак не смыкаются (Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий – полностью смыкаться)

3. Пяльцы слегка поддерживают ткань, чтобы при вышивке она рвалась.(Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют её от деформации).

4. В вышивке на рабочей нитке делают много узелков. Изнанка изделия должна быть грязной и некрасивой (В вышивке на рабочей нитке никогда не делают узелков. Изнанка изделия должна быть чистой и аккуратной)



Педагог: Молодцы, вот вы и выполнили все задания, для того чтобы приступить к работе по вышивке крестом.

Если бы Иголочка могла говорить, то она сказала: “Спасибо, ребята, за ваши добрые сердца и золотые ручки” (педагог передает игольницу с иголками учащимся)

    1. Практическая работа.

А сейчас мы поучимся с вами правильно вышивать простым крестом (ребята практикуются, ориентируясь по выданной им схеме «Шов крестиком»).

Молодцы, все справились.

  1. Заключительный этап.

4.1. Беседа:

Ребята, понравилось ли вам наше занятие?

Что вы узнали сегодня нового?

С какой вышивкой вы познакомились?

Как давно зародилась вышивка крестом?

Где можно применять этот вид творчества?

Какие виды швов вы узнали?

    1. Рефлексия:

Перед вами карточки голубого, зеленого и розового цветов! Выберите пожалуйста одну карточку и прикрепите на доску:

розовый цвет - понравилось занятие,

зеленый цвет - не очень понравилось,

синий – не понравилось.

    1. Закончить наше занятие я хочу стихотворением:

«И в Европе, и в России

Можно встретить тот музей,

Где представлены картины

И царей, и королей.

Вышиты собственноручно

Шёлком, бисером они;

Почему же увлекались

Этим делом короли?

Их искусством восхищалась,

Но всё время удивлялась,

Ну зачем держать им пяльцы?

Ну зачем колоть им пальцы?

Но прошло немного лет,

Разгадала я секрет.

Увлеклась я вышиваньем,

Что за прихоть – вышивать?!

Нитку продевать в иголку,

Утомительно считать,

Ну зачем держать мне пяльцы?

Ну зачем колоть мне пальцы?

Трудоёмкое занятье

И нескорый результат,

Расцветает дивный сад!

Это дело утешает,

Это дело увлекает,

Вдохновение рождает!

Ведь недаром этот труд

Люди творчеством зовут!»



До свидания! До новых встреч!