СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УЧИМСЯ ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК [ы] ПОСЛЕ ЗВУКА [ц]

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«УЧИМСЯ ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК [ы] ПОСЛЕ ЗВУКА [ц]»


Тема: «УЧИМСЯ ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК [ы] ПОСЛЕ ЗВУКА [ц]»

Цель: Сформировать правило правописания букв “ы-и” после “ц”

Задачи:

  1. Самостоятельно определять тему и цель урока.

  2. Самостоятельно планировать учебную деятельность на уроке и искать пути её выполнения на уроке.

  3. Ставить и формулировать проблему; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

  4. Сравнивать работу с эталоном, находить различия, анализировать ошибки и исправлять их.

  5. Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

  6. Учиться работать в паре, в группе, индивидуально.

  7. Формировать интерес к учению.

Ход урока

  1. I. Организационный момент (слайд) Мотивация на деятельность

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу успеха.

- Девизом нашего урока будут эти слова:

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работать будет старательно,

Слушать будем внимательно!

Перед началом работы вспомним правила посадки за партой. (слайд)

  1. Минутка чистописания

- Прочитаем чистоговорку. (на слайде)

Цы-цы-цы- бегут ко мне птенцы.
Ца-ца-ца- дам я им пшенца.
Цу-цу-цу- налью я им водицу.
Цо-цо-цо- снесите мне яйцо.


- Какой звук повторяется? (Звук ц.)

-А какой буквой обозначается звук ц? (Буквой ц).

- Нам сегодня на уроке пригодятся соединения ци с буквой и, цы с буквой ы. Какое соединение между буквами? (Верхнее соединение).

ци цы

III. Постановка Учебной Задачи. Мотивация.

- Прочитайте записанные слова. (про себя) на слайде

(вслух 1 ученик читает чётко, громко).

Сн…га, выб...жал, маш…на, ц…рк.

- Что интересного заметили? (пропущены буквы).

- Выполните самостоятельно в тетради. Кто закончил работу – руку на локоток, чтобы я видела, что вы готовы.

- Давайте проверим, правильно ли мы вставили пропущенные буквы. (по цепочке 1 ряд 1 вариант – 5 человек).

- Дошли до слова цирк!

- Написание какого слова у вас вызвало затруднение? (ц…рк проблема не можем объяснить).

- (На доске сама разворачиваю эту карточку).

Ц…рк ?

- Поднимите руку те, кто считает, что слово цирк надо писать с буквой и после ц? (поднимают руки).

- Поднимите руку те, кто считают, что слово цырк надо писать с буквой ы после ц? (поднимают).

- Кто же прав? Чтобы ответить на этот вопрос, нам чего-то не хватает? Чего же? (знаний).

- Значит, мы должны их добыть!

- Чему мы будем учиться? Сформулируйте учебную задачу. (Будем говорить о словах, где после буквы ц будем писать ы или и).

- Верно. Мы узнаем правило о правописании букв ы, и после ц.

- Важно ли это знать? (да).

- Где пригодятся эти знания? (в жизни).

IV. Решение учебной задачи.

(на слайде слова 1 столбика)

- Прочитайте слова, выделяя голосом сильную позицию. (хором тянут, выделяя голосом [цы] )

цирк

циркуль

цифра

- Все ли слова понятны? (Да).

- Что интересного заметили в словах? ([цы]говорим, а написано ци).

- Да, ребята. В некоторых словах после ц звук [ы] обозначает на письме буквой и.

- А в какой части слова эта орфограмма? (в корне).

- Давайте обозначим корень в словах 1 столбика.

цирк

циркуль

цифра

Групповая работа.

(на слайде правила работы в группе:

- слушай друг друга, не перебивай;

- доказывай свое мнение спокойно, вежливо;

-работать активно и серьёзно).

- Повернитесь друг к другу и придумайте правило. Кто будет готов – возьмитесь за руки. (дети придумывают правило).

(В корнях слов после ц звук [ы] обозначаем буквой и.) Устно отвечают.

- Молодцы, ребята.

Результат работы на доске: (опорная табличка).



- А вы знаете, что так бывает не всегда. Есть в русской грамматике слова, которые пишутся с буквой ы после ц. Это- Цыган цыпочки, цыплёнок цыц цып-цып.

- Буква ы после ц – это указание на то, что слово – исконно русское. Чтобы их запомнить и не ошибиться в написании мы их запомним.

- Цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул цыц, а бабушка сказала цып-цып. - Все ли слова понятны? Что обозначает слово «ЦЫКАТЬ»?

Проверим по Толковому словарю (по словарю Репкина). (1 словарь на парте у учеников. Они открывают страницу словаря, читают громко и чётко.)

Цы́кать (разг.)- прикрикивать на кого-л., что-л. (обычно при приказании прекратить что-л. или при выражении какой-л. угрозы). (слайд) Попробуйте составить предложение со словом цыкать.

(на слайде слова 2 столбика)

- Прочитайте слова. (читаем хором)

синицы

скворцы

птенцы

- Все слова понятны?

- Что интересного заметили в словах? ([цы] говорим и написано тоже цы)

- Да. Всё верно. А в какой части слова эта орфограмма? (в окончании).

- Давайте обозначим окончание в словах 2 столбика. (Дети комментируют).

- Повернитесь друг к другу и обсудите в группе правило о том, когда же пишем букву ы после ц? (дети придумывают правило).

- (правило: в окончании слов после ц звук [ы] обозначаем буквой ы). Результат обсуждения на доске.

2.

(группа, которая готова, взялись за руки, выбрать 1 отвечающего).

- Молодцы, ребята.

- (на слайде слова 3 столбика)

- Прочитайте слова. (читаем хором)

секция

акация

станция

- Все ли слова понятны?

- Что такое секция? (Дети отвечают).

- Спортивная секция – спортивный кружок.

- Секция в магазине - отдел торгового предприятия, где продаются определенные виды товаров.

- Как называют слова, которые имеют 2 и более лексических значения? (многозначные).

- Что общего в этих словах? На что оканчиваются эти слова? ( сочетание –ция. Слышим после звука ц – ы, а пишем – и).

- Да, ребята. Всё верно, молодцы.

- Повернитесь друг к другу и придумайте в группе правило, которое поможет написать такие слова. Так в каких случаях мы пишем тоже букву и после ц? (дети придумывают правило).

- (правило: слова с сочетаниями ция пишем с буквой и).

(группа, которая готова, взялись за руки, выбрать 1 отвечающего).

- Молодцы, ребята. Результат обсуждения на доске.(табличка)


- Итак, ребята к какому выводу мы пришли? (по опорным табличкам вывод).

- Давайте, проверим, как взрослые думают. Правильно ли мы составили правило? С.121

- Прочитайте правило про себя 2-3 раза.

- Правильно мы составили правило? (Да).

- Молодцы, ребятки.

V. Физкультминутка (музыкальная)

  1. Закрепление знаний.

- А теперь поработаем по учебнику. Откройте, пожалуйста, учебники с. 122 упр.1

- Прочитайте задание. (про себя, вслух).

- Что нужно сделать? (записать данные слова в три столбика).

- Да всё верно. Распределите слова в 3 столбика: в 1- ци в корне, во 2 – слова-исключения с цы, в 3 – с окончанием ы.

- Ребята, мы выполним так это задание: по цепочке с комментированием у доски будет работать 3 ряд. (Записывают выходя по цепочке слова в нужный столбик с комментированием доказывая). А остальные ребята записывают в тетради.

Циркач

циклон

нарцисс

цилиндр

цыплёнок

цыган

цыплячий

цыкать

спицы

куницы

рукавицы

зайцы

концы

- Какие слова вы не выписали?

Традиция и акация

- Почему? (Потому что они не входят ни в одну группу, у них сочетание ция).

Вернёмся к слову цирк. Как напишем, зная правило? (Напишем букву и после ц, так как находится в корне). (на доске карточка).

- Так мы ответили на учебную задачу?

- Да.

- Теперь мы можем зачеркнуть знак вопроса? Да.

- Ребята, а вы любите цирк? (Да).

- А вы знаете ребята, у нас в Республике Башкортостан тоже есть замечательный цирк. И находится он в городе Уфе, но в настоящее время его пока ремонтируют и примерно предполагают, что откроют к 450-летию города Уфы.

(слайд с фото цирка).

- Физминутка для глаз.

- А теперь, ребята, я предлагаю вам поработать над следующим заданием. Послушайте меня внимательно. Дорогой друг! Внимательно читай слова на облаке и выбирай нужную букву на солнце. Не торопись, вспоминай правило. Если ответы будут правильными, то картинка раскрасится. (Интерактивная раскраска на отработку).

  1. Итог урока. Рефлексия.

- О чём мы сегодня с вами говорили? (О правописании букв ы-и после ц).

-Какие правила запомнили? (В корне слова пишем и, в окончании пишем ы, в буквосочетания ция пишем и, но есть еще слова исключения: цыган, цыплёнок, цыц, цыпочки). Смотрят на опорные таблички на доске.

- Молодцы, все верно.

- Ребята, у вас на парте у каждого смайлики. Если всё понятно поднимите смайлики с улыбкой, если не всё поняли смайлик такой, а если ничего не поняли смайлик с недовольной улыбкой.

- Оцените работу 1 ряда 1 варианта знаком. (отметки)

- А 3 ряд комментировали с правилами, оцените их работу, ребята. (отметки)

  1. Домашнее задание (на слайде)

дифференцированное (разноуровневое)

- У вас на парте у каждого лежат 3 полоски разного цвета:

1. жёлтая: учебник с. 122 упр.2

2. зелёная: рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3

3. красная: составить кроссворд со словами с ЦИ и ЦЫ в тетради, а можно и на альбомном листе красочно.

- Выберите ту полоску, задание на которой вам больше нравится и запишите в дневник д/з.






















рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3


рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3


рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3


рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3


рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3


рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3


рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3


рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3


рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3


рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3


рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3


рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3


рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3


рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3


рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3


рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3


рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3


рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3


рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3


рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3


рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3


рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3


рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3


рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3


рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3


рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3


рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3


рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3







Ц…рк

?




ЦИ ЦИ













10