Просмотр содержимого документа
«Учёт особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся для учебного процесса»
Учёт особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся для учебного процесса
Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся
включают необходимость:
- учета в организации обучения и воспитания слабовидящего определенных факторов: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени жизнедеятельности в условиях нарушенного зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических приспособлений, рекомендуемой оптической коррекции и приборов для улучшения зрения, режима зрительной и (или) тактильной, физической нагрузки;
- целенаправленного обогащения (коррекции) чувственного опыта за счет развития сохранных анализаторов и формирования компенсаторных способов деятельности;
- широкого использования специальных приемов организации учебно-практической деятельности (алгоритмизация, работа по инструкции и др.);
- расширения, обогащения и коррекции предметных и пространственных представлений, формирования и расширения понятий;
- обеспечения доступности учебной информации для зрительного восприятия обучающихся;
- развития приемов полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира;
- предъявления информации преимущественно в наглядно-образной форме;
- целенаправленного развития сенсорно-перцептивной деятельности, ориентировочных действий;
- максимального расширения образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом;
- специальной организации (с учетом особых образовательных потребностей) пространственно-развивающей среды;
- преимущественного использования индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;
- учета темпа учебной работы обучающихся с учетом наличия особых образовательных потребностей;
- формирования познавательных действий и ориентировки в микро и макропрстранстве;
- целенаправленного формирования умений и навыков социально-бытовой ориентировки;
- коррекции нарушений в двигательной сфере;
- развития речи и коррекции речевых нарушений;
- нивелирования негативных и поведенческих качеств характера и профилактики их возникновения.
Специфика организации образовательного процесса:
• введение специальных пропедевтических этапов, подготавливающих учащихся к выполнению различных заданий;
• введение в структурное построение уроков (занятий, коррекционных курсов) релаксационных пауз и специальных физкультминуток, обеспечивающих профилактику зрительного и (или) тактильного утомления;
• рациональное использование сохранных анализаторов;
• учёт темпа учебной работы;
• индивидуализацию заданий с учетом специфических факторов (характера и глубины зрительных нарушений, учета временного регламента и др.).