Описание профессиональной педагогической деятельности
учителя музыки Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №22 г. Канска
Волковой Евгении Игоревны.
Музыка не только доставляет нам удовольствие.
Она многому учит. Она, как книга,
делает нас лучше, умнее, добрее.
Кабалевский Д.Б.
Целью моей педагогической деятельности является организация и осуществление музыкального образования (воспитания, обучения и развития) школьников, направленные на развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Для достижения цели реализую следующие задачи:
-способствовать приобщению к музыке как эмоциональному, нравственно- эстетическому феномену, осознанию через музыку жизненных явлений, овладению культурой отношений, запечатлённой в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
-развивать в процессе музыкальных занятий творческий потенциал, ассоциативность мышления, воображение через опыт собственной музыкальной деятельности;
-воспитывать художественный вкус, музыкальность и потребность в общении с искусством;
-способствовать освоению языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.
Основное средство достижения цели – постоянные и систематические встречи учащихся с музыкой, направленные на развитие у них на этой основе потребности в высоких образцах художественного творчества.
Музыкальное образование осуществляю, реализуя программу общеобразовательных учреждений «Музыка. Начальные классы» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Г.С. Шмагиной, программу общеобразовательных учреждений «Музыка 5-7 классов» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, программу общеобразовательных учреждений «Искусство 8-9 классы» Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской, используя существующие учебно-методические комплекты по музыке и современные научно-методические рекомендации и разработки.
Отбор методов, средств, форм обучения и воспитания, направленный на реализацию образовательных задач, осуществляю с учётом возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности.
«Деятельностное» освоение музыкального искусства (приобретение опыта творческой деятельности) позволяет реализовать музыкально-творческие способности, возможности и потребности учащихся, повысить мотивацию обучения.
Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимися в процессе слушания и исполнения музыки. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; разыгрывание песен, инсценирование сюжетов сказок, освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении поэтических страниц, в подборе музыкальных произведений на определенную тему; небольших сочинений о музыке, музыкальных инструментах и т.д.
Приоритетами для учебного предмета «Музыка» являются:
1.Эмоционально-ценностная деятельность – личностное, эмоционально- прочувствованное общение с произведениями искусства, осуществляемое в различных видах музыкальной деятельности под руководством учителя;
2.Познавательная деятельность – наблюдение, выявление интонационно-жанровой основы изучаемых музыкальных произведений, их стилевых особенностей; моделирование художественно-творческого процесса в слушательской, исполнительской деятельности, импровизации и сочинении музыки; поиск и выделение значимых связей и отношений между частями музыкального целого; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация произведений музыкального искусства по одному или нескольким предложенным основаниям; поиск оригинальных решений и самостоятельное выполнение учебно-творческих задач;
3.Информационно-коммуникативная деятельность – адекватное восприятие и переживание эмоционально-смыслового содержания музыки; освоение знаний о музыкальном искусстве, музыкальной культуре; воплощение своего личностно- ценностного отношения к музыке и музыкальной деятельности в процессе коллективного музицирования; умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, полилоге (овладение интонационной выразительностью речи); использование различных источников информации;
4.Рефлексивная деятельность – оценивание процесса и результата собственной музыкальной деятельности и деятельности других учащихся с позиции приобретаемого опыта эмоционально-ценностных отношений, осваиваемых музыкальных знаний, умений и навыков, опыта учебной музыкально-творческой деятельности; осознанное определение сферы своих музыкальных интересов и возможностей.
Кроме основной формы организации учебно-воспитательного процесса – урока музыки, использую внеурочные формы работы с учащимися в школе (тематические внеклассные занятия, концерты, викторины, неделя предметов эстетического цикла, конкурсы караоке и др.), а так же привлекаю школьников к занятиям музыкой вне школы (фестивали, конкурсы вокального творчества). В 2006-2007 учебном году участвовала в осуществлении школьного проекта «Организация внеурочной деятельности учащихся».
Принимая активное участие в школьных (календарных – День знаний, День учителя, День матери, Новый год и т.д., а так же тематических – линейка «Книга и музыка», праздник «В мире красок и мелодий» и др) и в городских мероприятиях (фестиваль «Весенняя капель», «Встреча друзей» и др.), учащиеся проявляют свою активную жизненную позицию и творческую инициативу.
Большой популярностью пользуется созданная мной в школе вокальная студия «Ровесники». Занятия направлены на творческое самораскрытие ребёнка в музыкальной деятельности, становление и социализацию личности ученика в современном мире. Состав учеников разделён на три группы: младшие школьники, среднее звено, учащиеся старших классов. Таким образом, в творческой деятельности задействованы все возрастные группы школьников. Результатом работы вокально студии является активное участие детей в общешкольных коллективных творческих делах, календарных праздниках, родительских собраниях и других формах деятельности в соответствии с планом воспитательной работы школы, а также в городских конкурсах и фестивалях.
Для старших школьников три года вела «Экспресс-клуб по гитарному аккомпанементу», направленный на расширение их художественного кругозора, эстетических потребностей, удовлетворение индивидуальных образовательных интересов. Цель курса – научить исполнять аккомпанемент по песенникам, в которых имеются буквенно-цифровые обозначения аккордов, а так же учить подбирать аккомпанемент по слуху к знакомым песням. Результаты обучения демонстрировались учащимися на школьных мероприятиях, предусмотренных планом образовательного курса и планом воспитательной системы школы.
Освоение содержания образования по предмету «Музыка» способствует формированию у учащихся общеучебных умений и навыков, в начальных классах – УУД: овладению ими методами наблюдения, сравнения, классификации различных явлений музыкального искусства, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений; формированию представлений о художественной картине мира.
В процессе музыкальных занятий учащиеся расширяют и обогащают опыт адекватного восприятия устной речи, её интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства; совершенствуют умения формулировать своё отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем; формировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая её конкретными примерами и аргументами; приобретают умения и навыки работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует также овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности, определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности; совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Интересы многих учеников связаны с миром компьютеров, и именно этот ресурс необходимо научиться использовать для активизации творческой и познавательной деятельности учащихся на музыкальных занятиях.
После поступления в школу компьютеров вместе с электронными изданиями на CD-ROM, среди которых был диск «Энциклопедия классической музыки», началось активное использование готовых электронных образовательных ресурсов в процессе обучения. Слайды и репродукции, видео- и аудиофрагменты, экскурсии в историю музыкальной культуры различных стран раскрывают огромный мир музыкальной классики. Диск содержит викторину с быстрой, удобной и беспристрастной обработкой полученных результатов.
Позднее школа приобрела мультимедийное наглядное пособие «Музыка – начальная школа» и программно-методический комплекс «Мир музыки» для начальной школы. Широкая функциональность и простота управления ПМК дают возможность строить урок в соответствии с поставленными задачами. Богатый иллюстративный материал позволяет максимально визуализировать учебный процесс и вовлекать учащихся в интересное путешествие — в мир музыкального искусства, пробуждая эмоционально-чувственное отношение к музыке и раскрывая творческие индивидуальные особенности.
Ещё одной интересной формой работы является использование на уроках музыкальных дисков с программой «Караоке». На этапе исполнения, пение на уроках можно разнообразить использованием компьютерного аккомпанемента. А в связи с дефицитом времени на уроках, выведение слов на проекционный экран позволяет освоить большее количество песенного материала.
Использование мультимедийных учебных пособий в среднем звене наиболее эффективно при изучении тем, связанных с изучением музыкальных инструментов, отдельных произведений, выявлением общих художественных принципов, биографий композиторов. Старшеклассники используют программные диски и ресурсы интернета для осуществления проектной деятельности, результатом которой явилось создание буклетов, подготовка сообщений, а также мультимедиа презентаций. Цель этой работы: привлекать детей к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное, важное для всех участников деятельности.
Одним из инструментов внедрения информационных технологий является программа Power Point. Создание презентаций дает возможность учителю и ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
Новые возможности открыл Интернет. При подготовке к урокам мною используются материалы сайтов, посвящённых современной музыке, современным композиторам, на сайтах различных сообществ узнаю о новинках в мире музыки (это не только текстовая информация, но и музыкальные фрагменты в формате МР-3, цифровые фотографии). Многие сайты содержат «минусовки», использование которых эффективно при проведении уроков музыки. Интернет-ресурсы, доступные любому ученику, расширяют кругозор, обостряют интерес к обучению.
Однако, большую часть материалов из интернета (видео, картинки и др.) можно скачать только в домашних условиях, т.к. «фильтры» школьной сети не позволяют открыть даже картинки.
Использование Интерактивной доски на уроке имеет ряд преимуществ:
1.Облегчение работы учителя и учеников (можно управлять компьютером прямо с доски);
2.Увеличение вовлеченности учащихся в работу;
3.Повышение мотивации;
4.Возможность представить информацию с помощью мультимедийных ресурсов.
Использование при организации учебно-воспитательного процесса элементов информационных компьютерных технологии, цифровых образовательных ресурсов, аудио- и видеоматериалов позволяет мне:
1.По-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники.
2.Обогащать методические возможности урока музыки, придать ему современный уровень.
3.Помогать активизации творческого потенциала ребёнка.
4.Способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре.
5.Формировать духовный мир ребёнка.
Но нельзя забывать о том, что урок музыки - это урок общения с искусством. Вот почему так важно не "подменить” его общением с компьютером.
Важным направлением музыкального воспитания является формирование нравственных, эстетических и художественных качеств личности, необходимых юному гражданину, патриоту России. Гражданственно-патриотическое воспитание на уроке осуществляю через знакомство с традиционным русским искусством, его истоками, видами, ценностными ориентирами, при формировании позитивного заинтересованного отношения к познанию музыкальных культур других стран.
Воспитательному воздействию на личность школьника способствуют приобретение учащимися компетентности слушателя и исполнителя; развитие умений ориентироваться в современном музыкально-информационном пространстве, способности различать позитивные и негативные явления и влияния массовой культуры, манипулирующей общественным сознанием, а также интеграция полученных знаний в собственной музыкально-творческой деятельности, умение организовать свой культурный досуг.
Сохранение физического, психического и нравственного здоровья является первостепенной задачей любого образовательного учреждения. Мною используются следующие механизмы реализации деятельности в области здоровьесбережения:
- исключение учебной перегрузки учащихся;
- включение в учебно-воспитательный процесс физминуток, упражнений для глаз;
- учёт динамики работоспособности;
- смена видов деятельности на уроке;
- осуществление работы по охране голоса школьника, укреплению голосового аппарата;
- использование метода позитивной психологической поддержки ученика;
- создание на уроке ситуации успеха;
-осуществление дифференцированного подхода в обучении детей с разными возможностями;
- создание благоприятного психологического климата на уроке для каждого ученика.
На первом месте для меня всегда стоит самообразование. Чтобы идти в ногу с современными требованиями к уроку, систематически просматриваю электронные версии периодических изданий (журналов) по педагогике, психологии, своему предмету; зарегистрирована на многих образовательных сайтах; периодически просматриваю новые документы на сайтах МО РФ, КИПК и др.
Принимаю участие в работе городского методического объединения учителей музыки. Мною представлены материалы по использованию ИКТ на уроках музыки в методическую копилку цифровых образовательных ресурсов городского методического объединения («Музыка на балу», «Методика изучения и обобщения опыта учителя»).
В 2009 году участвовала в творческой лаборатории по направлению: «Академическое хоровое пение» по теме «Современные практики работы с академическим хором», руководитель Г.А.Шахраманян. Краевое государственное бюджетное учреждение «Дом работников просвещения» (сертификат).
В 2012 году – участник творческого тренинга «Вокальное мастерство» в рамках межмуниципального этапа фестиваля самодеятельного творчества работников образования Красноярского края «Творческая встреча - 2012» (свидетельство).
В 2013 году приняла участие в работе регионального мастер – класса по эстрадному вокалу (сертификат).
Повышаю квалификацию на курсах:
в 2012 году прошла обучение в КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж» по программе дополнительного профессионального образования «Введение ФГОС НОО», (72 часа, удостоверение);
в 2013 году прошла обучение в КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж» по программе дополнительного профессионального образования «Психолого - педагогические аспекты обучения учащихся в коррекционных классах VII и VIII вида», (72 часа, удостоверение).
С целью повышения своего профессионального уровня участвую в дистанционных мероприятиях:
в 2011г. приняла участие в I Всероссийской заочной электронной научной конференции «Педагогика новаторства в XXI веке» (ГОУ ВПО «Северо-Восточный государственный университет», кафедра педагогики, г.Магадан - www.svgu.ru) по направлению «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе»;
в 2012г. в сборнике материалов конференции опубликована моя статья «Приоритетные направления в преподавании музыки».
в 2013г. участвовала в Открытом общероссийском интернет-конкурсе "Век живи - век учись. Лучшее в опыте преподавания музыки" (konkurs.com.ru) - в списке победителей (диплом I степени).
В 2012-2013 учебном году принимала участие в муниципальном этапе VII Всероссийского профессионального конкурса мастерства педагогов «Мой лучший урок».
С целью обобщения и распространения собственного педагогического опыта участвую в работе городского методического объединения учителей музыки, выступаю на педсоветах, провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия, в том числе с применением ИКТ технологии (урок по теме «Джаз – дитя двух культур», внеклассное занятие для учащихся 1 класса «Музыкальный калейдоскоп»). В 2005-2006 учебном году руководила школьной творческой группой учителей по теме «Методика изучения и обобщения опыта учителя».
Для наиболее эффективного осуществления музыкального образования школьников свою работу строю на основе сотрудничества с классными руководителями, учителями предметниками (информатика, изо, мхк, литература), заведующим библиотекой и администрацией школы.
В процессе работы по музыкальному воспитанию школьников осуществляю взаимодействие с родителями. Для этого использую следующие формы работы: индивидуальные консультации с рекомендациями по вопросам музыкального воспитания ребёнка в условиях семьи и расширения социокультурного опыта детей, дни открытых дверей и родительские собрания, участие родителей школьных мероприятиях и в подготовке учащихся к городским конкурсам. В результате родители имели возможность оценить способности и достижения детей. Стали активнее сотрудничать, получили удовлетворение от взаимодействия.
Анализ средств и методов собственной профессиональной педагогической деятельности, её результатов показал и ряд проблем, на решение которых будут направлены мои усилия, но уже сейчас можно сказать, что работа имеет позитивное значение для развития школьников, собственного развития и роста качества образовательного процесса.