Учебное занятие по ДОП «Текстиль»
Тема: «В мире вышивки»
Автор: Коченова Л.С.
Цель: Познакомить с видом рукоделия вышивка крестом.
Задачи:
Обучающие: обучить первоначальным умениям вышивки крестом; познакомить с историей возникновения вышивки.
Развивающие: Способствовать развитию образного мышления, творческого подхода к делу; развивать умения работать в коллективе.
Воспитательные: Формировать интерес к вышивке, воспитывать трудолюбие, усидчивость и эстетический вкус, доброжелательность.
Возраст: 8-9 лет, 2 класс
Оборудование: пяльцы, ножницы, иголки, ткань (размер 15х 15см), карточки с образцами тканей, набор ниток мулине, черно-белые рисунки для раскрасок, схемы «Вышивка крестом», шкатулка с письмом и загадками.
Ход занятия
Организационный этап.
Введение в тему
Педагог: Всем здравствуйте! Ребята, сегодня на занятии мы с вами познакомимся с одним из видов рукоделия – вышивка крестом.
Немного истории. Где и когда появилась вышивка??? Вышивка является одним из самых любимых и распространённых видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели этим искусством. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства.
При археологических раскопках курганов найдены остатки одежды, искусно вышитой шерстяными, шелковыми, серебряными и золотыми нитями. Постепенно из любительского увлечения это искусство для многих мастериц превратилось в профессию.
«Вышивальная» мода возникла неспроста: 71 год назад закончилась война, разорившая практически каждую российскую семью. Не было нарядной одежды, нечем было украсить свой дом. И, как всегда, на помощь пришли женское трудолюбие, изобретательность и терпение. Женщины ухитрялись вышивать на кусочках ткани, которую прежде в течение нескольких дней превращали в канву, прореживая ткань по счету ниток, и только после этого застилали разноцветными крестиками.
С цветными нитками тоже было непросто: приходилось подкрашивать их в нужные цвета, нередко используя для этого естественные красители: шелуху лука, ботву картофеля, крапиву, листья березы, марганцовку.
Узоры вышивок были самые разнообразные: прежде всего всеми любимые розы, гирлянды из цветов, геометрический орнамент, сюжеты картин известных художников. Узорами обменивались, переводили на клетчатую бумагу со старых открыток, придумывали сами.
Украшали кофточки и платья, детскую одежду, но главное - свой дом. Появились на стенах вышитые картины, на диванах - цветные подушки. Вместе с этими рукотворными милыми вещами в дом пришли, как казалось в то время, не только уют и тепло, но и красота!
Для вышивки нам нужны материалы: ткань-канва, пяльца, нитки-мулине, ножницы, иголка, и схема изображения.
Основной этап
Создание проблемной ситуации.
Перед каждым ребенком на столе лежат материалы для вышивки.
Педагог: Ребята, посмотрите на столы, всё ли мы приготовили к работе? Проверьте пожалуйста! (Дети обнаруживают, что для работы им не хватает иголок).Что же нам делать?
Педагог вместо игольницы на привычном месте вдруг находит конверт. Педагог и дети с интересом рассматривают его. На конверте надпись “Ребятам детского объединения “Работа с текстильными материалами” от Иголочки”. Дети раскрывают конверт и читают письмо:
"Дорогие ребята! К сожалению, я не смогу вам помочь в работе с знакомством вышивки крестом. Меня заперли за шестью замками. Вы освободите меня, если выполните все задания. Задания вы найдете в волшебной коробочке. Я верю, что у вас все получится, и мы опять будем вместе. Ваша Иголочка"
Затем педагог обнаруживает шкатулку на своем столе, а в ней – задания от Иголочки. Педагог читает их вслух.
Выполнение заданий от Иголочки.
Задание № 1. Ребята, без этих верных моих друзей вы не смогли бы сделать ни одной работы. Отгадайте загадки и вы узнаете, кто мои верные друзья!
У тети Моти
Всегда в почете –
Штучка-одноручка,
Носочек стальной,
А хвостик льняной (игла с ниткой).
Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижет (ножницы).
Если выскочит с катушки,
С одноухою подружкой,
То по шёлку и по ситцу
Любят вместе закружиться! (иголка с ниткой)
На стебле белеют чашки,
В них и нитки и рубашки (ткань)
Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки (утюг)
У тети Моти
Всегда в работе
Пять братьев,
Годами равные,
Ростом разные (пальцы).
Педагог: Молодцы, ребята. Вы отгадали необходимые нам инструменты и материалы для работы.
Задание № 2. Ребята, по самым разным тропинкам “ходят” иголочка с ниточкой. Рассмотрите внимательно образцы тканей и покажите “дорожку”, по которой пойдут иголочка с ниточкой при вышивке крестом (Каждому ребенку раздается по три карточки с образцами тканей, один из которых – образец ткани для вышивки крестом. Дети должны поднять вверх и показать педагогу карточку с образцом ткани для вышивки крестом - канву).
Задание № 3. Ребята, перед вами расположены нитки, посовещайтесь и выберите, какими нитками обычно вышивают. Скажите, как называются нитки для вышивки? (мулине)
Задание № 4. Ребята, перед вами на картинках черно-белые рисунки. Подберите к ним такие цветные нитки, какими бы вы эти рисунки вышили. Будьте дружными и не ссорьтесь!
Работа выполняется по группам: дети рассматривают рисунки, выбирают нитки, обсуждают варианты, кладут нитки на стол, а затем рассказывают, для чего они выбрали нитки того или иного цвета.
Задание № 5. Ребята, а сейчас возьмите пяльцы и правильно заправьте в них ткань. Не волнуйтесь, у вас все получится! (Дети выполняют задание).
Задание № 6. Ребята, что-то у меня перепутались все правила техники безопасности. Как они будут звучать правильно? Поможете мне разобраться с этим вопросом? (да) Читаются неправильно сформулированные фраз, дети предлагают свою формулировку.
1.Иглы должны быть короткими с удлинённым ушком. (Иглы должны быть длинные с малюсеньким ушком)
2. Ножницы должны быть тупыми, концы лезвий никак не смыкаются (Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий – полностью смыкаться)
3. Пяльцы слегка поддерживают ткань, чтобы при вышивке она рвалась.(Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют её от деформации).
4. В вышивке на рабочей нитке делают много узелков. Изнанка изделия должна быть грязной и некрасивой (В вышивке на рабочей нитке никогда не делают узелков. Изнанка изделия должна быть чистой и аккуратной)
Педагог: Молодцы, вот вы и выполнили все задания, для того чтобы приступить к работе по вышивке крестом.
Если бы Иголочка могла говорить, то она сказала: “Спасибо, ребята, за ваши добрые сердца и золотые ручки” (педагог передает игольницу с иголками учащимся)
Практическая работа.
А сейчас мы поучимся с вами правильно вышивать простым крестом (ребята практикуются, ориентируясь по выданной им схеме «Шов крестиком»).

Молодцы, все справились.
Заключительный этап.
4.1. Беседа:
Ребята, понравилось ли вам наше занятие?
Что вы узнали сегодня нового?
С какой вышивкой вы познакомились?
Как давно зародилась вышивка крестом?
Где можно применять этот вид творчества?
Какие виды швов вы узнали?
Рефлексия:
Перед вами карточки голубого, зеленого и розового цветов! Выберите пожалуйста одну карточку и прикрепите на доску:
розовый цвет - понравилось занятие,
зеленый цвет - не очень понравилось,
синий – не понравилось.
Закончить наше занятие я хочу стихотворением:
«И в Европе, и в России
Можно встретить тот музей,
Где представлены картины
И царей, и королей.
Вышиты собственноручно
Шёлком, бисером они;
Почему же увлекались
Этим делом короли?
Их искусством восхищалась,
Но всё время удивлялась,
Ну зачем держать им пяльцы?
Ну зачем колоть им пальцы?
Но прошло немного лет,
Разгадала я секрет.
Увлеклась я вышиваньем,
Что за прихоть – вышивать?!
Нитку продевать в иголку,
Утомительно считать,
Ну зачем держать мне пяльцы?
Ну зачем колоть мне пальцы?
Трудоёмкое занятье
И нескорый результат,
Расцветает дивный сад!
Это дело утешает,
Это дело увлекает,
Вдохновение рождает!
Ведь недаром этот труд
Люди творчеством зовут!»
До свидания! До новых встреч!